Главная страница
Навигация по странице:

  • Система

  • "социальная синергия

  • Шпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов]. 1. Предмет философии и структура философского знания. 3


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет философии и структура философского знания. 3
    АнкорШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    Дата05.06.2018
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    ТипДокументы
    #19983
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница23 из 42
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   42

    Общество как саморазвивающаяся система. Проблема движущих сил истории. Системные теории исторического процесса. Понятие социальной синергии.


    Вопрос об обществе, как о саморазвивающейся системе относится к проблемам социальной динамики. Действительно, можно наблюдать непрерывное изменение общества. Каждое новое поколение общества, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли.

    Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

    Общество – особая надприродная реальность, включающая человека, целеобразующую деятельность людей, её результаты и складывающиеся между ними отношения.

    Для общества, как саморазвивающейся системы характерны следующие черты:

    1. Общество есть определенное единство, целостность;

    2. Общество имеет составные части, связанные между собой.

    3. Общество имеет определенную целенаправленность, вектор развития, как система

    4. Существует интегративное, системное качество общества, отличающееся от свойств и качеств образующих его элементов.

    5. По отношению к Вселенной, природе, общество есть подсистема, качественное отличие которой составляет то, что преобразующая деятельность является способом существования и развития исторической действительности.

    Проблема движущих сил истории состоит в неоднозначном определении источника развития общества. В настоящее время существует множество факторов, выступающих независимо в качестве объяснительной стороны исторического развития. В зависимости от того, какие детерминанты исторического процесса выбираются как основные, можно выделить следующие философско-исторические концепции: географический детерминизм, экономический детерминизм, технологический детерминизм. Особую группу составляют концепции, в которых роль главной детерминанты исторического развития отводится духовным факторам. Эти детерминанты являются основой системных теорий исторического процесса: натурализма, идеализма либо материализма.

    Приверженцы натурализма либо связывали характеристики общества со свойствами окружающей его природы (Монтескье, Бокль (Англия. Устройство и развитие общества зависят от климата, почвы, пищи), Мечников (русский. Неравномерность общественного развития – из-за изменения водных ресурсов, рек, морей, океанов)), либо уподобляли структуру и функции общества органам и функциям живого организма (Спенсер (деньги – кровь; железные дороги – кровеносные сосуды)).

    Другой подход в определении основы общественной жизни, бытия людей, их истории строится на признании абсолютной приоритетности сознания над всеми другими сторонами человеческой деятельности. Такой подход называется в философии идеалистическим. Ученые, придерживающиеся этого подхода, считают, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки, которые постоянно предшествуют их реальным действиям. Теории общества, основанные на идеализме, имеют более высокий уровень концептуализации. По Гегелю, самодвижение мирового духа после его «возвращения» из «инобытия» («природы») включает три ступени, каждая из которых имеет свои подразделения. Так, субъективный дух раскрывается в антропологии, феноменологии и психологии. Объективный дух – право, нравственность, государство. В абсолютном духе (искусство, религия, философия) завершается путь самопознания мирового духа. Здесь имеются признаки системы: основные элементы (ступени) и объединяющий их в целостность «мировой дух» в своем целенаправленном развитии.

    Исходным и главным принципом исторического материализма является признание первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию и его обратного активного воздействия на материальный процесс жизни общества. К.Маркс находит источник существования и развития общества в самом обществе – в сфере непосредственного производства и воспроизводства людьми средств своей жизнедеятельности. Доказывается, что общественное существование и развитие изначально определяется экономикой - отношениями собственности, распределения, обмена, потребления. Именно такую позицию защищает школа исторического материализма. Видное место в историческом материализме заняли учения об общественно-экономической формации, базисе и надстройке, социальной революции, движущих силах развития общества.

    Термином "социальная синергия" обозначается вся совокупность объективных и субъективных явлений общественной формы движения материи, обеспечивающих в
    конечном счете жизнь человека в условиях некоего
    "порядка", но не "хаоса". Социальная синергия - это пространство самоорганизации людей в их совместных действиях. Общество посредством социальных человеческих
    взаимодействий предстает в существенной мере как спонтанно самообразующаяся суперсистема. И в этом обстоя
    тельстве просматривается фундаментальное противоречие
    социума - противоречие между объективным и субъективным, сознательно регулируемыми и самовоспроизводящимися процессами.


    1. 1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   42


    написать администратору сайта