ТГП ответы. 1, Понятие, предмет и функции теории государства и права. Теория государства и права (как наука)
Скачать 144.29 Kb.
|
Методология теории государства и права – это система подходов и методов научного познания государства и права, посредством которых происходит познание основных закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений. Мировоззренческие подходы к научному познанию государства и права. Экзегетическая теория (от «экзегеза» – толкование) создаётся всегда в результате истолкования неких конечных истин, которые не достигает учёный, а заимствует готовые из каких-либо источников. При этом таковыми могут выступать:
Познавательные возможности экзегетического подхода весьма ограничены. Тот факт, что лежащие в основе экзегетической теории догмы не подлежат критике, придаёт данной теории характер обоснования уже известного. Теория не открывает качественно нового знания. В этих условиях научные исследования, как правило, выливаются в подбор иллюстрирующих канонизированные догмы цитат из текстов-первоисточников, а также в периодические кампании очищения положений последних от «нервного» толкования, борьбу против ревизий и научных ересей. В конце концов, развитие основанной на экзегетическом подходе теории практически прекращается. Рано или поздно она объявляется завершённой. Особенностью экзегетической теории является то, что она существует, пока сохраняется авторитет её первоисточника. Причём поддержание данного авторитета мало зависит от самой науки, делающей её заложницей религии, политики и т.д. Экзегетическая теория государства и права может стать внутренне непротиворечивой и логически завершённой, но зачастую не способна выдержать проверку практикой, которую в своих исследованиях старательно игнорирует. Позитивный подход. Он является противоположностью экзегетического подхода в исследовании государства и права. Учённые – сторонники позитивного подхода – решают познавательные задачи не комментированием освященных чьим-либо авторитетом текстов, а посредством исследования реальных фактов государственно-правовой жизни общества. Если для экзегетов объект и предмет науки фактически совпадают («священные истины»), то для приверженцев позитивного подхода объект исследования – реальные социальные явления – и его предмет – знания о данных явлениях – чётко различаются. Истоки позитивной теории всегда находятся в эмпирическом знании, т.е. полученном в результате наблюдения, практического эксперимента, иного опыта. Вместе с тем позитивный подход не исключает формулировку теоретических суждений высокого уровня абстракции и сведения их в единую систему путём логического согласования. Другое дело, что теоретические суждения должны поддаваться проверке с помощью эмпирических данных и уж во всяком случае не приниматься как бесспорная и полная истина, если они не позволяют объяснить результаты таких исследований. Позитивный подход исследования государства и права значительно потеснил экзегетический особенно на рубеже 19-20 веков. Это связано с тем, что формально-догматическая юриспруденция, стремившаяся найти ответы на все вопросы правоведения в законе, была не в силах объяснить причины появления в Америке и Европе нового государственно-правового уклада жизни общества. Новая нормативная система не могла быть выведена из старой при помощи формально-логического анализа. Становление новых государственно-правовых порядков предопределялось действием неюридических факторов, никак не предусмотренных старыми законами или даже противоречащих им. Выбор одного из двух вышеназванных мировоззренческих подходов в исследовании задаёт вектор движения теории государства и права к концептуальной модели данных явлений. В то же время по ходу этого движения перед исследователем встаёт огромное количество конкретных познавательных задач, для решения которых должны использоваться разнообразные конкретные методы познания. 6.Методы теории государства и права – это приёмы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. …. Общенаучные методы познания государства и права – это самые общие подходы к исследованию, всеобщие принципы познания, используемые всеми науками. 1. Диалектическая логика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Эти принципы конкретизируются законами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики - понятиями, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное, особенное и общее и др.). 2. Формальная логика – это наука о приёмах и способах мышления. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, моделирование и др.), законы логики (тождества, противоречия, исключение третьего, достаточного основания и др.). 3. Системный подход – в отношении государства и права предполагает их понимание как целостных систем, входящих в качестве элементов в более сложную систему, каковой является общество в целом. 4. Структурно-функциональный метод – основан на том, что все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру, и в то же время сами входят в качестве составного элемента в другую, более общую структуру. В ходе структурно-функционального анализа вычленяются отдельные элементы структуры, даётся их функциональная характеристика, анализируются их взаимосвязи. …..Специальные научные методы – они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права. 1. Социологический метод – позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приёмов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития. 2. Статистический метод – позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трёх стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. 3. Кибернетический метод – позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств (компьютеров и т.д.) кибернетики познать государственно-правовые явления. Глубже познать государственно-правовые закономерности можно и при содействии системы её понятий (управление, информация, прямая и обратная связь, оптимальность и др.). 4. Математический метод – это совокупность приёмов оперирования с количественными характеристиками. …Частные научные методы – главная особенность их заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук. 1. Формально-юридический метод – позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых норм и т.п. 2. Сравнительно-правовой метод – позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы, в целях выявления их общих и особенных свойств. 3. Юридическая герменевтика – построена на исследовании реального содержания правовых актов и иных действий, исходя из знания социального контекста, в котором они принимаются, совершаются. Важнейшие принципы (подходы) общетеоретического исследования.
Методы построения теории. 1. Гипотетико-дедуктивный метод – основан на предположительном выборе ключевого понятия, а остальные понятия формируются как производные от него, ему подчинённые. Например, при построении теории права представители различных школ правоведения могут развёртывать понятие права, выбирая ключевой категорию: нормы права (нормативная школа права); правоотношения (социологическая школа права); правосознания (психологическая школа права) и т.д. Соответственно все остальные категории, развёртывая содержание ключевой, обретают в зависимости от него собственный смысл. 2. Содержательно-генетический метод – основан также на допущении. Только здесь это допущение того, что какое-либо понятие обозначает генетически начальную ступень образования исследуемого государственно-правового явления. Понятие, характеризующее развитую форму последнего, образуется как результат понятия «первоклеточки», которое вовсе не обязательно должно быть основным понятием теории. В литературе предостаточно примеров, когда право в своей развитой форме выводилось из фактических отношений владения, товарного обмена, игравших роль правовой «первоклеточки». И содержательно-генетический, и гипотетико-дедуктивный методы построения государственно-правовой теории основаны на допущении, гипотезе при выборе исходного для развитии теории понятия 7, Место теории государства и права в системе гуманитарных наук. ТГП - наука гуманитарная. Поэтому она взаимодействует с другими гуманитарными науками и с ними связана. Достаточно сопоставить ТГП с теми гуманитарными науками, которые соприкасаются с вопросами ГиП. К таким наукам относится: философия, общая социология, экономическая теория, политология, культурология и история. Предметы этих наук значительно шире, и государственно-правовые явления изучаются ими в связи с другими вопросами, входящими в предметы этих наук. Все эти науки по отношению к ТГП - общие, потому что они изучают более общие вопросы. ТГП по отн-нию к этим наукам - частная, т.к. предмет этой науки не выходит за пределы гос-правовых явлений. Все гуманитарные науки можно разделить на общие и частные. · Общие – науки, предмет которых охватывает достаточно широкий круг явлений. (Философия, общая социология, общая экономическая теория, политология и т.д.). · Частные – науки, предмет кот. охватывает менее широкий круг явлений по сравнению с общими гуманитарными науками. (Этика, эстетика, псих-е, юридические и др. гуманитарные науки). Общие гуманитарные науки вырабатывают наиболее общие положения и выводы об обществе и общественных явлениях, на которые опирается ТГП при исследовании своего предмета. Также, общие гуманитарные науки при исследовании своих предметов нередко затрагивают вопросы государства и права, в связи с чем им приходится обращаться к юридическим наукам, соответственно к ТГП. Следовательно, в системе гуманитарных наук ТГП наиболее тесно связана с общими гуманитарными науками. Также ТГП определенным образом связана и с частными гуманитарными науками (но не настолько тесно). 8 Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. К общественным наукам относятся философия, экономическая теория, социология, политология, история, этнография, кибернетика, психология, педагогика, этика, логика, лингвистика и многие другие. Государство и право изучаются не только юридическими, но и другими общественными науками. Однако последние исследуют проблемы государства и права лишь в пределах, способствующих раскрытию собственного предмета. Юридические науки занимаются специальной разработкой проблем государственно-правовой действительности. Характеристика связи теории государства и права с другими общественными науками. 1. Изучая государственно-правовые явления, невозможно абстрагироваться от остальной социальной действительности, невозможна «чистая» юридическая наука (хотя именно за это ратовали отдельные научные школы, известна, в частности, «чистая» теория права Ганса Кельзена). Поэтому при изучении государства и права в обязательном порядке используются достижения самых разных общественных наук. Например, для анализа представлений людей о праве или механизма правомерного или противоправного поведения используются данные психологии. 2. Юридическая действительность настолько переплетена с другими явлениями, что исследование самых разных сфер общественной жизни – экономической, культурной, политической и т.д. – также будет неполным без обращения к данным юридических наук, и прежде всего – к теории государства и права как к общей, фундаментальной юридической науке. Таким образом, связь теории государства и права с различными общественными науками носит двусторонний характер. С одной стороны, теория государства и права использует достижения общественных наук, с другой – последние учитывают, в той или иной степени, разработки по теории государства и права. Этот вывод следует из фундаментального принципа единства и взаимосвязи научного знания. Система юридических наук.
По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.
Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию. 9. Власть, понятие, признаки, виды. Общество и власть. Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Как явление власть характеризуется следующими признаками: 1. Власть есть явление социальное, то есть общественное. 2. Власть является атрибутом (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития. (Поэтому, кстати, не корректно такое, встречающееся в литературе, словосочетание, как "социальная власть", ибо власть всегда социальна). То обстоятельство, что власть является постоянным спутником общества, объясняется тем, что общество представляет собой сложноорганизованную систему (социальный организм), которая постоянно нуждается в управлении, то есть в процессе упорядочения, направленном на поддержание системы в нормальном, работоспособном состоянии - состоянии функционирования. С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обусловливает в нем присутствие такого феномена, как власть. Но не наоборот, когда предполагается, что упорядочение социальных процессов стало происходить потому, что в обществе появилась власть и ее носители. При этом следует отметить, что власть есть средство именно социального управления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, в частности, техническим, то есть управлением технической системой (например, автомобилем). Таким образом, управление - явление более широкое, чем власть, которая представляет собой явление сугубо социальное. Суть этого момента более полно раскрывается в следующем признаке власти. |