Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение

  • 1.2 Классификация видов правосознания и формы его деформации

  • 1.3 Структура правосознания

  • 2 Правовая культура: понятие, виды и особенности 2.1 Понятие и структура правовой культуры

  • 2.2 Функции и классификация правовой культуры

  • 2.3 Место и роль правового воспитания населения в правой культуре

  • Заключение

  • Контрольная работа. Введение. 1 Правосознание понятие, виды и структура 1 Понятие, свойства и функции правосознания


    Скачать 41.42 Kb.
    Название1 Правосознание понятие, виды и структура 1 Понятие, свойства и функции правосознания
    АнкорКонтрольная работа
    Дата21.02.2020
    Размер41.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВведение.docx
    ТипДокументы
    #109402

    Введение

    1 Правосознание: понятие, виды и структура

    1.1 Понятие, свойства и функции правосознания

    1.2 Классификация видов правосознания и формы его деформации

    1.3 Структура правосознания

    2 Правовая культура: понятие, виды и особенности

    2.1 Понятие и структура правовой культуры

    2.2 Функции и классификация правовой культуры

    2.3 Место и роль правового воспитания населения в правой культуре .

    Заключение

    Список использованных источников

    Введение

    1 Правосознание: понятие, виды и структура

    1.1 Понятие, свойства и функции правосознания

    Одной из форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии. Сюда также входит осознание объективной необходимости права в современном обществе, его социального назначения, связи с такими демократическими идеалами, как справедливость, свобода, естественные и неотъемлемые права личности. Наконец, это и отношение к актам поведения людей, их оценочная характеристика с точки зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права.

    Определяясь уровнем развития общества, и в первую очередь экономических отношений, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми, правовыми взглядами (оправдание рабовладения, сословного деления населения, идеи народовластия и свободы личности и т.д.). Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой (отношение к смертной казни, праву собственности на землю, к соотношению полномочий парламента и президента и др.).

    Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть, это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

    В психологии и педагогике под правосознанием понимается система психических свойств, реализующихся в когнитивной и чувственно-эмоциональной сфере и детерминирующих субъективное отражение правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека. Правосознание - это одна из приоритетных составляющих известной теоретической конструкции (теоретическое тело) более сложных форм правовых сознаний (например, национального "российского правового сознания", "белорусского правового сознания" др).

    Правосознание охватывает основные сферы юридически значимого поведения человека, реализация которых регламентирована правом. К основным сферам правосознания относятся:

    -    сфера обеспечения материальных интересов (применительно к ней определены права, законные способы обеспечения материальных интересов и порядок их реализации, установлены административные и уголовно-правовые запреты, квалифицируемые как корыстные преступления);

    -    сфера взаимодействия с другими людьми и иными социальными субъектами, в том числе с представителями органов государства (применительно к ней установлены права и обязанности дееспособного лица, административно и уголовно наказуемые деяния, которые выражаются в насильственных и иных вредоносных действиях против социальных субъектов);

    -    сфера потребления и досуга, удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечениях и т. п. (для этой сферы характерны незаконные действия, приносящие физический или моральный вред самому субъекту, другим людям, общественной нравственности и другим социальным ценностям).

    Правосознание охватывает социальные роли, которые выполняет человек, и реализация которых предусматривает определенные обязанности и запреты. Так, человек выполняет различные регулируемые правом социальные роли родителя, труженика, свидетеля, родителя, водителя, пассажира и т. д. Так, для лиц, имеющих детей, установлены обязанности материального содержания несовершеннолетних детей, участия в их воспитании, заботы о их здоровье. Определен также ряд гражданских обязанностей, невыполнение которых влечет уголовную ответственность, например, за уклонение от призыва на военную службу, уклонение от дачи свидетельских показаний, неоказание помощи пострадавшему в определенных случаях.

    Как пишет В.В. Сорокин, правосознанию «присуща некоторая константа, которая при всех изменениях экономики и политики воспроизводит некий тип отечественного правового мышления». Это свойство правосознания является одновременно и негативным, и положительным с точки зрения задачи реформирования правовой сферы. С одной стороны, инертность правосознания является фактором, тормозящим реализацию правовых реформ в правоприменительной сфере. С другой стороны, устойчивость и преемственность правосознания является стабилизирующим фактором, нивелирующим неблагоприятные последствия значительных колебаний в правовой сфере, характерных для переходных периодов. Правосознание касается не только реализации правовых норм в общественной жизни, но и процесса их создания.

    Правосознание не ограничивается правоприменительной сферой – оно активно воздействует на процесс нормотворчества (с эффективностью, зависящей от уровня развития правовой системы государства). Кроме того, следует помнить и о том, что у законодателя также есть свое правосознание. Как правило, оно по объективным и субъективным причинам отличается массового правосознания, что в значительной степени обуславливает трудности в правовой сфере. Здоровое правосознание представителей власти рассматривалось И.А. Ильиным в качестве необходимого условия создания правового государства. В его концепции идеальная государственная власть выступает в роли творца и хранителя позитивного права, в основу которого ли­шенным недугов правосознанием властвующего положено естественное право. Особенность правосознания выражается также в способе вынесения суждений относительно явлений общественной жизни.

    Для правосознания характерно осознание правовых явлений посредством специальных юридических понятий и категорий, таких как правомерность и неправомерность, правонарушение и юридическая ответственность, правоотношение и законность и т.п. Специфика правовой сферы требует от правосознания более четкого и однозначного вынесения суждений, чем это допустимо в других формах общественного сознания.

    Выделяется три основные функции правосознания как направления его взаимодействия с общественными отношениями: гносеологическая, регулятивная, и оценочная.

    Гносеологическая (познавательная) функция правосознания заключается в том, что посредством сознания субъект права (индивид, группа, общество в целом) приобретает знания (и на эмпирическом, и на научном или идеологическом уровнях) о явлениях в окружающей правовой действительности.

    Оценочная функция связана с формированием у субъекта отношения к отражаемой правовой действительности: как психологического (на уровне правовой психологии), так и рационального (на уровне правовой идеологии).

    Регулятивная функция правосознания двойственна. С одной стороны, она заключается в том, что субъект, пропуская окружающую действительно через призму своего правосознания, определяет конкретный вариант своего правового поведения в той или иной ситуации. С другой стороны, правосознание выступает в качестве относительно самостоятельного правообразующего фактора, являясь источником правовых идей, требующих закрепления в позитивном праве.

    1.2 Классификация видов правосознания и формы его деформации

    Правосознание представляет собой довольно объемную и многозначительную категорию, отдельные его особенности в теории и на практике могут существенно отличаться в зависимости от субъекта правосознания, от точки зрения, с которой проводится анализ. Это приводит к необходимости классификации видов правосознания для конкретизации понятий в исследованиях.

    Основными применяемыми критериями видов правосознания являются: субъекты правосознания, его уровень, направленность и степень осознанности.

    1. По уровню (глубине) отражения правовой действительности правовое сознание классифицируется на следующие виды:

    Научное (теоретическое) правосознание характерно преимущественно для исследователей, научных работников, занимающихся концептуальными вопросами правового регулирования общественных отношений и, в частности, формированием (разработкой) правовой идеологии общества.

    Профессиональное (специализированное) – характерно для профессиональных юристов, занимающихся практической деятельностью. Относительная близость этого слоя общества к вышеуказанному (характеризующемуся теоретическим правосознанием), возникшая в процессе профессионального образования, приводит, как правило, к доминированию правовой идеологии в таком типе правосознания. Впрочем, такое влияние не абсолютно ввиду важности психологической составляющей особенностей собственного профессионального опыта, а также тесного взаимодействия с представителями следующего слоя.

    Обыденное (житейское, эмпирическое) – присуще, как правило, прочим представителям гражданского общества, основной массе людей. Этот тип правосознания формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования и характеризуется знанием общих принципов права в их тесной связи с нравственными представлениями (о правах, обязанностях, справедливости и т.п.) и конкретным правовым опытом, соответственно в силу объективных причин основная роль в становлении и развитии такого типа правосознания отводится правовой психологии.

