Главная страница

билеты запад на печать. 1. Понятие Средние века периодизация истории искусства Средних веков Западной Европы. Специфика культуры и искусства Западной Европы и Византии


Скачать 407 Kb.
Название1. Понятие Средние века периодизация истории искусства Средних веков Западной Европы. Специфика культуры и искусства Западной Европы и Византии
Анкорбилеты запад на печать.doc
Дата31.12.2017
Размер407 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлабилеты запад на печать.doc
ТипДокументы
#13550
страница1 из 3
  1   2   3

1. Понятие «Средние века»; периодизация истории искусства Средних веков Западной Европы. Специфика культуры и искусства Западной Европы и Византии

Термин « средние века » (от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения, в среде гуманистов. Этот термин они ввели, чтобы отстраниться от предшествующего периода истории Средних веков , который они считали временем регресса.
В понятие « средние века » ученые вкладывают различное содержание. Историки XVII-XVIII вв. ввели деление на три периода: древний, средний и новый. Ученые XVII и особенно XVIII в., продолжая традицию гуманистов, оценивали Средние века как период регресса, культурного и духовного упадка. Этому периоду они противопоставляли высокую культуру античного мира и Нового времени.
Периодизация истории Средних веков в Западной Европе
Исторический период Средних веков, или феодализма – один из самых продолжительных периодов в истории Европы , он длился 11-12 столетий.
Отечественная периодизация феодализма в Западной Европе и в Византии строится на принципе стадиального развития общества. Переход к феодализму произошел в разных странах не одновременно. Раньше других на путь феодализма вступили те народы, которые прошли рабовладельческую стадию. Именно эти страны развивались быстрее и более всесторонне, чем те, которые вступили на путь феодализма, минуя рабовладение, непосредственно от первобытно-общинного строя.
Начало западно-европейского средневековья связано с крушением Западной Римской империи. Верхнюю хронологическую границу историки определяют от XV до XVII в.
История феодализма делится на три больших периода:
1) Раннее средневековье – время формирования феодального способа производства, V-XI вв.
2) Классическое, или развитое средневековье – период развитого феодализма, конец XI-XV вв.
3) Позднее средневековье – период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI – середина XVII вв.
К специфическим особенностям языка византийского искусства следует отнести деформации изображаемых фигур и предметов. Они, как правило, направлены на усиление выразительности изображения. Это такие стилистические черты, как удлиненные фигуры, широко раскрытые глаза, изображение фигур и предметов без каких-либо важных элементов (например, ног или нижних частей человеческих фигур, стен у здания и т.п.). Значительно большим деформациям, чем человеческие фигуры, подвергались неодушевленные предметы. Византийский художник не работал с натуры, его мало интересовал внешний вид предметов реального мира. Набор таких предметов в византийской живописи был очень ограниченным. Окружающую среду представляли условно изображенные горки, несколько деревьев или кустиков, река, архитектурные кулисы. Из предметов обихода византийские мастера чаще всего изображали трон, стол, а также книгу, свиток, чашу. В Византии любят мозаику, храм весь в росписях, крестово-купольные храмы.
Раннее Средневековье

Искусство раннего Средневековья (примерно до 1000 г. н. э.) создается в Тёмные века, когда ситуация осложняется миграциями варварских народов по территориям бывшей Римской империи. В частности, это кельтское искусство VI—VII веков, иберо-саксонский стиль, на материковой Европе — искусство эпохи Меровингов, Каролингов, а затем Оттоновское возрождение. Практически все сохранившиеся памятники этого периода — иллюминированные рукописи, хотя можно также найти архитектурные объекты и небольшие декоративно-прикладные изделия.

Романика

Романское искусство (ок. 1000—1200 гг.) продолжалось, пока на смену ему не пришла готика. Это был период повышения благосостояния европейцев, и впервые можно увидеть общеевропейский стиль, последовательно встречающися от Скандинавии до Испании.

Характерные черты: энергичные и прямые формы, яркие цвета. Основной жанр — архитектура (толстостенная, с использованием арок и сводов), но витражи, работа по эмали также становятся важным жанром. Развивается скульптура.

Готика

Готика — следующий интернациональный стиль, охвативший Европу. Возник во Франции, как следующая ступень развития приемов архитектуры (подробнее см. каркасная система готической архитектуры). Самой узнаваемой деталью готики является стрельчатая арка, витраж. Активно развивается сакральная живопись.


