Бб. билеты. 1. Предмет, цели и задачи, источники, историография и периодизация современной истории Казахстана
Скачать 0.56 Mb.
|
1.Предмет, цели и задачи, источники, историография и периодизация современной истории Казахстана. История – это наука о прошлом и настоящем, которая позволяет выявлять закономерности исторического развития, формирует чувство патриотизма, изучает социальный строй, культурные и этнические отношения, политическое и экономическое развитие государств. Цели дисциплины: изучить общественно-политические, этнические, культурные процессы на территории Казахстана с каменного века до настоящего времени. Способствовать привитию студентам активной патриотической гражданской позиций. Задачи предмета: Усвоение курса. Умение последовательно и логически излагать материал. Приобретение навыков работы с научной, учебно-методической, справочной литературой. Умение творчески применять исторические знания. Знание основных терминов исторической науки. Периодизация – метод исторического познания, который позволяет выявить качественные изменения во времени. Виды периодизации: историческая, антропологическая и археологическая. Историческая: Казахстан в древности (2,5 млн лет – V в). Казахстан в средневековье (VI-XVII вв). Новая история Казахстана (XVIII в – 1917 г). Новейшая история (1917-1991). Независимый Казахстан (с 1991 г). Антропологическая периодизация: Homo Habilies (австралопитек). Homo erectus (питекантроп, синантроп). Homo sapiens (неандерталец, кроманьонец). Археологическая: Каменный век (2,5 млн лет – III тыс до н э). Эпоха бронзы (II-I тыс до н э). Железный век (I тыс до н э – V в н э). Исторические источники – информация о жизни людей, их деятельности. Устные: легенды, мифы, шежире, предания, народные песни и эпосы, сказки, слова-назидания, пословицы-поговорки, обрядовые песни. Антропологические: костные останки захороненного человека. Письменные: законы и указы правителей, государственные и торговые документы, записи летописцев и историков, различные литературные произведения, научные трактаты. Археологические (вещественные): орудия труда, оружие, украшения, посуда, жилища, захоронения, городища. Нумизматические: денежные знаки, монетные печати, денежные документы. Этнографические: легенды, шежире, предметы быта, традиции и обычаи. Геральдические: гербы, отличительные знаки. 2.Основные приоритеты отечественной истории. «Концепция формирования исторического сознания РК» (1995). Приоритеты дальнейшего развития исторической науки Казахстана были сформулированы следующим образом:Национальная история должна стать центральным звеном среди общественных наук. Нужно выработать на качественно новом уровне общую концепцию истории Казахстана. Она должна быть тесно увязана со всемирной историей, четко показывать место Казахстана в глобальных исторических процессах, системе их взаимосвязи и научной периодизации. Первостепенное внимание уделять сбору, систематизации и классификации всего имеющегося у нас и за рубежом исторического материала о Казахстане. Нужно тщательно исследовать все основные зарубежные хранилища исторических артефактов (это касается и новейшей истории), а также изучить вопрос о возможности репатриации этих исторических материалов в страну, либо, если это невозможно, осуществить их копирование с обеспечением последующего доступа для ученых и широкой публики. Среди приоритетов – изучение центрально-азиатской номадической цивилизации, хранителем которой в настоящее время является казахский этнос. В повестке дня остро стоит вопрос подготовки качественных учебников по истории. Как мы видим, основной акцент сделан практически исключительно на дальнейшем развитии собственно национальной истории, что и понятно. Сформировавшись как отдельная отрасль научного знания в середине ХХ века, историческая наука Казахстана продолжает активный процесс самопостижения нации, столь усиленного событиями тектонического характера конца ХХ века – распадом СССР и получением возможности написания собственной национальной истории, которая все еще только создается. 3. Возрождение национальной истории (5 июня 2013 г.). Рассмотрение механизмов реализации современных методов преподавания и исследования истории. «Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев, давно и предметно занимающийся вопросами национальной истории, предложил разработать специальную программу исторических исследований под названием «Народ в потоке истории», - сообщил М.Тажин. Главная цель этой программы: создание условий для качественного скачка исторической науки Казахстана на базе передовой методологии и методики; расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации. осмысление двух десятилетий новейшей истории Казахстана. «Эта инициатива Нурсултана Абишевича Назарбаева появилась не случайно. Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое. В той незримой войне смыслов и ценностей, которая разыгрывается на планете каждый день, сохранение исторической памяти - это единственный способ самосохранения. Уже к 5-летию Независимости нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев высказал свои взгляды на историю нашего государства, «порой драматическую, порой милосердную, ...но всегда пронизанную стремлением к Независимости». Свое стратегическое видение национальной истории Глава государства изложил в книге «В потоке истории» в 1999 году. В 2003 году, в своем Послании народу Казахстана, Президент Н.А.Назарбаев объявил о начале беспрецедентной программы «Мәдени мұра». За семь лет реализации программы - с 2004 по 2011 годы - проведено 26 специальных исследований по истории, археологии и этнографии Казахстана. Но все это - начало нашей большой работы, направленной на восстановление исторической памяти и исторической справедливости. Сегодня, на этапе состоявшегося государства, мы должны осмыслить свою историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую картину», - отметил Госсекретарь РК. 4. Джадидизм - период идеологии просвещения мусульман России. Модернизация мусульманской системы образования. ДЖАДИДИЗМ реформаторское движение в области школьного образования среди тюркских народов В середине девятнадцатого века это движение (джадидизм) распространилось среди мусульман России с целью их просвещения. Джадидиты подняли свои голоса в пользу изменения (политики) изоляции (мусульман от остального мира). Они боролись против ограниченности исламского богословия и за введение светских предметов в учебный план мусульманских образовательных учреждений. Такие интеллектуалы как Абдул Насир аль-Курсави, Шахабуддин аль-Марджани, Хусайн Фаизхан, Шамсуддин Культеси, Мухаммад Насир Тунтери, Зияуддин Кемали, Алимджан Баруди и Mуса Джаруллах были выдающими личностями во время начала борьбы за просвещение. Их собственная традиционная система мактабов (начальное образование) и медресе (среднее образование) обеспечила множество образованных и известных ученых. Но к концу 19-ого столетия образование, получаемое в этих учреждениях, стало более узким и провинциальным, в то же время это было бесполезно для экономического развития. 5. Влияние идей джадидского просвещения на казахскую степь. 6. Роль «Иттифак эль-Муслимин» (Союз мусульман) в консолидации тюрко-мусульманских народов Российской империи. ИТТИФАК АЛЬ-МУСЛИМИН (Союз мусульман) - первая всероссийская исламская партия, образованная по решению Всероссийских съездов мусульман в Нижнем Новгороде (13-20 августа 1905 года, 16-22 августа 1906 года) и Санкт-Петербурге (13-22 января 1906 года). Представляла собой оппозиционное самодержавию либерально-демократическое движение, созданное выходцами из мусульманской интеллигенции, купечества и буржуазии, в осном из татар Поволжья и Крыма. В Центральном комитете партии преобладали лидеры джадидизма - Ю. Акчурин (смотри Акчурины), С. Максуди, А. Апанаев (смотри Апанаевы), Г. Баруди (Казань), Р. Ибрагимов, М. Бигиев (Санкт-Петербург), Г. Буби (Вятка), И. Гаспринский (Бахчисарай). 7. Участие представителей казахской интеллигенции в работе I и II Государственной Дум России. О заметном подъеме политического сознания казахов свидетельствует участие лидеров казахской интеллигенции в работе Государственной Думы. После упразднения Петром I земских соборов Россия почти 200 лет не имела общегосударственного представительного учреждения. В августе 1905 года царь Николай II под напором революционных сил России издал манифест о создании Государственной Думы как законосовещательного и представительного органа империи. Но некоторые народы Российской империи, в том числе Средней Азии и Казахстана, лишились избирательного права. В 1906 году I Государственную Думу от казахов представляли: от Тургайской области - Ахмет Беремжанов, Уфимской губернии - Салимгерей Жанторе, Акмолинской области - Шаймерден Косшегулулы, Семипалатинской области - Алихан Бокейханов и другие. Все они были образованными людьми и пользовались уважением среди народа. Но депутаты I Государственной Думы России заседали всего лишь 73 дня. Недовольный их инициативами Николай II издал указ о роспуске Думы и назначении новых выборов. Во II Государственной Думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию. Совместно с другими представителями национальных окраин России казахские депутаты добивались прекращения переселения крестьян в Казахстан. Так, выступая на заседании II Государственной Думы, Б. Каратаев сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов. В своем пламенном выступлении он подчеркивал: «Вы должны понять, сегодня для высвобождения участков для крестьян-переселен-цев киргизов изгоняют не только с исконных земель, но и из собственных жилищ». ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. 8. Возникновение, эволюция и преемственность государственности на территории Казахстана (с древних времен до образования Казахского ханства). История изучает прошлое человечества. Об исторической связи казахов и их далеких предков говорит нам исторические источники и летописи. В период независимости исследователями было уделено много внимания истории Казахского ханства, откочевке ханов Жанибека и Керея, когда появился термин «қазақ» (казах). Однако история Казахстана начинается не с этой даты. История нашего государства берет начало еще с эпохи каменного века, андроновцев, саков, гуннов и других этнических общностей, проживавших в древности на территории Казахстана. Опыт государственного управления древних этносов переняли тюрки, создавшие евразийскую империю – Тюркский каганат. На традициях этого каганата строилась государственность огузов, тюргешей, карлуков и других тюркоязычных этносов средневоковья. Новый этап развития государственности кочевников связан с возникновением империи Чингисхана и государствами, образованными на территории Казахстана после ее распада. Естественным преемником предшествовавших государственных образований, продолжателем традиций степной государственности было Казахское ханство, которое существовало на казахской земле в XV – начале XVIII века. Новая история Казахстана охватывает период с начала присоединения Казахстана к России и до Февральской революции 1917 года. Присоединение Казахстана к России охватывает значительный отрезок времени, начиная с первой четверти XVIII века и заканчивая второй половиной XIX века. Этот процесс включает в себя много событий, начиная с того, что ханы Тауке, а затем Абулхаир, просят помощи у России для борьбы против джунгар, и заканчивая военными походами русских на южные земли Казахстана и в Среднюю Азию. Строительство крепостей и укреплений, запрет приближаться казахам к рекам, юридические документы, менявшие административную структуру казахской степи, восстания казахов против этой политики – вот неполный перечень того, что включает в себя данный период. 9. Предпосылки и этапы становления казахского народа и закономерности образования Казахского ханства. образования Казахского ханства. Казахское государство образовалось в результате объединения родственных по происхождению, образу жизни и культуре тюркозычных племен. Важным этапом в развитии государственности казахского народа было образование Ак орды, Могулистана, ханства Абулхаира, Ногайской Орды. Эти государства создавали племенам возможности для выживания и развития, дали возможность организованно бороться с внешней агрессией и подготовили условия для объединения. Ход образования Казахского ханства связан с внитриполитическим состоянием двух государств – ханства Абулхаира (Государства кочевых узбеков) и Могулистана, которые во второй половине XV века переживали упадок. Формирование Казахского ханства явилось закономерны м итогом экономических и политических процессов на территории Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Образование Казахского ханства связано с именами Жаныбека и Керея. Итого, предпосылками образования Казахского ханства стали: политический кризис в ханстве Абулхаира и Могулистане; беспрерывные войны и феодальные междоусобицы в ханстве Абулхаира в середине XV века; стремление казахских племен к созданию независимого государства. Керей и Жанибек сумели использовать эту ситуацию в своих целях. Они возглавили переселение ряда казахских племен в Жетысу, где впоследствии было основано Казахское ханство. Главное отличие нового государства от предшествующих состояло в том, что оно было создано не в результате завоеваний, а на основе местных исторических, экономических и этнических предпосылок. 10. Система землепользования и обострение аграрного вопроса Последствия столыпинских аграрных реформ. Аграрная реформа Столыпина, начавшаяся в 1906 году, была обусловлена теми реалиями, которые происходили в Российской Империи. Страна столкнулась с массовыми народными волнениями, в ходе которых стало абсолютно очевидно, что народ не желает жить по-прежнему. Более того само государство не могло управлять страной, опираясь на прежние принципы. В результате события, побудили Аркадьевича Столыпина начать проводить реформы. Предпосылки и причины Одна из основных причин, которые побудили Российскую Империю начать массовое изменение в государственном устройстве были основаны на том, что большое количество простых людей высказывали свое недовольство властью. 11. Культура и духовно-идеологические процессы конца XIX-начала XX века в Казахстане. Система образования Казахстана в начале ХХ века В начале ХХ века в Казахстане начался путь, эти процессы были инициированы самой имперской властью. В это время на первый план вышел национальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, начала развиваться национальная школа. Так создавалась культура Казахстана. Становление нового образования началось с таких событий: Появилась смешанная школа — русско-казахская (1906). Религиозный характер образования стал постепенно меняться на светский. В «новометодных» школах преподавались различные дисциплины, применялись поисковые методы. Культура Казахстана в 20–30 годы ХХ века и становление советской власти были тесно переплетены. В эти годы был объявлен курс на ликвидацию безграмотности трудящихся Среди основных тенденций образовательной сферы отметим: Начало работы общества «Долой неграмотность» (1924). Открытие в Ташкентском педагогическом институте казахского факультета (1926), который позже перевели в Алма-Ату.. Начало Всеказахского культурного похода с целью ликвидации неграмотности (1928). Всеобуч для граждан в возрасте от 15 до 50 лет (1931). Благодаря этому начинанию за 20 лет безграмотность удалось полностью искоренить. Казахская литература и книгоиздание Особое влияние на развитие общества оказывали известные деятели национальной культуры и образования. Фактически в этот период происходит формирование казахской интеллигенции. Благодаря им создана казахская литература: ее поэтика, жанрология, тематические горизонты, типология героев. Этот процесс происходит благодаря подвижнической деятельности таких личностей, как: Абай Кунанбаев. Он основал реалистическое направление художественной литературы. Его стихи рассказывают об исторических и педагогических проблемах, вопросах самоопределения, о духовном развитии народа. Ахмет Байтурсынов. Известен не только как педагог, ученый, но и литератор. В начале ХХ века он прославился как переводчик и поэт (сборники «Кырык мысал», «Маса»). Периодика и издательское дело играли особую роль в том, как развивалась культура Казахстана в начале ХХ века. Кратко об этом свидетельствуют такие факты: Казахские просветители выступали с трибуны газеты «Казах». 12. Казахские просветители начала ХХ в. Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, М. Дулатов, А. Байтурсынов и др. На формирование собственно казахского общественного сознания, развитие казахской общественной мысли, духовной культуры и философии решающее влияние оказал тот глубокий перелом, который произошел в Казахстане на рубеже двух веков. Среди тех представителей казахской интеллигенции, которые внесли наиболее существенный вклад в развитие казахской философии начала ХХ в. огромную роль, несомненно, сыграли Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие. Особое место занимает в ряду этих выдающихся поэтов, писателей, ученых и мыслителей. Султанмахмут Торайгыров. Тесная связь с народом, неизменное стремление облегчить его тяжелую долю, с необходимостью побуждали С. Торайгырова искать питательную почву для своих идей в вековых традициях народного сознания, в прогрессивной общественной мысли — в традициях просвещения. С. Торайгыров дал систематизированную критику религии духовенства. Ахмет Байтурсынов надеялся убедить своих читателей в том, что цена слова может стать великой только тогда, когда они предельно адекватно отражают чувства, переживания и мысли говорящего или пишущего. Говорить могут все, но не всем удается передать в словах точный смысл своих мыслей. Это происходит потому, что и мысли людей не всегда совпадают, а чаще не совпадают. Словом владеют все люди, поскольку они люди, но не все и не всегда могут пользоваться им умело, точно выразить с их помощью свои мысли, чувства и переживания. Байтурсынов считал необходимым дать философский анализ языку, выяснить логику его развития и закономерности ее функционирования. Миржакипа Дулатова интересуют не исторические факты сами по себе, а их причины. Поэтому он постоянно стремится пропустить факты через социальную мысль, осветить их лучами теоретического анализа. В этом стремлении и реализуется социальное мышление ученого, его философия истории. Он выступает в качестве профессионального и достаточно хорошо эрудированного теоретика исторической науки, а как социальный мыслитель, ищет в прошлом дорогу в будущее. Мысль об истории для него — это мысль о том, что было в истории, и ни о чем другом. А то, что было в истории, отражается в форме научных понятий. Поэтому, справедливо полагал он, исследование истории казахского, киргизского и других народов 13. Исторические произведения Санжара Асфендиярова и их значение. Санжар Асфендиаров родился в 1889 году в Ташкенте. Его политическая деятельность совпадает с установлением Советского правительства. Он занимал различные политические посты в советской системе [1, стр. 61]. Поэтому научное наследие деятеля написано в рамках идеологии этого периода. Обращая внимание на изучение истории революционных и национально-освободительных движений на востоке С. Асфендиаров по этому вопросу высказал свое мнение в работе «История национально-революционных движений на Востоке», изданной в 1932 году в г. Алматы. В 1935 году профессор С. Асфендиарова совместно с П.А. Кунте, впервые в Советском источнике издал первый том сборника документов «Прошлое Казахстана в материалах и источниках», а через год — второй том. В сборнике приводятся отрывки из произведений древних и средневековых авторов, путешественников, историков. На самом деле, выход в свет этого уникального сборника данных, в который вошли многие восточные и русские нарративы, которые впервые вошли в научный оборот [5], стал значительным событием в научной жизни республики. После этого сборника в 1935 году издан учебник С. Асфендиарова «Очерки казахской истории». В учебнике Автор пишет историю казахского народа в виде марксистско-ленинской концепции, классовой борьбы. Например, в вопросе периодизации в этом труде автор разделяет историю казахского народа на три эпохи: 1) Ханский период; 2) подданство; 3) советский период. В этой работе ограничен хронологический масштаб казахской истории без учета