КПЗС. 1. Понятие и предмет Конституционного права зарубежных стран
Скачать 290.51 Kb.
|
Конституционные принципы правового регулирования экономики: 1. В рыночной модели экономики: – равноправие всех форм собственности, их равная зашита; – неприкосновенность собственности (но не абсолютная); – свобода предпринимательской деятельности; – возможность ограниченного вмешательства государства в экономику (перераспределение бюджета, национализация некоторых отраслей хозяйства, налоговая и кредитная политика, регулирование продолжительности рабочего времени, отпусков и т.д.); – социальная ориентация рыночной экономики (возможность лишения собственности по мотивам общественной пользы, проведение общественно полезных работ, использование национальных богатств и ресурсов с учетом интересов всех собственников и общества в целом); – прогнозирование экономических процессов; – забота о безопасности и гигиене труда, создание условий для отдыха; – свобода труда и т.д. 2. В планово-регулируемой модели экономики: – преимущество общественной собственности и ее особая правовая защита; – невозможность или ограничение частной собственности; – нахождение важнейших объектов исключительно в государственной собственности; – планирование экономики; – обязанность труда; – равная оплата труда и т.д. Конституционные институты экономической системы. 1. Под собственностью можно понимать форму присвоения благ, отношения между людьми по его поводу. В этом смысле право собственности – это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом. Другое значение термина "собственность" – имущество. По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Публичная отличается своей неделимостью, частная, напротив, – делима. Субъектом права публичной собственности может быть государство, субъект федерации (штат, провинция), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община), а в ряде случаев – общественное формирование (политическая партия, церковь и др.). Публичная собственность всегда коллективная. Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, то есть частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер. Перевод имущества из публичной собственности в частную составляет процесс приватизации, а из частной в публичную – национализацию, если собственником становится государство, или социализацию – в остальных случаях. 2. Труд является источником существования. Без труда не может обойтись даже самое передовое общество. Причем без труда не только творческого, но и монотонного, не требующего высокой квалификации, не приносящего эмоционального удовлетворения. С целью обеспечения свободы труда право различных стран предусматривает соответствующие нормы. В конституции иногда включаются положения о труде как о праве и обязанности граждан (ст. 27 Конституции Магадаскара 1992 г.), об участии трудящихся в определении условий труда (ст. 18 Конституции Гвинеи 1990 г.), о запрещении эксплуатации (Индия, Бангладеш и др.). Во многих странах действуют законы о занятости, государственной поддержке в виде пособий по безработице. 3. Социальные отношения Социальные отношения (в узком значении термина) - это отношения между различными общностями и социальными группами, сложившиеся и развивающиеся в данном обществе. В конституциях либеральных стран обычно ничего не говорится о классовой структуре общества, это характерно лишь для тоталитарных государств. Социальные отношения характеризует известная целостность, обусловленная тем, что неизбежно существующие в обществе социальные противоречия проявляются в рамках определенного равновесия. Если оно нарушено, имеет место социальный конфликт, который может приобрести различную степень остроты и в результате разрешения которого возможно более или менее резкое изменение социальной системы. Конституционные принципы правового регулирования социальных отношений:
4. Духовно-культурные отношения Духовно-культурные отношения в обществе - это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ. Эта сфера регулируется в наименьшей мере. Только тоталитарные режимы претендуют на полный контроль над этой сферой жизни общества, в демократическом же обществе человек самоценен и автономен и его внутренний мир принадлежит ему одному. Задача государства и права сводится к тому, чтобы обеспечить наилучшие условия для духовно-культурного развития личности человека. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления - науку, искусство, образование, религию, прочие области общественного сознания. Конституционные принципы правового регулирования духовно-культурных отношений:
5. Политические отношения Политические отношения - это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть . Политическая власть - это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Осуществляется политическая власть через посредство ряда политических институтов. Главный из них - это государство (в демократических странах - также система местного самоуправления). В осуществлении политической власти участвуют также правящие партии и близкие к ним иные общественные объединения. Конституционные принципы правового регулирования политических отношений:
21. Конституционные основы политической системы в зарубежных странах. Политические отношения - это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть . Политическая власть - это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Осуществляется политическая власть через посредство ряда политических институтов. Главный из них - это государство (в демократических странах - также система местного самоуправления). В осуществлении политической власти участвуют также правящие партии и близкие к ним иные общественные объединения. Конституционные принципы правового регулирования политических отношений:
Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему взаимодействия государственных и негосударственных организаций в процессе осуществления публичной (прежде всего государственной) власти в обществе. Конституционные основы политической системы образуют такие начала (принципы), на которых строится вся система власти в том или ином государстве. Эти начала выражают принадлежность власти и ее источник, основы устройства системы органов власти, распределение властных полномочий между субъектами политической системы и т.п. В обобщенном виде можно выделить некие пары принципов, выражающие одни и те же основы, но характеризующиеся полярностью содержания. К их числу относятся следующие: 1. Республиканизм, с одной стороны, и роялизм (монархизм) – с другой. Республиканизм означает, что в основе устройства высших органов власти лежат такие начала, как выборность и периодическая сменяемость состава органов власти. Принцип роялизма предопределяет закрепление верховной власти за какой-либо правящей династией. 