Главная страница
Навигация по странице:

  • 29. Особенности становления русской философии. Славянофилы (А.С. Хомяков) и западники (П.Я. Чаадаев).

  • 1. Понятие философии. Предмет философии и его особенности. Философия как любовь к мудрости. Мудрость и знание


    Скачать 0.94 Mb.
    Название1. Понятие философии. Предмет философии и его особенности. Философия как любовь к мудрости. Мудрость и знание
    Анкорfilosofia_bilety_97.doc
    Дата24.04.2017
    Размер0.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofia_bilety_97.doc
    ТипДокументы
    #4646
    страница13 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
    Раздел философии, исследующий общественную жизнь, называется  социальной философией. Социальная философия внутренне связана с такими разделами обществознания, как философия истории и социология (философия истории, исследуя судьбу человечества, суть исторического бытия, как и социология, которая изучает принципы социального взаимодействия людей, функционирование общества, опирается на выводы социальной философии) Предметом   социальной философии являются наиболее общие основания, условия, закономерности жизни общества.Понятие “общество” характеризует целостную систему связей и отношений между людьми, которые исторически возникают в процессе их жизнедеятельности. Общество – сложнейший объект познания. Социальное познание имеет дело с объект-субъектной реальностью. Специфика ее познания обусловлена бесконечным разнообразием объективных и субъективных факторов социальной жизни, характером социальных законов, сложностью верификации или фальсификации социального знания.

    В социальной философии имеет место ряд программ к исследованию общества: натуралистическая, культуроцентристская, психологическая, марксистская, а также теория социального действия и др.Натуралистический подход в социальной философии формируется в XVIII в. под влиянием успехов естествознания. Его представители (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Г. Спенсер, Т. Парсонс, Э. Уилсон, Л. Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества. Характерной чертой методологии натурализма является редукционизм.Кризис натуралистической исследовательской программы на рубеже XIX-XX в.в. связан с развитием  гуманитарных и общественных дисциплин, выделением общества и культуры в качестве самостоятельных фундаментальных областей исследования. Культуроценристский подход, опирающийся на творчество И. Канта, Г. Гегеля, Г. Риккерта, В. Виндельбанда, И. Хейзинги и др., рассматривает общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется  духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами. В рамках этого подхода представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) была  поставлена проблема социогуманитарных методов исследования. Они выработали понятие о номотетической науке (естествознании), использующей методы обобщения при познании законов природы и об идеографической науке, которая использует методы описания при изучении единичных исторических событий. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общественно-экономическая формация, согласно марксистской концепции, представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества выражается через процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.                    3Наиболее популярной в настоящий момент является, пожалуй, типология, выделяющая доиндустриальное (архаическое), индустриальное и постиндустриальное общество. Ее создателем считают видного американского социолога Даниела Белла (р. 1919). Понятие «постиндустриальное общество» было введено Д. Беллом в 1974 г. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Доиндустриальное общество характеризуется приматом сельского хозяйства, семьи и традиции; индустриальное — экономическим ростом, промышленностью и приспособлением к настоящему; постиндустриальное общество — главенством информации и ориентацией на будущееГруппа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой “кодекс” поведения.Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса.Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними  Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum — слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации — рабство, касты, сословия  и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. Маргинал — это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует.  Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть эт?номаргиналы — люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы — люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно?политическом борьбы: религиозные маргиналы — люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.
    29. Особенности становления русской философии. Славянофилы (А.С. Хомяков) и западники (П.Я. Чаадаев).

    Начальный период становления русской философии — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени: процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого; секуляризация общественной жизни.В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были: М.В. Ломоносов; А.Н. Радищев; Феофан Прокопович; В.Н. Татищев; А.Д. Кантемир и др.Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

    Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев. Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи: славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.); западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники, идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России.Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.

    Характерные черты: антропоцентризм; гуманизм; религиозный характер; возникновение русского космизма (мистического, теологического).Западники: представители Чаадаев П.Я., Грановский Т.Н., А. И. Герцен, В. Г. Белинский, придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.Западники и славянофилы жили и мыслили в 40–50 годах XIX векаАлексе́й Степа́нович Хомяко́в — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства. Взгляды Алексея Хомякова тесно связаны с его богословскими идеями и в первую очередь с экклезиологией (учением о Церкви). Под Церковью славянофил понимал прежде всего духовную связь, рожденную даром благодати и «соборно» объединяющую множество верующих «в любви и истине». В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомякова, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви – идею соборности. Напротив, в католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае – во имя единства, во втором – во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного «духу Церкви». Религиозная онтология Алексея Хомякова последовательно теоцентрична, ее основу составляет идея «волящего разума» как первоначала всего сущего: «и мир явлений возникает из свободной воли». Собственно, его онтология – это в первую очередь опыт философского воспроизведения интеллектуальной традиции патристики,. Существенное значение имеет утверждаемая им неразрывная связь воли и разума (как божественного, так и человеческого), что принципиально отличает позицию Алексея Хомякова от различных вариантов волюнтаризма (А. Шопенгауэр, Э. Гартман и др.). Отвергая рационализм, Хомяков обосновывал необходимость цельного знания («живознания»), источником которого выступает соборность – «совокупность мышлений, связанных любовью».

    Петр Яковлевич Чаадаев - философ и публицист. Родился в Москве, получил домашнее образование. В своем европоцентризме Чаадаев не был оригинален. Европоцентризм в той или иной степени был характерен для европейской и исторической мысли того времени. Нет ничего специфического и в признании им огромного духовного значения европейской традиции. Ведь и для славянофила Хомякова Европа была "страной святых чудес". Но если для славянофилов высочайшая ценность культурного творчества народов Запада отнюдь не означала, что у прочего человечества не было и нет ничего равноценного, и что будущий прогресс возможен лишь при движении по единой исторической магистрали, уже избранной европейцами, то для автора "Философических писем" дело в значительной степени обстояло именно так. У Чаадаева не было стремления к идеализации западноевропейской истории и тем более современности. Но его безусловно вдохновляла величественная историческая картина многовекового культурного творчества народов Запада. "Разумеется, в странах Европы не все исполнено ума, добродетели, религии, - совсем нет, - писал Чаадаев - Но все там таинственно подчинено силе, безраздельно царившей в ряде веков"
    Особенности развития общества. Социальный прогресс и социальный регресс. Революции и реформы. Понятие цивилизации. Типология цивилизаций. Основные концепции цивилизации (К. Маркс, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер). Концепция социальной и культурной динамики (П.А. Сорокин).

    Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.Необратимость – это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен.Направленность – это те линии, по которым совершается накопление.Закономерность – это необходимый процесс накопления перемен.Важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого оно осуществляется. Необходимо также учитывать, что основные черты социального развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.Прогресс и регресс в общественном развитии (лат. - движение вперед и - возвращение) - противоположные формы развития об-ва в целом или отдельных его сторон, означающие соответственно либо поступательное разнитие об-ва по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию. Критерием общественного П. служит прежде всего степень развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры, развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные периоды истории весьма существенное значение для характеристики развития об-ва с т. зр. его П. или Р. могут приобретать в силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как формы политической жизни, культура, образование и т. д., хотя они вторичны, производны и определяются экономическим строем об-ва. Примером общественного Р., обусловленного политическими факторами, может служить история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктаторские режимы (фашизм). Крайне противоречиво развитие антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и служат в определенные периоды истории ступенью П. об-ва, им всегда присущи черты Р., к-рые становятся преобладающими в период упадка данного об-ва. Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном процессе.Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечении полноты, радикальности и всесторонности их, но на доведении этих преобразований до конца.  В широком смысле под цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле – только материальную культуру. Цивилизация  возникла на определенной ступени развития общества. Цивилизация  - определенная ступень развития общества, а под культурой Вебер понимает качественную сторону жизни. Этнографическая концепция в том, что у каждого народа своя цивилизация (Т. Жуффруа).Цивилизация – то этап, который связан с разделением труда, обменом товарным производством, усложнением социальной структуры общества и взаимоотношений между социальными субъектами, индивидами и классами. Под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны – способ освоения культурных ценностей, который определяет специфику общественной жизни.В зависимости от степени технической оснащенности в среде общественного производства, свободы личности в социальной и духовной сферах, типах культуры определяются и качественно различные типы цивилизаций, через которые исторически проходило человечество в своем развитии. Космогенная(охватывающая древнее общество в эпоху средневековья), техногенная или индустриальная,соответствующая капиталистической и социалистической общественно-экономическим формациям и формирующаяся в настоящее время антропогенная цивилизация (информационное общество).

    В этом плане следует выделить концепции цивилизации Н.Я.Данилевского, Шпенглера, Тойнби, заложивших основы культурно-исторического подхода к проблеме общественного развития. Данилевский выдвинул теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой то, что именуется «всемирной историей», является лишь историей локальных цивилизаций, имеющих индивидуально замкнутый характер и вместе с тем схожих по своему внутреннему механизму. Он вычленил десять «полноценных» самобытных цивилизаций, или культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, ассирийско-вавилонско-финикийский, или халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический, или аравийский, германо-романский, или европейский. Отдавая должное началам экономики и политики, Данилевский сопоставлял славяно-русскую и германо-романскую цивилизации через призму психического строя, религии, воспитания и характера культурной деятельности двух сообществ людей.Приоритет культурного начала еще более определенно отстаивал Тойнби, для которого цивилизация есть достигшая пределов самоидентификации культура. Концепция Тойнби, в частности идея «круговорота цивилизаций», неоднократно подвергалась критике, на которую английский историк нередко реагировал конструктивно и самокритично. С годами он все больше подчеркивал возможности диалога и взаимовлияния цивилизаций, в результате которых могут формироваться некие общечеловеческие универсалии. Тем самым он предвидел и признавал возможность образования мировой цивилизации (по современной терминологии, глобального общества) со всемирной религией и этикой.Шпенглер, в отличие от Данилевского и Тойнби, не отождествлял, а противопоставлял культуру и цивилизацию, т.к. для него последняя есть продукт вырождения и перерождения культуры. По сути Шпенглер подхватывал и развивал критично-пессимистическое отношение к достижениям цивилизации Ж.-Ж.Руссо, который в «Рассуждениях о науках и искусствах» отмечал «отчужденно-утонченный» характер связи людей в цивилизованных обществах, что выступает прикрытием не только нравственного несовершенства человека, но и несовершенства общественного состояния человечества в целом. Как чисто искусственное образование цивилизация противостоит культуре как естественному развитию социума. Умирание и смерть культуры – это начало и процесс возникновения и торжества цивилизации, заменяющей творчество бесплодием, развитие – окостенением. Культура плодоносит, созидает, творит «вглубь», а цивилизация – разрушает, омертвляет, распространяется «вширь». 
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта