Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Средневековые монашеские ордена

  • 2.1. Цистерианский орден (Цистерианцы)

  • 2.3. Орден иезуитов (Иезуиты, Общество Иисуса)

  • 2.4. Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпитальеров)

  • 2.5. Орден тамплиеров (орден храмовников)

  • 2.6. Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский орден)

  • 2.7. Орден августинцев (Августинцы)

  • 2.9. Орден францисканцев (Францисканцы)

  • Культурология. 1. Понятие монашеского ордена


    Скачать 31.36 Kb.
    Название1. Понятие монашеского ордена
    АнкорКультурология
    Дата02.04.2020
    Размер31.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология.docx
    ТипДокументы
    #114524

    Выполнила: Чумакова,10121

    Средневековые монашеские ордена

    1. Понятие монашеского ордена

    Орденом (ordo religiosus) является постоянное, утвержденное Церковью сообщество мужчин или женщин, члены которого (religiosi, religiosae) дают торжественные обеты (vota solemnita) бедности, целомудрия и послушания и ими обязывают себя к праведной жизни в исполнении общего устава (regula).

    ОРДЕНЫ МОНАШЕСКИЕ - монашеские объединения в католицизме. Первые монашеские ордена возникли в VI в. в Италии, до XI в. они существовали независимо от католической иерархии. Внутренняя жизнь каждого монашеского ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую централизацию власти, требующей безусловного подчинения указаниям сверху. Имеются так называемые нищенствующие ордены (францисканцы, бернардинцы, капуцины, доминиканцы и некоторые др.), уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом, приносящим постоянный доход. Те же монашеские ордена, которые не причисляют себя к указанной группе, обладают правом зарабатывать деньги, идущие в церковную казну или на благотворительные цели. Монашеские ордена подразделяются на контемплятивные, или созерцающие (их члены посвящают основную часть времени молитве и богослужениям), и активные, непосредственно участвующие в общественно полезном труде и акциях милосердия. К числу первых, напр., относятся бенедиктинцы, а к числу вторых — лазаристы. Промежуточное положение занимают доминиканцы, францисканцы и иезуиты. Орден иезуитов — самый известный среди католических орденов. Созданный в 1534 г. испанским монахом Игнатием Лойолой, он и сегодня играет активную роль в церкви и в мире. Орден руководит 177 католическими университетами и культурными центрами, рассеянными по всему миру, а также 500 школами, к-рые посещают около 1,5 млн. человек. Этот орден, равно как и другие ордена. (всего их насчитывается около 140), занимается религиозно-политической пропагандой, религиозно-воспитательной и религиозно-просветительской деятельностью в различных уголках мира, в том числе и в России. Первыми католическими монашескими объединениями, получившими распространение в России с 1724 г., стали францисканцы и доминиканцы. Позже появились августинцы, кармелиты, мариане и др. В начале XX в. на территории России действовало восемь мужских и 16 женских монастырей (700 монахов и монахинь), прекративших свое существование после 1917 г. В 1992 г. в Москве было воссоздано и зарегистрировано в Минюсте России Отделение общества Иисуса — иезуитов, в 1995 г. — конгрегация францисканцев, доминиканцев и салезианцев.

    Главное отличие ордена от других религиозных организаций - наличие особого устава, утвержденного папой римским.

    Торжественные обеты, которые принимаются после окончания периода послушания (новициата), подразумевают полную и безвозвратную отдачу себя ордену, а через него Богу. Они лишают члена ордена прав обладания и распоряжения имуществом, заключения брака и освобождают его от всех общественных обязательств. В некоторых орденах (как, например, в ордене иезуитов) к трем общепринятым обетам добавляется четвертый, который обязывает вступающего следовать особым целям, стоящим перед орденом. Характерным признаком монашеского ордена является обязательное проживание его членов в монастыре (clausura, stabilitas loci). В традиции францисканцев и доминиканцев это правило заменяет stabilitas provinciae – требование проживания члена ордена в пределах определенной територии. Все монашеские ордена отличаются по образу жизни, целям и направлениям деятельности, а внешне – по монашеским одеяниям, характерным для каждого ордена.

    Положения о статусе монашеского ордена и принципах его деятельности были приняты на 4-м Латеранском (1215 г.) и 2-м Лионском Соборах. Согласно этим положениям монашеские ордена освобождаются от верховного надзора епископа и подчиняются непосредственно папе римскому.

    Управление орденом строго централизовано: его возглавляет генерал ордена, избираемый генеральным капитулом (capitulum generalis) – коллегиальным органом, в состав которого входят провинциалы (ministri provinciales) – главы региональных (провинциальных) объединений ордена. Во главе отдельных монашеских общин (конвентов) стоят избираемые полноправными членами данной общины настоятели (аббаты, приоры или гвардианы), собрание которых называется капитулом, или собором. Общины или группы общин ряда орденов объединены в структурные подразделения, называемыми конгрегациями (так, орден бенедиктинцев состоит из 18 конгрегаций). Женская ветвь ордена иногда называется «вторым орденом». При некоторых орденах (францисканцев, доминиканцев, кармелитов) существуют особые братства мирян, которые получили название терциарии («третьи ордена»). Терциарии не имеют самостоятельного статуса и их задача заключается в оказании активной помощи ордену во всей его деятельности.

    Монашеские ордена подразделяются на следующие категории:

    1. Ordines monastici seu monachales, члены которых называются monachi regulares («уставные монахи»): антонианцы, базилиане, бенедиктинцы и их ответвления (клюнийцы, цистерцианцы и др.) и картезианцы;
    2. Ordines canonici (canonici regulares) и ordines clericorum (clerici regulares) – «уставные каноники» и «уставные клирики»: августинцы, премонстранцы, доминиканцы и иезуиты;
    3. Ordines mendicantium, или regulares mendicantes – «нищенствующие ордена»: францисканцы, доминиканцы, августинцы-эремиты и кармелиты;
    4. Ordines militares, или regulares militares – «рыцарские (военные) ордена»: иоанниты или госпитальеры, храмовники (тамплиеры), Тевтонский, Левонский ордена и другие.
    2. Средневековые монашеские ордена

    Первым монашеским орденом в Западной Европе был орден бенедиктинцев (основан в IV веке).

    В XI веке в Европе получили широкое распространение ордена цистерианцев и картезианцев.

    В XI - XII веке в связи с крестовыми походами возникают духовно-рыцарские ордены, сочетающие в уставах монашеские и рыцарские идеалы. Наиболее распространенные из них - госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы.

    В XIII веке для укрепления авторитета церкви и борьбы с еретическими движениями создаются нищенствующие монашеские ордена. Наиболее известны из них францисканцы и доминиканцы, дававшие обет "телесной нищеты" (со временем принявший чисто номинальных характер). Объединение уставной жизни со священническим служением, независимость от местных властей, подчинение непосредственно папе делало нищенствующие монашеские ордена универсальным средством воздействия на мир.

    В XVI - XVII веке, в период контрреформации, для преодоления кризиса церкви создаются многочисленные новые ордена - иезуиты, базилиане, театинцы, барнабиты.

    В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов. Руководит монашескими орденами Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни.

    2.1. Цистерианский орден (Цистерианцы)

    Католический монашеский орден. Основан бенедиктинцем Робертом Молезмским в 1098 году.

    В 1115 году был возглавлен Бернаром Клервоским.

    В XII - XIII году мужские и женские монастыри цистерианцев были богаты и влиятельны. К 1300 году существовало 700 монастырей цистерианцев.

    С XIV века орден цистерианцев приходит в упадок.

    Из цистерианцев выделились бернардинцы, флорцы и трапписты.

    В настоящее время насчитывается около 3000 цистерианцев.

    2.2. Орден ливонский

    Военно-монашеский католический орден. Подразделение Тевтонского ордена, созданное в 1237 г. из остатков ордена меченосцев. Орден, наряду с Рижским архиепископством, Курляндским, Дерптским, Эзельским епископством, должен был управлять Ливонией - территорией, занятой крестоносцами в Прибалтике.

    Символика ливонцев напоминала тевтонскую: черный крест на белом поле, однако многие ливонцы носили плащи с символикой меченосцев: красные кресты и мечи.

    В 1242 году князь Александр Невский одержал победу над рыцарями Ливонского ордена в сражении у Чудского озера ("Ледовое побоище"), был заключен мир с Ливонией на условиях ее отказа от притязаний на русские земли.

    В 1309 г., после захвата Тевтонским орденом у Польши Восточного Поморья с г.Данцигом, столицей Тевтонского и Ливонского орденов стала крепость Мариенбург.

    В конце XIII в. Ливонский орден вступил в соперничество с Рижским архиепископством за политическую власть в Ливонии.

    После поражения Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве 1410 г. положение Ливонского ордена пошатнулось. В 1444 - 1448 гг. орден принимал участие в войне Ливонии с Новгородом и Псковом.

    После поражения в Ливонской войне 1558-1583 со стороны русских войск Ливонский орден распался и в 1562 г. был ликвидирован. На его территории созданы Курляндское герцогство и Задвинское герцогство, остальные территории отошли к Дании и Швеции.

    2.3. Орден иезуитов (Иезуиты, Общество Иисуса)

    Католический монашеский орден. Основан в 1534 г. в Париже испанцем Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540 г.

    Основой ордена является жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение руководству и папе римскому. Орден выведен из-под епископской юрисдикции. Основной принцип ордена: "Цель оправдывает средства". Структура ордена - иерархическая, состоит из четырех ступеней. Во главе ордена стоит генерал, избираемый съездом ордена. Орден делит мир на девять ассистенций, управляющих ассистентами, составляющими Генеральный совет ордена. Ассистенции делятся на провинции и вицепровинции, а они, в свою очередь, на коллегии или резиденции.

    Для ордена характерен высокий и разносторонний уровень образованности всех его членов. Благодаря этому с самого момента основания члены ордена составляли значительную часть преподавательского состава в учебных учреждениях Европы, а с конца XVII в. - и в России. В период Реформации орден стал главной опорой католической церкви. К XVII в. орден стал играть значительную роль в политике, идеологии и экономике Европы. К середине XVIII в. орден представлял реальную угрозу уже и для папства. В 1733 г. папа Климент XIV под нажимом королевских дворов Испании, Португалии и Франции, принял решение о распуске ордена.

    Де-юре орден был распущен, однако его тайная деятельность не прекратилась. На тех территориях России, где иезуиты имели существенное влияние, императрица Екатерина II запретила распускать орден, предполагая использовать его как политическую силу против католической церкви.

    В 1814 г. папа Пий VII восстановил нормальное функционирование ордена в полном объеме.

    На конец XX в. орден иезуитов насчитывает 35 тысяч членов. Издается около 1 тысячи газет и журналов на более чем 50 языках мира. Ордену принадлежит 33 университета и 200 школ.

    2.4. Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпитальеров)

    Самый древний католический монашеский орден. Основан в 1023 году (по другим данным, в 1070 году) купцом Панталеоном Мауро из Амальфи (Южная Италия) и его сподвижниками, построившими больницу и приют для больных и престарелых паломников, шедших в Иерусалим.

    После взятия крестоносцами Иерусалима в 1099 году орден был признан папой римским в качестве независимой религиозной организации. Полное его название звучало: "Рыцарский орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского".

    Вступившие в орден давали три монашеских обета: целомудрия, послушания и бедности.

    Около 1155 года глава ордена французский рыцарь Раймунд де Пюи принял титул великого магистра и издал первые статуты ордена.

    Символом ордена стал восьмиконечный белый крест (получивший впоследствии название мальтийского), который, как правило, вышивался на рясах или плащах. К XIII веку наряд госпитальеров принял свой классический вид: красный плащ с вышитым спереди и сзади восьмиконечным крестом.

    К XII веку орден достиг серьезного военного могущества.

    В 1306 году орден вторгся на о.Родос и более 200 лет господствовал там, до изгнания его турками в 1523 году. После этого в 1530 году орден взял под свое покровительство император Священной Римской империи Карл V и дал ордену в ленное владение о.Мальту.

    В XVI - XVII веках орден достиг наивысшего расцвета и превратился в сильную морскую державу Средиземноморья.

    В 1798 году войска Наполеона Бонапарта захватили Мальту. После жестокого поражения орден перебрался в Россию под покровительство Павла I, который специальным манифестом принял на себя звание великого магистра ордена, а главной резиденицей госпитальеров объявил Санкт-Петербург.

    После убийства Павла I в 1801 году резиденция ордена переносится в Италию.

    С 1834 года и до настоящего времени штаб-квартира ордена находится в Риме, где занимает около двух квадратных километров. Владения ордена в Риме пользуются правом экстерриториальности.

    Как суверенное государство орден имеет дипломатические отношения на уровне послов с 50 государствами. Орден имеет свою конституцию, правительство, гимн, гражданство, денежные знаки.

    В настоящее время орден насчитывает около 10 тысяч рыцарей и около одного миллиона ассоциированных членов ордена, объединенных в 35 национальных секций. Членами ордена преимущественно являются крупные политические деятели и бизнесмены.

    Все члены ордена делятся на три основных ранга:


    • Рыцари справедливости




    • Монахи




    • Рыцари повиновения


    Кроме того, существуют почетные рыцари и дамы.

    Все нити правления сосредоточены в руках великого магистра, который избирается пожизненно из узкого круга рыцарей и утверждается папой.

    В орден не принимаются разведенные или живущие во внебрачной связи, евреи и коммунисты. Членство в ордене разрешается только католикам, однако это правило не распространяется на венценосных особ.

    В настоящее время орден занимается преимущественно организацией медицинской помощи и организацией паломничеств. В ведении ордена находится около 200 больниц в разных странах мира. После Армии спасения орден госпитальеров - наиболее крупная благотворительная организация.

    2.5. Орден тамплиеров (орден храмовников)

    Один из древних католических монашеских орденов. Основан в 1119 году французскими рыцарями в Иерусалиме вскоре после Первого крестового похода. Свое название (франц. templiers, от templ - храм) одрен получил по местонахождению первоначальной резиденции вблизи места, где, по преданию, находился храм Соломона.

    "Отцом" ордена считается бургундский рыцарь Хуго де Пэйнс, который в 1118 году, участвуя в крестовом походе, вместе с восемью сподвижниками нашел пристанище во дворце иерусалимского правителя Балдуина I.

    Основной задачей ордена была провозглашена защита паломников и завоеванных крестоносцами государств от мусульман.

    Тамплиеры давали те же три обета, что и иоанниты, и имели аналогичную организационную структуру. Символом тамплиеров служил красный крест, который носился поверх заимствованного у цистерианцев белого плаща.

    В короткий срок, благодаря пожертвованиям, занятиям торговлей и ростовщичеством, орден превратился в крупнейшего феодала и банкира Ближнего Востока и Западной Европы.

    В 1128 году были приняты статуты ордена тамплиеров.

    В XIII веке численность ордена достигла 15 тысяч рыцарей. Орден неоднократно использовался для борьбы с ересями и восстаниями.

    По завершении крестовых походов орден обосновался в Европе, преимущественно во Франции. Опасаясь роста могущества тамплиеров, французский король Филипп IV Красивый в 1307 году добился ареста всех членов ордена и возбудил против них инкцивиторский процесс.

    Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 году были сожжены на костре. В 1312 году папа Климент V упразднил орден.

    2.6. Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский орден)

    Католический монашеский орден. Основан немецкими крестоносцами в конце XII века на базе госпиталя "Дом святой Марии Тевтонской" в Иерусалиме.

    Первоначально орден занимал подчиненное положение по отношению к иоаннитам. Устав и самостоятельность ордена утверждены папой Иннокентием III в 1198 году.

    Первым гроссмейстером ордена еще до утверждения статутов стал Генрих Вальпот.

    Резиденции и владения ордена располагались, кроме Иерусалима, в Германии, Италии, Испании и Греции.

    В начале XIII века орден обосновался в Северо-Восточной Европе, ведя политику экспансиив Прибалтике и северо-западных русских княжествах. На захваченных землях рыцари ордена проводили насильственную германизацию и обращение населения в католицизм.

    В 1410 году объединенные польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену.

    В XVI веке, когде Реформация охватила Пруссию, владения ордена были секуляризированы. С потерей капиталов и владений орден потерял военное и политическое значение.

    Тевтонский орден существует в настоящее время в Германии в форме малочисленной церковной организации.

    2.7. Орден августинцев (Августинцы)

    Католический монашеский орден. Ведет свое начало от монашеских общин, образованных св.Августином и его сестрой Перпетуей. Следует приписываемому св.Августину уставу, который был составлен в середине V века и требовал монашеское общежитие и полный отказ от собственности. Августинцы заложили истоки практики всех нищенствующих монашеских орденов.

    Августинцы практически представляют из себя объединение нескольких родственных орденов. Наиболее известны из них уставные августинские каноники, белые каноники, орден отшельников св.Августина, орден босоногих братьев-отшельников, орден братьев-созерцателей, конгрегация уставных Латеранских каноников, конгрегация Вознесения.

    В настоящее время насчитывается около 10 тысяч августинцев.

    2.8. Орден меченосцев

    Католический духовно-рыцарский монашеский орден. Учрежден в 1202 г. инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом.

    Во время второго "Северного" крестового похода рыцари ордена меченосцев предприняли безуспешную попытку взять крепость Изборск.

    В 1234 году на р.Эмайыге под г.Юрьевом новгородский князь Ярослав Всеволодович одержал победу над войсками ордена меченосцев, остановив продвижение рыцарей на восток.

    В 1236 году литовский князь Миндовг разбил войско ордена меченосцев в битве при Шауляе. В битве был убит магистр ордена Волквин.

    В 1237 году остатки ордена меченосцев сливаются с Тевтонским орденом, образуется подразделение Тевтонского ордена, названное Ливонский орден и предназначенное для ведения дел в Ливонии.

    Название ордена происходит от изображения на их плащах красного меча с крестом.

    2.9. Орден францисканцев (Францисканцы)

    Католический нищенствующий монашеский орден. Основан в Италии в 1207 - 1209 гг. Франциском Ассизским.

    Наряду с орденом доминиканцев францисканцы занимались проведением судов инквизиции.

    В конце XII - начале XIII в. орден раскололся на конвентуалов (сторонников монастырской жизни, отвергавших строгий орденский устав) и спиритуалов (сторонников нищеты и строгого ригоризма). Под влиянием спиритуалов возникли две радикальные еретические секты - фратичелли и фагелланты.

    В XIII в. францисканцы были очень популярны в Италии, Испании и Франции.


    написать администратору сайта