Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Методология философии права

  • 4. Функции философии права

  • Лекция Философия права. 1. Предмет, цель и задачи курса Философия права Возникновение (генезис) и развитие философии права


    Скачать 86 Kb.
    Название1. Предмет, цель и задачи курса Философия права Возникновение (генезис) и развитие философии права
    Дата22.12.2022
    Размер86 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекция Философия права.doc
    ТипДокументы
    #859554

    1. Предмет, цель и задачи курса «Философия права»

    1. Возникновение (генезис) и развитие философии права

    Как особая наука философия права выделилась в конце XVIII в., хотя философское осмысление государственно-правовой действительности присутствует уже в работах древних греков и римлян. Возникнув одновременно с религией, философия носила универсальный всеобъемлющий характер знаний о мире и до конца XVIII – XIX в. не нуждалась в специализации. К этому времени был накоплен колоссальный объем знаний, приведший к дифференциации наук, что вызвало специализацию и в философии. Такой процесс дифференциации не обошел и юриспруденцию. Начиная с XII в. в юриспруденции – изначально едином массиве юридических знаний – постоянно происходит процесс разделения на отрасли, а чтобы представители различных отраслей понимали друг друга, требовалась научная дисциплина, разрабатывающая. В XVIII в. ответом на эту потребность стала энциклопедия права. В 1804 г. представитель немецкой исторической школы права Г. Гуго опубликовал работу «Учебник естественного права как философия положительного права». Автор в традиции XVII–XVIII вв. рассматривал философско-правовые вопросы с позиций естественного права. Однако после появления работы Г.В.Ф. Гегеля «Философия права» (1820) философию права перестали рассматривать в качестве юридической дисциплины, обобщающей данные отраслевых наук, таковой стала теория права. Специализация привела к выделению в XIX в. из всеобщей философии особой дисциплины «Философия права», объединяющей практику философского осмысления юридической действительности. За гегелевской «Философией права» (первоначальное название «Теория естественного права и наука о государстве в очерках. Основы философии права») последовали и издаются до настоящего времени книги с тем же названием, которые пишут как философы, так и юристы. С середины XIX в. в европейских, а следом и в российских университетах философия права была введена как учебная дисциплина. В советский период развития российского государства понятие «философия права» было исключено из научного и учебного оборота как термин, затуманивавший ясное социалистическое учение о государстве и праве. Возвращена была философия права в научный и учебный процесс в конце XX в. В настоящее время она активно культивируется (изучается и преподается) философами и юристами. Среди тем, рассматриваемых в курсе философии права, выделяются три основополагающие: – общечеловеческие нравственные ценности в их соотношении с правом; – понимание права с позиций различных теорий; – правовые аспекты вечной философско-социологической проблемы соотношения личности и общества.

    2. Предмет философии права

    Государство и право как объект исследуются различными науками, в том числе и юридического профиля, но каждая из них рассматривает государственно-правовую действительность под своим углом зрения, с позиций своего предмета и метода. При всей кажущейся простоте подхода к определению предмета исследования рассуждения о предмете философия права характеризуются разнообразием подходов и отсутствием ясности определения. Это было характерно как для истории философско-правовой мысли, так и для современности. Г.В.Ф. Гегель считал предметом философии права идею права, русский философ С.Л. Франк понимал ее как учение об общественном идеале: «…уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, нормальный строй общества». В современной отечественной философии права существует несколько точек зрения на ее предмет. С.С. Алексеев: «В философии права предмет правопонимания позволяет охватить весь спектр явлений действительности, обозначаемых термином “право”». Д.А. Керимов определяет предмет этой дисциплины «…как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия». Ю.В. Тихонравов приходит к выводу, что философия права – это «учение о смысле права…» В.П. Малахов в качестве предмета философии права рассматривает правосознание. Структура и содержание дисциплины. В.Н. Жуков считает, что предметом философии права выступают: – предельные основания государства и права; – смысл государства и права; – ценностные свойства государства и права; – методология познания государства и права. Схожее мнение высказывает В.С. Нерсесянц: «Эта наука занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народа и человечества». Все приведенные формулировки достаточно многословные и расплывчатые. О.В. Многообразие подходов к предмету философии права вполне закономерно, ибо в этом проявляется позиция исследователя в философии и его отношение к праву. Подходов к предмету философии права столько, сколько существует философских направлений. С точки зрения В.С. Нерсесянца, общим моментом, имеющим предметообразующее значение для всей философии права, является понимание права как сущности и как явления, что позволяет конкретизировать предметную область в виде соотношения и различения права и закона в их единстве. Последующая конкретизация предмета философии права проявляется в формальном равенстве и формах его проявления.

    3. Методология философии права

    Обычно под методологией подразумевают систему методов, применяемых для исследования той или иной реальности, применительно к научной дисциплине для исследования ее предмета. Само же понятие «метод» означает путь, способ и средства познания предмета, т.е. способ получения нового знания. Поэтому метод в науке определяют как знание, с помощью которого добывается новое знание. В философии права применяют философский подход, когда под методологией подразумевают применение основных принципов и категорий философии к праву. С точки зрения Д.А. Керимова, к ним относятся основные категории диалектики или гносеологические категории познания права как социального явления. Обобщенно данный метод называется методом исторического материализма. Он исходит из материалистического понимания истории человеческого общества, т.е. государство и право рассматриваются как результат развития самого человеческого общества. Это развитие осуществлялось посредством реализации трех диалектических категорий (законов): – единство и борьба противоположностей (общество неоднородно: есть богатые и бедные, мужчины и женщины, старики и дети и т.д.). У перечисленных и иных категорий интересы различны, а поиск компромиссных решений – двигатель развития. Право, отражая все противоречия в обществе, путем их преодоления также развивается; – переход количественных изменений в качественные (накопление негативных или позитивных свойств в обществе) ведет к новому качеству. Революция 1917 г., события 1991–1993 гг. служат тому примерами. Наряду с общефилософским методом в философии права применяются общенаучные методы – системный, синергетический, анализ и синтез, индукция и дедукция и др. Используются и специально-юридические методы – нормативно-аналитический, сравнительно-правовой, догматический и др. Каждая развитая концепция философии права прошлого и современности базируется на каком-то ей присущем, специальном методе, который взаимосвязан с предметом исследования, например, позитивистский подход на догматическом методе, социологическое правопонимание на социологическом и др. Либертарно-юридический на принципе формального равенства. С позиций В.С.Нерсесянца предмет его теории методологически осмыслен, а метод предметно выражен.

    4. Функции философии права

    Философии права, как и любой научной дисциплине, присущ ряд функций. Среди них важнейшими являются онтологическая, гносеологическая, мировоззренческая, методологическая и аксиологическая. Суть онтологической функции состоит в том, что философия права с позиций определенной концепции правопонимания своими методами исследует природу и сущность правовой реальности, ее формы и способы существования. Теоретико-познавательная (гносеологическая) функция заключается в способности философии права выявить истину в правовой реальности, т.е. такое знание о ней, которое не зависит от субъективного мнения человека, а также обеспечить научность познавательного процесса предмета исследования. Философия права выполняет по отношению к юридическим наукам методологическую функцию. Речь идет о методологии, во-первых, как об учении о методах познания и, во-вторых, как о теории, используемой для анализа правовых явлений. Рассматривая метод как знание, которое применяется в качестве средства получения нового знания, приходим к выводу, что одно и то же знание в одном отношении рассматривается как теория, а в другом – как метод. В этой связи методологическая функция в основном своем объеме проявляется через гносеологическую функцию и ориентирована на нее. Мировоззренческая функция производна от уже рассмотренных и заключается в выработке единой согласованной системы знаний и взглядов на мир права, правовую реальность, ее связь с иными социальными явлениями и институтами, их сущность, ценности, место в функционировании общества и жизни каждого человека. Аксиологическая функция проявляется в оценочных исследованиях сущего и должного, справедливого и несправедливого, правомерного и неправомерного, законного и незаконного. В этом смысле философия права выступает в нескольких ипостасях: как мировоззрение, как методология, как процесс (технология). Наконец, философия права направлена на познание правовых идеалов, принципов сущности права, стимулов правового поведения личности, на формирование твердых правовых убеждений. В этом состоит воспитательная функция философии права.

    5. Место философии права в системе наук

    Проблема дисциплинарного статуса философии права определяется существованием двух различных источников ее формирования, что привело к формированию двух подходов к пониманию ее статуса. Первый подход рассматривал философию права как часть общей философии, где ее основная проблематика как философской дисциплины (наряду с философией естествознания, философией религии, философией морали и др.) сосредоточена на философской стороне дела, демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала одной из многочисленных философских концепций в сфере права. В концепциях же философии права, разрабатываемых с позиций юриспруденции, как правило, доминируют правовая тематика, правовое направление исследований. Их философский профиль обусловлен потребностями самой государственно-правовой сферы, требующей философского осмысления. В силу этих обстоятельств, складывается впечатление, что существует две философии права: одна разрабатывается философами, другая – юристами. В действительности же существует лишь одна философия права, хотя она и базируется на двух разных основаниях. Первое основание философия права – это общефилософские разработки проблем права. Второе основание связано с решением практических проблем права. Таким образом, философия права – это единая научная и учебная дисциплина, сочетающая в себе высокий уровень теоретического исследования с выходом на решение практических правовых проблем. Для более конкретного определения дисциплинарного статуса философии права целесообразно рассмотреть соотношение философии права с иными философскими направлениями, а также юридическими дисциплинами. Взаимодействие философии права и социологии права возникло из общей социологии, т.е. науки об обществе, которая отпочковалась от социальной философии и может рассматриваться как ее часть. Споры о том, относить ли социологию права к юридическим или социологическим наукам, малопродуктивны. Взаимодействие философии права и социологии права вкратце можно сформулировать следующим образом: сходство предмета исследования и различие в методологии. Связь философии права и антропологии права органична, так как последнюю рассматривают как часть философии права. Отмечу, что у такого подхода немало противников. Сторонники же связи отмечают сходство предметов исследования и методологии: антропология права изучает человека в его правовых проявлениях, измерениях и характеристиках, т.е. человека как существо правовое. Близкая связь философии права и теории государства и права выражается во взаимодействии (информационном обмене) и различии по целям и предмету исследования. Отношения философии права и отраслевых наук можно определить как двойственные: с одной стороны, философия права реализует по отношению к отраслевым наукам методологическую функцию, а с другой – использует теоретические данные отраслевых наук.


    написать администратору сайта