Главная страница
Навигация по странице:

  • Организация власти и социальные нормы при первобытном строе. Общество

  • Характеристика первобытного общества.

  • Структура первобытного общества.

  • Советы военных предводителей.

  • Жрецы (колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари).

  • Социальное регулирование в первобытном обществе.

  • Меры убеждения.

  • 15. Основные теории происхождения государства. Сущ-т мн-во теорий происхождения гос-ва и права. Остановимся на наиболее важных из них.Теологическая теория

  • Марксистская (классовая) теория

  • Термин и понятие «государство»: их многозначность. Подходы к понятию государства Термин «государство» употребляется в трёх значениях

  • Различные подходы к пониманию государства.

  • 3. Кибернетический подход.

  • 4. Социологический подход.

  • ТГП ответы. 1, Понятие, предмет и функции теории государства и права. Теория государства и права (как наука)


    Скачать 144.29 Kb.
    Название1, Понятие, предмет и функции теории государства и права. Теория государства и права (как наука)
    АнкорТГП ответы.docx
    Дата06.02.2017
    Размер144.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТГП ответы.docx
    ТипДокументы
    #2359
    страница4 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    13 Особенности (пути) возникновения государства у различных народов.

    На стадии распада первобытного общества у разных народов мира, несмотря на определенные закономерности, возникли и расхождения в происхождении государства.

    Основные пути возникновения государства:

    - европейский (Афины, Рим, древнегерманские государства);

    - восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.)..

    На территории Европы (европейский путь) главным фактором образования государства было классовое расслоение общества в связи с формированием частной собственности на землю, скот, рабов, а главной функцией - экономическое регулирование и защита частной собственности. В результате распада общин возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственности (Спарта). Наиболее классическими считаются три формы возникновения государства: афинская, римская, германская

    Афинская форма считается классической формой возникновения рабовладельческого государства: она возникла непосредственно из внутренних классово-экономических частнособственнических противоречий, развившихся в недрах родоплеменного общества.

    Римская форма заключается в том, что процесс образования государства в Древнем Риме был почти таким же, как и в Афинах, за исключением того, что он сопровождался борьбой плебеев (пришлого населения) против привилегий патрициев (римской родовой знати). Плебеи, были лично свободными, не связанные с римским родом, обладали торговое и промышленное богатство. Борьбой против патрициев за власть они ускорили распад родоплеменного строя и образования рабовладельческого государства.

    Древнегерманских форма - это процесс образования государства у древних германцев, ускоренный завоеванием варварами значительных территорий Римской империи. В отличие от Афин и Древнего Рима, где образовались рабовладельческие государства, у древних германцев возникла потребность в разрушении рабовладельческих порядков и построении прафеодальних (или раннефеодальных) государств, заимствовали структуру власти и право Римской империи, приняли христианство и приспособили их к укладу жизни германских племен .

    Путем возникновения прафеодальних государств с первобытного строя происходил и развитие государств на территории Европы (Ирландия), в Древней (Киевской) Руси, в Азии - у арабов. В Киевской Руси формирование раннефеодальной государственности сопровождалось приглашением на княжение варягов.

    14, Организация власти и социальные нормы при первобытном строе.

    Общество – это общность людей на определённой территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни.

    Власть – это отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует над волей и действиями других лиц (подвластных).

    Характеристика первобытного общества.

    1. Первобытное общество возникло и развивалось в течении нескольких тысячелетий. Это был период становления человеческого общежития.

    2. Крайне примитивные условия труда, суровые условия жизни, низкий уровень производительных сил толкали людей к объединению.

    3. Они коллективно производили орудия труда, совместно охотились, жили и трудились сообща. Общий труд приводил к общей собственности на орудия производства и на производимые продукты.

    4. В личной собственности находились лишь некоторые орудия труда и охоты, они же служили и орудиями защиты. Совместный труд и совместное проживание способствовали тесному сплочению членов общества, взаимной помощи и поддержке.

    5. Это убыстряло развитие общества, приводило к появлению новых, более совершенных орудий труда. В результате такого развития происходит постепенное разделение труда.

    6. В это время возникает и развивается новая, более совершенная форма организации общества – родоплеменной строй. Он сменяет стадный образ жизни и означает более высокую степень в развитии человеческого общества – переход от дикости к варварству. Основу родоплеменной организации общества теперь составляет род.

    Структура первобытного общества.

    Род – представляет собой общину, коллектив людей, тесно связанных кровным родством (действительным или предполагаемым) и ведущих общее хозяйство.

    В родовой общине отсутствует какое-либо деление людей по имущественному признаку, т.е. нет социального неравенства.

    Несколько родов, связанных между собой кровными узами, общностью обычаев, традиций, привычек, характером деятельности и другими общими признаками, объединялись в племена, а несколько племён – в союз племён.

    Общественная власть в первобытном обществе.

    Род, а тем более племя, состояли из большого числа людей. Для осуществления производства и распределения, для решения всех других вопросов жизни и быта общества нужна была какая-то организация, обладающая властью, т.е. возможностью оказывать решающее воздействие на поведение людей.

    1. Общее собрание. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались на общих собраниях. На этих собраниях имели право присутствовать, высказывать своё мнение все взрослые члены рода. Решения, принятые собранием рода, становились обязательными для каждого сородича. Общее собрание избирало старейшину, который руководил повседневной деятельностью. На случай военных действий избирался военачальник (военный вождь).

    2. Старейшины. Вначале ничем не отличались от других членов рода, выполняли все виды общей трудовой деятельности. Руководя коллективом людей, старейшины выполняли общую волю. Власть старейшин носила моральный характер. Они не получали какого-либо материального вознаграждения или льгот и привилегий за свою работу. Главными задачами старейшин были, во-первых, организация коллективных работ рода, во-вторых, предупреждение межродовых споров. Они должны были разрешать конфликты, возникающие при нарушении правил поведения, решать все общие вопросы, которые отвечали интересам соплеменников.

    3. Совет старейшин. Старейшины родов составляли совет старейшин племён. Заседания совета старейшин проходили открыто. При обсуждении каких-либо вопросов на заседании совета старейшин могли присутствовать и высказывать свои предложения все взрослые члены родов (племени).Вопросы, которые решал этот коллегиальный орган, были достаточно важными. Совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия семей общины в проведении сельскохозяйственных работ и др.

    4. Военные предводители.(Для защиты территории или для нападения).Военными предводителями становились, как правило, люди, отличающиеся особыми физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью, смелостью и обязательно чрезвычайно сильной волей, а также умением прогнозировать наступление или защиту от врага и её организовывать практически.

    5. Советы военных предводителей. Они собирались для решения вопроса о том, продолжать ли затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки тактики боя.

    6. Жрецы (колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари). Этот орган управления занимался, условно говоря, организацией сознания людей. Не зная многого о мире и ежедневно убеждаясь в том, как сильны силы природы, люди боялись их. Они приписывали природе божественную силу. Жрецы были как бы связующим звеном между людьми и различными богами. Жрецы помогали «задобрить» богов путём совершения культовых обрядов и жертвоприношений, вселяли веру в то, что силы природы будут милостивы к человеку. Эта уверенность придавала первобытным людям силу, так как отвлекала их сознание от возможной борьбы с опасностью, раскрепощала их и позволяла сосредоточиться на созидательном труде. Жрецы были также хранителями, блюстителями обычаев рода.

    Социальное регулирование в первобытном обществе.

    Общество вырабатывало правила, необходимые для регулирования его жизни. Эти правила повторялись при жизни одного поколения людей и передавались потомкам. Часть этих правил отмирала, оставались лишь те из них, которые проходили проверку временем, были полезны и необходимы людям. Так складывались обычаи.

    Обычаи – исторически сложившиеся, неоднократно повторяемые и вошедшие в привычку людей правила поведения в обществе, обеспечиваемые силой общественного мнения.

    Характерные черты обычаев.

    1. Они выражают интересы всех членов общества (рода, племени, союза племён).

    2. В них нет чёткого разграничения прав и обязанностей.

    3. Их выполняют в силу привычки, под влиянием общественного мнения или запретов (табу). Табу – это правило поведения устанавливающее запрет.

    Обычаи первобытного общества имели характер нерасчленённых «мононорм», т.е. обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.

    Нарушение обычаев рассматривалось как действие, направленное против интересов рода (племени), вредное для всех и для каждого члена. Поэтому родовая община привлекала виновного к ответственности.

    Меры, принимавшиеся к нарушителю.

    1. Меры убеждения. (Разъяснение, внушение, порицание).

    2. Меры принуждения. В исключительных случаях – изгнание из рода. За убийство сородича и за переход во вражеский род - лишение защиты своего рода (его имущество отдавали на разграбление).


    15. Основные теории происхождения государства.

    Сущ-т мн-во теорий происхождения гос-ва и права. Остановимся на наиболее важных из них.

    Теологическая теория (Фома Аквинский, XIII в., А. Кентерберийский, Ж. Маритен, Й. Войтыла, ХХ в.) Является одной из самых ранних. Зародилась в глубокой древности, наибольшее развитие получила в период средневековья. распространение имеет в наше время. Не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Последние возникают одновременно и являются творениями божественного разума. Все, что существует на Земле, создано по воле Бога. Государство и право вечны, как и сам Бог. Государь рассматривается как наместник Бога на Земле, как "божий помазаник". Люди должны беспрекословно подчиняться государю, ибо его воля является воплощением божественной воли. Отсюда выступление против государя и государства - великий грех, поскольку это выступление против Бога.

    Патриархальная теория (Платон и Аристотель III-II вв. до н.э., Фил-мер XVII.в., Михайловский XIX в.). Государство возникает в результате разрастания семьи. Семья, увеличиваясь в размерах, первоначально приводит к возникновению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава семьи, патриарх, становится главой государства, монархом, власть которого является естественным продолжением власти патриарха, отца над своими детьми, подданными.

    Договорная теория (истоки в Древней Греции V-IV вв. до н. э., Гроций, Гоббс, Локк, XVII-XVIII вв., а также Спиноза, Руссо, Радищев и др.) Ее именуют также теорией естественного права. Суть теории состоит в том, что государство есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевались либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие, "золотой век" (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от Природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому, чтобы создать в обществе норм. жизнь и обеспечить естественные права, люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу, представляющему их общие интересы, часть своих прав.

    Теория насилия (теория внутреннего насилия – Е. Дюринг, XIX в.; теория внешнего насилия - Л. Гумплович и К.Каутский XIX в.). Теория внутреннего насилия - государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Госу-дарство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства. Внешнее насилие - государство возникло из завоевания одного племени или народа другим племенем или народом. Государство создается как аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью создается и право.

    Марксистская (классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, XIX в., В. Ленин,.ХХ в.). Государство и право возникают как результат раскола общества на антагонистические классы (классы с непримиримыми противоречиями) и классовой борьбы. Право- и политогенез есть естественноисторический процесс, основанный на развитии экономики, появлении частной собственности, расколе общества на антагонистические классы (класс собственников, эксплуататоров и класс несобственников, эксплуатируемых). Государство создается классом собственников как сила, с помощью которой класс несобственников удерживается в повиновении и подавляется при необходимости. Право же выступает как средство навязывания воли эксплуататоров эксплуатируемым и всему обществу в целом.


    16. Термин и понятие «государство»: их многозначность. Подходы к понятию государства

    Термин «государство» употребляется в трёх значениях:

    1. Государством называют совокупность людей, проживающих на определённой территории и объединённых публичной властью (страна, т.е. политико-географическое значение). Государство-страна включает в себя три элемента: 1) население (народ); 2) территорию; 3) власть.

    2. Государством называют людей, осуществляющих государственную власть, составляющих государственный аппарат, т.е. совокупность государственных органов и должностных лиц, обладающих публично-властными полномочиями (охватывает форму организации политической власти аппарат, механизм власти в обществе, т.е. система институтов власти).

    3. Государство рассматривают как совокупность политических, публично-властных отношений повеления и подчинения.


    Во всех трёх случаях речь идёт об организации и функционировании публичной политической власти как власти государственной, но о её разных аспектах. Однако существующие разные понятия государства учитывают все три значения термина «государство». Так что три значения термина «государство» – это ещё не три разных понятия государства. Разные понятия государства возникают тогда, когда сущность государственной власти понимают по-разному.

    Различные подходы к пониманию государства.

    1. Теологический подход. Согласно христианскому учению, государство – божественного происхождения. «Дар власти – от Бога», - сказано в послании римского папы Льва XI. Целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев. Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которому глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) – не господин, а слуга мусульманского права, которое он изменить не может.

    2. Юридический подход. Государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен – подразумевает под государством оформленный законом аппарат публичной политической власти, его организацию и функционирование, его законные полномочия. Фактически государство отождествляется с совокупностью законов о власти, с содержание конституционного и административного законодательства, законодательства о судоустройстве и т.д. Государством считается то, что предписывают законы о монархе, президенте, правительстве, суде, прокуратуре, полиции и должностных лицах, причём независимо от того, что именно предписывают эти законы. Государственная жизнь рассматривается как осуществление законных полномочий власти и выполнение подвластными законных обязанностей и предписаний власти, как законопорядок. Итак, государством здесь называется содержание законов об организации, полномочиях и осуществлении суверенной принудительной власти. Действительность государства объясняется как реализация этих законов.

    3. Кибернетический подход. Государство рассматривается как определённая система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями. Ибо осуществление власти в определённой мере есть движение информации в виде прямой связи государства с обществом – издание законов и иных нормативно-правовых актов, обращённых к членам общества, и в виде обратной связи – информация о состоянии управляемых государством систем, процессов.

    4. Социологический подход. Общей чертой социологического понятия государства является отрицание юридической природы государства, рассмотрение в качестве основы государства не формально-юридических, а фактических социальных явлений, а именно явлений властвования. Иначе говоря, в социологическом понятии государство отождествляется с организацией публичной политической власти независимо от содержания власти. И поскольку публичная политическая власть – это всегда принуждение, и к тому же в круг объектов, описываемых понятием государства, попадает и деспотия, то сущность государства объясняется как сила, организованное насилие. Общее определение социологического понятия государства сводится к следующему: государство – это наиболее действенная (наиболее сильная, верховная, суверенная) организация власти у населения, проживающего в пределах определённой территории. Сущность власти – это сила, не связанная никакой законной формой. Сила может соблюдать форму, но может и не соблюдать. Разновидностью социологического понятия является марксистко-ленинское понятие государство. Здесь сущность государства объясняется через классовое господство и классовое насилие.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта