Главная страница
Навигация по странице:

  • Противоречие как источник развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Принцип антагонистической регуляции функций в биологии и медицине.

  • 12. Платон и его учение об идеях. Теория познания и учение о душе. Концепция идеального государства. Диалоги Платона.

  • Закон отрицания отрицания. Цикличность, поступательность, преемственность, трехступенчатость, спиралевидность изменений. Диалектическое отрицание в медицине.

  • 13. Аристотель: философ и учёный-энциклопедист. Метафизика и учение о четырех причинах. Учение о душе и достижения в биологии. Геоцентрическая парадигма и физика. Этика и учение о государстве.

  • Метафи́зика

  • 1. Понятие философии. Предмет философии и его особенности. Философия как любовь к мудрости. Мудрость и знание


    Скачать 0.94 Mb.
    Название1. Понятие философии. Предмет философии и его особенности. Философия как любовь к мудрости. Мудрость и знание
    Анкорfilosofia_bilety_97.doc
    Дата24.04.2017
    Размер0.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofia_bilety_97.doc
    ТипДокументы
    #4646
    страница5 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Понятие и место закона в науке и философии. Классификация и виды законов. Особенности законов диалектики. Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество, количество, мера, скачок. Мера и норма. Понятие нормы и патологии в медицине.

    Классификация законов:I. По степени общности: всеобщие – законы диалектики, имеющие универсальный характер; общие законы – характерные для большего круга явлений; частные законы – отражающие связи определенного круга явлений;II. По форме проявления в зависимости от типа детерминации динамические – Динамические законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые.  статистические – Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Иными словами, это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей.III. Кроме того, различают законы развития – (переход от одного состояния к другому), функционирования. – (способ существования систем в определенном качестве), строения (законы строения – анатомия)IV. по длительности действия: вечные (диалектики), долговечные, недолговечные (законы развития общественных формаций).Диалектические законы имеют объективный характер.В диалектике выделяют три основных закона: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных изменений и качественных изменений, отрицания отрицания. Качество – относительно устойчивая система свойств и отношений. Количество – это степень развития качества. Гегель дает следующее определение этих категорий: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность в отличие от рассматриваемого после него количества, которое, правда, также есть определенность бытия, но уже не непосредственно тождественная с последним, а безразличная к бытию, внешняя ему определенность»1. Количественные и качественные характеристики взаимосвязаны, изменения одних приводят к изменению других элементов системы. Материальные системы составляют определенное единство качества и количества, т.е. меру. «Мера есть качественно определенное количество прежде всего как непосредственное; она есть определенное количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество»Переход от одного качества к другому совершается через скачок. Он представляет собой переход от одной меры к другой, отрицание старого и рождение нового.В медицинской деятельности этот закон имеет большое значение для понимания патологических процессов, их дифференциации и определения тактики лечения. Болезнь и здоровье, норма и патология являются различными качествами. Качественные и количественные изменения являются результатом взаимодействия вещей и процессов. Однако количественные изменения предшествуют качественным. Врач должен учитывать эти количественные изменения, чтобы понять степень развития патологического процесса, предвидеть возможность появления осложнений как переход в другое качество. Действие лекарственных препаратов зависит от дозы и комбинации различных препаратов. Например, малые дозы фенобарбитала действуют успокаивающе, средние дозы – как снотворное, а большие дозы наркотически. Норма — это сложная органическая ме-ра, характеризующая взаимосвязь, взаимоопосредст-вование качественных и количественных определенно-стей живых систем, как биологических, так и челове-ческих, социальных. Примером нормы является здоро-вье. Если говорить о здоровье человека, то это весьма сложная, многогранная категория. Можно говорить о физическом, психическом, нравственном, духовном здоровье. Это всё меры нашей жизни, нашего бытия.
    11. Зрелая классика. Антропоцентризм. Софисты (Протагор) и Сократ. Учение Сократа о душе и добродетели. Особенности метода субъективной диалектики. Малые сократические школы: киники, киренаики, мегарики.

