билеты запад на печать. 1. Понятие Средние века периодизация истории искусства Средних веков Западной Европы. Специфика культуры и искусства Западной Европы и Византии
Скачать 407 Kb.
|
Церковь в Клюни. План Архитектура нормандской школы отличается простотой конструктивных форм. Церкви, сильно удлиненные в плане, не имеют обходов вокруг хора. Деревянные перекрытия сохраняются в них до начала периода готики. Типичны помещенные над хорами крупные башни (чаще всего четырехугольные в основании). К числу наиболее характерных образцов нормандской архитектурной школы принадлежит церковь СентЭтьен в Кане (11-12 в.).Сент-Трините в Канне (простенький, мало окон). Овернская школа выдвигает иной в конструктивный тип, отличающийся четкостью и гармоничностью своих внешних форм. Главный неф имеет здесь полуциркульный коробовый свод. Над средокрестьем (пересечение нефа с трансептом) возвышается полусферический купол. Над этим куполом помещается двухэтажная восьмигранная башня, имеющая, декоративное значение. Недостатком церквей этого типа является то, что главный неф оказывается в них лишенным прямого света. К характерным особенностям овернской школы принадлежит и то, что она широко использует в облицовке зданий чередование материалов различной окраски: белого камня, черной лавы и кирпича. Типичнейшими памятниками являются Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране (кон. 11 в.) церковь Сен-Мишель в г. Ле-Пюи (красный кирпич). Наблюдается низкие церкви, в которых боковые нефы не имеют эмпор. Образцом этого типа Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв.) с фасадом.
Скульптура Франции. Скульптура (особенно рельеф) получает большое распространение.Первые произведения возникают в 10 и 11 в. Они представляют ранние попытки создания скульптурной капители путем введения в нее человеческой фигуры и целых сцен. Около 1100 года романская скульптура вступает в полосу расцвета, и к этому времени в искусстве Франции определенно обозначается наличие нескольких школ. Школа Лангедока, с центрами в Тулузе и аббатстве Муассак. Типичными чертами этой школы являются к удлиненности фигур, неправильные пропорции. Характерны перекрещивания ног, так же как своеобразная драпировка, складки которых образуют на гладкой поверхности двойные и тройные борозды. Особенность школы проявляется в скульптуре главного портала в Муассаке, 12 в. В тимпане здесь изображено заимствованное из Апокалипсиса «Видение апостола Иоанна» (старцы, поклоняющиеся Христу). Огромная фигура сидящего в центре Христа окружена символами евангелистов, двумя длинными архангелами и три яруса старцев. Более передовой представляется бургундская школа. Отличается большей человечностью этих образов и попытками передачи душевных движений, с другой — преобладанием в фактуре живописных элементов. К знаменитым памятникам принадлежит тимпан собора в Отэне, 12 в. Здесь представлен «Страшный суд». В центре во всю высоту тимпана огромная фигура Христа, изображены слева — праведники, вступающие в рай, справа — взвешивание душ и ад, на архитраве (полоса над колоннами) — воскресение мертвых. Удлиненные пропорции главных фигур, тонкие параллельные складки, и передают переживания, радость праведников, надежду или ужас грешников. Иной характер провансальской школы. Античные традиции. Присущая естественность пропорций, спокойствие поз и простота складок. На «Королевском» портале собора в Шартре. Особенно характерными здесь являются столпообразные фигуры изображающие святых. Подчеркивая роль колонн, эти фигуры неестественно вытянуты, отличаются реализмом, женские фигуры одеты в современные платья и имеют модные прически с длинными ниспадающими на грудь косами.
Раннее развитие городов наложило отпечаток на характер Итальянского зодчества хI-хII веков. Наряду с обычными для всей Европы замками, крепостями, монастырскими комплексами здесь развивалась и городская архитектура. Возник тип многоэтажного богатого дома, строились здания цехов и торговых гильдий. Итальянский город имел два общественных центра – рыночную площадь с собором, звонницей - кампанилой и баптистерием и площадь перед дворцом городского самоуправления. В культовом зодчестве итальянские зодчие придерживались базиликального типа для храмов и центрического для крещален: кампанилы в плане были круглыми или квадратными. Главным центром романской архитектуры в Италии была Ломбардия. В ломбардских церквах ХII века особая роль принадлежала фасадам. В их убранствах применялись лизены, карликовые галереи, выносные портики- крыльца., скульптурный декор. Ломбардо-романским искусством мы называем искусство долины реки По и восточных склонов Апеннин до Болоньи. Таким образом, в территориальном отношении оно распространяется кроме собственно Ломбардии также на Эмилию, а в некоторых случаях, как уже было замечено выше, его влияние проникает даже за Апеннины и завоевывает отдельные местности Средней и Южной Италии. Архитектура Ломбардии Хотя романский архитектурный стиль свое наиболее чистое, последовательное и гармоничное развитие получил в местностях, лежащих к северу от Альп, тем не менее ломбардская архитектура, впервые исследованная подробно Дартэном и затем Ривойрой, бульшую часть отдельных романских форм, как мы видели, выработала раньше, чем северороманская. Возможно, что эти формы, прототипы которых мы находим частью в Сирии и Малой Азии, были пересажены, при посредстве монастырского искусства и восточных монастырей, с одной стороны, через Равенну в Ломбардию, с другой - если согласиться со Стриговским - через Марсель, но, во всяком случае, отчасти и через Италию, - во Францию и Германию. Как бы то ни было, свежие силы Запада влили в эти формы новую жизнь и спаяли их в мощное целое. Одни и те же причины имели одинаковые следствия как на Севере, так и на Юге. Поэтому, признавая во многих отношениях первенство за Ломбардией, мы не можем, однако, вернуться к разделяемому теперь Ривойрой старому мнению, что романская архитектура распространилась повсюду из Ломбардии. Мы уже видели, что целый ряд отличительных признаков романской архитектуры, каковы расчленение стен лопатками и фальшивыми арками, аркатурные фризы и небольшие арочные галереи на колонках, могли укорениться в ломбардском зодчестве уже в предшествовавшее время. Точно так же мы встречаем еще до 1050 г. и притом как на юге, так и на севере от Альп, романскую кубовидную капитель, закругленную книзу в виде полушария. Но только с середины XI столетия итальянские и северные зодчие стали отваживаться на то, что составляет главное нововведение романского стиля, а именно на покрытие сводами среднего нефа; подобное покрытие, там, где оно производилось крестовыми сводами, давало в плане ряд примыкающих один к другому правильных четырехугольников. Романские базилики этой "связанной системы", соблюденной довольно последовательно, например в Пьяченцском соборе, встречаются в Ломбардии не так часто, как на севере от Альп. Зато более свободно перекрытая романская базилика, план которой вместо старой Т-образной формы имеет форму латинского креста, достигает блестящего развития именно в Ломбардии. Другие церкви местностей, о которых мы ведем речь, независимо от различия в строительном материале (в Ломбардии для построек употреблялся преимущественно простой камень или кирпич), резко отличаются от современных им тосканских церквей. Наружные аркадные галереи не окружают здесь, как мы видели это в Тоскане, всего фасада, образуя собой ажурную, сквозную отделку главных стен, а тянутся, имея меньший масштаб, в виде отдельных горизонтальных украшений на фасадах и абсидах или вдоль скатов фронтона. В середине фасада начинает помещаться большое колесообразное окно, так называемая роза, символизирующая собой колесо Фортуны. Порталы здесь отделаны гораздо роскошнее, чем в Тоскане; над входной дверью помещается тимпан, то есть полукруглое пространство, занятое рельефным изображением; сам вход часто вдается в толщу стены уступами, образуемыми рядом арок на колоннах, причем расстояния между колоннами и отверстия арок постепенно сужаются, но часто также портал снабжен особым крыльцом, увенчанным фронтоном и поддерживаемым колоннами, которые обычно стоят на изваяниях львов или других животных, нередко даже на человеческих фигурах, имеющих символическое значение. Где, как в церкви св. Амвросия, более низкие, покрытые односкатными крышами боковые нефы уступают место поднимающимся до высоты среднего нефа боковым нефам с двускатными крышами, фронтон занимает всю ширину фасада. За исключением немногих и притом только кажущихся случаев соединения колокольни с корпусом церкви, в Ломбардии четырехгранные колокольни и баптистерии по-прежнему помещаются отдельно от церквей, из которых многие имеют купол над средокрестием или хором. Наряду со сводчатыми базиликами в Ломбардии устраивались также базилики с плоским потолком или с открытыми стропилами. Главным памятником построек этого рода, если не считать Моденского собора, впоследствии перекрытого стрельчатыми сводами, остается благородная церковь св. Зенона (Сант-Дзено) в Вероне; ее интерьер без трансепта, со столбами, к которым прислонены полуколонны, с подпружными арками, перекинутыми через средний неф, напоминает собой флорентийскую церковь Сан- Миньято, тогда как ее фасад, подобно фасаду Моденского собора, снабжен роскошным порталом, колонны которого покоятся на львах; ее боковые нефы сравнительно невысоки и имеют односкатные крыши, так что фронтон высится не над всей шириной фасада. Центральная система архитектуры, если не принимать в расчет болонской церкви Сан-Сеполькро, представляющей собой подражание иерусалимской церкви Гроба Господня и построенной еще в I тысячелетии, нашла себе применение преимущественно в некоторых баптистериях, снаружи и внутри чрезвычайно расчлененных и украшенных галереями с колоннами и аркадами. Особенно роскошно отделаны восьмиугольные баптистерии в Парме и Кремоне. При всем однообразии общего художественного характера ломбардо-романского архитектурного стиля, в его деталях много различия и свободы. Он не произвел таких безусловно великих, волнующих душу памятников, каковы в тоскано-романском зодчестве Пизанский собор, а в венецианско-византийском - собор св. Марка; его историческое значение в отношении выработки новых форм важнее, чем его художественные достоинства; тем не менее при взгляде на веронскую церковь св. Зенона и на Пьяченцский, Моденский или Пармский соборы, нельзя не поддаться их очарованию.
Центр Тосканы – Флоренция создала свой собственный стиль архитектуры, продолжавший позднеантичные традиции. Полихромная мраморная облицовка в сочетании с элементами античного ордера придала флорентийским культовым зданиям светлое, праздничное звучание. В Тоскане, как и в Ломбардии, ведущую роль в развитии искусства играла художественная традиция Севера, а не Востока. В частности, средневековое тосканское зодчество во многом связано с романской архитектурой. Оригинален по формам известный пизанский ансамбль, в который входят собор, кампанила (так называемая «падающая башня») и баптистерий. Строительство собора было начато в 1063 г. мастерами Бускетом и Райнальдусом и закончено в 1118 г. В 1174 г. Вильгельм из Инсбрука и Бонанно начали строить кампанилу. Баптистерий, начатый Диотисальви в 1153 г., был закончен лишь в 14 в. Вопреки обычаям, соборный комплекс в Пизе сооружен не в центре города, а вне городской застройки, на зеленом лугу. Это дало возможность строителям учесть наиболее выгодное соотношение основных объемов и характер восприятия здания с разных сторон. Аркады на пармских фасадах отчасти воспринимались еще как декоративные вставки в массивную романскую плоскость; в пизанских же постройках аркада становится основной архитектурной темой, определяющей организацию фасада. Так, из пяти ярусов, на которые расчленен западный фасад собора, четыре яруса занимает аркатурная галлерея, а круглая кампанила окружена шестиярусной аркадой, опирающейся на тонкие изящные колонки. В результате характерная романская массивность в этих фасадах совершенно исчезает и сами по себе весьма внушительные по размерам сооружения пизанского соборного комплекса производят впечатление легкости и особой праздничности. Внутри монументальное здание пизанского собора разделено рядами колонн на пять нефов, пересекаемых трехнефным трансептом. Над пересечением возвышается купол. Хотя во втором ярусе среднего нефа помещены традиционные эмпоры, общее впечатление от соборного интерьера очень разнится от впечатления, создаваемого интерьерами классических романских построек. Вместо массивных опор и тяжелых перекрытий в пизанском соборе перед зрителем предстает целый лес изящных, стройных колонн с антикизированными базами и капителями, легко несущих своды боковых нефов и стены среднего нефа, причем стены эти благодаря кладке в виде горизонтальных полос из разноцветных мраморов кажутся лишенными тяжести. В скульптурном убранстве собора особое место занимают бронзовые двери с рельефными композициями, по своим стилевым качествам обнаруживающими черты близости к романской рельефной пластике этого рода по ту сторону Альп. Примеры наиболее радикального выражения светских тенденций тосканского Зодчества дает архитектура Флоренции. Характерной особенностью флорентийского строительства является ориентация на раннехристианские базилики с их деревянными перекрытиями, Т-образным расположением трансепта, античными пропорциями колонн. Строительным материалом здесь служил горный камень, а для облицовки применялся разноцветный (обычно белый и темно-зеленый) мрамор. Располагаемый простым геометрическим узором, он придавал зданиям неожиданную для романской эпохи нарядность и жизнерадостность. Такое убранство получило наименование инкрустанионного стиля. Один из главных образцов этого стиля — красиво поставленная на высоком холме церковь Сан Миньято аль Монте (конец 11 — начало 13 в.), трехнефная плоско перекрытая базилика с открытыми стропилами, без трансепта. Ее западный фасад в нижнем ярусе разделен пятью полукруглыми арками. Средняя и две крайние имеют дверные проемы, а две промежуточные украшены панелями, составленными из разноцветного мрамора и повторяющими мотив двустворчатой двери. Скаты боковых нефов покрыты косой штриховкой, а выступающий вверх торец центрального нефа декорирован прямоугольниками и кругами. Мотив арок снова повторяется во фронтоне, на этот раз лишь в виде инкрустированного орнамента. Хотя фасад Сан Миньято точно соответствует внутренней структуре сооружения, он все же воспринимается в значительной мере как декоративная плоскость. Своеобразный разрыв между характером облицовки фасада и реальной структурой сооружения можно наблюдать на примере флорентийского баптистерия (12 — начало 13 в.). Восьмиугольное здание центрического типа перекрыто восьмилотковым сводом наподобие купола; однако снаружи этот свод заслонен скатами кровли. Внешнее убранство не соответствует внутреннему пространству и в других отношениях: снаружи видны три этажа, тогда как внутри их только два; внешний первый этаж значительно ниже, чем внутренний. Таким образом, оболочка здания создает как бы самостоятельный архитектурный образ, не имеющий полного соответствия со структурой интерьера. В гармоническом характере построек инкрустационного стиля, в приверженности его создателей к архитектурным формам, восходящим к античным прообразам, в общем жизнерадостном духе, который отличает его памятники, — во всем этом некоторые исследователи склонны видеть признаки качественно иного художественного содержания, нежели в собственно средневековых сооружениях. На этом основании постройки инкрустационного стиля относятся ими к искусству Проторенессанса. Несомненно, что в архитектуре инкрустационного стиля светские и классические тенденции выразились с наибольшей наглядностью, и, конечно, не случаен тот факт, что эти памятники возникли в Тоскане, которую называют колыбелью Возрождения. Но отнесение их к искусству Проторенессанса все же неправомерно. Во-первых, памятники инкрустационного стиля отделены от проторенессансного искусства слишком большим хронологическим промежутком: они начали создаваться в 11 — 12 вв., то есть за два столетия до эпохи Джотто. Во-вторых, некоторые особенности этого стиля, проявляющиеся, в частности, в известном разрыве между реальной структурой здания и ее декоративным истолкованием в ее наружных формах, свидетельствуют о том, что переход от принципов средневекового зодчества к качественно иным художественным принципам (отличающий, например, живопись Проторенессанса) здесь еще не начался. Чрезвычайным своеобразием отличалась в ХI- ХIII веках художественная жизнь Южной Италии и Сицилии. Сицилия В Сицилии возник особый архитектурный стиль, сочетавший восточную роскошь с элементами западной и Византийской архитектуры. В зданиях, связанных своим происхождением с королевским двором, доминируют северные французские двухбашенные фасады и бенедиктинский хор. Встерчаются стропильные конструкции, купола, мусульманские сталактитовые своды. Совершенно особое место занимает романская архитектура в Сицилии. Нормандцы постарались разрушить здесь все, что было непосредственно связано с мусульманской религией, но строительные традиции арабских инженеров, возводивших помимо мечетей также мосты, акведуки и крепости, и общий дух утонченной художественной культуры арабов остались. В результате некоторые сицилийские церкви напоминают по своему внутреннему построению мечети, а другие принадлежат к числу базилик латинского типа, нередко с башнями по сторонам главного фасада или апсиды. Интерьеры большей частью отличаются чисто восточной роскошью. Штукатурные потолки украшены сталактитами арабского типа. Богатейшая мозаика византийского характера покрывает стены построек изнутри и стелется великолепным мощением под ногами, резьба мраморных капителей, амвонов, кафедр носит греко-эллинистический и византийский характер. Замечательна в этом отношении церковь Санта Мариа дель Амиральо (адмиральская) в Палермо, называемая Марторана (между 1134 и 1151 гг.) — украшенное мозаикой и цветными мраморами сооружение византийского типа с куполом на четырех мраморных колоннах (впоследствии сильно перестроена). Не менее знаменита Палатинская капелла, входящая в состав дворца Ронсера II (между 1132 и 1143 гг.; рис. 54,2) и производящая впечатление фантастической роскоши благодаря мозаикам, покрывающим пол и стены, сталактитовым потолкам арабского типа, мраморным колоннам и резным капителям. Сан Катальдо в Палермо позволяет составить представление о внешнем облике нормандских культовых построек (рис. 54, 3). Это — простой куб, облицованный кладкой, с тонко моделированными поверхностями стен, увенчанный тремя тесно поставленными в ряд куполами арабского типа, окрашенными в красный цвет. Интерьер расчленен стрельчатыми арками, опирающимися на четыре античные мраморные колонны. Переходы к куполам выполнены при помощи тромпов. Колоннам отвечают членения на фасаде: арки, на которые опираются купола, выражены плоскими профилями. К тому же кругу сооружений относится церковь Сан Джованни дельи Эремити в Палермо (1132 г.; рис. 54, 1). Ее продольный неф состоит из двух больших квадратных ячеек, разделенных стрельчатой аркой, а трансепт — из трех ячеек меньшего размера. Каждая ячейка перекрыта полусферическим куполом мусульманского типа, поднимающимся над плоской кровлей. Таким же куполом завершена и примыкающая к церкви башня. Монастырский двор — великолепный пример сочетания сдвоенных миниатюрных колонок и аркад со стрельчатыми арабскими очертаниями и многоступенчатыми архивольтами. Собор в Чефалу (начат в 1131 г.) представляет собой большую, базиликального типа церковь, с ясно выраженным, хотя и не сильно выступающим трансептом, высоким сводчатым хором и двумя мощными башнями по сторонам главного фасада (рис. 55). Если восточная часть собора, включая трансепт, была окончена в 1148 г., то главный корабль строился между 1180 и 1200 гг. (стропила относятся к 1263 г.). Фасад с мощными угловыми башнями датируется 1240 г., а портик с тремя стрельчатыми, арабского типа арками построен в XV в. Внутренние стены главного корабля опираются на колонны; боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Интерьер собора покрыт многоцветными мозаиками; наиболее замечательно большое изображение Христа на полукуполе, завершающем главную апсиду. Поставленный на возвышенности собор в Чефалу господствует над городом. Собор Санта Мариа ла Нуова в Монреале заслуженно считается вершиной романской архитектуры в Сицилии, однако его внешний облик был впоследствии частично изменен (венчания башен по сторонам фасада, тяжелый портик 1770 г. между ними). Начало строительства собора относится, по-видимому, к 1174 г., окончание — к 1182 г., но отделка продолжалась и далее (прекрасные бронзовые двери западного портала были, например, выполнены в 1186 г. Бонанном, мастером из Пизы). Собор представляет собой большую базилику, разделенную на три нефа аркадами (стрельчатого очертания) на колоннах. Перекрытый деревянными стропилами средний неф завершает широкая стрельчатая арка, отделяющая главный корабль от трансепта. За нею, уходя в глубину, строится серия других, становящихся все более стройными арок, повторяющих очертания первой. Вся эта живая композиция, удивительно органично подводящая к замыкающей апсиде, обогащена великолепно переливающимся многоцветным и золотым покровом из драгоценных мозаик. Снаружи на цилиндрической поверхности апсид, выполненных из белого известняка, живописно переплетаются темно-коричневые стрельчатые арки из трахита (рис. 56, 1). Монастырский дворик рядом с собором — одно из наиболее замечательных сооружений этого типа в Италии (рис. 56,2). Помимо культовых сооружений, образующих своеобразную ветвь в развитии романской итальянской архитектуры, в Сицилии сохранились и гражданские постройки, преимущественно замки и дворцы нормандских завоевателей, поражающие сочетанием сдержанности, почти суровости внешнего облика и