фил. философи 4. Общественный прогресс и его критерии
Скачать 30.54 Kb.
|
Общественный прогресс и его критерии Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории. Типы соц. прогресса: 1) антагонистический: прогресс одной части общества происходит во многом за счет эксплуатации, угнетения и подавления другой его части, продвижение в одних областях - за счет потерь в других; 2) неантагонистический, характерный для социалистического общества, где прогресс будет осуществляться во благо всего общества, усилиями всех социальных групп, без эксплуатации человека человеком. 2) Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки. Марксизм: эволюционный процесс слишком мучительный для народа + если реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными. Для определения уровня прогрессивности того или иного общества используются три критерия: Как прогрессивное характеризуется то общество, в котором достаточно высоки эти показатели. 1. Уровень производительности труда - критерий, отражающий состояние экономической сферы жизнедеятельности общества. Хотя уже сегодня необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в этой сфере 2. Уровень свободы личности — долгое время считался отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. 3. Уровень нравственности в обществе - интегральный критерий, сводящим воедино все многообразие подходов к проблеме прогресса, отражающим тенденцию гармонизации социальных изменений.Конечно, нельзя забывать, что в реальной его жизни сам процесс развития противоречив, соответственно противоречив и путь его направленности. В реальной жизни каждого общества может быть рывок (прогресс) в одних сферах общества и отставание или даже регресс в других. Общественное сознание и его структура Общественное сознание и его структура – это отражение существующей действительности в идеях, характерах, мыслях людей. Оно обладает определенными характеристиками и развивается по собственным законам. Это сложная структура, которую можно подразделить на вертикальные и горизонтальные ракурсы. Общественное сознание и его структура в вертикальном ракурсе подразделяется на две основных категории: гносеологическая и социологическая. В первом варианте рассматривается, каким образом на бытие влияет общественное сознание. При гносеологическом подходе выделяются теоретический и обыденный уровни сознания. В первом случае изучаются определенные системы идей, законов, взглядов. Обыденный уровень сознания предполагает рассмотрение истинных или ложных знаний, связанных с повседневной деятельностью человека. Это могут быть предрассудки, суеверия, заблуждения. При социологическом подходе основным различием между уровнями общественного сознания является способ коммуникаций и выражения интересов различных социальных групп и отдельных классов. Здесь также можно выделить две категории: идеология и общественная психология. Идеология представляет собой целенаправленно сформированное самосознание отдельных классов. Общественная психология изучает мысли, традиции, чувства и настроения определенных социальных групп. Она формируется более стихийно, нежели идеология. Общественное сознание и его структура может быть также рассмотрена в горизонтальном ракурсе. Здесь можно выделить множество его форм. Экономическое сознание предполагает отношения и деятельность людей в процессе производственной работы и потребления. Этот уровень тесно связан с повседневной жизнью человека. Политическое сознание может рассматриваться с точки зрения общественной психологии, а также идеологии. В первом случае оно предполагает чувства и представления людей о власти и государстве. Во втором подразумеваются систематизированные политические взгляды, теории. Правовое общественное сознание и его структура – это представления и взгляды людей, относящиеся к существующим юридическим нормам. Возникает оно с появлением государства и социальных классов. Религиозное сознание – это представление людей о сверхъестественном. Здесь происходит удвоение существующей действительности. Для религиозного человека существует как реальный, так и потусторонний мир. Нравственное сознание – это совокупность определенных принципов, определяющих поведение в социуме. Сформировано оно было еще в первобытном обществе. Поддерживается нравственное сознание, преимущественно, с помощью общественного мнения и привычки. Оно считается основой для взаимодействия человека и социума. Эстетическое сознание – это представление людей о совершенной и несовершенной действительности. Выражается оно, главным образом, через искусство. Научное сознание – это объективные знания о различных аспектах действительности. Оно может относиться практически к любым общественным и природным явлениям. Мы рассмотрели основные формы сознания. Однако современные ученые выделяют еще одну – философское сознание. Философское сознание – это своеобразный «каркас» духовной культуры. Эта дисциплина занимается изучением практически всех аспектов бытия. В заключение можно отметить, что общественное и индивидуальное сознание имеют между собой множество отличий, но они находятся в постоянном взаимодействии. Факторы, обусловливающие политическую жизнь общества Одна из важнейших и наиболее древних проблем политики — проблема власти. Соотношение таких явлений, как власть и политика, носит диалектический характер. С одной стороны, власть выступает как средство, реальный механизм осуществления политики, с другой — является ее первоосновой. Установление отношений господства и подчинения, т.е. отношений зависимости между людьми, и есть власть. В конечном счете власть представляет собой принуждение человека к деятельности вопреки его воле. Власть, в том числе политическая, обладает рядом особенностей. Во-первых, она предполагает наличие субъекта и объекта власти. Во-вторых, власть обладает всеобщностью в том смысле, что присутствует во всех видах деятельности отдельных лиц, групп и социальных институтов. Социальными предпосылками или источниками власти можно считать групповые, сословные и классовые различия между людьми, обусловленные разделением труда, отношениями собственности и т.д. Функционально власть проявляется через определенный порядок и согласованность действий сторон, обусловленные их обшей материальной заинтересованностью, духовной близостью или же подражанием, привычкой и т.д. Любая власть возможна только в случае добровольного или вынужденного согласия, готовности к повиновению. Доказательством тому может служить исламская революция в Иране: любой политический режим обречен на гибель, если весь народ выйдет на улицы и откажется выполнять распоряжения властей. Государство В истории социально-философской мысли сложилось два отношения к государству - положительное и отрицательное. Так, например, древнегреческие философы Платон и Аристотель считали, что в государстве реализуется высшая цель природы человека. Ибо только в государстве есть все условия для существования человека, семьи, общества. Иначе говоря, государство есть осуществивший себя в социальных структурах разум человека и поэтому отношение к нему в данных подходах - в высшей степени положительное. В числе сторонников отрицательного отношения - Т. Мор, Сен-Симон, К. Маркс. Они рассматривают государство в качестве аппарата насилия, создаваемого и используемого экономически господствующим классом для охраны и укрепления своей власти. В сжатом виде эти взгляды выражены В. И. Лениным (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. - С. 24). Что относится к основным признакам государства? Во-первых, наличие публичной власти, то есть особой системы органов и учреждений, осуществляющих функцию власти. Во-вторых, наличие территории, на которой осуществляется данная власть. В-третьих, наличие права, закрепляющего соответствующую систему норм, санкционированных государством. В-четвертых, обладание суверенитетом, то есть независимостью от других стран. Государство осуществляет внутренние и внешние функции. Внешние функции вытекают из внутренних и являются их продолжением. Но вместе с тем возникает и обратное влияние внешних функций на внутренние. Можно выделить четыре основных типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. Античная социальная философия освещает устройство рабовладельческих государств; средневековая социальная философия склонна отталкиваться от феодального уклада государства; начиная с философской мысли Нового Времени буржуазный концепт устройства государства доминирует над другими. И, наконец, с работ Маркса, Энгельса и Ленина социальная философия описывает и защищает социалистическое обустройство государства. Какие бывают формы правления государством? Различают монархические и республиканские формы правления. Монархия - государство, управляемое самодержавно одним человеком (царь, король, император), иногда подобное управление ограниченно конституцией, парламентом и т. п. Республика - форма правления, осуществляемая выборными органами, отражающими интересы народного большинства. Роль государства в политической жизни общества Государство - основной институт политической системы общества Справедливым остается утверждение Ф. Энгельса о том, что признаками любого государства являются наличие аппарата власти, территории и налогов («Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Что же такое государство? По Аристотелю, государство возникает из сознания обшей пользы и создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Т. Гоббс, напротив, видел в основе государства дисциплину страха и назвал государством лицо, индивидуальное или коллективное, возникшее в силу договора множества людей с тем, чтобы это лицо обеспечивало им мир и всеобщую защиту. Близких взглядов придерживался Б. Спиноза. Г. Гегель видел начало государства в насилии, Ф. Энгельс и В.И. Ленин видели в нем орудие, машину для эксплуатации и подавления одного класса другим. М. Вебер называет государством отношения господства одних людей над другими, опирающееся на легитимное (считающееся законным) насилие. Классовый подход к проблеме государства был ведущим в советской общественной науке. Так, Краткий словарь по социологии предлагает определение, согласно которому государство есть совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом в интересах определенных классов, подавляя классовых противников. В рамках современного подхода к проблеме под государством понимается основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Государство отличается от других социальных институтов: (1) обязательным наличием социально-классовой основы правящих сил в лице социальных групп и слоев, политических партий, общественных движений и т.д.; (2) существованием публичного аппарата власти, представленного чиновниками органов управления и принуждения; (3) монополией на внеэкономическое принуждение; (4) территориальной организацией населения; (5) суверенным правом издания законов, обязательных для граждан, проведения внутренней и внешней политики; (6) исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки, проводить бюджетную политику и т.д. Политический режим Политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления. Однотипные или схожие государственные структуры могут порождать разные по своей сути политические режимы, и, напротив, однотипные режимы могут возникать в различных по своей структуре политических системах. Например, многие страны Европы являются конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в этих странах соответствует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. В то же время республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе является авторитарным государством. Отличить подлинно демократический режим власти от авторитарного или тоталитарного бывает непросто. СССР длительное время был для многих народов мира олицетворением реального народовластия и оазисом демократических свобод. Истинное положение народа, пережившего самый страшный в истории человечества тоталитарный режим, открылось миру лишь в период гласности. Характер и признаки политического режима Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. Например, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д. На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества. Политический диктатор или правящая политическая элита могут узурпировать власть лишь настолько, насколько им позволяют это народные массы и институты гражданского общества. Трудно представить, чтобы в странах с давними демократическими традициями и высоким уровнем политической культуры установился бы авторитарный или тоталитарный режим власти. Зато в странах с преимущественно традиционной политической культурой авторитарные и тоталитарные режимы возникают естественным образом. Тоталитаризм — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др. Авторитаризм ---- политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати. Демократия — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб. В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии. Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины. Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу. Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют. Теория "открытых" и "закрытых" обществ К. Поппера Под "открытым" обществом автор понимал общество демократического типа, которое характеризуется плюрализмом в экономике, политике и культуре, развитыми социальными структурами, наличием гражданского общества и правового государства. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления принципиально не существует, следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику. В силу этого общество должно быть открыто для множества точек зрения (плюрализм) и субкультур (мультикультурность). К "закрытым" обществам К. Поппер относил докапиталистические и социалистические, для которых характерны неизменность социальных форм функционирования, тоталитарный режим, примат коллектива над личностью. К. Поппер выступил против платоновской идеи фило- софа-правителя и защищал демократию как политическую систему, лучше других способную защитить "открытое" общество. Но он также говорил, что демократия – наименьшее из зол и ее главное достоинство не в том, что она позволяет нам выбирать наилучших политических лидеров, но в том, что она позволяет ненасильственно избавляться от лидеров, когда они не оправдывают наших ожиданий. Мыслитель считал все политические системы потенциально опасными. С его точки зрения, член свободного общества должен сочетать лояльность государству с "известной степенью бдительности и даже недоверия к государству и его чиновникам: его долг – надзирать и следить за тем, чтобы государство не переступало границ своих определенных законом функций". К. Поппер любил повторять замечание английского историка лорда Актона: "Всякая власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно". Отдавая всецело предпочтение открытому типу общества, К. Поппер, тем не менее, считал, что современные "открытые" общества еще очень далеки от совершенства. К их недостаткам он относил злоупотребление свободным рынком, преступность и т.д. Ученый проводил мысль о том, что для построения правового государства необходима соответствующая экономическая база, а ее невозможно создать без утверждения власти закона. Политическая жизнь общества и политическое сознание Понятие политической жизни общества Жизнь общества представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели. Эти интересы и цели могут иметь различный характер вплоть до абсолютно непримиримых (антагонистических). Поэтому существенную роль в управлении и регулировании общественной жизни играют властные отношения и особые властные органы, которые должны обеспечивать взаимное согласование, взаимное признание интересов различных социальных групп и отдельных личностей или находить формы разрешения возникающих противоречий для стабильного развития общества. В наиболее общем смысле политическое сознание- это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок. Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития. Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях: Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни; Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий; Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология». Виды политического сознания В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают: индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней); групповое (обобщает уст ановки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит); массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс). Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней. Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций. Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением. Правосознание Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности. Роль правосознания Следовательно, можно определить правосознание как форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о порядке правового регулирования общественной жизни. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознания в решении отдельных вопросов. Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за ею неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности. Гражданское общество Гражданское общество, т. е. совокупность общественных связей, рассматривалось ими как среда, в которой развертывается деятельность индивидов. Г. Гегель, понимал под гражданским обществом систему потребностей, основанную на частной собственности, имущественные и сословные отношения, систему правовых отношений, а также догадывался о некоторых законах развития общества. Идеализм Гегеля проявился в признании зависимости гражданского общества от государства, которое он в отличие от гражданского общества считал истинной формой объективного духа. Гегель четко ставит вопрос о взаимосвязи социально-экономической и правовой сторон гражданского общества. Он различает гражданское общество и политическое государство. Гражданское общество в его понимании – это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Гегель выделяет три основных момента гражданского общества: 1) система потребностей;2) отправление правосудия;3) полиция и кооперация. Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Гражданское общество и государство по гегелевской концепции соотносятся, как рассудок и разум. |