  1. Миниатюра эпохи варварских королевств

Миниатюра меровингов. В искусстве франков видное место занимают также рукописи с миниатюрами. Со времени принятия варварами христианства средоточием умственной жизни и центрами церковного образования в течение многих веков в Европе являлись, главным образом, монастыри. Среди различных отраслей монастырского хозяйства, в особенности при крупных аббатствах, имелись специальные мастерские — «скриптории», где писались и украшались книги, требовавшиеся как для церковных нужд, так и для обучения. В рассматриваемый ранний период средневековья особенно распространены были Евангелия, поучения отцов церкви и богослужебные книги (лекционарии, сакраментарии). Скорее как исключение, из тех же мастерских выходили и книги светского содержания (рукописи законодательного характера, хроники, грамматики). Украшение меровингских рукописей носит орнаментальный характер, причем особенно показателен для них так называемый изоморфический тип инициалов, остов которых образуют стилизованные рыбы, птицы, животные, а иногда и человеческие фигуры. В качестве образцов типичных памятников может быть назван «Геллонский сакраментарии» в Парижской национальной библиотеке (ок. 780). Миниатюры изобразительного характера встречаются в меровингских рукописях крайне редко. Насколько в подобных случаях художники оказываются беспомощными в передаче человеческой фигуры, свидетельствует, например, изображение стоящей фигуры (законодатель?) в «Сборнике законов варваров» в Библиотеке Сент-Галлена.

Ирландская миниатюра. Иной стилистический характер, по сравнению с искусством франков и лангобардов, имеют памятники островной группы — Ирландии и Англии. Здесь слагается и получает широкое распространение своеобразный орнаментальный стиль, особенно полно выраженный в области миниатюры. Его характерными особенностями являются крайняя абстрактность и линеарно-плоскостная трактовка форм, распространяющиеся на изображение человека. Родиной этой миниатюры считается Ирландия, рано принявшая христианство и игравшая крупную роль в распространении его в Западной и Центральной Европе. Основанные ирландскими миссионерами монастыри, сеть которых простиралась вплоть до Италии, являлись важными рассадниками данного стиля, окончательно сложившегося, по-видимому, около 700 года в Западной Англии, в Нортумбрии.

Ленты, наделенные на концах змеиными или звериными головами, сплетаются в этих рисунках в сложные композиции. Часто использовались также точки, бегущие вдоль очертания букв и изображений. Особенно широко были распространены символические изображения евангелистов. Миниатюры с другими сюжетами встречаются как исключение.


  1. Архитектура и скульптура эпохи варварских королевств


Архитектура варваров. О ранней архитектуре варварских народов, осевших в Западной Европе, мы знаем, главным образом, из письменных источников.

Обычным видом было деревянное зодчество, памятники которого нередко были украшены обильной декоративной резьбой. С принятием христианства в церковной архитектуре утверждается тип базилики, а вместе с тем и каменное строительство.

К числу самых ранних памятников архитектуры варварских народов относится гробница остготского короля Теодориха в Равенне (526—530). Это монументальное сооружение отличается особой лаконичностью своего внешнего облика. Циклопический характер постройки выступает отчетливо в самой конструкции сооружения. Внутри мавзолей состоит из двух помещений, расположенных друг над другом, купол его высечен из огромного монолита. В целом гробница сурова и вместе с тем величественна.

Наиболее ранние крупные церкви 6—7 веков были впоследствии перестроены, но на территории теперешней Франции сохранилось несколько небольших церковных зданий. Наиболее известными являются баптистерий в Пуатье (7—8 вв.) и крипта (в былое время самостоятельная постройка) святого Лаврентия в Гренобле (того же времени). Оба здания представляют крытые коробовым сводом прямоугольные пространства с примыкающими к ним небольшими абсидами (абсидиолами). Расположенные у стен грубоватые в деталях колонны служат не столько конструктивным, сколько декоративным целям.



  1. ДПИ эпохи варварских королевств


Декоративное искусство варваров. В художественной культуре варваров изобразительная сторона была развита слабо. Зато орнаментально-декоративные формы отличались чрезвычайным богатством. Особенно высоко стояла при этом техника художественной обработки металлов. Памятники этого искусства находят на огромном протяжении — от берегов Черного моря до Британских островов, в погребениях и кладах. Чаще всего встречаются фибулы (застежки, пряжки), украшения оружия, декоративная утварь, а также, со времени принятия христианства, предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг. Для подобных изделий крайне характерно сочетание металла с цветными камнями или окрашенным стеклом, в особенности золота или золоченой меди с гранатами и рубиново-красным стеклом. Примерами подобной техники являются происходящие из Чезены (Северная Италия) фибулы в форме стилизованных орлов с распластанными крыльями (Париж, Музей Клюни и Нюрнберг). Наряду с декоративными мотивами, заимствованными из мира птиц и животных, широкое распространение получили плетения. Из особенно выдающихся памятников этого типа следует назвать золотую с красными инкрустациями рукоятку и такое же украшение ножен меча (Париж), происходящие из погребения франкского короля Хильдерика (?—481), и ряд так называемых «вотивных» корон (короля Рецесвинта и др.), обнаруженных в кладе, найденном в середине 19 века в Гварразаре около Толедо (находятся в Париже, в Музее Клюни и в Мадриде). Подобные короны, представляющие, в основном, богато орнаментированный металлический обруч, приносились в дар церквам и подвешивались как украшение на их аркадах.



  1. Архитектура Овьедо и Леона

Овьедо основан в 8 веке на месте римского поселения. Со 2-й половины 8 в. главный город Астурийского королевства, центр Реконкисты (до перенесения в 10 в. столицы в г. Леон). Во время Испанской революции 1808-14 овьедская хунта одной из первых выступила против французских оккупантов. В 19 в. Овьедо приобрёл большое экономическое значение в связи с развитием астурийского горнопромышленного района. В дни Октябрьских боев 1934 в Испании - важнейший оплот трудящихся, выступивших против фашизма. В 1936, во время фашистского мятежа, был захвачен франкистами.

В Овьедо есть на что посмотреть. К счастью, памятники старины и музеи находятся в историческом центре города, который можно обойти пешком. Обязательно оставьте несколько часов на осмотр до-романских церквей.

Собор. Он чарует с первого взгляда. Готическая колокольня XV в.- образец ювелирной работы. Внутри собора, в центральном нефе, находится большой заалтарный образ - шедевр эпохи позднего барокко. Через трансепт можно пройти в готический клуатр и в Camara Santa.

Camara Santa (Сокровищница) - это капелла и музей одновременно. Она открыта в понедельник - субботу с 10. 00 до 13. 00 и с 16. 00 до 19. 00. Вход - 200 песет. Камара Санта представляет собой раннюю капеллу, построенную в IX в. по приказу астурийских королей. Там хранятся ценные реликвии, собиравшиеся с первых дней Реконкисты, когда Овьедо еще был столицей. Интерес представляют крест Ангелов и крест Победы, инкрустированные римскими камеями, эмалью и золотом, символизирующие сопротивление Астурии. Интересен также искусно вырезанный диптих из слоновой кости работы Никодемуса (XII в.) с изображением Христа в романском стиле.

Археологический музей. 5, с. San Vicente. Открыт с 10. 00 до 13. 30 и с 16. 00 до 18. 00, закрыт в понедельник и в воскресенье после обеда. Этот интересный музей расположен в стенах старинного монастыря св. Висента (San Vicente). В экспозицию вошли предметы, относящиеся к доисторическому времени и римской эпохе (мозаика, стелы).

Музей изобразительных искусств. 1, Santa Ana. Открыт с 11. 00 до 13. 30 и с 16. 00 до 19. 00, в воскресенье с 12. 00 до 14. 00, закрыт в понедельник. В стенах изящного дворца Веларде (Velarde) представлены коллекции религиозной живописи. Есть несколько хороших образцов фламандской школы XVI в. На темных улочках и площадях вокруг собора расположились барочные и ренессансные дворцы. Можно начать с площади Alfonso II (дворец де ла Руа -de la Rua), затем посмотреть дворцы XVII в. на ратушной площади, дворцы Торено (Тогеnо) и Кампо Саградо (Campo Sagrado) на красивой площади Порлиер (Porlier) и здание университета XVII в., в котором до сих пор расположен юридический факультет. Не забудьте пройтись под аркадами на площади Фонтан (Fontan), и вы почувствуете атмосферу "Трехгрошовой оперы".

Архитектурные памятники: собор (преимущественно в стиле "пламенеющей готики", 1388-16 в.), здание университета (стиль "эрререско", 1598-1604, архитектор Г. де Бракомонте и Х. дель Риверо), барочный странноприимный дом (1752, архитектор М. Регера, по плану В. Родригеса). Современная застройка развивается к Юго-Западу от центра. Близ Овьедо - памятники дороманской ("вестготской") архитектуры (церковь Сан-Мигель де Линьо, около 848.
Собор в Леоне являет совершенный пример готической архитектуры. Некоторые элементы собора в Леоне представляют близкую аналогию определенным более ранним французским постройкам. В частности его план повторяет план Реймского собора. Но размеры собора в Леоне значительно меньше, западный фасад шире, ниже и статичнее: башни примыкают к боковым фасадам, увеличивая тем самым ширину главного.
К числу отклонении от французской готики, в которых сказывается своеобразие архитектурного мышления жителя Пиренейского полуострова относятся широкое введение в композицию фасада горизонтальных тяг, устройство башен, отступающих от основного объема собора, плоские крыши, декорированные щипцы-фронтоны над западным фасадом и фасадами трансепта, обилие гладких нерасчлененных плоскостей. Все это подчеркивает массивность и нерасчлененность объема здания.
Несмотря на то, что собор значительно ниже французского, количество солнечных лучей, проникавших через окна, было чрезмерным для солнечной Испании, и многие окна были заложены вскоре после окончания строительства. Слишком велико было несоответствие между местными требованиями, направленными к созданию прохлады и полумрака в интерьере, и конструктивной системой французской готики, стремившейся наполнить интерьер светом и упразднить стену, чтобы эта система могла получить распространение в Испании. Закладка части окон потребовалась также из соображений прочности, поскольку испанские мастера не имели навыков строительства подобных зданий.


  1. Церковная реформа Карла Великого. Архитектура и эпохи Каролингов


Архитектура. Церкви центрического типа.Наиболее выдающимся примером является собор Карла Великого в Аахене.



Построенная около 800 года она представляет собой октогон, перекрытый восьмигранным куполом и окруженный обходом с эмпорами. отличаются большей тяжеловесностью и простотой, придающими собору суровый и величественный вид. Храмы и дворцы украшались внутри мозаиками и фресками.Как и варвары боятся пустого пространства. Как у варваров разноцветная кладка стен.

С Италии переняли опыт строительства базилики (Сан-Витале,Равенна.восьмиграник), украшение колонн и капителей, после чего появляются новшества, как вестверги. Вестверк —западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Вестверк, как правило, состоит из основной башни и одной или двух примыкающих башен. В вестверке находится хоры.



  1. Скульптура и ДПИ эпохи каролингов


Скульптура каролингов. Большое распространение получила мелкая пластика: рельефы слоновой кости. Известные изделия этой техники — рельефные пластинки, служившие для украшения окладов книг, цилиндрические сосуды для хранения реликвий, благовоний, и пр.

Также были изделия из серебра. Делали рельефы из золота и золоченого серебра с изображением фигур или целых сцен (евангельские сюжеты) на стенах церкви. Делались статуэтки. Основа таких статуй изготовлялась из дерева и оббивался металлом. Знаменитым, дошедшим до нас является фигура св. Веры в Конке (кон.10 в.). Святая изображена сидящей на троне, с простертыми руками, в одеянии, усыпанном драгоценными камнями. Напряженность позы, большая голова и неподвижный взгляд больших глаз. Было литье из бронзы. Знаменитая конная статуэтка Карла Великого.
Выдающиеся произведения ювелирного искусства были созданы мастерами империи Каролингов , такие как императорская корона из сокровищницы в Вене, крест испанской работы 808 года из собора Овьедо.

В раннем средневековье и мужчины, и женщины, и дети с равным удовольствием носили кольца. В этом виде украшений бытовали все виды древних техник золотого и серебряного дела. В декоре колец доминировало восточно-римские орнаментальные традиции - украшенные зернью и филигранью, эмалями или сферическими камнями.
К франко-оттоновскому времени относятся церемониальные кольца - сферический камень в высокой филигранной оправе с зернью. Их носили высокопоставленные светские и духовные лица.


  1. Миниатюра Каролингов. Понятие «Каролингский ренессанс»


Миниатюра. Каролингское возрождение (в честь Карла Великого. г. Аахен. 8-9 века)

Каролингский Ренессанс — период возрождения в Западной Европе в конце VIII—середине IX века, в это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры. Во время Каролингского возрождения получило развитие латынь, на основе латинского алфавита возник особый шрифт.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIII в. под покровительством Карла Великого книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи. Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известна «Евангелие Годескалька». Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов. Копировали библию. Изображали евангелистов на троне, библейских сцены. Отличается красочностью, применением золота и часто встречающуюся сплошную окраске пергамента пурпуром. Появляется пространство за счет выставленной ноги или повернутой головы или туловища. Присутствует светотень. Длинные пальцы, большие глаза.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В 781—89 гг. по заказу Карла Великого в дворцовой книгописной мастерской в Ахене было создано Евангелие Годескалька, названное по имени художника. Среди прочих иллюстраций в книге имеются изображения, повествующие о визите Карла в Рим на пасху в 781 г., а также о крещении его сына Пипина папой Адрианом I. В книге античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой. Спустя несколько десятилетий традиции ахенской миниатюры стали известны в Туре, Реймсе (современная Франция) и других городах. В изображениях античная величавость постепенно уступает место простым человеческим чувствам.