богатства внутренней отделки. Это — палаццо Куба, Дзиза (см. рис. 4) или башня Санта Ниифа, входящая в комплекс Нового королевского дворца в Палермо. Некоторые сохранившиеся до наших дней помещения позволяют получить представление о праздничном великолепии полувосточного королевского дворца Сицилии, воспринявшего роскошь и зал палермского дворца, так называемая Станца короля Руджеро, сплошь покрытая мозаиками, или вестибюль палаццо Дзиза с его сводом, украшенным сталактитами. Этот дух восточной утонченности распространился и вдоль западного побережья материка, вплоть до Салерно, Амальфи, Неаполя и Гаэты, и на побережье Адриатического моря. Наиболее значительным политическим и торговым центром в южной части побережья Тирренского моря был Амальфи — старейшая в Италии морская республика, соперничавшая с Генуей и Пизой. Ее процветание длилось с середины IX в. по 30-е годы XII в. Собор Сант Андреа в Амальфи (XI в., перестроен в 1203 г.) образует вместе с колокольней (построена между 1180 и 1270 гг.), капуцинским двориком и широкой, поднимающейся по склону к главному фасаду лестницей исключительно живописный комплекс (рис. 57). Собор отличается строгостью общих линий и живописностью отделки. Особенно богат предваряющий фасад двухпролетный атрий, арочные проемы которого заполнены, как кружевом, типично сицилийским мотивом пересекающихся арок на античных колоннах (фасад реставрирован в XIX в.) Интерьер собора переделан в стиле барокко в 1701 г. Бронзовые двери, установленные в 1066 г., отлиты в Константинополе. Сочетание классически простых линий с мраморной декорацией свойственно не только архитектуре собора в Амальфи, но и многим сооружениям в других городах Кампаньи — церкви в Равелло, соборам в Салерно, в Гаэта, в Казерта Веккиа. Некоторые формы арабского происхождения, отмеченные в культовых постройках Кампаньи, встречаются и в гражданских зданиях: примером может служить двор палаццо Руфоло в Равелло со стрельчатыми аркадами.
Развитие архитектуры в Италии протекал более интенсивно, чем в других странах Европы. В 11 и 12 веках начинается строительство соборов. До 13 века была простота форм. Соборы приземистосты. Башни не играют в массиве здания никакой роли. Часто встречающиеся колокольни, расположены, как правило, несколько отступя от церкви. По старинным традициям распространены баптистерии (место для крещения). Компанила(высокая башня.одна) Они воздвигались рядом с большими соборами в виде отдельных построек центрического типа. Планы самих церквей похожи на ранние базилики. Они не имеют обходов вокруг хора. Здание замыкается с востока одной простой по очертаниям абсидой. Плоские перекрытия. С наружи зданий имеются ряды маленьких полуциркульных арок, применяемых в виде карнизов для членения этажей, а также аркады, где небольшие арки опираются на ряды тонких колонок. В сер. 11 века складывается еще один характерный декоративный мотив в виде особого типа порталов. Он представляет собой навес над дверьми, в котором небольшой коробовый свод опирается на две вынесенные вперед колонны. В основании лежат стилизованные фигуры лежащих львов. В числе особенно выдающихся романских сооружений следует упомянуть церковь СантАмброджо в Милане с ее простым фасадом, перед которым сохранился двор-атрий. В 12 века церковь Сан-Дзено в Вероне, представляющая трехнефную базилику без сводов, с возвышающейся рядом высокой кампанилой. (Портал со львами в основании). Роза простая. Белый мрамор. Знаменитый ансамбль (комплекс) в Пизе — Пизанская башня и баптистерий. Пизанский собор представляет пятинефную базилику с плоским потолком в среднем нефе и крестовыми сводами в боковых. Ее трансепт имеет в средней части купол. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором. Фасад украшен четырьмя рядами аркад. Такие же аркады обвивают Падающую башню. Церковь Сан Миньято аль Монте. Это трехнефная базилика без трансепта, в которой крышу поддерживает открытая система стропил. Внутри и снаружи выложена цветным мрамором с геометрическим узором. Высоко поднятый хор, замыкаемый одной абсидой, имеет под собой просторную крипту. 