Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение Актуальность

  • Объектом

  • Глава 1. Теоретические аспекты современного общества и его институтов 1.1. Понятие и особенности общества

  • 1.2 Характеристика политических институтов

  • Глава 2. Общество и его социальные институты 2.1 Социальный институт общества: понятие, структура

  • 2.2 Предназначение социальных институтов, функции, виды

  • 2.3 Особенности взаимосвязи социальных институтов

  • Список использованных источников и литературы

  • общество социальных инститтутов. Документ Microsoft Office Word. 1 Понятие и особенности общества


    Скачать 46.92 Kb.
    Название1 Понятие и особенности общества
    Анкоробщество социальных инститтутов
    Дата23.05.2023
    Размер46.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Office Word.docx
    ТипРеферат
    #1153997

    Содержание

    Введение……………………………………………………………...………3

    Глава 1. Теоретические аспекты современного общества и его институтов……………………………………………………………………...….5

    1.1. Понятие и особенности общества…………………………..………….5

    1.2 Характеристика политических институтов…………….…………….10

    Глава 2. Общество и его социальные институты……………….………..14

    2.1 Социальный институт общества: понятие, структура………….……14

    2.2 Предназначение социальных институтов, функции, виды……….....16

    2.3 Особенности взаимосвязи социальных институтов …………………19

    Заключение…………………………………………………………………24

    Список использованных источников и литературы……………………..29

    Введение

    Актуальность темы исследования заключается в том, что общество – это сложная система, которая обладает свойством развития и динамики. В условиях переменчивости внешней среды изменения социума неизбежны. Учитывая необходимость сбережения основополагающих отношений, обеспечивающих устойчивость человеческого общества как целостного элемента, на высшем законодательном уровне принимаются меры по их жесткому и беспринципному закреплению, при котором не допускаются даже минимальные самопроизвольные перемены. Наиболее важные социальные отношения фиксируются в форме нормативных предписаний, соблюдение которых должно быть неукоснительным для всех членов общества. Параллельно с этим разрабатывают и наделяют юридической силой систему санкций, гарантирующую безусловное исполнение фундаментальных норм.

    Цель работы – изучение общества и его социальных и политических институтов.

    Общество создается на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Это позволяет достичь совместными усилиями тех целей, которые недостижимы для отдельного человека.

      К. Маркс, например, кратко определял общество как «продукт взаимодействия людей».

         Но не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес — но это не общество. Совокупность индивидов должна быть заинтересована не только в чем-то, находящемся вне ее, но и должна осознавать, что эта цель достижима только при совместном стремлении к ней. Это означает, что у совокупности людей должна быть заинтересованность друг в друге, дающая возможность осуществления интересов каждого.

        Однако не всякая совокупность взаимодействующих индивидов на базе общих интересов образует общество (коллектив рабочих после выполнения работ по строительству дома может распасться). Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие.

        Общество не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одаренного волей и сознанием. К. Маркс был безусловно прав, говоря, что сущность человека состоит во всей совокупности его общественных связей.

    Объектом исследования является общественные отношения, которые возникают в процессе возникновения в обществе социальных и политических институтов.

    Предметом исследования являются нормы, регулирующие развитие социальных и политических институтов в обществе.

    Поставлены задачи:

    - определить понятие и особенности общества;

    - дать характеристику политических институтов;

    - рассмотреть социальный институт общества: понятие, структуру;

    - охарактеризовать предназначение социальных институтов, функции, виды;

    - проанализировать особенности взаимосвязи социальных институтов.

    Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.


    Глава 1. Теоретические аспекты современного общества и его институтов

    1.1. Понятие и особенности общества

    Термин «общество» очень часто используется в повседневной жизни. Мы говорим: российское общество, студенческое научное общество, общество защиты животных и  т.п.

    У разных людей сложились самые различные представления об обществе. Рассмотрим его социологическое понимание.