2. Народовластие и народный суверенитет, с одной стороны, и принцип божественной предопределенности власти (теологизм) – с другой. Принцип народовластия, выраженный через конституционное закрепление народного суверенитета и принадлежности власти народу, осуществляющему эту власть в формах прямой и представительной демократии, не нуждается в детальной характеристике. Принцип теологизма как один из принципов государственного строя сложился в социальной практике еще в доконституционную эпоху. Он признавался как сам собой разумеющийся и был выведен мыслителями-теологами. Правители (фараоны, императоры, короли, князья и т.п.) олицетворяли государственную власть, ниспосланную им Богом, перед которым они только и несли ответственность. Этот принцип как основное начало власти не утратил своего значения и в современную эпоху в ортодоксально монархических (и теократических) государствах. 3. Следующая пара принципов – разделение властей, с одной стороны, и неделимость государственной власти – с другой. 4. Принцип верховенства конституции (закона) и права либо принцип верховенства идеи (или воли правителя). Верховенство закона и права – это основополагающее начало правового государства. Верховенство самодержавной воли практически не закрепляется в законе, да и не нуждается в таком закреплении, поскольку такое начало складывается в результате возникающей политической ситуации, когда власть либо захватывается, либо постепенно сосредоточивается в руках единоличного правителя. 5. Политический (и идеологический) плюрализм либо политический (и идеологический) монизм. Политическое и идеологическое многообразие предполагает равнозначность идей, политических взглядов, течений, что в совокупности с принципами демократизма, верховенства права создает основы для подлинного народовластия, когда официальную поддержку получают те идеи (воплощенные в избирательных программах), которые отвечают интересам большинства или основных социальных слоев. Альтернативный плюрализму принцип политического монизма вытекает из принципа верховенства идеи и предопределяется им. Он непосредственно не закрепляется в конституции, но находит выражение в содержании ряда норм, устанавливающих приоритет какой-либо одной партии и запрет или ограничение деятельности других партий. 6. Все рассмотренные принципы предопределяют еще одно важное начало, связанное с определением и закреплением положения человека в обществе и государстве. Это – признание прав человека как естественных и неотъемлемых или отрицание этой категории и замена ее принципом государственного патернализма. Государственный патернализм (от лат. pater – отец) означает покровительство и выражается в том, что государство якобы берет на себя заботу обо всех гражданах, а фактически отстраняет народ от выполнения властных функций. Такая “забота” охватывает не только сферу социальной защиты населения, но и политическую, и духовную, и иные сферы. В результате практически вся общественная жизнь ставится под жесткий государственный контроль, складывается тоталитарный режим. 7. Признание самостоятельности местного самоуправления или отрицание всякой самостоятельности в решении вопросов местного значения, подчиненность местных интересов общенациональным. Следует отметить, что рассмотренные принципы представляют собой конституционное оформление определенного набора социальных ценностей, лежащих в основе той или иной модели современного общества. С определенной долей условности их можно разделить на либеральные (или ценности Запада) и нелиберальные (или ценности традиционного общества). Сами эти ценности относятся ко всем сферам жизнедеятельности общества, но прежде всего к политической системе, поскольку находят выражение именно в конституции – важнейшем политико-правовом документе современного общества. Сочетание тех или иных принципов из числа рассмотренных образует основные модели государственности в современном мире. С одной стороны, это демократическая республика или парламентарная монархия, основанные на народном суверенитете, народовластии, уважении прав человека, законности и правопорядке. С другой стороны, это монархии с абсолютистским режимом или республики с авторитарной властью, попирающие права человека. Концентрированным выражением конституционных основ политической системы общества является конституционная формула государства, в которой выражаются основные характеристики государства. Закрепляется эта формула, как правило, в первых же статьях конституций. Рассмотрим несколько примеров. Конституционная формула выражает, прежде всего: -форму правления – государство объявляется республикой или монархией; -форму политико-территориальной организации государства – унитарное или федеративное государство; -политический (государственный) режим. В политической системе выделяют институциональный, нормативный, функциональный и идеологический элементы. Институциональный элемент политической системы представляет собой совокупность социальных институтов, участвующих в осуществлении власти. Нормативный элемент представляет собой совокупность норм, регулирующих политические отношения, прежде всего правовые нормы. Функциональный элемент выражается в политическом режиме. Идеологический элемент выражен в политической идеологии. 22. Конституционные основы экономической системы в зарубежных странах. Экономические отношения (система) – это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. В мире существуют две основные модели экономики: рыночная (либеральная) и планово-регулируемая (огосударствленная). Хотя различия между ними постепенно нивелируются, в конституциях иногда упоминаются составные компоненты той или иной модели. В рыночной экономике это свобода и равноправие форм собственности, свобода предпринимательской деятельности (частной инициативы), свобода договора, состязательность и конкуренция, в огосударствленной модели действуют противоположные положения. На современном этапе данные модели "сближаются", свидетельством чему могут служить поправки к Китайской конституции. Конституционные принципы правового регулирования экономики: 1. В рыночной модели экономики: – равноправие всех форм собственности, их равная зашита; – неприкосновенность собственности (но не абсолютная); – свобода предпринимательской деятельности; – возможность ограниченного вмешательства государства в экономику (перераспределение бюджета, национализация некоторых отраслей хозяйства, налоговая и кредитная политика, регулирование продолжительности рабочего времени, отпусков и т.д.); – социальная ориентация рыночной экономики (возможность лишения собственности по мотивам общественной пользы, проведение общественно полезных работ, использование национальных богатств и ресурсов с учетом интересов всех собственников и общества в целом); – прогнозирование экономических процессов; – забота о безопасности и гигиене труда, создание условий для отдыха; – свобода труда и т.д. 2. В планово-регулируемой модели экономики: – преимущество общественной собственности и ее особая правовая защита; – невозможность или ограничение частной собственности; – нахождение важнейших объектов исключительно в государственной собственности; – планирование экономики; – обязанность труда; – равная оплата труда и т.д. |