древнейших времен. В то же время, как истинный источник казахской истории, рассмотрение советского периода было записано под влиянием политической системы [7]. Основной стержень исследования профессора С. Асфендиарова -последствия, вызванные политически-экономическим, социальным состоянием жизни колониального Императорского русского правительства во второй половине XIX и начале XX века. Да, это был колониальный период истории казахов. Вторая часть «Истории Казахстана» Автор назвал «Колония казахстанско – российского империализма». Приведем отрывок из этого труда: «Российский капитализм… вырос на крови миллионов трудящихся, его история» вписано в летопись человечества пламеняющим языком меча и огня». Еще один отрывок: «…завоевание царизмом Казахстана, а затем и Средней Азии сопровождалось насилием и жестокостью, не уступающим тем, которые так мастерски изобразил К. Маркс [8, с. 127.]. 14. Влияние первой русской революции в России 1905-1907 годов на общественно-политическое движение Казахстана Каркаралинская петиция.
Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи распространению революционных идей, активно содействовали участниц антиправительственных течений, сосланные в Казахстан: Румянцев. Богомолов. Михаэлис, Кочерова, Крушеев и др. Один из первых марксистских кружков был образован в 1902 г. в Оренбурге Революционная деятельность таких известных личностей, как М.В.Фрунзе и В.В.Куйбышев, начиналась в Казахстане. Поводом к началу революционного движения послужило «Кровавое воскресенье» 9 января1905г. в г дошла до Казахстана с большим опозданием и в искаженной форме. В феврале 1905 г. в Туркестане, Перовске, Жусалы, Челкаре прошли демонстрации протеста против кровавой расправы над российскими рабочими. Выступления казахских шаруа явились проявлением протеста против массового насильственного изъятия земель. 17 октября 1905 г. Большевики выступили против царской «милости», раскрывая ее подлинную суть. С разоблачением манифеста выступила казахская национально-демократическая интеллигенция в лице таких признанных лидеров, как Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов, Миржакып Дулатов, Мухаметжан Тынышпаев. Они подвергали критике основные положения царского Манифеста, убеждая, что принятие этого документа представляет собой попытку «вбить клин» внутри антиправительственной оппозиции центра и национальных окраин. 18-19 октября 1905 г. в главном административно-политическом центре Западного Казахстана - Оренбурге прошла массовая политическая стачка, 16-28 ноября 1905 г. прошла забастовка почтово-телеграфных служащих в Семипалатинске, участники предъявили политические требования. Самым крупным интернациональным выступлением казахских и русских рабочих в годы Первой российской революции. Значение революции 1905-1907 гг.: способствовала пробуждению политического сознания населения; накапливался опыт совместных выступлений против засилья царизма. 15. Национальная пресса в начале ХХ века и ее влияние на общественно-политическую ситуацию в Казахстане («Казах», «Айкап» и др.). Журнал Айкап (1911-1915) (издатель и редактор Мухамеджан Сералин) выражал аграрно – демократические направления идейно-политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали С. Сейфуллин, Б. Майлин, Б. Каратаев, С. Торайгыров, Ж. Сейдалин и др. На страницах журнала освещались проблемы аграрных отношений, просвещения и знаний, развития товарно - денежных отношений в казахском ауле, разоблачалась колонизаторская политика царизма. Главным вопросом в журнале был аграрный вопрос, земельные отношения, оседание кочевого хозяйства, вопросы агрокультуры, изменения форм хозяйствования и тд. Редакция журнала "Айкап" выступила против мобилизации казахов. За призывы к сопротивлению журнал был закрыт. В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты "Казах" (1913-1918) группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведение в крае прогрессивных реформ демократического толка. Газета выражала идеи либерально – демократического направления..В главном, аграрном вопросе, они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. Ратовала за эволюционное развитие общества. Журнал Айкап и газета Казах на своих страницах смогли выразить, несмотря на разногласия, сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи. Газета (группа) позже оформилась в партию "Алаш». Более умеренную позицию заняла редакция газеты "Казак". Хотя Миржакып Дулат и объявил Указ от 25 июня 1916 ᴦ. "кровавым", однако Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсын, сознавая, что любое сопротивление приведет к огромным человеческим жертвам, были вынуждены 11 августа опубликовать обращение к казахскому народу. В нем говорилось, что только отправка людей на тыловые работы может спасти семьи мобилизованных и их хозяйства от полного разорения и уничтожения карателями. Весной 1917 ᴦ. во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. Уже в марте группа газеты "Казак" стала оформляться в политическую партию. После длительной подготовки в июле на съезде в Оренбурге было принято решение об образовании партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание, 5 октября партия получила название "Алаш" - имя легендарного прародителя казахов. Партию Алаш возглавили лидеры национально-освободительного движения - Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатулы, Халел Программа партии, принятая на съезде в декабре 1917ᴦ., включала в себя требования автономии Казахстана, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. 16. Казахский край в годы Первой мировой войны 17. Национально-освободительное восстание 1916 года: причины, движущие силы, начало, ход и основные этапы. Восстание 1916 г. • В 1916 году встал вопрос о непосредственном участии казахов в войне. Однако колониальное правительство не собиралось вооружать «неблагонадёжных» подданных. • 25 июня 1916 года был опубликован царский указ, по которому: • всё нерусское мужское население в возрасте 19 43 лет должно было быть «реквизировано» на тыловые работы • Это событие стало поводом для начала народного выступления. Восстание 1916 г. • В 1916 году встал вопрос о непосредственном участии казахов в войне. Однако колониальное правительство не собиралось вооружать «неблагонадёжных» подданных. • 25 июня 1916 года был опубликован царский указ, по которому: • всё нерусское мужское население в возрасте 19 43 лет должно было быть «реквизировано» на тыловые работы • Это событие стало поводом для начала народного выступления. Причины восстания 1916 г. 1. Усиление колониального гнета. 2. Насильственное изъятие земель. 3. Царская политика русификации, разжигание национальной розни 4. Ухудшение положения народа в годы войны. Участники: шаруа, бедняки, рабочие, баи, инородцы (дунгане, уйгуры, узбеки, киргизы), представители нац. демократической интеллигенции Цели восстания: 1. Прекращение эксплуатации народа. 2. Прекращение изъятия земель и переселения народа из России. 3. Уменьшение налогов, поборов. 4. Восстановление прежних институтов власти. Характер восстания: антиколониальный, национально освободительный, народная война. Территория: весь Казахстан, средняя Азия, часть Сибири, Кавказа Тургайский край – Жанбосын Абдулгафаров, Амангельды Иманов в Семиречье – Токаш Бокин, Бекболат Ашекеев, Узак Саурыков. Причины поражения • Стихийность, недостаточная организованность, перевес сил правительства, использование им национальных противоречий и межродовой борьбы, малочисленность местного пролетариата, отсутствие единого руководящего и организационного центра. Значение восстания • Народно-освободительная война продемонстрировала рост революционного классового самосознания казахского народа, тысячи ее участников прошли школу вооруженной борьбы про тив самодержавия. Она послужила мощным толчком к росту национального самосознания народов Казахстана. 18. Отношение казахской интеллигенции к восстанию 1916 года. Жертвой репрессий царизма алашская интеллигенция в период восстания 1916 года придерживалась политики разумного компромисса с царизмом так как: боролась за выживание казахского народа в период восстания 1916 года лидеры казахской революционно-демократической интеллигенции: примкнули к национально-освободительному движению в поддержку указа царя от 25 июня 1916 года о реквизиции инородцев на тыловые работы выступила: колониальная местная администрация в период восстания 1916 года колониальная. Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались стихийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Первыми удар народного гнева приняли на себя волостные управители, аульные старшины и прочие низовые агенты царской администрации, непосредственно составляющие списки на тыловые работы. К тому же царские власти освободили от набора должностных лиц, волостных, сельских и аульных управителей, низших полицейских чинов из коренных жителей, имамов, мулл и, учащихся высших и средних учебных заведений, чиновников правительственных учреждений и лиц, пользующихся правами дворян и почетных граждан. Трудящиеся, доведенные до отчаяния жестоким указом царя и несправедливыми методами его исполнения на местах, вооруженные чем попало, бросились на представителей царской власти: волостных управителей, аульных старшин, полицейских, казаков, чиновников. Они поджигали канцелярии и дома волостных управителей, аульных старшин, уничтожали делопроизводство и списки мобилизованных, наивно полагая, что таким путем избавятся от набора на тыловые работы. Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым, А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым, Ж. Мамбетовым и др. Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колонизаторской и широкомасштабной русификаторской политики царизма и в—против феодально-байской верхушки аула. Главной целью восстания 1916 г. являлось национальное и политическое освобождение, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость. 19. Политические партии Казахстан в начале ХХ века: большевики, кадеты, эссеры «Алаш», «Үш жүз», , «Шуро-и-ислам», «Шуро-и-улемия» и другие. 20. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и ее влияние на Казахстан (1917 г.) 21. Деятельность казахской интеллигенции в формировании национального правительства и историческое значение движения «Алаш». 22. Двоевластие в Казахстане (1917 г) и его особенности. 23. I Всеказахский съезд (июль 1917г). Партия Алаш и ее программа. 24. Октябрьский переворот и политическая жизнь Казахстана. 25. II Всеказахский съезд (декабрь, 1917). Создание правительства «Алашорда». 26. IV Чрезвычайный съезд мусульман (ноябрь, 1917). Создание Туркестанской (Кокандской) автономии. Деятельность Мустафы Чокая. 27. Казахстан в годы гражданского противостояния. Социально-экономическая и политическая ситуация в Казахстане в годы Гражданской войны. 28. Провокационные действия политики «военного коммунизма» в казахском крае . 29. Крах идеи создания национального государства Киргиз (казахским) революционным комитетом. 30. Образование Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Автономной Республики. (26 августа 1920 г.) 31. Голод 1921-1922 годов и его последствия. 32. Земельно-водная реформа в Казахстане, цели, результаты 33. Новая экономическая политика (НЭП) в Казахстане. Социально-экономические и политические основы перехода к НЭПу 34. Особенности и трудности НЭПа в Казахстане 35. Объединение казахских земель в составе КАССР (1924-1925 гг.). 36. Социально-экономические и политические основы, содержание и особенности его реализации перехода к новой экономической политике. 37. Идея «Малого Октября» Ф.И.Голощекина: суть и трагические последствия 38.Последствия насильственного перехода кочевых и полукочевых хозяйств к оседлости. 39. Политика конфискации в 1928 году и ее политико-экономические последствия. 40. Переход к массовой коллективизации сельского хозяйства. Методы, формы, темпы коллективизации. 41. Восстания в Казахстане 1929-1931 гг. 42. Сталинский и голощекинский геноцид : гибель народа от голода. 43. Колониальное содержание идеи индустриализации Казахстана. 44. Государственная и политическая деятельность Т. Рыскулова. 45. Позиция представителей казахской интеллигенции в интересах народа – теоретические и политические вопросы в позиции С. Садуакасова, С. Кожанова и Ж. Мынбаева. 46. Преобразование Казахской АССР в Союзную республику (1930-е годы). Социально-экономическая, этнодемографическая и политическая ситуация. 47. Репрессии против алашской интеллигенции – снижение духовного развития казахской интеллигенции (1937-1938 гг.). 48. ГУЛАГ в Казахстане. 49. Политическая деятельность Мустафы Чокая в эмиграции- вклад в духовное возрождение тюркских народов. 50. Общественно-политическая жизнь в Казахстане в 1920-1930 гг. 51. Насильственное переселение в Казахстан представителей других национальностей в предвоенное и военное время 52. Начало Великой Отечественной войны. Превращение Казахстана в военный арсенал. 53. Мужество и героизм казахстанцев на фронтах Великой Отечественной войны. 54. Героизм казахстанцев в тылу в период Великой Отечественной войны. 55 . Национальная политика во время войны. Депортация немцев, крымских татар, ингушей, чеченцев и других народов в Казахстан. 56. Наука, культура и народное образование в годы войны. 57. Казахстан в послевоенные годы. Переход к мирному строительству. 58. Усиление партийного контроля, направленного на ограничение прав человека в общественной жизни. Поиск «уголовных» дел в трудах .Е.Б. Бекмаханова, К.И. Сатпаева, Б. Сулейменова и других. 59. Образование, наука и культура в 1940-1950 годы 60. Казахстан в годы « хрущевской оттепели» 61. Этапы освоения целинных и залежных земель в Казахстане. Экологические и демографические последствия. 62. Вклад Казахстана в развитие промышленности СССР в 1960-1980 гг. 60. События в Темиртау в 1958 году. 61. Приход к власти Л. Брежнева. Провал экономических реформ 1965-1966 гг. 65. Экологические катастрофы в СССР и последствия ядерных испытании на Семипалатинском полигоне 66. Достижения науки, литературы и искусства в годы застоя и их противоречивость (1971–1985гг). 67. Экологическая ситуация в 60-70-е годы ХХ века в Казахстане . 68. Культура и наука в Казахстане (вторая половина 1960-х - первая половина 1980-х годов). 69. Жизнь и общественно-политическая деятельность Д.А. Кунаева 70. Экологическая ситуация в Казахстане в 70-80-е годы ХХ века. 71. Усиления противоречии в сфере национальной политики во второй половине ХХ в. События в Целинограде 1979 года. Уроки и последствия 72. Апрельский пленум ЦК КПСС (1985 г.) Политика «перестройки». 73.Декабрьские события в Алматы в 1986 года. Социально-политическая ситуация в Казахстане. 74. Общественно – политическая жизнь в Казахстане в 1985 – 1990 – е годы. 75. Кризис экономики, тоталитарной системы. Распад СССР (1990–1991). 76. Общественные объединения и партии, движения, их деятельность и программы в 1986-1991 гг. 77. Причины и последствия афганской войны и участие в ней казахстанцев (1979-1989 гг.). 78. Значение принятия Закона «О языке» в Казахской ССР. ( 1989г) 79. Законодательная деятельность Верховного Совета Казахской ССР. Введение института президентского правления. 80. Формирование общественных организации и политических партии в СССР в середине 1980 – х годов и переход к многопартийной системе. 81. Декларация о суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 г. 79. Августовский путч 1991года. 80. Выборы Президента Казахской ССР 1 декабря 1991 года и их итоги. 81. Принятие конституционного закона «О Независимости Республики Казахстан» 16 декабря 1991 года. 82. Алматинская декларация 1991 г. Основание СНГ 83. Утверждение государственных символов Республики Казахстан, историческое значение. 84. Трудности переходного периода независимого Казахстана: экономический кризис, социальная напряженность, снижение уровня жизни, безработица, рост преступности. 85. Основные этапы перехода от плановой экономики к рыночной в Республике Казахстан. 86. Указ Первого Президента Н.А. Назарбаева «О введении национальной валюты» и его значение. 87. Принятие Конституции Независимой Республики Казахстан (28 января 1993 г., 30 августа 1995 г.) 88. Укрепление политической стабильности и общественного согласия в Республике Казахстан 89. Определение Государственной границы Республики Казахстан. Укрепление национальной безопасности. 90. Значение работы Н.А. Назарбаева «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». 91. Послание Первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех Казахстанцев » ( Алматы, декабрь 1997г.) 92. Стратегия «Казахстан-2050 Новый политический курс состоявшегося государства». Послание Первого Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана. 93. Послание Первого Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана. «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». 94. Статья Елбасы Н. Назарбаева «План нации - путь к казахстанской мечте» - мощный источник действий для казахстанцев. 95. Социальные реформы и социальная модернизация в период независимости Республики Казахстан. 96. Программа ««Нұрлыкөш»» и возвращение соотечественников 97. Всемирный курултай казахов и его историческое значение. 98. Исследование и изучение отечественной истории в труде Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Народ в потоке истории». 99. Государственная программа «Культурное наследие», ее цель и основные направления реализации. 100. Сущность и значение национальной идеи «Мәңгілік ел» 101. Роль Президентской программы в формировании нового исторического сознания«Народ в потоке истории» 102. Значение формирования нового исторического сознания в программной статье Елбасы Н.А.Назарбаева «Народ в потоке истории». 102. Оценка Казахского ханства как начала национальной государственности в трудах Н.А. Назарбаева. 103. Оценка значимости выдающихся произведений М.Х. Дулати, Кадыргали Касым ұлы Жалайри. 104. Признание суверенитета Казахстана мировым сообществом, вступление его в члены ООН 105. Многовекторность внешней политики независимого Казахстана. 106. Председательство Казахстана в ОБСЕ и его результаты. Саммит в Астане 1-2 декабря 2010 года - событие мирового значения. 107. Размышления Н.А. Назарбаева о ценностях и особенностях «казахстанской модели» развития казахстанского общества. 108. Государственная программа индустриально-инновационного развития в независимой Республике Казахстан, первые успехи ее реализации. 109. Миграция, демографические тенденции, изменения этнического состава населения независимого Казахстана. 110. Развитие неправительственных организаций, профсоюзов, институтов гражданского общества в Республике Казахстан. 111 Деятельность Ассамблеи народа Казахстана (АНК). 112. Молодежная политика РК и значение мероприятий по воспитанию историей. 113. Конфессиональная политика независимого Казахстана в контексте вопросов национальной безопасности. 114. Концепция о казахской государственности – в интервью Президента РК Н.А.Назарбаева в предгорье Улытау (2014). 115. Золотая Орда – как исторический предшественник Казахского ханства. 116. Комплексное изучение древнетюркской письменности и памятников тюркской культуры в период независимости. 117. Приемственность современной казахской государственности от древних государств и Казахского ханства на территории республики. 118. Закон Республики Казахстан «О политических партиях» 119. Приемственность и значение государственных программ в Республике Казахстан. 120. Основные принципы манифеста «Мир в ХХI веке» инициативы по борьбе против воин, терроризма, ядерного оружия. 121. V Курултай казахов мира (22-25 июня 2017 г.). 122. Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» , опубликованного 12 апреля 2017 года и ее значение. 123. Суть и содержание статьи «Семь граней Великой степи», опубликованной 21 ноября 2018 года. 124. Послание Президента Республики Казахстан К. Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» (2 сентября 2019 г.). 125. Суть и содержание статьи Президента Республики Казахстан К. Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке». 8. Взгляды А.А. Бокейхана на историю Казахстана 9. Взгляды М.Дулатова на историю Казахстана 10. Взгляды А.Байтурсынова на историю Казахстана 11.Взгляды К.Кеменгерова на историю Казахстана 12. Исторические произведения Т. Рыскулова и их значение 13. Исторические произведения С.Асфендиярова и их значение 21. 22. 23. 24. |