    Термин «общество»  произошло от латинского глагола «socio» («социо»), что означает «соединить, объединить совместный труд». Отсюда первоначальное значение понятия общество – общность, союз, сотрудничество[2, c.87].

    В социологии понятие общество трактуется неоднозначно.

    По каким критериям можно утверждать, что данное социальное образование – это общество?

    В широком смысле общество рассматривается как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а в узком смысле – как социальная организация нации, народности, населения страны.

    Одни ученые трактуют общество как целостную систему, локализованную в строгих пространственных и временных границах. Другие утверждают, что общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность. Так, Карл Маркс (1818–1883, нем. философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель) писал, что общество – «продукт взаимодействия людей»; а Питирим Сорокин (1889–1968, русско–амер. социолог и культуролог) – что это «система взаимодействующих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо». То есть, здесь подчеркивается, что общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей[2, c.65].

     Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на той или иной общей основе.

    Эмиль Дюркгейм (1858–1917, фр. социолог и философ) рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По Максу Веберу (1864–1920, нем. социолог, философ, историк, политический экономист), общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. Толкотт Парсонс (1902–1979, амер. социолог–теоретик) определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности. По мнению Эдварда Шилза (1911–1995, амер. социолог), общество – это продукт взаимодействия людей, объединенных общей системой ценностей, традиций, законов, правил.

    Из этих определений следует, что общество – это целостное единство, состоящее из людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение[6, c.45].

    Общество – это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу. Люди не могут жить изолированно друг от друга. Человек по природе – существо общественное и общество неизбежно и естественно для него.

    В итоге можно сказать, что общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия; это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами.

    Основные признаки общества

    К признакам общества относятся наиболее типические, устойчивые и повторяющиеся моменты его жизни.

    К числу основных признаков, характеризующих общество как социальную систему, многие ученые относят те, которые показывают именно то общее, что складывается у людей. Это – общая территория, общая экономика, культура, а также самовоспроизводство, иерархичность, самоорганизация, саморегуляция, открытость, информационность.

    Некоторые социологи называют и другие признаки общества. Так, Э. Дюркгейм выделяет наличие коллективного сознания и общей воли; Роберт Мертон (1910–2003, амер. социолог) – некие фундаментальные ценности, благодаря которым каждый индивид ориентирован на соблюдение совместных норм жизнедеятельности; Нейл Смелзер (р. 1930, амер. социолог) – наличие географических границ, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность.

    Достаточно полно характеризуют общество с социологической точки зрения критерии общества, сформулированные Э. Шилзом, ибо они указывают на семейно–брачные и кровнородственные отношения, описывают способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией. Эти критерии показывают, что общество:

    - не является частью какой–либо более крупной системы;

    - браки заключаются между представителями данного объединения;

    - пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями;

    - имеет территорию, которую считает своей собственной;

    - имеет собственное название и собственную историю;

    - обладает собственной системой управления;

    - существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

    - его сплачивает общая система ценностей (обычаи, традиции, нормы, законы, правила, нравы), которую называют культурой.

    Самыми главными для Э. Шилза выступают трое из перечисленных признаков – общая система управления, общая территория и общая культура.

    Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой сложноорганизованную систему высшего «органического» типа, или социальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно–функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, динамизмом, эволюцией[4, c.76].

    Системные признаки общества

    Раскроем некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества. Это:

    – целостность – это внутреннее качество совпадает с общественным производством;

    – устойчивость – относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий;

    – динамизм – смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение;

    – открытость – социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой;

    – саморазвитие – его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей;

    – пространственно–временные формы и способы социального бытия – массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застает уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их.

