Главная страница
Навигация по странице:

  • Живопись.

  • 25. Готика, происхождение термина. Проблема периодизации. Новшества в конструкции и декорации готического собора

  • 26. Архитектура ранней и зрелой готики во Франции

  • Сен Шапель в Париже

  • Собор в Шартре

  • 28. Готическая архитектура в Германии

  • 29. Готическая скульптура в Германии

  • 30. Готическая архитектура в Италии

  • 31. Готическая архитектура в Англии

  • 32. Особенности позднеготической архитектуры и живописи

  • билеты запад на печать. 1. Понятие Средние века периодизация истории искусства Средних веков Западной Европы. Специфика культуры и искусства Западной Европы и Византии


    Скачать 407 Kb.
    Название1. Понятие Средние века периодизация истории искусства Средних веков Западной Европы. Специфика культуры и искусства Западной Европы и Византии
    Анкорбилеты запад на печать.doc
    Дата31.12.2017
    Размер407 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлабилеты запад на печать.doc
    ТипДокументы
    #13550
    страница3 из 3
    1   2   3

    В архитектуре Германии появились рано. Здесь были выработаны новые типы базилики. Характеризуется появлением второго хора, с западной стороны, и введением второго трансепта. Во внешнем облике большую роль играют башни.

    Нагерманию оказывает влияние Франция и Италия. Строительная деятельность сосредоточена в области Рейна, где наиболее замечательны большие соборы в городах: Майнце, Вормсе и Шпейере (все в11—12 вв.). Для всех церквей характерна устремленность вверх.Такое впечатление создают высокие башни, расположенные на западной и восточной сторонах. Убранство стен, как и в итальянских церквах, состоит из легких колоннад и архитектурных поясов. Внутри церквей плоские перекрытия сменяются к этому времени Коробовыми сводами. Внутри эмпорий – место где ходил человек. Церковь св. Марии и св. Стефана в Шпайере. Главная достопримечательность.. Трехнефная романская базилика с четырьмя башнями и двумя куполами. Из кирпича, потому что красный. Строительство началось в нач.11 в. Крипта, что служила усыпальницей императоров. Сначала вестверг был без апсиды, ее добавили при Генрихе IV, также были добавлены сводчатые перекрытия, башни. Внутри из мрамора, чисто, снаружи и внутри полосатость стен. На фасаде мало окон и маленькая роза.

    Кафедральный собор Свв. Мартина и Стефана в Майнце. Строительство в к 10-по13 в. Большая центральнуя башня и обе его боковые башни в стиле Барокко. Красив интерьер собора: два хора огромных размеров; вдоль центрального нефа - фрески, изображающие жизнь Иисуса Христа; около колонн расположены надгробные памятники архиепископов. Нет трифорий, галерей. Есть мазаика. В этом здании короновались Генрих II и Фридрих II. Красный кирпич.

    Кафедральный собор Свв. Петра и Павла в Вормсе. Собор с четырьмя башнями и двумя куполами.

    Живопись.берет начало от искусства каролингов, но очень скоро в нем начинают проявляться свои особенности.

    24. Романская живопись

    Франция

    Расцвет живописи во Франции падает на конец Хl – первую половину ХII века. Целостных ансамблей сохранилось мало, в основном это куски и фрагменты.

    Центральное произведение – росписи монастырской церкви в Сен – Савен – сюр – Гартамп. Здесь сохранился самый большой ансамбль романских росписей Франции. Живопись покрывает свод главного нефа, западные эмпоры, нартекс и крипту. Живопись свободна и вдохновенна. Действие течет то эпизодически величаво, то становится динамическим. Каждому эпизоду соответствует определенная цветовая тональность в пределах общего охристого тона. Бог – непременный участник большинства ветхозаветных сцен. Фигура творца значительна и не лишена благородства. Его жесты наставительны, величаво свободны и повелительны.

    Роспись крипты – более тщательная, обстоятельная и плотная. В нартексе манера письма сурова и экспрессивна.

    В начале ХII века роспись капеллы приората в Берзе – ла – Виль. Сохранившиеся здесь фрески – важнейший свидетель клюнийского ис – ва.

    В фресках церкви Сен Мартен в Ноан – Вике ощутим простонародный дух. Стиль фресок динамичен. У всех персонажей однотипные лица с маленьким ртом, пятнами румянца на щеках, с большими, тесно посаженными глазами, которые смотрят то удивленно, то пугающе строго.