    2. По субъектам правовое сознание классифицируется на следующие виды:

    Индивидуальное - правосознание индивида, гражданина как члена общества, которое складывается под влиянием как внутренних (индивидуальных особенностей субъекта), так и внешних факторов, в т.ч. в немалой степени группового и общественного правосознания.

    Групповое - представляет собой специфические особенности правовых представлений и чувств тех или иных явновыраженных социальных групп, групп по образовательному, профессиональному признакам. Кроме того, особо выделяется так называемое массовое правовое сознание, характеризующее особенности правосознания групп нестабильных объединений граждан, сплоченных на сравнительно более временной основе, но индивидуализирующих себя как группу и влияющих друг на друга.

    Общественное - правосознание макроколлективов, выделяемых, как правило, на региональной основе, в историческом или национальном контексте. В общественном сознании более явно видна преемственность его содержания с далеким и недалеким прошлым, а также основные перспективы его трансформации. В условиях стремления создать правовое государство, характеризующееся преимущественным вниманием к человеку, а не обществу, т.н. персонализации, важно осознавать, что общественное правосознание является не самостоятельным и самодостаточным сознанием, а совокупным усредненным сознанием, воспроизводимым и, в той или иной мере, изменяемым сознанием множества индивидов – членов этого общества, каждый их которых представляет для него неизмеримую ценность.

    3. По направленности правовое сознание классифицируется на следующие виды:

    - Ретроспективное

    - Адекватное

    - Перспективное

    Как уже отмечалось ранее, конкретные характеристики правосознания обуславливаются не только действующей правой системой, но и историческим правовым опытом, ожидаемыми и (или) желаемыми перспективами ее развития, что в зависимости от степени влияния того или иного аспекта и формирует классификацию видов правосознания по его направленности.

    4. По степени осознанности правовое сознание классифицируется на следующие виды:

    - С преобладанием сознательного

    - С преобладанием бессознательного

    Данный критерий классификации правосознания предполагает изучение принципиальных мотивов соблюдения (или несоблюдения) правовых норм гражданами и характеризует, как правило, не правовое сознание в целом, а правовое сознание применительно к отдельным, конкретным правовым нормам. По мнению автора, существенное значение имеет и дальнейшая классификация, например, правосознание с преобладанием сознательного следует классифицировать в зависимости от мотивов правовых или противоправных действий субъекта (например, соблюдение требований права может быть обусловлено нравственными соображениями или же опасением правовых последствий правонарушения, установленных законодательством и т.п.).

    Правосознание может быть также классифицировано по степени его адекватности действующей правовой системе, по оценке роли права в жизни общества и правовых отношениях граждан. Существенные отклонения уровня правосознания от его идеала, неизбежно возникающие в процессе развития права и являющиеся его актуальным состоянием, называются деформацией правосознания и классифицируются в зависимости от причин и проявления такой деформации на правовой нигилизм, «перерождение» правосознания, правовой негативизм, правовой инфантилизм и правовой идеализм.

    Формы деформации правосознания отличаются в зависимости от распространения юридической некомпетентности (отсутствия правовых знаний), особенностей неадекватной оценки права (его позитивной роли как способа регулирования общественных отношений), степени распространенности навыков и стереотипов неправового и противоправного поведения.

    Промежуточным состоянием правосознания является правовой инфантилизм, представляющий собой несформированность и пробельность правовых представлений применительно к новым правовым условиям, недостаточность правовых знаний и установок. Впоследствии такое правосознание в достаточно короткий срок трансформируется в другую форму, зависящую от внешних факторов и индивидуальных особенностей субъекта.

    Правовой нигилизм представляет собой скептическое и негативное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений вплоть до полного неверия в их потенциальные возможности решать социальные проблемы. Важно, что речь идет именно о потенциале права, а не об актуальном его состоянии, хотя недостатки действующего законодательства и могут стать причиной правового нигилизма

    Основная опасность правосознания, характеризующегося правовым нигилизмом, заключается в его способности к перерождению или, более конкретно, к «вырождению». Если при правовом нигилизме исключается преступный умысел, то в «переродившемся» правосознании наблюдается не только негативное отношение к позитивному праву, но и осознанное игнорирование принципов права, других социальных норм и общественной морали.

