Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 этап: Античность

  • Этноцентризм

  • Культурно-историческая программа

  • Психологическая и социопсихологическая программы

  • Марксистская программа (классический и постклассический марксизм)

  • Концепции социального действия. Программа социального действия М. Вебера

  • Теория социальной реальности Мида

  • Структурный функционализм (Парсонс, Мертон)

  • Шпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов]. 1. Предмет философии и структура философского знания. 3


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет философии и структура философского знания. 3
    АнкорШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    Дата05.06.2018
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    ТипДокументы
    #19983
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница18 из 42
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   42

    Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.


    СФ — это раздел Ф., изучающий особенности общественной формы существования индивидов, её цель состоит в описании социального бытия в наиболее общих, предельных понятиях. Предмет СФ – проблемы социального (общественного бытия). СФ осуществляет философскую рефлексию над обществом, различными концепциями и направлениями, которые пытаются проанализировать и объяснить разнообразные феномены социальной жизни. Существует два подхода к определению того, что есть социальное: 1) Социальное — это всё то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, физико-биологической основы. 2) «Социальное» понимается как реальность не-индивидуальная. Основанием подобной трактовки выступает категориальная оппозиция «социальное/индивидуальное».

    Общая проблематика СФ – что есть общество как целостная система, какого его качественное своеобразие, отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуре, основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли, его цели, общественные идеалы, генезис, развитие и смысл социальной истории, направленность общественных процессов, объективизм и субъективизм в анализе социальных систем, основные типы культуротворчества (искусство, религия, мораль), традиции и новации, судьбы и перспективы общества в социокультурной динамике.

    Философское осмысление проблем общественного бытия имело место во все времена. 1 этап: Античность – Государство и политика – первые исследуемые формы соц. жизни. Платон и Аристотель стремились разобраться в сущности политики и определить наилучшую форму гос. правления. Средневековье: Августин «Град земной и град божий» - философская мысль существует в рамках христианской догматике, вся социальная жизнь подчинена религиозным ценностным установкам, философское осмысление проблем общественного бытия велось с позиции церковной идеологии, бог и божий закон – регулятор общественных отношений. Возрождение: «Государь» Н. Маккиавели, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Утопия» Т. Мора, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона – темы идеального государтсва и справедливого правителя, развивали социалистические и коммунистические идеи. Подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей. Новое время. В понятийный аппарат социальной философии вписывается категория «общество», ставятся и решаются проблемы сущности и генезиса коллективных форм существования человека, не только в сфере государства и политики. Гегель в основу общества и его истории положил идею реализации свободы человека. Гегель рассматривал историю как прогресс абсолютного духа, который реализуется через дух отдельных народов, призванных выполнить свою особую миссию. Огюст Конт – основоположник позитивизма и позитивной социологии. Осн. Мысль – необходимо создать науку об обществе как едином социальном организме, основанную на точных наблюдениях и фактах. «Позитивное» знание об обществе даст возможность эффективно им управлять. Решающее значение в развитии общества имеет духовный фактор – коллективное сознание людей. Герберт Спенсер – продолжатель идей позитивизма, придерживался биологизаторского подхода к анализу общественных явлений. Подчеркивал сходство в принципах организации общества и биологического организма – все развивается по общим закономерностям перехода от простого к сложному, от однородного к разнородному. XIX в. – марксисткое материалистическое понимание истории. Главная предпосылка – общественное бытие определяет общественное сознание. Общественно-экономическая формация – конкретно-исторический тип общества, взятый в его целостности. ОЭФ включает в себя способ производства мат. благ и надстройку. 5 ОЭФ – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Коммунистическая ОЭФ определялась как бесклассовое общество, начало подлинной истории. Макс Вебер (1864 – 1920) разрабатывает концепцию идеальных типов. Вебер выделяет три типа господства: традиционное, харизматическое и рациональное. Самой совершенной формой господства и управления Вебер считал капитализм, так как при капитализме больше, чем при какой-либо другой форме, проявляется рациональный, разумный подход.
    1. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Концепции социального действия.


    В социальной философии сформировались следующие исследовательские стратегии (программы). Натуралистическая – рассматривает общество по аналогии с природой как естественное продолжение закономерностей природы. Допускает перенос методологических особенностей естествознания на социально-гумманитарные науки. Есть три версии натуралистической программы. Редукционизм – высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т.е. общество и общественное устройство определяются силовыми взаимодействиями, особенностями географической и природно-климатеческой среды. Этноцентризм – ведущий фактор социальной динамики – это природно-национальные особенности. Органистская версия – общество уподобляется живому организму, социальная жизнь объясняется биологическими закономерностями (Спенсер).

    Культурно-историческая программа – формирование этой программы связано с кризисом натуралистических взглядов, осознанием различий между природой и культурой, социальной и природной реальностью, развитием таких наук о человеке как антропология, история, культурология, психология и др. Культура – особая реальность, феномен, обеспечивающий формирование человека и социальных связей.

    Психологическая и социопсихологическая программы – стремится объяснить социальную жизнь на основе влияния на человеческое поведение психологических факторов. Определяющую роль играет психология индивида, его эмоциональные и волевые компаненты, сфера бессознательного, социальная психология межиндивидуальных отношений (Фрейд, Юнг, Уорд и др.)

    Марксистская программа (классический и постклассический марксизм) – исходит из материалистического понимания истории и общества. Это означает, что общество рассматривается как социальный организм, источник развития и формирования которого заключается прежде всего в нем самом, а не где-то вовне. Развитие исторического процесса обусловлено способом производства социальных благ и в первую очередь производительными силами.

    Концепции социального действия. Программа социального действия М. Вебера – все социальные явления в конечном счете складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия, такие как государство, общественно-историческая формация и другие, в качестве реальных исторических сущностей является ошибочной. Поэтому понимание смысла и значения человеческих действий есть исходная предпосылка социологического исследования.Основные положения: 1) социология должна концентрировать свое внимание на объяснении фактов действия, т.е. она должна вскрыть его определенные регулярности и закономерности 2) объяснение этого действия должно происходить посредством понимания, которое означает выявление его смысловой значимости. 3) Это действие необходимо интерпретировать, т.е. представить посредством системы понятий его субъективный смысл. 4 основных типа социальных действий:1) целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия; 2) ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности; 3) аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей; 4) традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями. Теория социальной реальности Мида – сводит содержание социальных процессов к взаимодействию индивидов в группе. Соц. мир индивида и человечества формируется в результате процессов соц. взаимодействий, в которых большую рольл играет «символической окружение». Общение между людьми осуществляется при помощи особых средств – символов (жест и язык). Символическое окружение человека оказывает решающее влияние на формирование сознания личности и человеческого Я. Для того, чтобы понять социальную жизнь, надо понять смысл социальных взаимодействий в их символическом значении, что и является основной задачей данного направления социологии. Структурный функционализм (Парсонс, Мертон) – стремление построить законченную систему социального действия, которая наиболее полна объясняет эмпирические факты социальной деятельности. Соц. система предполагает наличие трех подсистем: личностная система (действующее лицо), система культуры (разделяемые ценности, которые обеспечивают преемственность и последовательность норм и предписанных им статусных ролей), физическое окружение. Чтобы выжить каждая система должна соответствовать 4 требованиям: адаптация (к физическому окружеению, экономика), достижение целей (средства организации ресурсов для достижения целей и получение удовлетворения; политика), интеграция (форма внутренней и внешней координации системы), поддержание образцов, латентность (средства достижения относительной стабильности, социализация).

    1. 1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   42


    написать администратору сайта