    Англия

    Монументальная живопись Англии сохранилась в немногих фрагментах, главным образом в сельских церквах Суссекса. Здесь ощутимы отголоски англосаксонского ис – ва, подвергшегося значительной переработке. Уравновешенная композиция, размеренный ритм, изящные движения.

    Персонажи на фресках в Корнфорде пребывают в отрешенном состоянии, и вытянутые, графически рассеченные фигуры проплывают как призраки по голубому фону.

    Росписи капеллы Сент Гейбриэл в Кентерберийском соборе привнесли в английское ис – во новую, более энергичную струю. Не утратив специфической английской утонченности, изображения обрели внушительность и крепость; четкие контуры сделал фигуры осязаемыми. В живописи отчетливо проступила византизирующая струя английского ис – ва.

    Италия

    Живопись Италии заняла особое место в ис – ве средневековой Европы. Здесь ощущалось влияние древнехристианского ис – ва, существовали тесные связи с Византией.

    25. Готика, происхождение термина. Проблема периодизации. Новшества в конструкции и декорации готического собора

    1. Слово «готика» происходит от итал. — непривычный, варварский. Это понятие применили для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.  Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя ее. Готическое искусство обращалось к высшим божественным силам, вечности.

    • Ранняя (сер 12-сер 13 в.). Тяжелая кладка, слабовыраженные завершения окон, маленькая роза. Собор в Шартре(с высокими шпилями)

    • зрелая

    • поздняя готика (сер.14-до 16 в.). Цветные витражи, большие окна, больше ажурности, собор похож на резную шкатулку, аркбутаны (ползущие арки) передают тяжесть на контрфорсы. Вимперги (стрельчатые) с краббами. При входе статуи. На тимпанах сюжеты, статуи.

    26. Архитектура ранней и зрелой готики во Франции

    Готический стиль архитектуры возникает во Франции во второй половине 12 века. Развитие идет в сторону все большей легкости и декоративности. Различают несколько периодов эволюции. Вторая половина 12 столетия и первая треть следующего характеризуются особой строгостью форм (период ранней готики); 13 век представляет период наибольшего расцвета французской готической архитектуры; 14 век-время усиления декоративной стороны за счет ясности конструктивного начала; 15 век продолжает ту же линию развития и приносит множество новых декоративных форм. Стиль этого периода обозначается часто термином «пламенеющей» готики, название которой происходит от сходства некоторых ее декоративных мотивов с языками пламени. Из Франции готический стиль распространяется на соседние страны, становясь общеевропейским явлением.

    К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже (вторая половина 12 —13 в.). Собор этот представляет собой пятинефную базилику с эмпорами. Типичными особенностями этого раннего по времени собора являются применение колонн в аркадах, разделяющих нефы, сравнительно большие поверхности стен и сдержанность декоративного убранства.

    Дальнейший шаг приходится на города Амьена и Реймса (13 в.). Оба представляют развитие того же типа, что и Нотр-Дам в Париже, особой легкостью и чувством меры при пышности убранства выделяется Реймский собор. К новшествам принадлежат появляющиеся пинакли (беседки) над порталами, окнами. Замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры (веерная) сводов. Чтобы увнличить распор, расширить окна и уменьшить давление. Особым совершенством выделяется церковь Сен Шапель в Париже. Как это бывает в зданиях небольшого размера, она не имеет системы аркбутанов и контрфорсов. Собор Нотр-Дам в Лане. Быки. Толстая стена видна по углублениям . Порталы и большая роза. Аркада –галерея королей. Пинакли. Архивольты- скульптура на фасаде. Собор в Шартре. 5 нефов.
    27. Французская готическая скульптура
    Скульптура Франции. Готика. О характере ранней готической скульптуры Франции можно судить по удлиненным пропорциям, потом менее. Портал собора в Шартре. (Св. Мартин.Собор в Шартре. 13 в.).
    К ранним статуям присущи напряженность позы и строгий параллелизм в постановке ног. Постепенно фигуры более свободные. Некоторое отклонение от фронтальности, легкий сгиб в коленях и перемещение тяжести тела на одну ногу. Приемы эти на портале собора в Амьене: «Благовещенье», «Встреча Марии и Елизаветы» и «Принесение во храм».
    Вершина достижения готической скульптуры — фигура Христа среднего западного портала все того же Амьенского собора. Показанный в рост, фронтально, с одной ногой, чуть выдвинутой вперед, Христос попирает льва и дракона — символы антихриста и дьявола.
    Мадонна с младенцем на руках. Усиливается реалистичность. В соборе в Реймсе: ниспадающие складки, удлиненные фигуры с маленькими головами, изящество поз и жестов, улыбка. В 13 веке усиление реалистических элементов. Эволюция происходит и в рельефах. Тимпан собора Парижской Богоматери на тему «Коронования», и «Страшный суд» в Шартре (оба 13 в.). Стремятся к реалистичности, чем в романском искусстве. Со второй четверти 13 века в иконографии «Страшного суда» начинают играть большую роль изображения гробниц и встающих из них мертвецов, а также сцены блаженства праведников и мучений грешников. Химеры, а также горгулий на соборах в Амьене и Реймсе.
    С середины 14 века наблюдается быстрый рост портретной скульптуры.
    28. Готическая архитектура в Германии

