Главная страница
Навигация по странице:

  • 9 Сознание, его свойства и функции.

  • Внешний предметный и духовный мир.

  • Духовный мир индивида, его опыт.

  • 10 Становление гносеологической проблематики в истории философии. Проблема истины.

  • Понятие абсолютной истины

  • 11 Основы философского анализа общества. Специфика социального детерминизма.

  • 12 Человек как проблема философии. Исторические типы взаимоотношения человека и общества.

  • 1 Предмет философии и её роль в обществе


    Скачать 0.51 Mb.
    Название1 Предмет философии и её роль в обществе
    АнкорOTVET_FILOSOFIY.doc
    Дата29.01.2017
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOTVET_FILOSOFIY.doc
    ТипДокументы
    #1007
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

    В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

    Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

    Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

    9 Сознание, его свойства и функции.

    Сознание является продуктом развития человека и общества. Оно формировалось в процессе обособления человека от животных в течение 2,5–3 млн. лет. Под сознанием понимается основное свойство человеческого бытия, состоящее в способности «быть со знанием», т.е. «знать о своем знании».

    Выделяют несколько источников сознания.

    1. Внешний предметный и духовный мир. Природные, социальные и духовные явления отражаются в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

    2. Социокультурная среда. Частью сознания становятся общие понятия, эстетические и этические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества.

    3. Духовный мир индивида, его опыт. Человек способен в отсутствие внешних воздействий конструировать, продуцировать разнообразные оригинальные переживания и образы.

    4. Мозг. Эта макроструктурная природная система, которая обеспечивает на клеточно-тканевом уровне осуществление общих функций сознания. Состояние сознания зависит от его условно-рефлекторной деятельности, биохимической организации.
    Важнейшей функцией сознания является отражательная функция. Отражение есть всеобщее свойство материи. Оно определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними.

    Однако человеческое сознание активно отражает внешний мир, т.к. имеет избирательный и опережающий характер. Сознание, таким образом, выполняет информационную функцию, поскольку предполагается активное использование результатов внешних воздействий.

    Сознание осуществляет коммуникативную функцию, т.к. участвует не только в адекватном отражении внешнего мира, но и в установлении разнообразных связей с ним.

    В сознании происходит предварительное мысленное построение разумно мотивированных действий и их последствий. Иначе говоря, сознание выполняет моделирующую функцию.

    Сознание участвует в активной конструктивно-творческой переделке внешнего мира, поэтому одной из важных функций сознания является преобразовательная функция.
    10 Становление гносеологической проблематики в истории философии. Проблема истины.
    Гносеология (теория познания) – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. В гносеологии исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание? Как знания об окружающем мире связаны с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знания?

    Длительное время гносеологическая проблематика не выделялась в качестве самостоятельной области философских исследований. Это характерно было для античной и средневековой философии. В эпоху Возрождения она также не имела самостоятельного значения. И только в философии Нового времени гносеологическая проблематика подчиняет себе все другие проблемы. Cам термин «теория познания» появился только в ХIХ столетии у последователей И. Канта. В настоящее время наряду с понятием «теория познания» используются также его смысловые эквиваленты: «гносеология» (во французской, итальянской, испанской литературе), эпистемология - в английской.

    Главной целью любого познания является получение истинного знания. Поэтому в наиболее общем плане гносеология есть философское учение об истине и путях ее достижения.

    Главная цель познаниядостижение научной истины.Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки.

    Платон считал, что “тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет”. Долгое время классическая концепция истины доминировала в теории познания. Так, в частности, полагал И. Кант. Впоследствии под истиной стали подразумевать свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей. Августин развивал учение о врожденности истинных идей. Не только философы, но и представители частных наук сталкиваются с вопросом, что понимать под действительностью, как воспринимать реальность или реальный мир? Материалисты и идеалисты понятие действительности, реальности отождествляют с понятием объективного мира, т.е. с тем, что существует вне и независимо от человека и человечества. Однако и сам человек — часть объективного мира. Поэтому, не учитывая этого обстоятельства, прояснить вопрос об истине просто невозможно.