21. Романская скульптура Испании Скульптурные изображения сосредотачивались в Испании на важнейших наружных компартиментах здания – на обрамлениях дверных проемов, на капителях колонн, на угловых опорах клуатров. Твердые породы камня, в которых были вынуждены работать испанские скульпторы, предопределили склонность ваятелей к обобщенным формам и сглаженным переходам; мелкие членения, складки передавались на поверхности камня тонкими графическими линиями. Крупнейшим памятником рубежа XI и XII веков стало скульптурное убранство монастыря Санто Доминго де Силос в провинции Бургос. Оно включает динамичный декор капителей и крупные рельефы со сценами евангельского цикла страстей. В «Снятии со креста» движения персонажей замедлены, лица отрешены, Мария оцепенела от гор. Чеканной строгостью отличается рельеф с изображением явления Христа ученикам. Выразителен и экспрессивен декор капителей собора в Хаке. Отправной точкой для мастеров послужили рельефы римских саркофагов. В ХII веке расширилась тематика изображений на порталах. Весь западный фасад каталонской церкви Санта Мария в Риполе занимают 6 фризов рельефных изображений, которые были призваны утвердить триумф церкви, представить важнейшие библейские сцены. Другая тенденция испанской скульптуры ХII века проявила себя в стремлении изображать драматически насыщенные сюжеты, сильные душевные порывы и страдания, сообщать динамику композициям и орнаментам. Вершиной романской пластики стал «Портик славы» в соборе Сантьяго – де – Компостела. Он был создан 1168/88 годах мастером Матео. Матео усвоил основы бургундской пластики, ему были известны особенности скульптурных порталов Иль – де – Франс. «Портик славы», внушительное трехпролетное сооружение, богато украшен скульптурой. Здесь царит патетика драматических контрастов: низкие колонны удерживают огромный тимпан, плотные фигуры соседствуют с буйным растительным орнаментом, иератическая репрезентативность поз – с угловатой скованностью движений, патриархальная мудрость – с юношеским лиризмом. Статуи, обрамлявшие портал еще не превратились в статуи - колонны. 22. Романская архитектура в Англии К моменту завоевания Норманнами Англии, островная архитектура прибывала на более архаичной стадии развития. В условиях интенсивного развития, которое первоначально велось местными силами под предводительством вывезенных из Нормандии мастеров, строительные приемы были усовершенствованы, обогатились островной традицией, приобрели своеобразие. Из Нормандии пришел тип укрепления, в котором рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались с донжоном. Деревянные башни вскоре заменили каменными. Первоначально это были здания кубической формы, в основном двухэтажные. Храмовые постройки достаточно рано обнаружили своеобразие. Специфической особенностью английского сакрального зодчества было соединение в культовом здании типов монастырского и приходского храмов. Это повлекло за собой изменения в структуре английских церквей, ясно обозначившиеся ХIl веке. В смешанном по типу здании должно было быть достаточно места для прихожан и многочисленного клира. С этой целью увеличивали протяженность нефа и хора, и они становились почти равными друг другу. Вытянутость плана характерна для соборов Англии, узкие трехнефные здания достигали длины более 170 м. Увеличивалась протяженность трансепта. Башня над средокрестием приобретала в связи с этим особую роль: она была призвана слить воедино сильно разметнувшееся в стороны здание. Поэтому величина и внушительность этих башен увеличивалась Башни – излюбленные элемент английской архитектуры. Из Нормандии пришла композиция двухбашенного западного фасада. Планы английских соборов тяготели к прямоугольным очертаниям. Хор с обходом появился в ХI веке, но распространение получил не всюду. Своды в Англии были в основном в боковых нефах. Тяжелые цилиндрические своды оставляли мало места для световых проемов и поэтому при большой протяженности нефов и в условиях туманной английской атмосферы оказались неприемлемыми: верхний ярус окон в центральном нефе был крайне необходим. В связи с этим зодчие долгое время предпочитали деревянные перекрытия. Но те же потребности вызвали смелое решение. В соборе Дарема боковые нефы в 1096 году были перекрыты ребристыми сводами, а позднее и центральный свод этого собора. В интерьере соборов внушительность сочетается со стремлением к сложным обработкам и подразделениям. Деление нефа было на три яруса. Но в рамках канонов зодчие добивались необычайного разнообразия. В наружном облике зодчие отдавали предпочтение архитектурному декору. Они членили стены арочными проемами и различными типами аркад, проявляя при этом завидную изобретательность. Принято выделять 3 местные школы. Юго- восток: храмы в Норидже, Сент- Олбансе, Или и Питерборо (грандиозные по размерам); Запад: собор в Глостере ( укороченные неф, массивные круглые опоры, карликовые трифории, крипта, напоминающая самостоятельную церковь); Север: собор Дарема ( экспериментаторский, новаторский дух). 23. Романская архитектура Германии |