    Готическая архитектураГермании под влиянием Франции. Она долго сопротивлялась, не хотела отходить от романики.30-40 гг. 13 века –ранняя; сер 13в – зрелая; 15-сер 16 в-поздняя. Очень близка к Франции. К наиболее знаменитым соборам готического стиля является собор в Кельне (сер. 13 в.; достроен всер. 19 века), нет галереи королей. Центрическая постройка-церковь богоматери в Трире.

    Собор похож на шкатулку. Башни ставят близко, острые шпили, вместо розы большое окно. Стремятся к высоте. Использовали кирпич, потом камень, камень режется. Любыми декоративными элементами убирают кладку стены, для придания легкости. Аркбутаны. Между окнами трифорий. Большие окна, выпирающие контрфорсы, на них пинакли(беседки). Над входом вимперги с краббами. Был выработан тип однобашенного главного фасада. Более характерен для Германии тип церкви, где центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту-зальный тип (церковь св. Елизаветы в Марбурге, 13 в. Близко стоят башни, шпили вверх, вместо розы окно, не развиты контрфорсы и аркбутаны, как в Италии и Франции, кирпич. Стены, прерываемые оконными или дверными пролетами стрельчатой формы. Все они украшены вимпергами. Внутри все расписано. Веерный красивый свод.

    Скульптура, как и архитектура стремится вверх.находится в зависимости от французской готики. Самостоятельность проявляется только в портретной скульптуре. Стоящие на портале Бамбергского собора фигуры императора Генриха II и его супруги (ок. 13) передают индивидуальные черты. Они ставили статуи на столбы. «Бамбергский всадник» держится за плащ, это значит внутренняя устойчивость, уверенность. Преувеличивали мимику, с целью придания эмоциональности. Немцы переходят грань: делают улыбку до ушей. Разумные и неразумные девы. Достоинства готики: Бог понимающий, сочувствующий. У германцев вся скульптура внутри, а у французов снаружи.
    29. Готическая скульптура в Германии

    Готическая скульптура представляет собой как пластическое искусство Средневековья периода c cередины XII и по XV век включительно, так и соответствующие произведения искусства, являющиеся частью архитектурных сооружений, созданных в готическом стиле. Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции; первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) и Шартрского собора. Затем он распространяется по всей Европе и популярен вплоть до начала Нового времени, когда на смену готике приходит искусство Возрождения, ориентирующееся на традиции античности.

    Общие сведения[править]
    Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью; отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось. Лишь к началу XIII столетия начинается достаточно медленное развития пластического мастерства в направлении ваяния отдельных фигур с пропорционально переданными членами. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы. Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности. Так, глубокие или скомканные складки на платье у статуй подчёркивают порывистость движения, резкость при повороте.
    Испанская готическая скульптура ориентировалась на французскую и имела с ней много общих черт. В отличие от неё в Италии сложилась самостоятельная готическая школа пластики. Здесь скульптура больше не связана в обязательном порядке с архитектурными решениями, она служит более созданию декора в помещениях и открытых пространствах (городские площади, парки). Итальянская школа всё менее связана с византийским искусством, и всё более ищет для себя образцы в античности.
    В Германии к началу XIII столетия работают преимущественно скульпторы и зодчие, прошедшие обучение у французских мастеров. Здесь предпочитают установку статуй во внутренних помещениях зданий. Одним из ярчайших представителей раннегерманской готической пластики является т.н. Бамбергский мастер, скульптурные фигуры которого имеют крепкие тела и менее выразительные лики. В то же время в Германии существовали и иные течения в готическом зодчестве - например, у скульптур, украшающих Страсбургский собор взгляд привлекают в первую очередь мастерски выполненные головы статуй, тела же их менее искуссны. Пик развития готической скульптуры в Германии приходится на начало XIV столетия. Связано это было кроме прочего с распространением в этой стране мистических учений Хильдегард фон Бинген и Генриха Сузо, а также с последствиями страшной эпидемии чумы, поразившей Европу в середине XIV века. Наиболее популярными темами в готической скульптуре того времени было изображение измученного страданиями, израненного Распятого. На севере Германии уже на исходе готического периода распространяется тип скульптурного изображения «прекрасной Мадонны». Он представляет Деву Марию с младенцем на руках, при этом особое внимание уделяется отделке её богатого платья. Сама Мария представлена в виде чувственной, юной и прекрасной девушки.
    30. Готическая архитектура в Италии

