Главная страница
Навигация по странице:

  • Синтетическая теория эволюции

  • Проблема личности в философии

  • Индивид

  • 3 уровня деятельности нашего Я

  • Ядром

  • Социальные типологии

  • Коммуникация

  • Шпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов]. 1. Предмет философии и структура философского знания. 3


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет философии и структура философского знания. 3
    АнкорШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    Дата05.06.2018
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    ТипДокументы
    #19983
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница13 из 42
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   42

    Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.


    Антропогенез — учение о происхождении человека.

    Креацинистская концепция: до XIX в. в европейской мысли господствовала теистическая антропологическая концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет... и стало...». Это же относится и к акту творения человека. Согласно этой концепции, мир не имеет развтия и истории. Мир и человек появились потому, что так сказал Бог — единственная причина их творения.

    Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в. И главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории.

    Естественно-научные предпосылки возникновения эволюционной теории Дарвина:

    1. теорию эволюции геологических формаций Геттона: повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других

    2. космогоническая гипотеза происхождения Солнечной системы (гипотеза Лапласа).

    3. концепция эволюции живой природы Ламарка

    Дарвин в 1859 г. опубликовал «Происхождение видов путем естественного отбора», вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира. А в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

    Синтетическая теория эволюции (или обновленный дарвинизм) приобрела широкое распространение в мире среди биологов уже в 40-х гг. В настоящее время возникает много других направлений, например неокатастрофизм - основное значение в смене форм жизни на Земле имеют массовые вымирания, обусловленные глобальными катастрофами. Некоторые ученые пытаются применить к антпропогенезу теорию самоорганизации систем (снергетика). В ее основе лежит принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем; переход одного качественного состояния в другое происходит как скачкообразный процесс, переводящий открытую неравновесную систему, достигшую своего критического состояния, в качественно новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности и упорядоченности. При этом выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации), согласно этой теории, носит случайный характер.

    С теорией самоорганизации согласуется и эволюционная концепция антропогенеза Пьера Тейяра де Шардена. С его точки зрения, переход к «феномену человека» осуществляется не через морфологические изменения и не посредством естественного отбора, как у Дарвина, а определяется внутренними силами самого организма будущего Homosapiens. Находка синантропа, одним из открывателей которого был сам Тейяр де Шарден, позволила заполнить важнейший пробел в ряду антропогецеза и показать, каким путем шло развитие от предчеловека к «человеку разумному». Появление Homosapiens — это скачок в антропогенезе. Появление человека — процесс коллективный и «первым человеком» является и может быть только множество людей». Игровая модель Хейзинга («Человек играющий» Homo ludens): архаическая культура и формы культ. творчества обязаны своим происхождением не труду, а игре. Подобно тому, как ребенок приобщается к миру взрослых через игру, играя, человечество вступило в новую историю.
    1. Социокультурные модусы человеческого бытия. Человек как личность. Структура и типология личности.


    Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории.

    Личность - это результирующая функция социального и биологического начал человека. Личность имеет сложную структуру и интерпретацию. Понятие личности связано с понятием индивида.

    Индивид - отдельно взятый человек, представитель общества.

    Личность - особая характеристика человека и она формируется в единстве 3-х факторов (личностная триада): 1) наследственность, 2) воздействие социальной среды, 3) собственное "я", собственные усилия. Личность - психо-социо-духовные качества человека (определение Харина Ю.А.).

    Признаки личности (необходимые качества): 1) разумность, 2) ответственность, 3) свобода, 4) индивидуальность, 5) личное достоинство, 6) соотношение успех/притязания, 7) интенциальность (с латинского стремление) - следование правилам и регулятивам сообщества, понимание правил, способность выбирать решения, 8) устойчивость к враждебности, 9) я - как интеграция всех выше перечисленных качеств, 10) выполнение социальной роли.

    Личностью не рождаются, а становятся. Личность - продукт и объект общества, а также субъект своей активной деятельностью воздействующий на окружающую среду. Маркс: "Сущность личности составляют не ее природные качества, а социальные качества" (способности, интересы, мораль..). Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Социальные качества личности проявляются в е действиях, в ее отношениях к другим людям.

    Одно из свойств (качеств) личности - ее мировоззрение, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием. Одновременно с мировоззрением складывается характер личности (сила воли). Особый компонент личности - ее нравственность.

    Кроме социальных качеств в личности проявляется ее уникальность, которая связана с 1) наследственными особенностями, 2) условиями миркросреды, в которых она развивается, 1),2) вместе с деятельностью личности в этих условиях создают личностный опыт. Единство всего этого и формирует индивидуальность (человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей) личности. Существуют различные концепции личности:

    1) религиозная (Бердяев). Суть личности раскрывается через ее отношение к Богу, т.е. личность- это "самость" (я), которая стоит перед Богом. Отказываясь от Бога, человек отказывается от собственной божественной личности.

    2) натуралистическая (Скиннер) - "личность это репертуар поведения". Человек как машина, действия которой - результат внешнего воздействия.

    3) психофрейдистская (Фромм): "личность целостность врожденных и приобетенных качеств", т.е. личность определяется психологией человека и социальными факторами.

    4) социологическая "личность - идеализированная совокупность общественных отношений".

    5) предметно-деятельная - "личность это то, что человек делает из себя" (Леонтьев).

    Струтура личности Личность представляет собой относительно устойчивую целостность составляющих ее компонентов и элементов – структуру, которая отражает структуру деятельности и основных отношений индивида с окружающим миром. Выражением структурности личности является наше Я. В структуре личности различат 3 уровня деятельности нашего Я (биономно-социальная концепция):

    1. жизненно-витальные потребности и проявления (биолог.+социабельные – деятельность, общение)

    2. аксеологические (система ценностей и ориентаций)

    3. рефлексивные (самосознание, связывающее жизненно-витальный и аксиологический уровни личности в целостное единство ее характера, направленности, сознания, воли).

    Ядром личности выступают ценностно-мировоззренческие установки, которые складываются в процессе воспитания и жизненного опыта индивида.

    Типология личности Типология - метод научного познавания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Типология личности является результатом типологического описания и сопоставления характерных признаков.

    Социальные типологии исходят из посылки о том, что личность есть продукт общественных отношений, производное социальной среды. (первобытную личность, Личность рабовладельческого общества, личность феодального общества, личность капиталистического общества, социалистическая личность формируется в классовой борьбе). В основе индивидной типологии - рядовая личность, исторические личности, выдающаяся личность.

    Социокультурные модусы человеческого бытия Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе и культуре – это деятельность и коммуникация. Под деятельностью принято понимать способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия. Ядро деятельностного отношения к действительности составляет труд.
    1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   42


    написать администратору сайта