  1. Раннероманская («Оттоновская») архитектура на территории Германии


Оттоновская архитектура. Мало что сохранилось, узнают только по изобразительному и прикладному искусству. В начале XI века был выработан совершенно новый тип церкви: трехнефная базилика с трансептом и квадратным средокрестием, отделенным от нефа и трансепта четырьмя арками. В церковной архитектуре преобладает базиликальный тип, в форме латинского креста, внутренний декор церквей становится проще, мозаику сменяет фреска. На церковную архитектуру Оттоновского искусства оказал большое влияние каролингский стиль: базилики строились с восточным и западным хорами и трансептами или с тщательно разработанной западной апсидой. Башни и массивные стены с маленькими окнами делали эти базилики похожими на крепости. Церковь св. Михаила.Этот храм имеет на западе и на востоке по одной круглой апсиде, а так же западный и восточный поперечные нефы (трансепты) с башней над каждым средокрестием и круглыми лестничными башнями на концах креста. Вход в саму церковь расположен в южном боковом нефе, который таким образом становится своего рода внутренним нартексом. Плоский потолок.

Романская архитектура Германии. Прямое наследие принципов оттоновского стиля в немецкой романике. Сохранение бицентрических архитектурных композиций за счет второй апсиды, (и второго хора), устройство вестверка, открывающегося в нефы окнами – особенности архитектуры Империи.
Монументализм и масштабность - имперские базилики в ^ Шпайере, Майнце, Вормсе. Шпайер - история строительства, применение нервюрных сводов. Майнц и Вормс - вариации плана с двумя апсидами и трансептами на западном и восточном концах. Аббатские базилики с апсидами и хорами на двух концах - Санта Мария Лаах. Орнамент и декор императорских храмах: аббатских и городских. Аскетизм и строгость архитектуры школы Хирсау и влияние клюнийской реформистской идеологии - бенедиктинское аббатство в Альпирсбахе.
Иная типология раннего применения нервюрных сводов в Германии (Мюрбах, ок. 1140, трансепт Шпайера, 1154–1156) – параллельно с «первой готикой» (Гродецки) во Франции, но без тенденции развития к готике.
1150 – 1250: взлет архитектуры Кельна в русле поздней романики. ^ Церковь св. Апостолов, Санкт Куниберт, Санкт Гереон и др. Сочетание центрического (неполного четырехлепесткового) и базиликального плана в храмах Кельна (Санта Мария ин Капитоли и др.). Влияния византийской архитектуры на эти процессы.



  1. Оттоновская скульптура и ДПИ

Скульптура.Золотая Мадонна из Эссенского собора. Ок. 980 г. Сделана из золота, глаза большие, выходят из орбит, близки к переносице, с черными зрачками и держит младенца. Сам имераторОттон 2. Рельеф. Коронация Оттона около 20 см.Слон.кость. Христос, коронующий императора и императрицу. Слоновая кость.

Изобразительное ис – во наиболее ярко проявилось в книжной миниатюре. Богато украшенная книга считалась в то время первостепенным и благочестивым даром. Заказчиками рукописей были императоры, но в большей части прелаты. Главным образом составлялись и переписывались литургические книги – Евангеларии, Сакраментарии, Лекционарии, а так же Пластири. Миниатюристы питали склонность к обширным повествовательным циклам и помпезным композициям.

В центре внимания стояла человеческая фигура, пейзаж сводился к нескольким символическим изображения или отсутствовал вовсе, его заменяли нейтральные, иногда золотые фоны. Иллюстрациям в книге отводились целые страницы, орнаментальные формы стали сосредотачиваться в инициалах. Композиции миниатюр обрели строгость. В репрезентативных миниатюрах усилилась экспрессия мимики и жеста. Кристаллизация стиля оттоновской миниатюры связана с деятельностью скриптория монастыря Рейхенау на Боденском озере. Можно предположить не меньшую роль епископского города Трира, важного центра монастырской реформы. На ряду с этими крупнейшими школами миниатюры активно действовали скриптории в Фульде, Корвее, Кельне и др.