    В качестве деформации правосознания выделяется также правовой негативизм. На взгляд автора, эта форма правосознания заслуживает отделения ее от правового нигилизма. Если правовой нигилизм связан с отрицанием социальной ценности права как таковой, то при правовом негативизме правонарушитель осознает ценность правового регулирования для общества, но в силу ряда причин не соблюдает те или иные правовые предписания. Здесь также выделяются несколько подвидов правового негативизма в зависимости от причин противоправных действий. Во-первых, они могут быть обусловлены расхождением в данном конкретном случае личных интересов субъекта с общественными интересами. Во-вторых, осознанное игнорирование правовых норм возможно ввиду соблюдения новых правовых идей, пока не закрепленных в нормативно-правовых актах. В последнем случае правовой негативизм становится одной из форм правового идеализма.

    Правовой идеализм, называемый также иногда правовым фетишизмом или правовым романтизмом, заключается в преувеличении реальных регулятивных возможностей права, переоценке роли и места права в жизни общества. Такая форма правосознания характерна для начальных этапов многих реформ. Положительная черта правового идеализма заключается в том, что он поддерживает уважение к праву и правовой системе в целом, раскрывает резервы творческой активности субъектов правовой деятельности. Основная же опасность правового идеализма прямо пропорциональна степени идеализации возможностей права: чем больше разрыв между ожидаемыми результатами от реформы и ее фактическими результатами, тем в большей степени возможен рецидив правового нигилизма впоследствии.

    1.3 Структура правосознания
    Правосознание как сложное структурное образование включает в себя несколько категорий, являющихся одновременно неотъемлемыми элементами и уровнями правосознания: правовую идеологию, правовую психологию, индивидуальные знания о праве, личностные ценности индивида и субъективную волю индивида. Основными из этих категорий являются правовая идеология и правовая психология (в рамках последней большинство специалистов и рассматривает индивидуальные знания о праве, личностные ценности индивида и субъективную волю индивида).

    Правовая идеология в соответствии с традиционным подходом представляет собой систематизированное, научное выражение правовых взглядов, требований, идей субъектов правосознания, которые выражаются в юридических понятиях и категориях. Правовая идеология это научно-теоретический концептуальный уровень правосознания, основанный на осмыслении правовой действительности, она дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка.

    Основная роль в разработке правовой идеологии принадлежит специалистам соответствующей квалификации: ученым-правоведам, практическим работникам юридических учреждений, и, в немалой степени, политическим деятелям, которые, опираясь на накопленные знания и обобщая наличный опыт правовой жизни общества, анализируют потенциальные позитивные и негативные последствия принимаемых юридических актов, структурных изменений в системе правовых органов, в их функционировании при определенных показателях в социально-политической, экономической и культурной жизни общества. Источниками для соответствующего анализа при надлежащем подходе являются статистические данные о состоянии экономики, материалы социологических исследований, сведения о демографических процессах в обществе, а также характеристика общественного мнения, настроений в отдельных социальных группах, картина и динамика правонарушений, состояние нравственности и этики – максимум данных, характеризующих текущие и перспективные особенности правовой психологии общества. Правовая психология в соответствии с традиционным подходом представляет собой крупный сложно структурированный слой правосознания, объединяющий в себе духовный комплекс чувств, настроений, эмоций, переживаний, иллюзий, воли, фантазии, воображения, совести, интуиции, связанных с осмыслением и обратным влиянием на правовую деятельность. Правовая психология это практическое правосознание, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках.

    Этот уровень правосознания в существенной степени определяется привычкам, традициями, предрассудками, убеждениями, свойственными отдельным социальным группам и индивидам, а также обществу в целом, накопленными на определенный момент времени в результате непосредственного опыта участия людей в правовых отношениях, практического участия в правовой сфере жизни общества.

