ТГП ответы. 1, Понятие, предмет и функции теории государства и права. Теория государства и права (как наука)
Скачать 144.29 Kb.
|
2. Реформирование (обновление) законодательства, закрепляющего правовой статус элементов политической системы. 3. Необходимо более чёткое определение места и роли государства в политической системе. Государство, являясь центральным элементом политической системы, должно действовать в рамках закреплённых Конституцией (правовое, социальное, демократическое государство). 4. Создание реальных условий для развития идеологического и политического плюрализма. 5. Укрепление законности деятельности всех субъектов (элементов) политической системы. 6. Повышение политической и правовой культуры субъектов политической жизни. Основные направления совершенствования политической системы Российской Федерации. 1. Заметен акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти. Последние практически лишены возможности осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов (правительства, премьер-министра и т.д.), наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов. 2. Низкий удельный вес политических партий в политической системе, их слабое влияние на власть, общество. 3. Новые институты часто не находят поддержки в обществе, поскольку в нём ещё господствуют старые политические нормы и ценности, стандарты политического поведения. Отбрасывание коммунистических ценностей (равенства, коллективизма) автоматически не привело к утверждению в обществе либеральных ценностей (индивидуализма, собственности, свободы и т.д.). 4. Наша политическая система ещё не сформировала своё культурное основание в лице признанных в обществе демократических идеалов, ценностей (уважение прав и свобод человека, ответственность за принятое решение, поступок), норм, её возможности интегрировать общество, обеспечить единство и стабильность довольно ограничены. Поэтому политическая система в России ещё какое-то время будет балансировать между целостностью общества и с его дезинтеграцией, распадом. 5. Слабая интегрированность в российскую политическую систему разнородных групп, партий, движений проявляется в том, что политические силы имеют ограниченный доступ к процессу принятия решения. 6. Недостатком политической системы России является и её слабая реактивная способность. В частности, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения, нередко запаздывает при разрешении социальных конфликтов (манифестации обманутых вкладчиков, работников бюджетной сферы, не получающих зарплату. 7. В условиях чрезмерной концентрации власти в руках президента и исполнительных органов фактически отсутствуют возможности постоянного действенного контроля за их деятельностью как со стороны общества, так и со стороны законодателей. Это создаёт возможности для бесконтрольного расходования федеральных средств, для коррупции. Инструментами контроля в этих условиях могут выступать средства массовой информации и зрелая партийная система. Однако конкурентная партийная система, способная выявить и выразить интересы социальных групп, ещё не завершила своего формирования. Средства массовой информации в условиях рынка сами оказываются зависимыми от власти. 8. Формирование развитого гражданского общества. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, её устремлённостью к постоянному самосовершенствованию. 9. Российское общество вновь оказалось перед дилеммой: либо найти согласованную модель взаимодействия индивидуальной свободы, активности и инициативы личности с принципом ограниченного правления государства, либо пойти по пути очередной модификации державной модели сильной власти при отчуждении от неё народа. Пока же нередки случаи использования власти номенклатурной бюрократией в своих корпоративных интересах, что всё больше отчуждает общество от власти, не служит гарантией неприкосновенности гражданских прав индивидов. 10. Отказавшись от тотального контроля за различными сферами жизни общества с помощью принуждения, российское государство должно сформировать новые взаимоотношения с гражданским обществом. Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества, становлению социальных интересов различных групп населения. Трудности на этом пути обусловлены в значительной мере тем, что в России ценности свободы, индивидуализма не были преобладающими в общественном сознании, у населения до сих пор ещё сильны надежды на помощь со стороны государства. Ослабление социальной функции государства служит важной причиной наблюдаемого сегодня роста конфликтов в обществе. 11. Необходимо постепенное формирование конкурентной партийной системы в процессе укрупнения политических партий за счёт их организационного слияния, более чёткого определения идеологических позиций. Это окажется возможным при условии, если будет достигнуто гражданское согласие относительно целей и образа будущего общества. В этом случае ни одна политическая партия не будет стремиться разрушить базовые принципы общественного устройства, а будет руководствоваться интересами общего блага, совершенствования политического порядка. 12. Политическая культура в России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Тип политической культуры современного российского общества можно скорее назвать фрагментарным. Это название отражает то обстоятельство, что фрагментарная политическая культура не представляет собой единого целого, а соединяет элементы разнородных субкультур. Она отражает ситуацию раскола в обществе, состояние переходности. Для фрагментарной политической культуры характерно отсутствие согласия между носителями различных субкультур относительно базовых ценностей, идеалов и целей общества. Это порождает повышенную конфликтность и социальную напряжённость, которые обусловливают политическую нестабильность в обществе. Современной политической культуре России свойственна низкая степень доверия населения к государственным институтам власти, игнорирование законных способов разрешения конфликтов. 36. Государство в политической системе. Государство занимает в политической системе общества центральное место. Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института. 1. Назначение государства состоит в организации управления обществом. Иначе говоря, государство – это специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального назначения. 2. Государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства. 3. Для организации управления обществом государство располагает специальным аппаратом управления, законодательными, исполнительными, судебными и контрольно-надзорными органами, т.е. особой публичной властью. Другие элементы политической системы не имеют публичных органов. 4. Государство имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В собственности государства могут находится целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы. Государство имеет право на сбор денежных средств с населения, организаций (налоги, сборы). 5. И, наконец, самое существенное в характеристике государства как основного элемента политической системы общества: государство обладает суверенитетом (верховенство власти внутри страны и её независимость от всех внешних властей). Иные элементы политической системы не обладают суверенитетом, над ними возвышается государство как суверенная власть. 6. Принимаемые государством как верховной политической властью управленческие решения обязательны к исполнению всеми гражданами и их объединениями. Суверенитет государства проявляется в том, что только государство может издавать обязательные для исполнения нормативные акты; в том, что только государство имеет право на законное применение силы, принуждения и располагает для этого специальным аппаратом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества и отличается от других субъектов политической системы: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом публичной власти; 4) издаёт нормативные акты, которые обязательны для исполнения всеми субъектами; 5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.); 6) определяет главные направления развития общества. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политической системы, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями.
39. Закономерности развития государства. Закономерности развития государства - это основные тенденции, т.е. основные направления, в которых происходит развитие государства. 1. Одна из основных закономерностей развития государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации, роста и упрочнения демократии оно превращается из “просто” организации политической власти, из примитивного, “варварского” принудительно-репрессивного образования в политически организованное общество, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами государства в соответствии с принципом разделения властей. 2. Исторический процесс идёт от несовершенного, неразвитого государства, выступающего преимущественно в виде диктаторской государственной власти, к развитому государству, где реализуются народовластие, экономическая свобода, свобода личности. 3. Обращаясь к прошлому, надо видеть, что итог существования государства в условиях теократически-азиатского и рабовладельческого, феодального обществ - это историческая бесперспективность, обречённость государственного самовластия, монархической диктатуры и постепенное вхождение всего общества в развитое государство, в институты демократии - парламентаризма, разделения властей, независимого суда, прав и свобод человека. Такого рода процесс особо чётко обозначился в Европе, Северной Америке в 18 - 19 веках в результате победы буржуазных демократических сил. 4. Наряду с этой основной закономерностью в развитии государства может быть отмечен и ряд других тенденций: а) возвышение личности, превращение личности с её прирождёнными правами в центр политико-общественной жизни; б) “уход” государства из экономики, всё больше его отделение от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника; в) развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих, “обуздывающих” политическую власть, вводящих её в чётко очерченные рамки, в строгий правовой режим (разрешительный порядок); г) всё большее преобладание республиканской формы правления; д) эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их всё большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам. В передовых демократических странах в области политико-государственной жизни всё большее значение приобретают такие тенденции: 1. Государство всё более становится “государством человека”, в котором человек, его прирождённые, неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место. 2. Всё общество - а не только государственная власть - выступают в качестве правового. 3. Утверждаются как незыблемые и получают всё более широкое развитие институты либеральной демократии - парламентаризм, свободные выборы, муниципальное самоуправление, федерализм. 4. Усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частно-правовые отношения социальная ориентация в его деятельности (“мягкое” регулирование отношений рынка, блокирование его теневых сторон для ряда категорий населения - детей, престарелых, инвалидов). 5. Возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя, “предельная защита человека, его прирождённых прав и свобод. 6. Признание правового государства стало характерной чертой большинства конституций второй половины 20 века. 7. Наиболее типичные закономерности развития государств в 20 веке: 1) изменение соотношения государства и гражданского общества; 2) функциональная роль государства; 3) приоритет прав над государством; саморазвитие государства как системы со своими элементами. Очевидной и всё более нарастающей доминантой развития государств становится влияние на них международной среды. 20 век и особенно его последние десятилетия со всей очевидностью выявили:
Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шарахания из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняется узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым (фашизм в Германии, тоталитарные режимы в “социалистических” странах). 40. Типология (классификация) государств, различные подходы к типологии (классификации) государств. Классификация – это подразделение явлений на определённые классы, группы по самым различным основаниям. Типология – это классификация, в основе которой лежат наиболее существенные системообразующие критерии, позволяющие раскрыть явление как целое. Классификация один из способов познания, они создаются на основе познания объективных законов реальности и отражают закономерные связи между исследуемыми предметами и явлениями. Классификации служат познанию глубоких сущностно-содержательных особенностей, которые не могут быть познаны каким-либо иным образом, кроме как организованного знания (так чтобы его структура соответствовала структуре исследуемого объекта). Классификация даёт возможность по месту, занимаемому в классификационной системе, сделать выводы о признаках и свойствах объекта, которые ещё не известны. Классификация позволяет в сжатом лаконичном виде выразить большие объёмы информации. Классификация способствует движению познания от уровня эмпирического к уровню теоретическому. Классификация носит относительный, приблизительный характер. Классификации бывают естественные, т.е. по сущностным признакам, и искусственные, т.е. в основе их лежат любые признаки, имеющие практическое значение. Естественные классификации – в основе которых лежат сущностные закономерности функционирования и развития объекта. Эти признаки носят устойчивый, повторяющийся характер; они играют системообразующую роль. Классификация соотносится с понятиями систематизация и типология. 1. Первый познавательный приём - классификация. Классификация состоит в расчленении (анализ) хаотического целого на части по определённым признакам – это 1 шаг познания, его эмпирический уровень. Например, государства можно классифицировать: 1) по территории: большие, средние, малые; 2) по континентам: азиатские, американские, европейские, африканские; 3) по религиозному признаку: христианские, мусульманские. 2. Второй познавательный приём – систематизация. Это синтез, т.е. воссоединение целого из частей, в результате чего более глубоко познаётся сущность объекта, познаются признаки, которые не воспринимаются на эмпирическом уровне. 3. Третий познавательный приём – типология. Типология есть классификация (анализ) и систематизация (синтез). Классификация – познавательный приём, состоящий в расчленении целого на части. Систематизация – это результат познавательной деятельности, предстающий как система типов. Тип – это высшая систематическая категория, высшее подразделение типологии. Тип – это образец, которому соответствует определённая группа предметов или явлений. Тип – это образец, содержащий характерные обобщённые черты какой-либо группы. Таким образом, тип связан: 1) с понятием среднего, обычного; 2) с понятием образцового; 3) с классификацией типов идеального целого, в котором отражены общие сущностные признаки объекта. Существуют: 1) традиционные типологии (формационная и цивилизационная) и 2) нетрадиционные типологии. Традиционные типологии государств. Формационный подход к типологии государства. Создатели К. Маркс и Ф. Энгельс. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, который основан на определённом способе производства (общество, находящееся на определённой ступени развития производительных сил). Любое государство существует в рамках конкретной общественно-экономической формации. Поэтому типу общества соответствует тип государства. Каждый тип государства отличается от другого: 1) экономической основой, т.е. типом производственных отношений; 2) классовой сущностью, т.е. орудием какого класса является государство; 3) социальным назначением, т.е. какие функции выполняет государство. Согласно формационного подхода четырём классовым типам общественно-экономической формации соответствуют четыре типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. 1. Рабовладельческий тип государства. По своей сущности государство – это политическая организация класса рабовладельцев. Экономическую основу составляет частная собственность рабовладельцев на орудия и средства производства и на рабов. Важнейшие функции государства – защита собственности рабовладельцев, подавление сопротивления рабов. 2. Феодальный тип государства. По своей сущности государство – политическая организация класса феодалов. Экономическую основу составляет собственность феодалов на землю, основные орудия и средства производства, а также собственность зависимых крестьян на мелкие орудия труда. Назначение феодального государства – защищать собственность феодалов, их сословные привилегии, угнетать и подавлять крепостных крестьян. 3. Буржуазный тип государства. По своей сущности государство – политическая организация буржуазии. Экономическая основа – частная собственность капиталистов на орудия и средства производства при юридической независимости пролетариата от эксплуататоров. Функции буржуазного государства – охрана частной собственности капиталистов, эксплуатация и подавление наёмных рабочих. 4. Социалистический тип государства. По своей сущности государство – политическая организация трудящихся. Экономическую основу составляет социалистическая (государственная) собственность. Важнейшее назначение государства – охрана социалистической собственности, подавление эксплуататорских классов, защита интересов трудящихся. Формационный подход объясняет и смену одного типа государства другим. Она происходит закономерно в результате революции, когда низший тип заменяется более высоким. Так, рабовладельческое государство заменяется феодальным, феодальное – буржуазным. Поскольку все три названных типа государства эксплуататорские, то отрицание одного другим не исключает преемственности. Чего не скажешь о социалистическом государстве. Оно как высший и последний тип государства может возникнуть только после разрушения эксплуататорского государства. Недостатки формационного подхода.
Цивилизационный подход к типологии государств. Ключевые положения данного подхода в следующем: 1) при классификации государств необходимо в одинаковой мере учитывать не только экономические условия (способ производства), но и национальные, культурные, религиозные, психологические основы общества; 2) исходя из идеи единства, целостности земной цивилизации нужно говорить не об отрицании одной ступени развития другой (например, древней – средневековой и т.д.), а о непрерывном поступательном движении государства от неразвитого состояния к всё более развитому, не исключая, конечно, движения назад, вспять, длительные застойные состояния у тех или иных народов; 3) при этом решающим критерием их развитости служит отводимое в государстве место человеку, его правам и свободам; 4) отстаивание классовых интересов нельзя считать решающим в сущности и назначении государства, государство всегда было и есть проводник общих дел, средство поиска согласия, компромисса между классами, слоями, группами населения. Подход А. Тойнби (в 1904 году – опубликовал книгу «Постижение истории). Родоначальником цивилизационного подхода к классификации общества, государства считается английский историк Арнольд Тойнби. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает более 20 цивилизаций. Среди них называются такие, как: Египетская, Китайская, Западная, Православная, Арабская, Мексиканская, Иранская и др. По А. Тойнби – история человечества – история замкнутых локальных цивилизаций. По мнению А. Тойнби, цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, культурных, этнических, географических, психологических, языковых и других признаков. Каждая цивилизация придаёт устойчивую общность всем государствам, существующим в её рамках. Этот подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Каждая цивилизация подобно живому организму имеет жизненный цикл: зарождение, развитие, расцвет, загнивание, смерть. Каждая цивилизация вычленяется на основе 7 признаков, 2 из которых являются постоянными: 1) религия и форма её организации; 2) степень удалённости от места первоначального возникновения. Государства бывают первичными и вторичными: 1) в первичных государствах (Древний Египет, Китай, Индия) – причины их возникновения во внутреннем развитии. Такое государство неизбежно сохраняет целый ряд архаических черт, например, родоплеменную структуру общества, являющуюся частью, субъектом экономического базиса; 2) вторичные государства возникли под влиянием первичных, часто на их развалинах, их возникновение стимулировалось внешними культурными, экономическими, геополитическими причинами (Древняя Германия). Государство является частью социокультурного комплекса, а не экономического. Подход С.С. Алексеева. Известный современный правовед С.С. Алексеев, используя цивилизационный подход, подразделяет государства на развитые и неразвитые. К неразвитым он относит теократически-азиатские, рабовладельческие, феодальные общества и государства, а также авторитарные и тоталитарные государства в современную эпоху. Развитые – демократические. Критерий разделения – уровень развитости права. Неразвитое право – придаток государственной власти, всецело зависящее от её усмотрения. Развитое право – воплощает все свойства права как нормативного социального феномена, противостоящее любому произволу, в том числе произволу государства. Нетрадиционные типологии государств. Типология государств по отношению к религии (4 типа). 1. Светские. Государство не контролирует отношение граждан к религии, не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушено законодательство. Государство не оказывает церкви никаких видов помощи, не поручает церкви выполнение никаких видов функций, имеющих юридическое значение. Церковь не вмешивается в политическую жизнь страны, а лишь удовлетворяет религиозные потребности страны (Россия, Украины, Белоруссия). 2. Клерикальные. Религия имеет статус государственной. Государственная религия имеет привилегированное положение по сравнению с другими. Церковь имеет: собственность на землю, здания, сооружения; имеет налоговые льготы. Священники получают заработную плату от государства. Церковь осуществляет юридические полномочия, имеет представителей в государственных органах, имеет право на цензуру в области образования, печатной продукции, кино и телевидение (Норвегия, Дания, Швеция). 3. Теократические. Государственная власть принадлежит определённой церкви. Религиозные нормы входят в систему законодательства, им принадлежит приоритет перед законом. Глава государства является верховным священнослужителем (Иран, Саудовская Аравия, Ватикан). 4. Атеистические. Религиозные организации запрещены или преследуются властью. Церковь не имеет собственности. Тотальный контроль за церковью со стороны государства. Государство проводит репрессии против священников и верующих; существует запрет на проведение религиозных обрядов в общественных местах. Свобода совести сводится к проповедованию атеизма. Церковные организации не имеют статус юридического лица (СССР, Албания, Северная Корея). Типология Рожковой Л.П. 1. Автократия. Бесконтрольное неограниченное полновластие одного лица – главы государства. Он является источником и выразителем суверенитета государства, а также носителем законодательной, исполнительной и судебной власти (все древневосточные деспотии, феодальные монархии и т.п.). 2. Поликратия. Источник власти народ. Выразитель суверенитета – представительный орган, осуществляющий законодательную власть и контролирующий исполнительную власть. Типология Аристотеля. Классификация: 1) по количеству властвующих – а) правление одного; б) правление немногих; в) правление большинства; 2) по целям – а) в интересах одного; б) в интересах немногих; в) в интересах большинства. Совмещая эти критерии Аристотель делит государства на: 1) правильные – а) монархия; б) аристократия; в) полития – наилучшая форма (смешение олигархии и демократии) – правительство большинства в интересах общей пользы; 2) неправильные – а) тирания; б) олигархия; в) демократия. 41. Понятие формы государства. Форма государства – представляет собой его внутреннюю организацию; она раскрывает его структуру, порядок образования органов государства, разграничение их полномочий и принципы взаимоотношений между собой; форма государства отвечает также на вопросы о соотношении государства как целого со своими составными частями, о методах и способах осуществления государственной власти в обществе. Обычно выделяют три основных элемента, из которых складывается форма государства: 1) форма правления; 2) форма государственного устройства; 3) государственно-правовой (политический) режим.
42. Формы государственного устройства современных государств. Форма государственного устройства – это составная часть структуры государства, которая характеризует распределение государственной власти между центром и частями государства. Унитарные государства. Унитарное государство – это единое государство, части которого не обладают признаками государственности (Белоруссия, Франция).
Федеративные государства. Федеративное государство – это союзное государство, части (субъекты) которого обладают признаками государственности (Россия, Австрия, Индия, США, ФРГ, Мексика).
Конфедеративные государства. Конфедерация – это объединение государств для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.
43. Формы правления современных государств. Форма правления – раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции. Монархия – это такая форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением. В теории различаются монархии неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные). При этом ограниченные (конституционные) подразделяются на дуалистические и парламентарные. Абсолютная монархия. |