Новая страница истории немецкой миниатюры была написана на протяжении первой трети ХI века. Стали значительную роль играть Эхтернах, Кельн, Регенсбург. В них усилилось воздействие византийских элементов, которые мастера перетолковывали на свой лад. В Этернахе создавали большие фолианты, расточительно украшенные миниатюрами. В Регенсбурге любили орнаментальные фоны и представительные сцены коронаций. Кельнские рукописи невелики по размеру. Кельнских мастеров влек к себе тип византийских фигур, живописность, колористическая насыщенность.



  1. Оттоновская миниатюра


Оттоновская рукопись. Оттоновское искусство явилось основой для романского стиля. Она опирается на традиции каролингского искусства, но имеет свои характеристики. Под влиянием византийской живописи большое распространение получает золотой фон, архитектура и пейзаж сводятся до минимума и приобретают условный характер. Задние фоны представляют цветные ковровые узоры или становятся золотыми поверхностями и полосатые. Глубокие густые тона красок делаются светлее и чище. Фигуры получают стройность, драпировки - большую простоту и спокойствие. Художники прибегать к преувеличениям. Изогнутые тела, непомерно вытянутые ру­ки и особенно пальцы, выкатывающиеся из орбит глаза становятся признаками оттоновской миниатюры. Ленточное и ременное плетение все чаще и чаще переходит в растительный орнамент, встречается меандр (украшали подол типа лента с бесконечным орнаментом).Присутствует светотень. Кодекс св. Григория. Кодекс Эгберга,г Трир. Книга апокалипсиса в 1000 г.



  1. Раннероманская архитектура на территории Франции

Процесс формирования романской архитектуры наиболее последовательно осуществляется во Франции. Выделившееся по Верденскому договору Западнофранкское королевство не представляло единого целого. Различными путями шло развитие севера и юга. В этих условиях важную роль стали играть объединенные клюнийской реформой монастыри, в руках которых стала сосредотачиваться строительная инициатива. Это предопределило ведущее положение монастырской архитектуры в романском зодчестве Франции.

Тип романского монастырского храма сложился не сразу. Первоначально новшества коснулись организации алтарной части. «Бенедиктовский план» стал вытесняться хором с обходом и венцом капелл. Тип каролингского храма обогащался за счет разработки вертикальных членений интерьера, общего силуэта здания, а также скульптурного декора. Перекрытия остались плоскими.

Ранние памятники Средней Франции имели хорошо развитый план, включавший хор с обходом, трансепт, который сообщал особую пространственность средокрестию; над боковыми нефами располагались эмпоры. В наилучшем состоянии дошла монастырская башня монастырской церкви Сен – Бенуа – сюр – Луа. Опоры башни с приставными полуколоннами выделяются мощной пластичностью, стилизованные коринфские капители включают сюжетные изображения.

Областью Франции, где скрещивались и обретали синтез разнообразные художественные искания, стала Бургундия, важный перекресток европейских дорог, стык епископских владений и центр клюнийского движения. Среди построек этого региона хорошо сохранилась церковь Сен Филибер в Тюрню

  1. Испанские апокалипсисы

Апокалипсис – Откровение Иоанна Богослова, название последней книги Нового Завета.

Другое название – Апокалипсис или Апокалипс (от первого слова в книге на греческом языке: άποκάλυψις — раскрытие, откровение). Также известна как Апокалипсис Иоанна или Книга Откровения Иисуса Христа (по отношению к источнику откровения) или просто Откровение.

В Апокалипсисе описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (горящие небеса, воскрешение мертвых, явление ангелов).

В искусстве раннего европейского Средневековья самый выразительный цикл миниатюр – иллюстраций к Апокалипсису был создан в Испании, переживающей ужасы арабского завоевания.

Появление иллюстрированных комментариев Беатуса в исполнении Майуса вызвало в христианской Испании настоящий бум: каждому светскому и мирскому владыке хотелось иметь собственную копию этой книги. Можно смело утверждать, что иллюстрированные комментарии Беатуса сделались самостоятельным жанром духовной книги – так сказать, "беатусом", в одном ряду с бенедикционалами, миссалами, сакраментариями, антифоналами и т.д. В течение 950-1050 гг. комментарии к Беатусу многократно копировались в испанских скрипториях.