    В формировании правовой психологии социальной группы или общества принимают участие все члены этой группы, всего общества, и, по большому счету, от конкретного уровня правосознания этих членов, как правило, не зависит степень такого участия и влияния (функция зависимости правового сознания общества от правого сознания индивида значительно сложнее или является предметом сложнейших исследований). В процессе реализации нормативно-правовых актов происходит выявление существенной функции правовой психологии: правовая идеология и (или) законодательная воля в этом случае соизмеряются с психологическим правосознанием субъектов права. Будучи проведенным через призму правовой психологии с ее конкретными особенностями позитивное право может в определенной степени изменить свои функции, а иногда и вовсе потерпеть неудачу в своей реализации.

    Приведенный подход к определению правовой идеологии и психологии был назван автором традиционным, поскольку именно он развивался советской правовой мыслью изначально, что было обусловлено традиционным идеологическим преимуществом общественного правосознания над индивидуальным. Впоследствии была проанализирована структура и индивидуального правосознания. Ей были приписаны те же два уровня: правовая идеология и правовая психология, но в силу изменения субъекта изменились и эти понятия. Правовая идеология в контексте индивидуального правосознания представляет собой рациональный компонент структуры правосознания. Это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, то есть правовая идеология связана с логическим мышлением, а не с чувственным опытом.

    В отличие от правовой идеологии, правовая психология представляет собой эмоциональный компонент структуры правосознания. Она отражает правовую реальность при помощи проявлений нравов, чувств, эмоций и представляет собой совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Правовая психология связана не столько с логикой и теорией, сколько с эмоциональной составляющей права и особенностями его практической реализации.

    Правовые эмоции являются одной из важнейших характеристик психологического правосознания. Так, например, в концепции права известного российского правоведа Л.И. Петражицкого, изложенной в его работе «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» [16], именно правовые эмоции выступают основой действительного права. Под правовыми эмоциями понимаются переживания субъекта права (индивида как человека и общества как совокупности людей) по поводу права, законодательства, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности государственных органов, существующих преступности, правонарушений и системы борьбы с ними и т.п. – то есть всего, что составляет правовую культуру в широком смысле. Ввиду неминуемого наличия таких эмоций, различной их степени и способа выражения, эмоциональная составляющая правосознания оказывают существенное влияние на правовую систему общества.
    2 Правовая культура: понятие, виды и особенности

    2.1 Понятие и структура правовой культуры
    Правовая культурачасть общей культуры общества или отдельного человека, которая тесно связана с его политической, нравственной, духовной, поведенческой и другими видами культур, адаптированностью к порядку, самодисциплине, организованности, уважение к законам и правовым процедурам. Под правовой культурой следует понимать качественное состояние правовой организации жизни людей, которое состоит в достигнутом уровне развития правовой деятельности, в качестве нормативно – правовых актов, в уровне правосознания, а также в степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

    Понятие правовая культура и правовое сознание близки по своему содержанию, однако они не тождественны. Если первое раскрывает процессы отражения в сознании людей различных государственно – правовых явлений, что проявляется в теориях, оценках, знаниях, то правовая культура личности показывает как феномены нашего правосознания реализуется и закрепляется в образцах и нормах правовой деятельности. Здесь проявляется обыденный, поведенческий элемент.

    Как сложное, многоплановое социальное явление структура правовой культуры состоит из трех основных элементов, которые образуют систему: 1) познавательного (правовые воззрения, масштаб и глубина юридического образования и профессиональной подготовки, объем и качество знаний, принципов и норм права, элементы правовой психологии); 2) ценностно–ориентационный элемент (правовые ценности, установки, ориентации носителя правовой культуры); 3) деятельностный компонент культуры (практическое отношение субъектов к праву и правовым явлениям, которые проявляются в их правовой активности и интенсивности деятельности в правовой сфере).

    В юридической литературе в качестве структурных элементов правовой культуры выделяют цивилизованное право, высокое правосознание, законность, правопорядок и эталонное поведение субъекта. Вместе с тем с т р у к т у р а п р а в о в о й к у л ь т у р ы может быть представлена как системное образование, которое включает в себя культуру правового сознания, правового поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

    Культура правового сознания включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.