    В Италию готический стиль проникает из Франции в 13 веке. Он широко распространен в Северной Италии и Тосканы. Особенности в широком применении декоративных элементов готики: стрельчатых арок, башенок-фиалов, пинаклей, роз. Узоры в форме латинского креста. Применяли декора в оформлении окон, дверей и галерей. Полосатость столбов. Возведение куполов над местом пересечения центрального нефа и трансепта. Большое количество стенных плоскостей способствует распространенности монументальной живописи в технике фрески. Несколько иной характер благодаря своему легкому и ажурному декоративному убранству имеет воздвигнутый из белого мрамора собор в Милане (кон. 14—15 в., достроен в нач. 19 в.). 5 нефов. Стрельчатые окна. Пригласили немцев. Палаццо дожей в Венеции. Здесь облицованные розовым и белым мрамором широкие плоскости стен главного этажа, большие стрельчатые окнами. Санта Кроче (св. Христа) 13 век. Стрельчатые окна, арки, но потолок деревянный.


    31. Готическая архитектура в Англии

    Готическое зодчество Англии также во многом основывается на архитектуре Франции. Своего наивысшего расцвета архитектура средневековой Англии достигает в конце 15—начале 16 века. Сначала было все похоже на французскую готику, но потом появились свои особенности. Сильно выступают концы трансепта. Английские постройки, отличаются слабой развитостью порталов и заменой роз на фасаде огромным стрельчатым окном. По сравнению с французскими памятниками готические соборы Англии отличаются большей прямолинейностью очертаний. Все особенности выступают в соборе в Линкольне (13—14 вв).
    В 15 -16 веке архитектура Англии характеризуется разнообразием форм сводов («звездчатые», «сетчатые», «веерообразные» своды). Членении стен вертикальных линий, которые дали название «перпендикулярного стиля». Сильно выпирают контрфорсы. Любят контрасты. Входы делаю маленькие, а окна большие. Большое-маленькое, высокое-низкое.


    32. Особенности позднеготической архитектуры и живописи
    33. Позднеготическая скульптура

    ля позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельчённость, дробность форм, но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству.
    Важный раздел в готической скульптуре Франции со времен Людовика IX составили надгробия, но подлинный расцвет мемориальная пластика пережила в XIV в. Заботясь об укреплении королевского престижа, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, напоминавшего готический собор, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости; в XIV в. они становятся более индивидуализированными, в облике проступают портретные черты. В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия.
    Чем сильнее развивается в архитектуре декоративный элемент, тем тем свободнее становится пластика. Поздняя готика, отодвинув своей декоративностью чувство целесообразности на второй план, принесла для пластики полное освобождение, создала свободную скульптуру.
    Во второй трети XIII в. монументальная пластика, дотоле стремившаяся к пространственной свободе, вновь оказалась связанной со стеной — статуи начали помещать в ниши с трехлепестковым обрамлением, которое вторило абрису верхней части фигуры. Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. К этому времени искусство украшения порталов пошло на убыль, главное внимание сосредоточилось на скульптуре внутри соборов. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны д’Эврё (1339, Лувр, Париж) — драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра, и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. 1330, собор Нотр-Дам в Париже), в которой наиболее ярко выразились черты распространенного стереотипа. Наряду с этими вотивными статуями значительную роль приобрели мемориальная пластика и ювелирная церковная утварь.

    1   2   3


    написать администратору сайта