При этом художественный уровень "беатусов" и степень их родства с иллюстративным циклом, который был разработан Майусом, достаточно сильно разнятся.
Так, ранний Эскориальский Беатус (музей Эскориал, Мадрид) выполнен в достаточно архаической манере (илл.8). А прекрасно сохранившийся Беатус из Хероны (Херона, библиотека собора), содержащий 568 страниц и 114 миниатюр, по праву считается одной из самых красивых иллюстрированных книг, когда-либо созданных на территории Испании. Местом рождения кодекса принято считать монастырь Сан Сальвадоре в Таваре, а свое название он получил по месту хранения – собору города Херона, которому был подарен в 1078 г. Хуаном, регентом церковного хора. Выполненный в такой же яркой, выразительной гамме как и Беатус Моргана, этот кодекс дает ряд интересных иконографических решений канонических сюжетов.



  1. Происхождение термина «Романское искусство». Периодизация романского искусства. Романский храм: материалы, конструкции, типология, «школы»


Романское искусство. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, черты которого в ​​первую очередь были круглые арки, апсиды, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. Романское искусство находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи. Характерные черты: прямые формы, яркие цвета. В архитектуре (толстостенная, с использованием полуциркульных арок и сводов), витражи, увеличение хоров, увеличение высоты храма. Развивается скульптура.В основном романский период падает на 11 и 12 столетия, причем 11 век рассматривается обычно как время «раннего», 12 век как время «зрелого» романского искусства. Хронологические рамки для отдельных стран Европы полностью не совпадают. В Италии и Германии этот стиль захватывает часть 13 века; во Франции вторая половина 12 века принадлежит уже готическому периоду.

Романские храмы должны были выглядеть массивно, прочно и надежно, поэтому строились они из камней, имели простые формы, очень узкие дверные и оконные проемы и полуциркульные арки. Чтобы «разгрузить» конструкцию храма, архитекторы создали свод в виде крестов. Много свободной стены способствовала распространению скульптуры на стенах или поверхности капителей (Адам и Ева во Франции) и выражалась в форме рельефа. Тимпаны-углубления над дверьми (треугольные, полуциркульные, стрельчатые). Фигурные размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: крупнейшая фигура Христа, поменьше - ангелов и апостолов, наименьшие - простых смертных. Изображения в середине - крупнее, чем те, что находятся в углах. На фризах фигуры имеют приземистые формы, на несущих частях - удлиненные. Именно такое расположение фигур и их форм является характерной чертой романского стиля.Сюжетами чаще были грозные пророчества Апокалипсиса и Страшного суда,справа от Христа расположены рай и праведники, слева - грешники, черти.



  1. Романская скульптура. Образность, проблема стиля. Виды тимпанов, основные сюжеты, типология капителей.


В романском искусстве монументальнаяскульптура, особенно рельеф, декорировала не только интерьер, но и наружные стены. Остатки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать «отступников» вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками. Важнейшее завоевание романской пластики - усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной композиции, расширение тематики введением библейских и евангельских легенд о мученичестве святых и назидательных притч. Впервые человеческая фигура была включена в орнаментально-декоративную резьбу варваров, которая предшествовала романской скульптуре.

Романская скульптура подчинена архитектурным формам и ритмам. Рельефы чаще всего располагаются на западном фасаде, то концентрируясь вокруг порталов, то располагаясь по его поверхности. Фигуры в середине тимиана (поле внутри полукруглой арки над порталом) крупнее угловых; в фризах преобладают фигуры приземистых пропорций столбах и колоннах - удлиненные. Ясная гармония античности уступает место драматической экспрессии и живописности. Появляется композиция с контрастными масштабами фигур, нарушением естественных пропорций, с напряженным ритмом движений. В одной сцене часто соединяются разновременные события. Но при этой условности романская скульптура островыразительна в передаче сюжетной ситуации, чувств, экспрессии поз, жеста. В ней обнаруживается развитое чувство объема, сочность в лепке скульптурных форм, разнообразие и новизна композиционных решений, их живописность.

Центральный образ романской скульптуры - Христос - обычно сближается с образом бога-отца, страшного судьи мира, возвещающего человечеству свой неумолимый приговор. Разрабатывается тема борьбы добра и зла, выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков. В сплошном каменном ковре скульптуры часто причудливо уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие апокалиптические видения, сцены страшного суда с мифологическими образами древних народных поверий.

С развитием городов и распространением ересей в скульптуру проникают темы нерелигиозного содержания. В них главными действующими персонажами становятся сеющие, жнущие, делающие вино крестьяне, кузнецы, жонглеры, акробаты; появляются и эпизоды из древней и средневековой истории, из народносатирических произведений (рассказы о похождениях «Ренара-лиса»); наконец, образы народной фантастики: полузвериные, получеловеческие маски, наделенные острой выразительностью, насмешливые фантастические лики с гримасами. Романская скульптура открыла новые стороны действительности - образы чудовищного и безобразного. Эти образы обычно включались в орнаменты, покрывающие наружные стены храма, помещались на капителях и т. д. Против подобного убранства храма резко выступали деятели церкви.

Наибольшее развитие скульптура получила во Франции и Германии. Для Франции характерна связанная с оформлением стен монументальная скульптура из камня. В Германии крупная и мелкая пластика из бронзы и дерева была сосредоточена внутри храма.

Переход к скульптурномурельефу и монументальной трактовке человеческой фигуры раньше всего намечается в «повествовательной капители». Отдельные фигуры и группы в ней как бы выступают из массы камня. Капитель из Клюни (1109-1113, Франция) решена в виде скульптурной группы Адама и Евы. Фигуры с большими головами архаичны, приземисты, неуклюжи, но крепкая моделировка объемов, безыскусственность жеста и мимики сообщают им своеобразную выразительность. Религиозный замысел часто сочетается с наивным реализмом исполнения, с развитым повествовательным началом. В рельефахбронзовых дверей церкви св. Михаила в Гильдесгейме (1008-1015, Германия) евангельские и библейские легенды передаются как, связный рассказ. Место действия характеризуется самыми необходимыми деталями. Эпизоды сотворения Адама и Евы, грехопадения и изгнания из рая, несмотря на черты условности, захватывают зрителя живостью повествования, фольклорным остроумием и меткостью характеристик персонажей, их состояний: гнева, уныния, энергии. В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков.

В начале 12 в. наивная повествовательность и живость исчезают. Появляются монументальные композиции тимпанов с сурово-драматическими сценами «Страстей Христовых», «Страшного суда», видениями Апокалипсиса, с грозными прорицаниями конца света и приближающейся кары. В отличие от уравновешенных греческих фронтонных композиций с пластической обособленностью каждой фигуры в романских тимпанах царит беспокойное движение и страстная взволнованность. Заметно стремление к повышенной выразительности и одухотворенности.

В церкви Сент Мадлен в Везеле (1125-ИЗО) грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает большую часть тимпана и отделена сиянием в виде овала. Христос полон бурного пафоса и взволнованности. Неистовые движения выражают смятение, охватившее апостолов. Мистические порывы, преклонение перед всесильным божеством - основное содержание религиозных композиций романского собора. Их образы, однако, косвенно отражали мятущийся, беспокойный дух эпохи с ее чувством непрочности существующего. В них находили отзвуки и еретические учения.

В романской пластике встречаются сочетания элементов возвышенного и повседневного, героического и комически-гротескного. В тимпане собора в Отене (ИЗО-1140) в сцене Страшного суда рядом с грозным величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страшным, безобразным и смешным. В недрах бургундской школы рождаются и более человечные, поэтично-прекрасные образы. К ним относится Ева (собор в Отене), целомудренная, не ведающая зла, наивно срывающая плод запретного древа познания. Ее тело исполнено пластической гибкости, движения плавны и текучи.

Романская скульптура достигает вершин к середине 12 в. В школе ваятелей провинции Иль де Франс (северо-восток Франции) синтезируется все лучшее, что было создано французскими мастерами этого периода. Единство и стройность замысла, просветленная гармоничность образов отличают скульптуру западного портала собора Нотр Дам в Шартре. Образ «Христа во славе» исполнен сосредоточенности и сердечной мягкости. Тонкая моделировка сообщает одухотворенность лицам пророков и предков Христа. Скульптура отделяется от стены, приобретает округлость. В столбообразпых фигурах Шартрского собора еще много архаичного и наивного, но легкое движение вверх, пронизывающее вытянутые фигуры, предвосхищает скульптуру готики.





  1. Романская архитектура Франции (школы Бургундии, Нормандии, Оверни)

В истории романской архитектуры первое место принадлежит Франции. Одной из главнейших памятников является школа Бургундии. Здесь выработка архитектурных форм связана главным образом со строительной деятельностью клюнийского ордена, Главная церковь ордена в Клюни, воздвигнутая в самом конце 11 века. Она была разрушена в начале 19 века. В своих основных чертах она послужила прототипом для ряда других церквей того же ордена, как, например, церкви в Паре-ле-Мониаль (12 в.). Имеющим в сечении не полуциркульную, а стрельчатую форму. Для этой школы типичны высокие башни, пилястры (полуколонны), пилоны (опорные столбы при входе). Центральный неф освещается через окна в стенах над боковыми нефами. Характерной особенностью бургундских церквей является наличие широкогонартекса.

  1   2   3


написать администратору сайта