    Культура правового поведения характеризуется наличием пра­вовых ориентаций и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

    Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

    В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

    1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

    2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

    3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

    2.2 Функции и классификация правовой культуры

    Правовая культура выполняет одновременно несколько функций:

    Познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Призвана помочь согласованию личных, групповых и общественных интересов; призвана поставить человека в центр общественного развития. Эта функции связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию гражданского общества и правового государства;

    Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе конечно и через правовые);

    Ценностно-нормативная функция проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании, поступках, социальных институтах;

    Правосоциализаторская функция заключается во влиянии на формирование правовых качеств личности;

    Прогностическая функция заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей;

    Коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.;

    Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.

    Классификация правовой культуры

    Необходимо помнить о невозможности существования всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом. На основании этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую правовую культуру и правовую культуру населения. Рассмотрим каждый вид более подробно:

    Правовая культура личности - это то, как личность осознаёт, понимает, оценивает, осуществляет права, свободы и выполняет обязанности. А сама реализация прав, свобод и обязанностей и особенно степень активности при реализации находятся в существенной зависимости от того, насколько правильно они осознаются и оцениваются личностью. Правовая активность является высшим уровнем правовой культуры личности. Она проявляется в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, а также в законности поведения. Согласно концепции Д. Б. Богоявленского существует 3 уровня правовой активности (если рассматривать её как интеллектуальную активность личности):

    а) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остаётся в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчёркивает не отсутствием умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула;

    б) если субъект права, имея достаточно надёжный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим (более характерен для следователей и пр. подобных профессий);

    в) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого; отличается самостоятельной постановкой проблемы.

    Не следует путать правовую активность с правомерным поведением. Критериями разграничения здесь могут выступать цель, средства достижения такой активности и общественно значимый результат деятельности в правовой сфере. Также следует отличать от правовой активности просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом, т.к. оно (исполнение) является профессиональным долгом.

    2) Групповая правовая культура - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания того или иного класса, общественного слоя, особых социальных групп;

    3)Правовая культура населения - это уровень правосознания и правовой активности всего населения, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

    Оценивая правовую культуру важно обращать внимание на уровень познания правовых явлений, овладение ими. На основании этого можно выделить следующие уровни правовой культуры:

    Обыденный уровень - для него не характерны глубокие обобщения, т.е. для него характерна поверхностность. Проявляется в повседневной жизни людей при использовании субъективных прав, соблюдении юридических обязанностей. Но важно понимать, что он отнюдь не является второстепенным;

    Профессиональный уровень - присущ лицам, специально занимающимся правовой деятельностью. Для данного вида характерна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, целей, задач, а также профессионального поведения, которая складывается ввиду постоянного и непосредственного соприкосновения с правовыми понятиями и явлениями;

    Теоретический (научный) уровень - представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, механизма правового регулирования в целом, а не просто отдельно взятых направлений. Вырабатывается она общими усилиями ученых-философов, юристов, социологов, общественным опытом практических работников.

    2.3 Место и роль правового воспитания населения в правой культуре
    Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения. Следует отметить, что современное видение вопросов правового воспитания и обучения как систематической целенаправленной деятельности государственных органов, направленной на формирование правовой культуры и правосознание, неразрывно связано с духовно-нравственной составляющей жизни общества. Само отношение к праву как к ценности, способной воплотить стремление к социальной справедливости, зарождается в недрах духовности, высокой нравственности. Учитывая органическую связь права и морали, можно с твердой уверенностью сказать, что правовое воспитание - это одно из направлений целостного духовно-нравственного воспитания.

    Правовое воспитание необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый аспект (в широком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как общего процесса формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, духовно-нравственной атмосферы, системы законодательства и т.д. Практика подтверждает, что правовоспитательную деятельность невозможно планировать в отрыве от влияния вышеуказанных объективных факторов. Второй аспект (в узком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как одного из видов общественной деятельности, которая выражается в целенаправленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитания законопослушных граждан.

    Формой правового воспитания является правовое обучение - т.е. непосредственная передача, накопление и усвоение знаний, принципов, норм права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

    Общей задачей правового воспитания является формирование нового человека. Правовое обучение - это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания». Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и Устных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институту осуществляющих правовое воспитание.
    Заключение

    Список использованных источников


    написать администратору сайта