Шпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов]. 1. Предмет философии и структура философского знания. 3
Скачать 0.77 Mb.
|
Понятие общественного прогресса и проблема его критериев. Основные концепции общественного прогресса.Прогресс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Прогресс и регресс в общественном развитии - противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающие соответственно либо поступательное развитие по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию. Понятия прогресса и развития не тождественны. Идея общественного прогресса утверждается в эпоху Просвещения. Критерий прогресса не выводится из самой исторических наблюдений, а представляет собой ту меру, с которым историк подходит к анализу исторической действительности. Поэтому критерий прогресса априорен и принадлежит не собственно истории, а философии истории. В различных концепциях философии истории выдвигаются разные критерии прогресса. У просветителей главным критерием прогресса было развитие разума и его внедрение в жизнь. Они видели конечную цель прогресса как некое полное торжество разума и воплощение разумных начал в жизни людей и общественном устройстве. У Гегеля историческим основанием прогресса и его критерием выступала свобода, точнее – осознание человеком свободы. В материалистическом понимании истории критерием общественного прогресса выступает уровень развития производительных сил общества. Под общественным прогрессом понимают развитие к лучшему общества в целом. Именно в этом качестве прежде всего прогресс предстает как идея истории. Однако понятие прогресса используют также в науке, технике, нравственности, религии, праве и т. д., употребляя понятие прогресса применительно к отдельным сферам жизни общества. При этом проявляется проблема, заключающаяся в том, что прогресс в одних областях жизни может исторически совмещаться с застоем или регрессом в других областях. При этом прогрессивное или регрессивное изменение общества определяется по той сфере жизни, которая принимается за приоритетную в конкретной философской концепции. Просветителям и их преемникам неоспоримым свидетельством прогресса всегда служило развитие науки и техники. Наиболее явно и быстро изменения происходят в политической жизни - периодический расцвет и упадок великих империй, преобразование внутреннего строя различных государств, порабощение одних народов другими, - постольку первые концепции общественного развития в древности стремятся дать объяснения именно политическим изменениям, которым придается характер цикличности. Так, уже Платон и Аристотель создали первые циклические теории развития общества. По мере развития общества циклический характер общественных изменений распространялся и на другие сферы его жизни. Всемирная история воспринималась как история расцвета, величия и гибели великих империй. Ш. Л. Монтескье "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734); Джованни Баттиста Вико (1668-1744) "Основания новой науки [об общей природе наций]" изложил теорию исторического круговорота, состоящего из трех эпох с соответствующими циклами - божественной, героической и человеческой, сменяющих друг друга в процессе всеобщего кризиса. Умы эпохи Просвещения (Тюрго и Кондорсе, Пристли и Гиббон, Гердер и др.) пришли к убеждению, что новая эпоха в общественном развитии Европы далеко превзошла античность и является дальнейшей ступенью общественного развития. Появились первые теории общественного прогресса во всемирной истории, подорвавшие представления о ее цикличности и утвердившие идею поступательного развития человечества. Было изложено в книге Ж. А. Кондорсе "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума". Теории локальных цивилизаций. В XIX веке зародились и получили широкое распространение идеи цивилизационного пути развития общества, вылившиеся в концепцию многообразия цивилизаций. Одним из первых, разработавших концепцию всемирной истории как совокупности самостоятельных и специфичных цивилизаций, которые он называл культурно-историческими типами человечества, был русский естествоиспытатель и историк Н. Я. Данилевский (1822-1885). В книге "Россия и Европа" он хронологически выделял следующие сосуществовавшие во времени типы организации социальных образований: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский), романо-германский (европейский). К которым добавлял две цивилизации доколумбовой Америки, разрушенные испанцами. Теория общественно-экономических формаций. Из теорий социального развития середины XIX - конца XX века наиболее обстоятельно была разработана марксистская концепция общественного прогресса как последовательной смены формаций. Над разработкой и согласованием ее отдельных фрагментов трудились несколько поколений марксистов, стремившихся, с одной стороны, устранить ее внутренние противоречия, а с другой - дополнить ее. Маркс и Энгельс стремились обосновать свою концепцию общественно-экономических формаций многочисленными ссылками на исторические источники, хронологические таблицы и фактический материал, она тем не менее в основном покоилась на отвлеченных, умозрительных представлениях своих предшественников и современников(Сен-Симона, Гегеля, Л. Г. Моргана и др.). Концепция формаций представляет собой не эмпирическое обобщение человеческой истории, а творческое критическое обобщение различных теорий и взглядов на всемирную историю, своего рода логику истории. |