    С учетом имеющихся в философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания.

    Критерий истины – средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Проблема критерия истины до конца не разрешена. Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отличения истины от заблуждения и ошибок?

    Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины - “квадрат имеет четыре стороны”. Подобного рода истины - результат “естественного света разума”. Как свет обнаруживает себя самого и окружающую тьму, так и истина есть мерило и себя самой и заблуждения. Критерий истины не найти в мышлении самом по себе, нет его и в действительности, взятой вне субъекта. Критерий истины заключается в практике.

    Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знаний, т.е. речь идет об относительном характере истины. Относительная истина — это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным. Понятие абсолютной истины употребляется для характеристики того или иного специфического аспекта всякого истинного знания и в этом смысле оно аналогично понятиям “объективная истина” и “относительная истина”. Понятие “абсолютной истины” следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания. Этот же процесс представляет собой как бы движение по ступеням, означающим переход от менее совершенных научных представлений к более совершенным, однако при этом старое знание не отбрасывается, а хотя бы частично включается в систему нового знания. Вот это-то включение, отражающее преемственность (в историческом смысле), внутреннюю и внешнюю целостность знания и представляющее истину как процесс, составляет содержание понятия абсолютной истины
    11 Основы философского анализа общества. Специфика социального детерминизма.

    Вопросы общественного развития были в поле зрения философов с древнейших времен. Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Н.Макиавелли, Т.Мор, Б.Спиноза и многие другие рассматривали проблемы человека и общества как важные составляющие своих философских систем.

    Общество – это социальная форма движения материи. Своеобразие этой формы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. Общество – это совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе многообразия видов деятельности. Выделяются три подхода к объяснению связей и закономерностей общественной жизни: натурализм, идеализм и материализм.
         Наиболее ярким представителем идеалистического подхода был Гегель, который в качестве цементирующего начала общества рассматривал культуру как совокупность ценностей духовного порядка. Концентрированным выражением объективных ценностей духовной культуры являлся «мировой разум», который действует неуклонно и неумолимо. Сущность связей, объединяющих людей в единое целое усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов.
         Суть натуралистического подхода состоит в том, что общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, а в конечном итоге – космоса. Здесь тип общественного устройства и ход истории определяются: ритмами солнечной активности и космических излучений (Гумилев, Чижевский); особенностями географической и природно-климатической среды (Монтескье); рельефом местности, наличием или отсутствием водных путей полезных ископаемых, плодородной почвы, а также спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми  особенностями.
         Сущность материалистического понимания общества состоит в двух принципах:
         1) общественное бытие первично по отношению к общественному сознанию;
         2) развитие общества есть объективный естественноисторический процесс, который осуществляется в деятельности людей на основе присущих ему закономерностей.
         К.Маркс пришел к выводу, что в основе общественной жизни людей лежит бытие – экономическая деятельность людей по производству материальных благ. Производной от экономической жизни является духовная жизнь, бытие человека определяет его сознание.

      Первичность общественного бытия в отношении общественного сознания состоит в том, что общественное бытие возникает раньше, чем отразится в общественном сознании, оно не зависит от общественного сознания и оно определяет сознание.

    По мере развития и дифференциации знания выделилась специальная философская дисциплина - социальная философия. Предметом социальной философии является познание общества как целостной системы. Элементами этой системы могут выступать различные сферы общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, духовная и др.), социальные группы и общности (классы, слои, сословия и т.п.), виды общественных отношений (экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические и др.).

    Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.

    Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

     Понятие “детерминизм” применяется в разных смыслах: философском, системном, статистическом. Философское содержание принципа детерминизма в социальных науках включает утверждение объективного характера детерминированности социальных процессов, различение динамических и статистических законов. Детерминизм в этих рамках предполагает наличие исторической необходимости, т. е. такой связи явлений, в которой проявляется доминирующая тенденция. В процессе исторического развития каждое последующее поколение людей действует в условиях, унаследованных от прошлого. Преемственность поколений определяет общее направление истории, которое не может быть произвольно изменено. Идеи, вдохновляющие людей на социальное действие, порождаются условиями общественного бытия, и от степени их соответствия этим условиям зависит возможность их реализации. Детерминированность общественной жизни является основой научного предвидения социальных явлений. Историческая необходимость не исчерпывает всего богатства явлений, а выражает только самое общее направление их развития. Индивидуальный характер и многогранность каждого конкретного социального явления — результат множества действующих факторов.

        Детерминизм в рамках системного подхода, означает целостность образующих социальную систему элементов, именно в их системном характере усматривается основание их специфики и развития. В статистическом анализе, детерминизм наполняется иным содержанием. В крупных совокупностях социальных явлений выявляется статистическая закономерность или тенденция развития, подчеркивается значение случайности во взаимодействии многих элементов и выявляются причины отклонений от предполагаемого хода событий на основе анализа статистических распределений.

    Наиболее распространенной формой детерминизма в социальных науках 19 в. был детерминизм экономический, т. е. концепция, согласно которой экономика как сфера человеческой деятельности имеет определяющее влияние на характер и содержание политических и социальных процессов. В рамках экономического детерминизма законы экономики объявляются универсальными для всех общественных форм, а исторический путь развития общества отождествляется с историей развития общественно-экономических формаций (см. Формации общественные). Понятие экономического детерминизма традиционно связывают с марксистской социологией, которая, отталкиваясь от концепции базиса ч надстройки, объясняет многие социальные феномены с т. зр. их экономической обусловленности. Надстроечные элементы, такие, как государство, идеология, политика, культура, выступают в этой связи в качестве отражений экономического базиса, служащего выражением интересов правящего класса, и являются следствием господствующего способа производства.
    12 Человек как проблема философии. Исторические типы взаимоотношения человека и общества.
    В иерархии философских приоритетов, ценностей человек часто

    определяется как “центральная проблема”.

    Проблема человека была обозначена, хотя и в нераз-витой форме, уже в философии древнего мира. Известно, что в ту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как «малая Вселенная». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко даже и враждебен человеку. Идеальное существо-вание человека - это жить все же в согласии с этим миром, в чем и состоит подлинная мудрость.

    Поворот философской мысли к теме отдельного (отде-ленного) от Космоса человека принято связывать с именем греческого философа Сократа. Во многом благодаря ему стала постепенно формироваться философская антропология. Сократ призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, выявляя свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире - в этом и состоит подлинный смысл жизни человека. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он

    полагал, что каждый человек способен избирать собственную траекторию бытия, те. жизненный путь.

    В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий, тварное существо. И хотя он призван «владычествовать» над всеми иными живыми существами, он все же находится в иерархии мира несравненно ниже Бога как своего Творца и Спасителя. Философия средних веков полагала, что человек пред-ставляет собой существо, промежуточное между животными и ангелами. Будучи единством души и тела, он изначально раздвоен (двусоставен) и поэтому сочетает в себе и высокое и низкое. Его тело (плоть) бренно, смертно, а душа - бессмертна. По выражению Фомы Аквинского, тело - это «лошадь», а душа - ее «наездник».

    В отличие от средневековья, философия эпохи Воз-рождения превратила живого человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения, осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека. Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности.  Наряду с эти философская мысль того времени подчеркивала,  что человек - это продукт окружающей природы, а не результат собственной деятельности.

    В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.

    Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект социального процесса, творец культуры и исторического продвижения. Интерес к проблеме человека не ослабевает и по сей день. Трудность заключается в том, что ему присущи всевозможные черты противоречащие друг другу, он во многом выключен из органического мира природы, однако укоренен в ней. Человеческие качества парадоксальны и рождают представления об исключительном существе. Человек - это великая тайна и для свежих, и для самого себя.

    К.Маркс выделял три основные исторические типа социальности:  отношения личной зависимости (1), отношения вещной зависимости  при  личной  независимости (2), отношения свободных индивидуальностей (3).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта