Главная страница
Навигация по странице:

  • Логический бихевиоризм

  • Материализм

  • Эмерджентная теория

  • Шпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов]. 1. Предмет философии и структура философского знания. 3


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет философии и структура философского знания. 3
    АнкорШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    Дата05.06.2018
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    ТипДокументы
    #19983
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница16 из 42
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   42

    Проблема сознания в философии. Многомерность и полифункциональность сознания. Основные концепции сознания.


    На протяжении всей истории философской мысли феномен сознания всегда волновал человека. Уже в глу­бокой древности ставились вопросы о том, каким образом из неживой природы возникли живые организмы, обла­дающие сознанием; как осуществляется переход от ощу­щений и восприятий к мышлению; в каком отношении находится сознание к материальному миру.

    Первые анимистические представления (anima - дух) связывались с верованием людей в духов как в дви­жущее начало. В более позднее время эти представления получили своеобразную трактовку в религиозных учениях, согласно которым сознание есть проявление некой нема­териальной субстанции - "души", обладающей самостоя­тельным существованием и не зависящей от материи, от человеческого мозга в частности.

    Для Гегеля сознание есть дух, который начинает в стихии логики свое становление от "бездуховного" и доходит до абсолютного знания. Он полагал, что сознание человека определяется историческими формами общественной жиз­ни, а рассмотрение духа является истинно философским лишь тогда, когда он понимается как воплощение вечной идеи.

    Признание сознания как активной деятельной силы (Лейбниц), постановка вопроса о социально-исторической основе сознания, утверждение принципа диалектики и ис­торизма в анализе его сущности (Гегель), акцентирование зависимости психики человека от его телесной организа­ции и выделение качественной специфики мышления (Фейербах), фиксирование определяющей роли природы по отношению к сознанию и деятельности человека, вы­деление потребностей как побудительных мотивов взаи­модействия человека с миром (русские революционные демократы) - все эти аспекты феномена сознания и его возникновения явились значительным прогрессом в ре­шении данной проблемы.

    Вместе с тем мыслители прошлого не смогли дойти до понимания сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного преобразова­ния людьми действительности. Эти принципиально важ­ные аспекты проблемы сознания были успешно осмысле­ны философией диалектического материализма, которая исходит из органической взаимосвязи человека и природы, рассматривая последнюю как определяющее и первичное начало по отношению к сознанию. Сознание выступает как особое свойство высокоорганизованной материи. Бу­дучи специфическим свойством мозга, сознание дает иде­альное отражение внешнего мира.

    Сознание существует как субъективный образ объ­ективного мира, как способ социальной регуляции чело­веческой деятельности. Оно есть идеальное в том смысле, что образ - это не вещь, а снимок с нее в мозгу человека. Иное дело, что этот образ, если он верно отражает мате­риальное, объективен по своему содержанию.

    С уяснением природы подсознательного нередко свя­зана и определенная область психологических исследова­ний - так называемая парапсихология. Данное направление ведет изучение форм чувствительности, обеспечивающих способы Приема и передачи информации, не объяснимые известными органами чувств ("сверхчувственное воспри­ятие"). Речь идет о таких явлениях, как телепатия, экстра­сенсорика и т.п. Множество факторов, свидетельствую­щих о наличии сверхчувствительного восприятия, не дает основания отвергать существование неизвестных науке форм чувствительности, а следовательно, и возможности расширения границ познания. Вместе с тем для изучения подобного рода явлений еще не разработан соответст­вующий понятийный аппарат и методы познания. Тем самым не следует переоценивать значимость имеющихся необъяснимых современной наукой фактов.

    Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания: - Познавательная - Прогноза, предвидения, целепологания - Доказательства истинности знания – Ценностная – Коммуникативная - Регулятивная

    Основные концепции сознания:

    Дуализм – существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Сознание, таким образом, несводимо к физическому миру

    Логический бихевиоризм – не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела

    Идеализм – это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия.

    Материализм – теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистами как свойство мозга.

    Функционализм – сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера

    Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. И др.

    1. 1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   42


    написать администратору сайта