    К числу основных особенностей общества как социальной системы можно отнести то, что:

    1 – исходной клеточкой общества являются индивиды, а важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь и занятость в определенной сфере деятельности;

    2 – общество – это надындивидуальное объединение людей, которому присущи социальная дифференциация и разделение труда;

    3 – родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей»;

    4 – общество всегда есть многоуровневая система (общество в целостном виде, социальные институты, индивидуальный мир человека);

    5 – общество обладает  высокой степенью организации; чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности[3, c.32];

    6 – общество не идентично понятиям «народ», «нация», «государство». Народ – это форма общности людей, связанных, языком, культурой, происхождением. Нация – это форма организации жизни одного народа или нескольких  народов, связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство – это форма организации жизни народов и наций, основанная на  правах и законах, продукт исторического развития человеческой цивилизации. Но важно понимать, что все эти понятия  очень часто пересекаются и взаимосвязаны;

    7 – общество обладает внутренними механизмами самообновления – включения в сложившуюся систему взаимосвязей новых социальных образований;

    8 – общество как целостная система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни – экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции. Важно учитывать, что понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей.

    1.2 Характеристика политических институтов

    Специалисты в области политической науки придерживаются двух основных диаметрально противоположных подходов к вопросу о происхождении любой формализованной модели политической власти. Первый из них, который принято назвать «правильным», «демократическим» или «учитывающим интересы общества», можно объяснить следующим образом. Существует некая группа людей, имеющих некоторые общие характеристики. Например, они живут в одном районе, или вместе работают, или все находятся в зависимости от тех или иных естественных ресурсов. Вскоре они выясняют, что в их повседневной жизни существуют не только индивидуальные интересы, но и какое-то количество общих. Так, если они проживают на общей территории, у них возникает потребность в создании законов, на основе которых можно было бы решать противоречия, возникающие в вопросах, связанных с собственностью и другими правами личности, а также в действенном усилении этих законов[9, c.76]. Возможно, у них возникает необходимость в создании организации, которая отстаивала бы их общие интересы в борьбе за повышение заработной платы или улучшение условий труда, либо потребность в регулировании использования естественных ресурсов с тем, чтобы избежать «трагедии рационирования». В первом случае эти люди объединяются как равноправные субъекты и создают организацию для отстаивания своих коллективных требований, иными словами, образуют некий орган управления. В двух других случаях они создают профессиональный союз или один из типов кооперативной организации, которые, с нашей точки зрения, также можно рассматривать в качестве своего рода органа власти.

    В каждом из рассмотренных примеров члены общины вскоре убеждаются в том, что для отстаивания общих интересов им необходимы четыре основополагающих типа политических институтов. Потребность в создании первого из них определяется необходимостью принятия решений о том, каким образом следует регулировать общие интересы (институты законодательной власти).

    Второй тип институтов необходим для претворения этих решений в жизнь (институты исполнительной власти). Третий нужен для урегулирования возникающих спорных проблем и интерпретации применения общих правил, разработанных органом законодательной власти, к каждому конкретному случаю (институты судебной власти). И, наконец, четвертый тип требуется для того, чтобы наказывать нарушителей общепринятых правил, вне зависимости от того, принадлежат ли они к членам данной группы людей или нет (институты принуждения).

    Таким образом, «правильная» модель общественного устройства сводится к тому, что для защиты своих коллективных интересов люди создают четыре основополагающих типа политических институтов. Каждый из них состоит из целого ряда подразделений со своими правилами процесса принятия решений. Эти правила определяют порядок назначения членов собрания, уполномоченного принимать решения, организационную процедуру процесса голосования, назначение на должности судей, гражданских чиновников, политиков, офицеров вооруженных сил[12, c.56].

    Суть второй модели – назовем ее «неправильной», «диктаторской» или «враждебной» сводится к тому, что некоторое географическое пространство (рабочий коллектив или естественные ресурсы) исторически контролируется некоей высшей силой, либо одним правителем, либо объединенной правящей группировкой. Ее члены – господствующий клан, политическая элита, правящий класс, управляющие, феодалы или иные субъекты власти – стремятся к максимальному извлечению выгоды из эксплуатации подвластной им группы людей в собственных интересах. В данной ситуации правитель или правители для достижения своей цели также нуждаются в четырех основополагающих типах общественных институтов. Первый из них нужен для создания легитимности их власти над подданными; функции второго состоят в проведении в жизнь воли правителя или правителей; третий регулирует споры между правителями и подданными; а четвертый действует против тех, кто противится власти правителя или правителей. Короче говоря, в данном случае власть предержащие также нуждаются в создании тех же самых четырех основных типов политических институтов, о которых говорилось выше.

    Суть проблемы в том, что в обоих случаях политические институты в основе своей – те же самые. При объяснении истоков создания как «неправильной», так и «правильной» модели правления, мы имеем дело с четырьмя сходными формами политических институтов. Как демократическая, так и недемократическая власть нуждается в этих институтах для разработки и применения той или иной политической линии, а также для принятия решений о том, как поступать с теми, кто ее нарушает, и приводить эти решения в исполнение. Такая схема верна и для феодальной вотчины, и для кооперативного объединения сельских тружеников[1, c.55].

    В любом случае, с какой бы ситуацией ни сталкивался специалист в области политической науки, она так или иначе будет связана с политическими институтами. Поэтому можно сказать, что основной проблемой политической науки являются специфические характеристики политических институтов в реальном мире во всем их многообразии, определяемом временем и местом. Мы имеем дело не только с демократическими и недемократическими политическими институтами. Как в том, так и в другом случае они представлены множеством специфических форм. Наглядным тому подтверждением является, в частности, тот факт, что хотя итальянский фашизм идеологически имел много общего с немецким нацизмом, их институциональные структуры резко отличались друг от друга.

    Объяснение происхождения и сущности институциональных различий такого рода в определенном смысле и составляет работу современных политологов.

    Классическая политическая теория включает в себя не только обсуждение политических идеалов и индивидуальных обязанностей. Для Платона и Аристотеля, как и для Н. Макиавелли, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббса и других представителей этой традиции, одна из основных проблем состояла в выяснении вопроса о том, какие политические институты могут обеспечить создание лучшего типа общества и личности.

    В конце XIX-начале XX вв. политическая наука начинала свое формирование в качестве современной академической дисциплины, античная традиция играла особую роль в этом процессе. Как в Европе, так и в США, исследователи придавали большое значение проблеме, которую можно было бы назвать «конституционной архитектурой». Ее центральной темой был вопрос о том, какие типы конституций наиболее предпочтительны. Нередко интерес к этой теме выливался в детальные комплексные исследования происхождения и действия различных национальных конституций и отдельных политических институтов. В ряде стран, в частности, в северной Европе, это явилось следствием тесной взаимозависимости между политической наукой и конституционным законодательством, в значительной мере определяющейся немецкой традицией всеобщего учения о государстве.

    Глава 2. Общество и его социальные институты

    2.1 Социальный институт общества: понятие, структура

    Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений.

    Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения[12, c.56].

    Процесс закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения в рамках определенных социальных отношений. Также вырабатывается система санкций для того, чтобы на ее основе обеспечивать соблюдение установленных нормативных требований. В процессе создания таких систем и возникают социальные институты.
    Современный термин «институт» происходит от латинского institutum - установление, учреждение. Со временем он приобрел несколько значений. В социологии он в первую очередь применяется для обозначения комплексных социальных образований, призванных обеспечивать стабильность и удовлетворение потребностей социальной системы.

    Социальный институт - это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт - это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач.

    Каждый из вышеперечисленных институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.

    Социальные институты - это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называется институционализацией.

    Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:

    - возникновение социально значимой потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий определенного числа индивидов;

    - осознание общих целей, достижение которых должно приводить к удовлетворению основной потребности;

    - выработка в ходе стихийного социального взаимодействия, часто осуществляемого методом проб и ошибок, социальных норм, правил;

    - появление и закрепление процедур, связанных с нормами и правилами;

    - установление системы санкций для поддержания исполнения норм и правил, регулирования совместной деятельности;

    - создание и усовершенствование системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

    В процессе своего формирования, которое может продолжаться длительные периоды времени, как это было, например, с институтом образования, любой социальный институт приобретает определенную структуру, которая состоит из следующих основных составляющих:

    - набор социальных ролей и статусов;

    - социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной структуры;

    - совокупность организаций и учреждений, функционирующих в рамках данного социального института;

    - необходимые материальные и культурные ресурсы, обеспечивающие функционирование данного социального института.

    Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести и специфическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовых потребностей общества[8, c.87].
    2.2 Предназначение социальных институтов, функции, виды

    Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности – экономической, политической, духовной и социальной.

    Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:

    - реляционные;

    - регулятивные.

    Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).

    Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

    В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.

    Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.

    Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

    Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.

    Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные(физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

    В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.

    Общие функции:

    - Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

    - Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

    - Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

    - Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

    Отдельные функции:

    - Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).

    - Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).

    - Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.

    - Политические институты, ведающие организацией политической жизни.

    - Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.

    - Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.

    - Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

    Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е. признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.
    2.3 Особенности взаимосвязи социальных институтов

    Не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья - все эти институты находятся во множественном взаимодействии. Так, условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их потребностей в новых квартирах, предметах быта, детских учреждениях и т.п. В то же время система образования во многом зависит от деятельности правительственных институтов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учреждений образования. Религия может действовать также на развитие образования или на правительственные учреждения. Учитель, отец семейства, священник или функционер добровольной организации - все подвергаются воздействию со стороны правительства, так как действия последнего (например, издание нормативных актов) могут привести как к успеху, так и к неудаче в достижении жизненно важных целей.

    Анализ многочисленных взаимосвязей институтов может объяснить, почему институты редко бывают способны полностью контролировать поведение их членов, полностью совмещать их действия и установки с институциональными идеями и нормами. Так, школы могут применять стандартные учебные планы для всех учащихся, но реакция на них учащихся зависит от многих факторов, лежащих вне контроля преподавателя. Дети, в семьях которых поощряются и осуществляются интересные беседы и которые приобщаются к чтению развивающих их книг, легче и в большей степени приобретают интеллектуальные интересы, чем те дети, в семьях которых отдается предпочтение просмотру телевизора и чтению развлекательной литературы. Церкви проповедуют высокие этические идеалы, но прихожане часто ощущают необходимость пренебречь этими идеалами под воздействием идей бизнеса, политических пристрастий или желания уйти из семьи. Патриотизм прославляет самопожертвование во благо государства, но он часто не согласуется со многими индивидуальными желаниями тех, кто воспитывается в семьях, в институтах бизнеса или некоторых политических институтах.

    Потребность привести к гармонии систему ролей, предписанных индивидам, часто может быть удовлетворена путем договоренности между отдельными институтами. Промышленность и торговля в любой цивилизованной стране зависят от поддержки правительства, которое регулирует налоги, налаживает обмен между отдельными институтами промышленности и торговли. В свою очередь правительство зависит от промышленности и торговли, которые экономически поддерживают нормативные акты и другие действия правительства.

    Кроме того, учитывая важность некоторых социальных институтов в общественной жизни, другие институты пытаются захватить контроль за их деятельностью. Поскольку, например, образование весьма значительно влияет на общество, попытки бороться за влияние на этот институт наблюдаются среди политических организаций, производственных организаций, церкви и т.д. Политики, например, вносят вклад в развитие школы, уверенные в том, что тем самым они поддерживают установки на патриотизм и национальное самосознание. Церковные институты пытаются с помощью системы образования воспитать у учащихся лояльность к церковным доктринам и глубокую веру в Бога. Производственные организации пытаются ориентировать учащихся с детства на освоение производственных профессий, а военные - вырастить людей, могущих успешно служить в армии.

    То же можно сказать о влиянии других институтов на институт семьи. Государство пытается регулировать число браков и разводов, а также рождаемость. Кроме того, оно устанавливает минимальные стандарты заботы о детях. Школы ищут кооперацию с семьей, создаем педсоветы с участием родителей и родительские комитеты. Церкви создают идеалы для семейной жизни и стараются приводить семейные церемонии в религиозных рамках.

    Многие институциональные роли начинают конфликтовать из-за принадлежности личности, их исполняющей, к нескольким институтам. качестве примера можно привести хорошо известный конфликт между ориентацией на карьеру и ориентацией на семью. В этом случае имеем дело со столкновениями норм и правил нескольких институтов. Исследования социологов показывают, что каждый институт стремится в наибольшей степени "отключить" входящих в него индивидов от исполнения ролей в других институтах. Предприятия стараются включать деятельность жен своих сотрудников в сферу своего влияния (система льгот, заказов, семейного отдыха и т.д.). Армейские институциональные правила также могут плохо сказываться на семейной жизни. И здесь находят выход для включения жен в армейскую жизнь с тем чтобы муж и жена имели отношение к единым институциональным нормам. Наиболее определенно проблема исполнения личностью исключительно роли данного института решена в некоторых институтах христианской церкви, где духовенство освобождается от семейных обязанностей путем принятия обета безбрачия.

    Облик институтов постоянно адаптируется к изменениям в обществе. Изменения в одном институте, как правило, приводят к изменениям в других. После того как изменяются семейные обычаи, традиции и правила поведения, создается новая система социального обеспечения таких изменений с участием многих институтов. Когда крестьяне приезжают из села в город и создают там свою субкультуру, должны измениться действия политических институтов, юридических организаций и т.д. Мы привыкли к тому, что любое изменение в политической организации сказывается на всех сторонах нашей повседневной жизни. Нет институтов, которые бы трансформировались без изменения в других институтах или существовали бы отдельно от них.

    Институциональная автономия. Тот факт, что институты взаимозависимы в своей деятельности, не означает, что они готовы отказаться от внутреннего идеологического и структурного контроля. Одна из их основных целей - исключить влияние лидеров других институтов и сохранить в неприкосновенности свои институциональные нормы, правила, кодексы и идеологии. Во всех основных институтах развиваются образцы поведения, которые способствуют поддержанию определенной степени независимости я препятствуют доминированию людей, объединенных в другие институты. Предприятия и бизнес стремятся к самостоятельности от государства; учреждения образования также пытаются достичь наибольшей самостоятельности и препятствуют проникновению норм и правил чужих институтов. Даже институт ухаживания добивается самостоятельности по отношению к институту семьи, что приводит к некоторой таинственности и скрытности его ритуалов. Каждый институт пытается тщательно сортировать установки и правила, привнесенные из других институтов, с целью отбора тех установок и правил, которые в наименьшей степени могут повлиять на независимость данного института. Социальный порядок -это удачное сочетание взаимодействия институтов и соблюдения ими независимости по отношению друг к другу. Такое сочетание позволяет избегать серьезных и разрушительных институциональных конфликтов.

    Заключение

    Общество совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей. В узком смысле - это определенный вид объединения людей, общественного строя, конкретная группа. Основные признаки общества: не является частью более крупного сообщества; пополняется за счет рождения детей; имеет свою территорию и историю возникновения; наделено системой управления и органами контроля; имеет общую систему ценностей и правил поведения. Можно охарактеризовать общество как исторически сложившуюся общность людей, основанную на общих интересах. Общество воплощает собой сложную систему, состоящую из людей и взаимоотношений между ними. Составные элементы общества: люди; социальные связи; общественные институты; социальные нормы и ценности. Таким образом, общество можно рассматривать, как совокупность системных социальных процессов, связанных между собой в единое целое. Согласно другому подходу общество - это совокупность пяти социальных институтов: семья; производство; государство; образование; религия.

    Не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья - все эти институты находятся во множественном взаимодействии. Так, условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их потребностей в новых квартирах, предметах быта, детских учреждениях и т.п. В то же время система образования во многом зависит от деятельности правительственных институтов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учреждений образования. Религия может действовать также на развитие образования или на правительственные учреждения. Учитель, отец семейства, священник или функционер добровольной организации - все подвергаются воздействию со стороны правительства, так как действия последнего (например, издание нормативных актов) могут привести как к успеху, так и к неудаче в достижении жизненно важных целей.

    Анализ многочисленных взаимосвязей институтов может объяснить, почему институты редко бывают способны полностью контролировать поведение их членов, полностью совмещать их действия и установки с институциональными идеями и нормами. Так, школы могут применять стандартные учебные планы для всех учащихся, но реакция на них учащихся зависит от многих факторов, лежащих вне контроля преподавателя. Дети, в семьях которых поощряются и осуществляются интересные беседы и которые приобщаются к чтению развивающих их книг, легче и в большей степени приобретают интеллектуальные интересы, чем те дети, в семьях которых отдается предпочтение просмотру телевизора и чтению развлекательной литературы. Церкви проповедуют высокие этические идеалы, но прихожане часто ощущают необходимость пренебречь этими идеалами под воздействием идей бизнеса, политических пристрастий или желания уйти из семьи. Патриотизм прославляет самопожертвование во благо государства, но он часто не согласуется со многими индивидуальными желаниями тех, кто воспитывается в семьях, в институтах бизнеса или некоторых политических институтах.

    Потребность привести к гармонии систему ролей, предписанных индивидам, часто может быть удовлетворена путем договоренности между отдельными институтами. Промышленность и торговля в любой цивилизованной стране зависят от поддержки правительства, которое регулирует налоги, налаживает обмен между отдельными институтами промышленности и торговли. В свою очередь правительство зависит от промышленности и торговли, которые экономически поддерживают нормативные акты и другие действия правительства.

    Кроме того, учитывая важность некоторых социальных институтов в общественной жизни, другие институты пытаются захватить контроль за их деятельностью. Поскольку, например, образование весьма значительно влияет на общество, попытки бороться за влияние на этот институт наблюдаются среди политических организаций, производственных организаций, церкви и т.д. Политики, например, вносят вклад в развитие школы, уверенные в том, что тем самым они поддерживают установки на патриотизм и национальное самосознание. Церковные институты пытаются с помощью системы образования воспитать у учащихся лояльность к церковным доктринам и глубокую веру в Бога. Производственные организации пытаются ориентировать учащихся с детства на освоение производственных профессий, а военные - вырастить людей, могущих успешно служить в армии.

    То же можно сказать о влиянии других институтов на институт семьи. Государство пытается регулировать число браков и разводов, а также рождаемость. Кроме того, оно устанавливает минимальные стандарты заботы о детях. Школы ищут кооперацию с семьей, создаем педсоветы с участием родителей и родительские комитеты. Церкви создают идеалы для семейной жизни и стараются приводить семейные церемонии в религиозных рамках.

    Многие институциональные роли начинают конфликтовать из-за принадлежности личности, их исполняющей, к нескольким институтам. качестве примера можно привести хорошо известный конфликт между ориентацией на карьеру и ориентацией на семью. В этом случае имеем дело со столкновениями норм и правил нескольких институтов. Исследования социологов показывают, что каждый институт стремится в наибольшей степени "отключить" входящих в него индивидов от исполнения ролей в других институтах. Предприятия стараются включать деятельность жен своих сотрудников в сферу своего влияния (система льгот, заказов, семейного отдыха и т.д.). Армейские институциональные правила также могут плохо сказываться на семейной жизни. И здесь находят выход для включения жен в армейскую жизнь с тем чтобы муж и жена имели отношение к единым институциональным нормам. Наиболее определенно проблема исполнения личностью исключительно роли данного института решена в некоторых институтах христианской церкви, где духовенство освобождается от семейных обязанностей путем принятия обета безбрачия.

    Облик институтов постоянно адаптируется к изменениям в обществе. Изменения в одном институте, как правило, приводят к изменениям в других. После того как изменяются семейные обычаи, традиции и правила поведения, создается новая система социального обеспечения таких изменений с участием многих институтов. Когда крестьяне приезжают из села в город и создают там свою субкультуру, должны измениться действия политических институтов, юридических организаций и т.д. Мы привыкли к тому, что любое изменение в политической организации сказывается на всех сторонах нашей повседневной жизни. Нет институтов, которые бы трансформировались без изменения в других институтах или существовали бы отдельно от них.

    Институциональная автономия. Тот факт, что институты взаимозависимы в своей деятельности, не означает, что они готовы отказаться от внутреннего идеологического и структурного контроля. Одна из их основных целей - исключить влияние лидеров других институтов и сохранить в неприкосновенности свои институциональные нормы, правила, кодексы и идеологии. Во всех основных институтах развиваются образцы поведения, которые способствуют поддержанию определенной степени независимости препятствуют доминированию людей, объединенных в другие институты. Предприятия и бизнес стремятся к самостоятельности от государства; учреждения образования также пытаются достичь наибольшей самостоятельности и препятствуют проникновению норм и правил чужих институтов. Даже институт ухаживания добивается самостоятельности по отношению к институту семьи, что приводит к некоторой таинственности и скрытности его ритуалов. Каждый институт пытается тщательно сортировать установки и правила, привнесенные из других институтов, с целью отбора тех установок и правил, которые в наименьшей степени могут повлиять на независимость данного института. Социальный порядок - это удачное сочетание взаимодействия институтов и соблюдения ими независимости по отношению друг к другу. Такое сочетание позволяет избегать серьезных и разрушительных институциональных конфликтов.

    Список использованных источников и литературы:

    1. Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. - 2018. - 406 с.

    2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие для колледжей. 4-е изд., стер. М: Дашков и К, - 2020. - 238 с.

    3. Гавриков, В. П. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. - М.: Издательство Юрайт, - 2021. - 454 с.

    4. Гнатышин, И. Ю. Роль институтов гражданского общества в локальном политическом процессе / И. Ю. Гнатышин. Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 34 (168). - С. 76-79.

    5. Денисова, Л. Л. Социальная структура современной России: тенденции и перспективы развития / Л. Л. Денисова, И. В. Бурыкин, Д. М. Ковалёва, Н. С. Шевелев. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 21 (259). - С. 477-479.

    6. Еньшина Е.В. Институты власти и общества в современных политических системах // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2017. - Т. 23. - № 9. - С. 84-92.

    7. Клименко, А. В. Теория государства и права/А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Мастерство, - 2018. - 224 c.

    8. Комаров, С. А. Общая теория государства и права/С.А. Комаров. - М.: Издательство Юридического института, - 2018. - 608 c.

    9. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. М: Проспект, - 2021. - 912 с.

    10. Кукушкин О. В. Поиск эффективной модели взаимодействия государства и институтов гражданского общества // Социально-политические науки. – 2018. – № 2. - С. 62–64.

    11. Липинский Д. А. Карательная и восстановительная функции гражданско-правовой ответственности//Российская юстиция, - 2019 - № 10. -С. 43–44.

    12. Матузов Н.И., Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Норма, - 2019. - 640 с.

    13. Михайлова, Н.В. История государства и права России: Учебно-практическое пособие/Н.В. Михайлова, Д.Г. Шелестинский, Н.В Шингарева. - М.: Русайнс, - 2019. - 416 c.

    14. Марченко М. Н. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, - 2021. - 640 с.

    15. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова В. В. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, - 2019. - 576 с.

    16. Ростовская, Т. К. Семья в системе социальных институтов общества: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. - 299 с.

    17. Смоленский, М.Б. Теория государства и права: М.: ИНФРА-М, - 2018. - 272 с.

    18. Ситников Е.С. Понятие политической системы общества // NovaUm.Ru. - 2020. - № 1 (1). - С. 20-23.

    19. Теория государства и права: учебник/Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. - М.: Статут, - 2019. - 90 с.

    20. Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, - 2021. - 520 с.



    написать администратору сайта