Главная страница
Навигация по странице:

  • Сознание и искусственный интеллект

  • Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и самосознание.

  • Шпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов]. 1. Предмет философии и структура философского знания. 3


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет философии и структура философского знания. 3
    АнкорШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    Дата05.06.2018
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    ТипДокументы
    #19983
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница17 из 42
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   42

    Проблема генезиса сознания. Сознание и психика. Сознание и отражение.


    Ключ к разгадке тайны сознания кроется прежде всего в вы­яснении условий и форм его происхождения. Отказ от поста­новки вопроса о происхождении сознания, конечно, не способ­ствует прояснению его содержания и сущности. И если нело­гично объявлять всю материю сознательной и тем более счи­тать материю и сознание независящими друг от друга субстан­циями, то остается испробовать новый, "срединный", путь, предположив, например, что всей материи присуще в качестве предпосылки сознания определенное свойство, которое при со­ответствующих условиях способно перерасти в сознание. В этом главный смысл ленинской гипотезы об отражении.

    Всеобщность свойства отражения, лежащего в "фундаменте" самого здания материи, обусловлена универсальностью матери­ального взаимодействия. Все предметы объективного мира постоянно воздействуют друг на друга и претерпевают определенные изменения, сохраняя "след" внешнего воздействия (как, напри­мер, отпечаток доисторического растения на пласте каменного угля).

    В процессе разработки понятия отражения возникла необ­ходимость в соотнесении его с понятием информации. Послед­нее, применявшееся первоначально только для обозначения сведений, используемых при общении между людьми, посте­пенно стало приобретать общенаучный статус. Информация в этом плане стала пониматься как свойство явлений быть побу­дителем известных действий, способствовать активной ориен­тации в окружающем мире. Существуют две основные концеп­ции информации: 1) как формы отражения, связанной с само­управляемыми системами, т.е. живыми, техническими, соци­альными; 2) как аспекта, стороны отражения, которая может объективироваться, передаваться, храниться.

    На различных уровнях организации материи отражение имеет свои качественные особенности. Формы отражения со­вершенствуются по мере усложнения самих явлений, и их роль в бытии соответствующих уровней организации материи непре­рывно возрастает.

    В этом отношении более совершенной формой биологичес­кого отражения выступает психика, представляющая собой способность создавать чувственные образы внешней действи­тельности, причем не только в виде ощущений, но и восприя­тий, благодаря которым у позвоночных складывается целос­тный образ ситуации, а у "умных" животных (обезьян, кошек, собак и др.) — еще и в виде представлений — чувствственно-наглядных, обобщенных образов явлений, которые сохраняют­ся и воспроизводятся в идеальной форме и без непосредственно­го воздействия самих явлений на органы чувств.

    Психическое отражение является более высокой формой би­ологического отражения, способствующей более совершенной регуляции жизнедеятельности организмов и их приспособле­нию к изменяющимся внешним условиям в ходе длительного эволюционного развития. Однако это еще не есть сознание.

    Новый качественный скачок в развитии психических форм отражения, а именно, появление сознания, связан с процессом становления homosapiens("человека разумного") и обусловлен прежде всего его трудовой деятельностью. Эволюция анатомии и фи­зиологии обезьян явилась лишь предпосылкой возникновения человека, определяющим же условием данного процесса оказал­ся труд, природа которого носит сугубо общественный характер. Труд в его развитой форме присущ только человеку, поскольку содержит в себе целенаправленную сознательную деятельность, ориентированную на изменение действительности. Животные, использующие подсобные средства (камни, палки и др.), действу­ют инстинктивно, на основе условных и безусловных рефлексов и никогда не изготавливают специальных орудий труда, не заго­тавливают их впрок, не совершенствуют.

    Сознание тесно связано с языком — наиболее эффективным способом передачи социальной информации. Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических фун­кций. Для него характерны такие функции, как экспрессивная (посредством языка человек выражает мысли); когнитивная (он служит важнейшим средством познания); коммуникативная, состоящая в осуществлении общения между людьми, и кумуля­тивная (обеспечивающая накопление и сохранение знаний).

    1. Проблема функционирования сознания. Сознание и язык. Сознание и мышление. Сознание и искусственный интеллект.


    Для любого человека сознание выступает некой повседнев­ной данностью и в этом смысле чем-то самоочевидным. По сути, ни одна фило­софская система не может обойти проблему сознания, имею­щую относительно самостоятельное значение и тесно связан­ную с другими философскими проблемами. Важность ее опре­деляется также необходимостью ответа на насущные потреб­ности науки и практики.

    Основой возникновения языка, равным образом как и мышления, являются труд, коллективная деятельность людей. Благодаря общению людей совершенствовались орудия труда, а навыки в их употреблении становились достоянием всего коллектива. Для передачи трудовых на­выков и опыта последующим поколениям механизма ус­ловных рефлексов было недостаточно, поскольку опыт был настолько разнообразен, что мог передаваться не иначе как в обобщенном виде, в его внутренних и су­щественных связях. Этой цели и послужило появление мышления и языка.

    Сознание формировалось на основе общественной жизни людей и их постоянного взаимодействия, которое протекает посредством их общения. Средством общения служит слово, значение которого носит обобщенный ха­рактер.

    Мышление и язык неразрывно связаны между собой, однако это не означает, что они тождественны друг другу. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям. Именно благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами. Язык служит условием для взаимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Мышление возможно лишь тогда, когда оно облекается в языко­вую форму, т.е. в определенной системе средств об­щения. Такими средствами являются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя (думать "про себя").

    Характерной особенностью слова как раздражителя является непрерывное расширение его содержания. В за­висимости от индивидуального опыта человека одни и те же слова могут вызывать у разных людей различные со­держательные представления о предметах. Ни сам язык, ни конкретные механизмы, реализующие процессы речи, не заложены изначально в человеке, не "записаны" в его мозгу. Примером этого могут служить случаи, когда дети с момента своего рождения жили среди животных. Они не умели говорить и обладали крайне примитивным мышлением.

    Таким образом, не только язык не существует вне мышления, но и мысли, идеи не существуют вне языка. Язык и мышление развиваются вместе со становлением общества.

    Без учета творческой природы сознания, мышления невозможно научное понимание процесса познания. Ме­тафизический материализм абсолютизировал внешний источник сознания (природу), не поднимаясь до призна­ния роли практики в познании. Напротив, идеализм пре­увеличивал другую сторону познания – его активность, приписывая сознанию, мышлению мистическую способ­ность создавать из себя объект познания и действия.

    Сознание и искусственный интеллект

    В последние годы в связи с бурным прогрессом ин­форматики и компьютерной техники возникли новые ас­пекты понимания сознания. Для сложных динамических систем, которые изучает кибернетика, характерной явля­ется способность получать, хранить, перерабатывать ин­формацию и на этой основе осуществлять управление.

    Общим для мозга и моделирующих, его работу уст­ройств являются их материальность, закономерный характер процесса переработки информации. Однако в маши­нах дело ограничивается информационным логическим процессом, который протекает в форме физико-хими­ческих процессов. В мышлении же человека информаци­онный процесс связан не только с такими процессами в нейронах мозга, но и со специфическими нейрофизио­логическими процессами.

    Важную роль на уровне мышления играет эмоцио­нальная сторона, которая может ускорять или замедлять процессы обработки информации. В процессе мышления Люди оперируют и Образами, и понятиями, хотя только понятийное мышление представляет собой четко выра­женный логический процесс; образное же мышление по­рождает фантазию, ассоциации, интуицию, которые под­вергаются контролю мышления.

    Тем самым реальная проблема заключается не в том, чтобы выдвигать все новые и новые аргументы не­способности компьютера к "мышлению", а в совершенно другом. ЭВМ не является носителем сознания.


    1. Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и самосознание.

    Структура и свойства сознания в существенной степени пре­допределены структурой мозга. Отдельным проявлениям психонервной деятельности соответствуют определенные учас­тки головного мозга. Наблюдается определенная локализация психических функций.

    Исходя из фрейдистских представлений и с учетом дости­жений современной науки, выделяют четыре уровня психичес­кой деятельности человека.

    Самый верхний этаж сознания — первый уровень — зани­мает надсознательное, или "Сверх-Я" (super-ego). "Сверх-Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты (табу) власти родителей и авторитетов.

    Второй уровень (наиболее четко выраженный в понятийном мышлении) составляет сознательное, т.е. та часть психичес­кой деятельности индивида, которая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им. Ему принадле­жит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира, так и внутреннего состояния человека и регуляции на этой ос­нове его поведения.

    Третий уровень представляет собой подсознательное, т.е. тот слой психической деятельности, который в данный кон­кретный момент не может появиться в поле сознания индивида (забытые переживания, мысли, тревоги и другие состояния).

    К четвертому уровню относится бессознательное — особый пласт психики, включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляются в поле созна­ния — ни по воле субъекта, ни спонтанно.

    Структура сознания может рассматриваться и в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру. Как явствует из самой этимологии слова "сознание", его ядром является знание об определенных процессах и явлениях. Действительно, знание и формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение) сос­тавляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важными компонен­тами сознания являются эмоции (горе, радость, страх и др.), а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий, преобразовании действительности в соответствии с представле­ниями.

    Таким образом, сознание человека представляет собой сложную, многоплановую, иерархически упорядоченную сис­тему. Содержание и характер протекания отдельных актов соз­нания обусловливаются не только воздействием внешнего ми­ра, но и прошлым опытом субъекта, они имеют свои собствен­ные внутренние закономерности.

    Сознание индивида и общественное сознание (труппы, класса, нации, человечества в целом) образуют противоречивое единство. В индивидуальном сознании от­ражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей. Сознание индивида формируется в многообразных общественных отношениях, в его дея­тельности, в непосредственных усилиях самой личности. Специфическим качеством и высшим выражением созна­ния у человека как члена общества является его самосоз­нание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление сво­их поступков и отношения к другим людям. Самосозна­ние развивается в процессе утверждения человека как личности. Ребенок не сразу осознает себя. Он еще не вы­деляет себя как особое "Я", не противопоставляет себя внешнему миру. Осознание себя – результат многообраз­ной деятельности человека и общения с другими людьми. Оно проявляется в самоконтроле личности, самосовер­шенствовании, ответственности в социальных действиях и самокритичности. Самосознание человека приобретает еще большую значимость при сочетании с его собствен­ной волей. Воля – это способность сознания направлять поведение человека. Она определяет целеустремленность действий человека. Сильная воля – качество, которое, как и другие особенности человеческой психики, зави­сит во многом от самой личности, сознательно себя тво­рящей.

    Наряду с общественной психологией и идеологией, которые можно понимать как разные уровни обществен­ного сознания, в нем выделяют еще ряд его форм. Формы общественного сознания различаются по объекту отраже­ния и социальным функциям. Так, политическое соз­нание касается сферы классовых, национальных, меж­государственных отношений. Оно объединяет людей в борьбе за коренные интересы соответствующей им общ­ности (класса, партии, государства и пр.). Правосозна­ние выражает волю общества (класса) по обеспечению приемлемых для него норм социальной жизни. Нравст­венное сознание регулирует поведение человека в отно­шениях с другими людьми. Свои важные функции выпол­няют и другие формы общественного сознания - эстетика, религия, наука, философия.

    1. 1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   42


    написать администратору сайта