    Философия зрелой классики занимает 4-ый век до н.э. и соответствует зрелости рабовладельческого общества. Возникновению и развитию философии зрелой классики способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в древней Греции в тот период: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах (полисах) и др. Философия зрелой классики охватывает более широкий круг проблем, чем ранняя классика - это не только природа, космос, человек, но и общество и общественные организации, государство и формы правления. Представителями философии зрелой классики являются Демокрит, Платон и Аристотель.Антропоцентризм  — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых: старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

    . Сокра́т — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д

    Для Сократа диалектика, вопросно-ответный способ обнаружения истины, была прежде всего методом определения этических понятий, т. е. методом нахождения в данном понятии общих и существенных признаков, выражающих его сущность.Наиболее известным пропагандистом кинической этики был Диоген из Синопа (ок. 404—323 до н.э.), известный своей скромной, непритязательной жизнью. Диоген Лаэртский описывает происшествие, будто бы имевшее место при встрече Александра Великого с Диогеном. Диоген грелся на солнце, когда к нему подошел Александр и предложил в знак уважения к его философии исполнить любое желание Диогена. Диоген попросил его лишь об одном — чтобы он не заслонял ему солнце Поэтому высшим нравственным идеалом киников, которого можно достичь путем подавления страстей и ограничения до минимума потребностей, является полная апатия — безразличие к миру, обществу, почестям и всем прочим ценностям. Материалистическая и атеистическая ориентация была характерна для школы киренаиков. Ее основателем является Аристипп из Кирены (ок. 435— 350 до н. э.). Он был учеником Сократа, но его учение диаметрально противоположно воззрениям как Сократа, так и Платона. Аристипп признавал реальное существование чувственно воспринимаемых вещей. Однако сами по себе эти вещи непознаваемы. Единственное, чего мы можем достигнуть, — это ощущения. Ощущения Аристипп разделяет на приятные, которые называет добром, и неприятные, которые называет злом. Так, собственно, в философии киренаиков ощущения являются определенным исходным пунктом выработки этики, которая (так же как и в других сократических школах) представляет центральную область всего философствования. 
    Этика киренаиков (в отличие от кинической) не отвергает приятные ощущения — наслаждения. Счастье человека состоит именно в наслаждении, удовольствии. Однако Аристипп утверждает, что человек, который руководствуется разумом, не подчиняется наслаждениям, но управляет ими. 

    Мега́рская шко́ла (мега́рики) — одна из сократических школ древнегреческой философии, основанная Евклидом из Мегары. Существовала в IV в. до н. э., сочетала идеи Сократаэлейской школы и софистов.Основные интересы мегариков были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики; сократовскую этику они связывали сэлеатским учением о вечном и неизменном Едином.
    Противоречие как источник развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Принцип антагонистической регуляции функций в биологии и медицине.

    Закон единства и борьбы противоположностей проявляется на уровне сущности и выявляет источник самодвижения и развития предметов и явлений. Этот закон проявляется через категории единство и борьба, тождество и различие, противоположность и противоречие. В структуре самого противоречия можно выделить два взаимосвязанных момента: единство (которое представляет собой устойчивое взаимодействие определенных явлений и процессов, это «положительная» сторона противоречия) и борьба (изменчивость, «отрицательная» сторона противоречия). В то же самое время каждый предмет или явление обладает двумя противоположными качествами – тождеством и различием. Тождество – это одинаковость, равенство предмета с самим собой, то что делает предмет как таковой. Но тождество временно, относительно. Различие – это неодинаковость, неравенство предмета, то что отличает его от других предметов, это стремление выйти за рамки предмета, нарушить его тождество. Борьба между тождеством и различием приводит к возникновению противоположностей и противоречий.
    Источником развития является диалектическое противоречие. Предметы и явления представляют собой единство и борьба различных противоположностей. Противоположности – это взаимодействие взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Они носят объективный и всеобщий характер, их взаимодействие формирует диалектическое противоречие. Противоречие как источник самодвижения и развития есть в любой развивающейся системе. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоречий, их значимость для системы. Состояниями противоречий являются единство и тождество (гармония), различие, противоположность (дисгармония), противоречие (конфликт). Диалектические противоречия в процессе обострения доходят до конфликта и с необходимостью должны разрешаться. Но с разрешением одних противоречий возникают другие и так до бесконечности. В процессе разрешения противоречий уничтожаются только те моменты, которые устарели, тормозят развитие. Болезнь возникает в результате взаимодействия противоположностей – повреждающего фактора и защитно-приспособительных сил организма. Но для медика важно знать не только наличие противоположностей, но и их конкретная характеристика (степень патогенности микроорганизма, состояние иммунных сил организма и т.д.). Лекарства также имеют противоположные действия (терапевтическое и токсическое, положительно влияет на одну систему и отрицательно на другую), что несомненно должно учитываться врачом.
    12. Платон и его учение об идеях. Теория познания и учение о душе. Концепция идеального государства. Диалоги Платона.

    Платон – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

    материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.); весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).; также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»; «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»); высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:монархия – справедливая власть одного человека;тирания – несправедливая власть одного человека;аристократия – справедливая власть меньшинства;олигархия – несправедливая власть меньшинства;демократия – справедливая власть большинства;тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.Платоновский проект государства.Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; философы и воины не должны иметь частной собственности; жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; не существует брака, все жены и дети общие; допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
    Закон отрицания отрицания. Цикличность,  поступательность, преемственность, трехступенчатость, спиралевидность изменений. Диалектическое отрицание в медицине.

    Закон отрицания отрицания проявляется и на уровне явления и на уровне сущности и раскрывает направленность развития. Суть его в том, что старое отрицается новым, а новое в свою очередь отрицается ещё более новым. Диалектическое отрицание – это философская категория, выражающая момент связи и преемственности в процессе развития действительности. Развитие есть процесс перехода от одного качество к другому, от старого к новому, от низшего к высшему. Этот переход имеет место как снятие, преодоление старого, когда старое качество уничтожается не полностью, а только то, что устарело, что не имеет будущее, что тормозит развитие. Новое, положительное, ценное, - это то что имеет перспективу. Будущее сохраняется, передается следующим этапам. Диалектическое отрицание есть необходимый момент в процессе развития, и выступает как способ разрешения противоречий (через снятие). Оно имеет объективный и универсальный характер, существует во всех предметах и явлениях.
    Диалектическое отрицание есть в то же время самоотрицание, каждый предмет или явление содержит в себе свое собственное отрицание. И этот процесс носит закономерный характер. У Гегеля этот закон имеет форму триады: тезис – антитезис – синтез. Развитие начинается с тезиса – исходного положения, которое в процессе отрицания превращается в свою противоположность - антитезис. В свою очередь отрицание антитезиса ведет к синтезу. Синтез есть диалектическое единство противоположностей (тезиса и антитезисе) и не что иное как возврат к исходному. В процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания – снятия, воспроизводит на более высокой основе характерные черты исходной ступени развития, а само развитие имеет спиралевидную форму. В прошлом веке Ф. Мюллер (1864) и Э. Геккель (1866) сформулировали биогенетический закон, согласно которому индивидуальное развитие особи (онтогенез) является как бы кратким повторением важнейших этапов эволюции (филогенеза) вида. Процесс развития особи надо рассматривать не только как создание нового организма, а и как сохранение элементов старого в новом. Закон отрицания отрицания проявляется в развитие объективной реальности, практической и теоретической деятельности людей. 
    13. Аристотель: философ и учёный-энциклопедист. Метафизика и учение о четырех причинах. Учение о душе и достижения в биологии. Геоцентрическая парадигма и физика. Этика и учение о государстве.

    (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.Метафи́зика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

    Через всю "метафизику" Аристотеля проходит - как ее главная мысль - критика основного учения Платона - учения об "идеях".Аристотель придумал свое собственное учение о четырех причинах. Каковы причины, действующие в природных вещах? По аристотелю их 4 вида. Во первых, то, из чего эта вещь произошла, или материальная причина. Например, такой причиной для чаши будет серебро или медь, её материал, а для дома- камни или дерево.Во-вторых, это форма и образец, т.е. то, что делает возможным дать определение вещи, или причина формальная. Например, для октавы это будет отношение двух к одному, для дома- его облик.В-третьих, то, откуда первое начало изменения или покоя, или причина действующая. Например, для ребенка такой причиной окажется отец, для дома-строитель. В-четвертых, то, ради чего, или целевая причина. Например, у прогулки и диеты такой причиной будет здоровье, у дома целевой причиной будет «служить укрытием».Соответственно, у природной вещи одновременно будет несколько причин. При этом, часто формальная, движущая и целевая причина могут совпадать, например, когда человек рождает человека, движущей причиной является человек, формальной причиной рождаемого человека будет видовое определение человека, а «тем ради чего», снова окажется человек.Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души: растительная душа; животная душа; разумная душа.Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек: по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство. Аристотель выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

    Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т. е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства. Можно ли считать учение соблюдать правильные нормы поведения и вести нравственный образ жизни наукой? Согласно Аристотелю, «всякое рассуждение направлено либо на деятельность или на творчество, либо на умозрительное». Значит, практическая сфера жизни и различные виды производительной деятельности невозможны без мышления. Поэтому они входят в сферу науки, но это не науки в строгом смысле слова.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта