Главная страница
Навигация по странице:

  • Субстанциональный

  • Общие свойства пространства и времени

  • «Д. в пространстве»

  • Объективные идеалисты

  • Шпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов]. 1. Предмет философии и структура философского знания. 3


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет философии и структура философского знания. 3
    АнкорШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    Дата05.06.2018
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    ТипДокументы
    #19983
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница5 из 42
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

    Пространственно-временная организация материального мира. Концепции пространства и времени в истории науки и философии. Особенности социального пространства и времени.


    Движение как взаимодействие и изменение всех материальных систем развертывается в формах пространства и времени. Через посредство пространственно-временной структуры мир разделяется, дифференцируется на составные части, элементы, без которых было бы нечему взаимодействовать и негде изменяться, ввиду отсутствия среды взаимодействия.

    Пространство – это форма бытия, которая выражает протяженность, структурность, взаиморасположенность материальных тел. Так как материальный объект есть, с одной стороны, нечто непрерывное, то его пространственная определенность выступает как протяженность (имеет длину, ширину, высоту), а с другой, – нечто прерывное (дискретное), то его пространственная определенность выступает также в форме структуры, которую образуют места элементов объекта.

    Время – это форма бытия, характеризующая длительность существования и смену состояний материальных объектов. Длительность есть продолжительность существования вещи до тех пор, пока она сохраняет свои свойства. По отношению к длительности других предметов длительность каждого материального объекта выражается отношениями одновременности (синхрония) или последовательности (диахрония).

    Есть 2 подхода при трактовке пространства и времени:

    1. Субстанциональный: пространство и время - самостоятельные сущности наряду с материей. П - некоторая пустота, не связанная с материальными предметами.

    2. Реляционный: пространство и время - форма существования материи. П и В – не самостоятельные сущности, а особые отношения между объектами и процессами существующего мира.

    И тот и другой подход были и у материалистов, и у идеалистов. Пространство - форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования и расположенность материальных объектов, их структурность и протяженность. Время - форма бытия материи, характеризующая длительность, последовательность процессов, смену состояний объектов.

    Различают:

    1. реальное пространство и время (объективные формы бытия материи),

    2. перцептуальное пространство и время (связаны с нашими ощущениями, как мы их ощущаем),

    3. концептуальное пространство и время (способ описания реальных пространства и времени, их различные теоретические модели).

    Пример теоретических моделей: 3-х мерное эвклидово пространство, 4-х мерное пространство-время теории относительности, n-мерное пространство.

    Общие свойства пространства и времени: объективность, абсолютность, вечность, безграничность, относительность, прерывность, непрерывность.

    Специфические особенности пространства и времени: 3-х мерность, симметричность, изотропность, одномерность, анизотропность, однонаправленность.

    Свойства реальных ПиВ:

    1. Метрические. Выражают протяженность, связаны с измерением, характеризуют количественный аспект. Пространство: гомогенность, изотропность, кривизна. Время: однородность.

    2. Топологические. Выражают упорядоченность, качественный аспект. Пространство: трехмерность, непрерывность. Время: одномерность.

    На различных уровнях организации материи свои пространственно-временные соотношения. На социальном уровне глубокие и разнообразные соотношения. Характеристиками социального взаимодействия являются:

    1. Социальное пространство - всеобщая форма существования различных социальных объектов, начиная от человека и кончая обществом. Социальное пространство характеризует порядок сосуществования, структурность и протяженность общественных систем, социальных процессов.

    2. Социальное время - форма общественного бытия, которое характеризует становление человеческой деятельности в системе общественных отношений и выражает длительность и последовательность различных стадий в историческом развитии.

    Социальные пространства и время - активные регуляторы общественных отношений.
    1. Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи. Специфика социальной формы движения материи.


    В широком смысле Д. - это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут.

    В историко-философской традиции конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита - panta rei - «все течёт», Кратил – крайний релятивизм - текучесть вещей не позволяет их даже назвать) до тотального его отрицания (начиная с элеатов - апории Зенона, Бергсон).

    В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи.

    Смысл Д., его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия. В основе диалектико-материалистического понимания Д. лежат следующие положения.

    1. Д. есть атрибут, способ существования материи.

    2. Д. определяется как любое изменение.

    3. Д. является единством абсолютного и относительного и представляет собой противоречие. Под формой Д. понимается Д., связанное с определенным носителем. Проблемы взаимосвязи форм Д. материи еще не решены и не могут быть решены из-за бесконечной сложности реального мира и его процессов. Попытки выделить формы Д. предпринимались Аристотелем (возникновение, уничтожение, рост..), англ. Беконом (колебание, инерция…), но целостная классификация создана Энгельсом («Диалектика П.») – 5 форм Д.: механическое, физ., хим., био, соц.

    Принципы классификации Энгельса:

    • каждая форма Д. соотносима с определенным уровнем организации бытия;

    • м-у формами Д. та же «генетическая» связь, что и м-у уровнями бытия;

    • каждая форма Д. имеет свою специфику;

    • вышестоящая форма Д. несводима (не редуцируема) к нижестоящей, хотя и включает ее.

    В настоящем выделяют три основные группы форм Д.:

    1. В неорганической П. (пространственные перемещения; Д. элементарных частиц и полей, атомов и молекул; макроскопических тел; геологические изменения, процессы, протекающие на планетах, звездах)

    2. В живой П. (обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, взаимодействие всей Б. с природными системами Земли и с обществом).

    3. В обществе (все многообразие человеческой деятельности, все формы отражения и преобразования мира, в котором живет человек).

    «Д. в пространстве» — синтез моментов перемещения и покоя.

    «Д. во времени» — синтез моментов изменения и сохранения.

    Все виды изменения делятся на прямые и обратные. Те процессы, в которых прямое и обратное изменения более или менее уравновешивают друг друга, являются как раз сохраняющими процессами или процессами сохранения. Собственно изменение, в таком случае, можно интерпретировать как прямое или обратное изменение или как процесс, в котором преобладают прямые или обратные изменения.

    Все изменения условно можно разделить на количественные и качественные. Количественные связаны с изменениями наблюдаемого объекта в пространстве. Качественные - с перестройкой структуры объекта, а по сути превращения его в другой объект. Высшим типом качественного изменения является развитие, которое характеризуется последовательностью необратимых изменений, косвенно свидетельствующих о переходе одной формы Д. в другую. Прогресс и регресс — две тенденции развития.

    Важнейшим условием протекания (осуществления) развития является время. Время выявляет направленность развития и его необратимость. Поскольку само время долго сохраняло проблематичность, то идея единства развития и времени была востребована только после публикации работы И. Канта «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), где автор обосновал представление о Земле и Солнечной системе как о ставших во времени из первоначальной пылевой туманности.

    Что является причиной движения? В зависимости от ответа на данный вопрос идут различные концепции.

    Объективные идеалисты. Гегель: «Существует внешняя сила как источник движения».

    Синергетика(«синергия»–содружество, сотрудничество)- Пригожин, Ккнязев–проблема самоорганизации.

    Что касается социальной формы движения, то она представляет со­бой процесс и вместе с тем результат взаимодействия людей в формах сознательно целеполагающей деятельности. Специфика ее состоит в том, что саморазвитие и самосо­вершенствование человека как носителя социальной фор­мы движения происходят только благодаря разуму.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


    написать администратору сайта