Главная страница
Навигация по странице:

  • Пьера Абеляра

  • Д. древних философов.

  • . материалистическую Д.

  • Материалистическая диалектика

  • Особенности соц. Д.

  • Шпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов]. 1. Предмет философии и структура философского знания. 3


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет философии и структура философского знания. 3
    АнкорШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    Дата05.06.2018
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов].doc
    ТипДокументы
    #19983
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница7 из 42
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   42

    Философия глобального эволюционизма и современная научная картина мира.


    Научная картина мира — особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

    НКМ:

    • выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе;

    • применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (или знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках);

    • видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому.

    Объединяющей основой НКМ являются представления о фундаментальных характеристиках П., таких как материя, Д., пространство, время и пр.

    Этапы НКМ:

    1. НКМ додисциплинарной науки - связан со становлением в культуре Нового времени механической картины мира (Галилей, Декарт, Бруно, Браге, Ньютон).

    2. НКМ дисциплинарно-организованной науки - возникновение естественнонаучного, технического, а затем гуманитарного знания способствовало оформлению предметных областей конкретных наук и приводило к их дифференциации. Каждая наука в этот период не стремилась к построению обобщенной картины мира, а вырабатывала внутри себя специальную НКМ.

    3. современная НКМ - научная революция к.19-н.20 в. (некласс.) + конец ХХ в. (постнекласс.)

    В основе постнеклассицизма лежит принцип ГЭ (универсального эволюционизма) – методологическая основа соврем. НКМ (последняя треть ХХ в.).

    Идея ГЭ - всеединой, нелинейной, самоизменяющейся, самоорганизующейся, саморегулирующейся системы, в недрах которой возникают и исчезают целостности от физических полей и элементарных частиц до Б. и более крупных систем. В это понятие также входит идея нелинейности, способности оказывать обратное воздействие, вариативности развития мира. Этот мир состоит не из кирпичиков - элементарных частиц, а из совокупности процессов - вихрей, волн, турбулентных движений. Этот мир - уже не объект, а субъект.

    Принципы ГЭ (Моисеев):

    1. Вселенная – единая саморазвивающаяся система

    2. Направленный характер эволюции систем: развитие по пути усложнения, роста разнообразия, уменьшения стабильности

    3. Случайные факторы во всех эволюц. процессах

    4. Господство наследственности во Вселенной: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно

    5. Динамика мира – постоянный отбор системой из множества виртуальных состояний наиболее реальных

    6. Принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, отсюда будущая эволюция принципиально непредсказуема из-за случайных факторов, действующих во время перехода

    Прежде всего, об идее ГЭ стали говорить в аспекте изучения интегративных явлений в науке, связанных с обобщением эволюционных знаний, полученных в разных отраслях естествознания. В этой связи такое явление, как стремление эволюционных дисциплин - биологии, геологии, астрономии, физики к экстраполяции и обобщению закономерностей, механизмов эволюции, стали обозначать как ГЭ.
    1. Диалектика как философская теория развития. Разновидности диалектических теорий. Особенности социальной диалектики.


    Понятие Д, (от греч. искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории Ф. в разных значениях.

    1. Родилось оно в древнегреческой культуре, где — с развитием античной демократии — стало высоко цениться умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту и т.о. приобретать сторонников при обсуждении государственных, судебных и других дел. В конце V — начале IV века до н. э. ведение диалога требовало уже большого мастерства и специальной подготовки. Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу ?, стремясь понять альтернативные т.зр. и доказать преимущества своих собственных позиций. Под Д. понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую тему.

    Практика общественной полемики получила ф.ское выражение в учении Сократа, выработавшего ряд общих приемов развития мысли в процессе полемики. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений.

    2. Вершиной средневековой Д. стали труды Пьера Абеляра. Свою книгу «Да и нет» он построил по античному образцу, как систему ?, задаваемых учителем, и ответов учеников. Учитель подводил учеников к заведомо неверному выводу, а потом бесспорным доводом опровергал их рассуждения, заставлял принять свою точку зрения.

    В средние века искусство диалога культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. Но, несмотря на эту ограниченную цель, оно внесло определенный вклад в европейскую культуру и содействовало подготовке той современной формы диалога, которая используется в наши дни в продуктивных научных, ф-ских, экономических, юр. и других дискуссиях.

    Формирование Д. прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют:

    1. Д. древних философов. Древние диалектические учения, как правило, базировались на пытливом уяснении различных явлений, доступных обычному наблюдению (Гераклит). Размышления о соотношении единого и многого, единичного и общего опирались на опыт общественных обсуждений, сопоставления разноречивых мнений, взглядов, позиций.

    2. идеалистическую Д. класс. немецкой Ф. Д. в ее зрелом теоретическом виде — позднее детище человеческой культуры. В виде стройной теоретической системы Д. впервые предстала в идеалистической Ф. Гегеля. Постоянное движение, изменение ф. находил и в природе, но подлинное развитие выявил в истории общества, прежде всего в дух. К.. Гегель проанализировал историческое движение человеческой мысли и выразил ее целостное, закономерное развитие в понятиях «абсолютной идеи», «мирового разума». Духовные процессы общественной жизни представлялись ему наиболее важными, определяющими все остальные. Реальная история стран, народов осмысливалась как воплощение развития духа, идей.

    3. материалистическую Д. Для того чтобы учение о диалектике стало применимо к природе и обществу, к политике и естествознанию, к техническому прогрессу и обыденной жизни, его необходимо было поставить на материалистическую основу. Именно так и сформулировал задачу Маркс: «Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

    Материалистическая диалектика составляет ядро Маркс. ф-ского мировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и революционного преобразования действительности. Через Д форм, методов, приемов познания раскрывается сложный, противоречивый, изменяющийся мир. Д. — несомненное достижение культуры. Гибкое, творческое мышление все больше осознается сегодня как общечеловеческая ценность.

    Особенности соц. Д. (по учебнику Харина)

    Чел. общество- сложная динамическая система матер. и дух. отношений индивидов и соц. групп.

    Потребности, цели, ценности, воля, разум, чувства, характер практических действий присущи обществу в отличие от природы.

    Соц. общности (нации, государства), объединенные на основе матер. производства – фактор объективной Д. общ. развития. Чел. качества значительно изменяют действие всеобщих законов развития.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   42


    написать администратору сайта