Шпоры 2013 экзамен, 2ой семестр (Малыхина ГИ) [6060 вопросов]. 1. Предмет философии и структура философского знания. 3
Скачать 0.77 Mb.
|
Проблема бытия в философии. Сущность и формы бытия.Б – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека. Впервые понятие бытие как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 – 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Значительное внимание проблеме Б уделял Платон. Б отождествляется с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Истинное Б противопоставляется Платоном неподлинном Б, под которым подразумеваются доступные человечески чувствам вещи и явления. Существенный вклад в развитие учения о Б вносит Аристотель. Основу всякого Б, по Аристотелю, составляет первичная материя, которую однако трудно определить с помощью какой-либо категории, поскольку она в принципе не поддается идентификации. Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о Б является его идея о том, что реальное Б становится доступным для познания, благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы. Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки Б. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности Ч своей деятельности. Б у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной. С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский ф. Джордж Беркли (1685–1753). Все вещи – это “комплексы наших ощущений”, которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное Б, т.е. вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является чел. мысль. С позиций диалектического материализма трактуют проблему Б Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Марксизм понимает под Б материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от чел. сознания. Б не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение Б, а переход из одной формы бытия в другую. Основоположники марксизма выделили несколько уровней Б: природное бытие и общественное бытие. Общественное Б - совокупность материальной и духовной деятельности людей, то есть “производство самой материальной жизни”. Как философ-экзистенциалист Хайдеггер дает различные характеристики и толкования бытия, иной раз противоречивые и опровергающие ранее высказанные. У него нет определения бытия, а только дается характеристика, описание каких-то важных сторон. Так, согласно Хайдеггеру: “Бытие – вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее. Время – вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное. Хайдеггер приходит к выводу о невозможности рационально познать бытие. Б трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, лежащего в основе всех вещей и явлений. Б включает в себя все многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений.Следует различать видыбытия - объективная реальность и субъективная реальность, уровнибытия - актуальное и потенциальное бытие, формыбытия - природное и социальное бытие. Формы человеческого бытия можно представить так: – бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии материальное бытие, созданное человеком; – материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа; – духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность. Кроме этих форм бытия существует еще социальное бытие, или бытие общества.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие в обыденном понимании–существование. Бытие как философская категория–это не просто существование, а то, что гарантирует существование. Мате́рия — (от лат. materia - вещество) философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя (объективно) независимо от них. Современное определение дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя – это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Материя является обобщением понятия материального (и идеального, в силу их относительности). Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм. Атрибутами материи являются пространство и время. Материалистический монизм–под субстанцией бытия понимается некоторое материальное начало–элементы природы(воздух, вода), абстрактная материя–апейрон. Материалистический плюрализм–в основе–несколько сущностей. Ньютон: время, пространство, движение–три состояния. К 17 веку материя представлена в классическом виде, «как субстанция»- материя–сущность вещей, но материя вещью не является. В 18 веке появились попытки определить материю как философскую абстракцию(Гольбах). Определение: «Материя–все то, что каким–либо образом воздействует на наши чувства»(не укрепилось). Середина 19 века. Максвелл, Фарадей- о существовании невещественной материи(появление электричества). Конец 19 века. Укрепилось определение: «Материальное тело состоит из неделимых атомов, а телесность и протяжение неотъемлемые атрибуты материи». В 19 веке получил развитие вульгарный материализм 0 отрицали специфику идеального( мозг выделяет мысль как желудок–желудочный сок). В.И.Ленин дал классическое определение материи: «Материя–это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них». Это определение–в основе диалектического материализма. Здесь дается определение материи через идеальное. Но сущность сознания–в отражении окружающей действительности. Парадокс: ученые, независимо от их убеждений, должны были согласиться с этим определением. Наука не может развиваться, если не согласиться с ним. Сейчас говорят, что это определение–естественно–научного материализма. Исходя из марксистской философии материя наряду с главным свойством «быть объективной реальностью» обладает атрибутивными свойствами: структурность, системность, взаимодействие, изменчивость, самоорганизация, протяженность(пространство), длительность(время), самоотражение. Следует различать: # виды бытия – объективная реальность и субъективная реальность; # уровни бытия – актуальное и потенциальное бытие; # формы бытия – природное и социальное бытие. Объективная реальность охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Субъективная реальность – это не что иное, как сознание, мышление, духовный мир человека. Актуальное бытие – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале, все то, что существует в данный момент. Актуальное бытие вещей и процессов природы, человека и того, что создано им, содержит в себе массу нереализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. |