Главная страница
Навигация по странице:

  • Примеры

  • 51. Сознание, его происхождение и сущность.

  • 53. Глобальные проблемы современности.

  • 54. Специфика философского рассмотрения и понимания общества.

  • 55. Особенности общества как формы бытия и саморазвивающийся системы.

  • 56. Значение природной среды в существовании и развитии общества.

  • 57. Развитие общества. Источники, движущие силы и субъекты общественно-исторического процесса.

  • 58. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

  • 59. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.

  • 60. Сущность и особенности "информационного общества". Информационное общество

  • 61. Проблема сущности научно- технической революции.

  • 62. Проблема личности и её структуры.

  • Философия. 1. Предмет философии. Определение философии. Её место в системе других наук. Философия любовь к мудрости.


    Скачать 218.57 Kb.
    Название1. Предмет философии. Определение философии. Её место в системе других наук. Философия любовь к мудрости.
    АнкорФилософия
    Дата20.11.2022
    Размер218.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Dallakyan.docx
    ТипДокументы
    #801558
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    50. Эмпирическое и теоретическое познание. Эмпирическое и теоретические методы познания.

    Основными методами эмпирического исследования выступают наблюдение и эксперимент.Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание мира, его формы и средства.Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.В ходе эксперимента рождаются не только новые методы познания, подтверждаются или опровергаются известные гипотезы и теории, но и возникают новые технологии — зачатки и прообразы будущей техники и производства.

    Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее экспериментальной проверки и теоретического обоснования. Примеры общих гипотез: гипотеза Демокрита об атомистическом строении вещества, гипотеза Канта - Лапласа о происхождении небесных тел, гипотеза А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле.Теория — это такая форма достоверного научного знания об определенном классе объектов, которая представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержит методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области.С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее. Каждая наука имеет свой предмет и метод. Под предметом подразумевается, что исследуется, а под методом — как, каким способом осуществляется это исследование. Возникновение науки своими корнями уходит в далекое прошлое. Изучением истории и закономерностей ее развития занимается специальная научная дисциплина — науковедение. И хотя зачатки отдельных наук обнаруживаются задолго до нашей эпохи, в своих современных формах она заявляет о себе в XVI-XVII вв. Именно отрезок времени — от даты публикации труда Н. Коперника “Об обращении небесных сфер” (1543) до выхода сочинения И. Ньютона “Математические начала натуральной философии” (1687) — принято называть эпохой “научной революции”. В этот период возникает мощное интеллектуальное движение, в первую очередь связанное с творчеством таких мыслителей, как Галилей, Бэкон, Декарт.

    Научное теоретическое познание является разновидностью рационального познания, т.е. деятельности мышления. Поэтому оно в полной мере опирается на всеобщие методы мышления: абстракцию, идеализацию, экстраполяцию. Результатом их применения оказываются понятия и суждения, отражающие сущность познаваемых явлений.В научном познании всеобщие методы мышления конкретизируются общенаучными методами теоретического познания: сравнением и аналогией, анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, детализацией и конструированием и т.д. Каждый из этих методов обладает достоинствами и недостатками, т.е. позволяет достичь одного и не позволяет достичь другого. Например, сравнение позволяет установить достоверное соотношение сходного и различного, но не позволяет вскрыть причину и сущность сходства и различия, в то время как использование аналогий позволяет вскрыть сущность или выдвинуть догадку о ней, но аналогия сама по себе не удостоверяема, так как извлекается не из рассматриваемого явления, а из ранее известных.

    51. Сознание, его происхождение и сущность.

    Сознание – это одно из свойств материи, состоящее в способности отражать окружающий мир; это одна из важнейших характеристик человека и социума, связанная с речью функция мозга. Рационализм в понимании сознания проявился у французских материалистов восемнадцатого века, которые трактовали сознание как функцию мозга. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах считали, что сознание есть образцы вещей. По их мнению, сознание обусловлено общественной жизнью и зависит от воспитания. Только внешние обстоятельства и воспитание способны лепить из ребёнка гения или идиота. Это связано с дуалистической природой человека. Человек – существо биосоциальное. Человек вышел из природы, но сформировался в социуме. Поэтому в его сознании находят отражение как личностные качества индивида, так и сформировавшиеся под влиянием общества. По выражению Аристотеля, «человек – животное общественное». И. Кант исходил из принципа отличия сознания и бытия, которые представляют чуждый друг другу мир. По Канту, «Я мыслю», то есть имею сознание, «Я» и есть само сознание. Гегель вплотную подошел к социально-исторической природе сознания, рассматривая сознание как исторически развивающееся явление. В системе Гегеля подлинной реальностью является всеобщее, представленное в виде абсолютной идеи, из которой все развивается. Для него материальный мир есть лишь форма инобытия идеи. Сознание – высшая форма целенаправленного психического отражения действительности человеком. Понятие психика является более широким, чем сознание. Оно включает в себя все сознательные и бессознательные структуры и состояния личности. Психика в той или иной мере присутствует у всех животных, а тогда как сознание характеризует именно человека, да и то не во всех его состояниях. Например, сознание не наблюдается у новорожденных, у отдельных категорий душевно больных. Можно выделить 3 стороны сознания. 1)предметное(соз.направленное на окружающий,предметный мир)2)самосознание(соз.напрвленное на самого себя)3)соз как поток переживаний (душа).

    52. Мышление и язык.
    Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности. Т. о. Будучи связанным, с понятийными аспектами именно мышление ответственно за осмысливание, переработку и трансформацию языкового знака в то, что он означает -- в понятие. Функции языкаЯзык может быть устным и письменным, он возникает в человеческом сообществе, выполняя важнейшие функции: выражения мысли или сознания; хранения и передачи информации;средства общения или коммуникативную. Мышления и язык самостоятельны,но они тесно связаны и взаиомообуславлены.Доказано,что дети маугли никогда не становятся полноценными людьми. У высших животных имеются зачатки звуковой сигнализации. Куры издают несколько десятков звуков, выражающих чувство опасности, подзывающих цыплят, сигналящих о наличии или отсутствии пищи. У таких высокоразвитых млекопитающих, как дельфины, имеются уже сотни звуковых сигналов, что дает основание ученым полагать наличие языка в их коммуникации, и если это так, то нужно будет признать, что существует особая "дельфинья цивилизация". По мнению физиолога И.П.Павлова, сигнализация животных основана на ощущениях и элементарных представлениях, названных им первой сигнальной системой. Она ограничена в объеме передаваемой информации, любая сигнализация животных может выразить столько единиц информации, сколько в ней есть сигналов. Любой человеческий язык может передать и выразить неограниченное количество информации и разнообразных знаний.Наличие языка и его, сложных логико-грамматических структур позволяет человеку делать выводы на основе логических рассуждений, не обращаясь, каждый раз к своему непосредственному чувственному опыту. Наличие языка позволяет человеку осуществить операцию вывода, не опираясь на непосредственные впечатления и ограничиваясь лишь теми средствами, которыми располагает сам язык. Это свойство языка создает возможность сложнейших форм дискурсивного (индуктивного и дедуктивного) мышления, которые являются основными формами продуктивной интеллектуальной деятельности человека. Сложившийся в течение многих тысяч лет общественной истории аппарат логического сочетания нескольких высказываний образует основную систему средств, лежащих в основе логического мышления человека. Моделью логического мышления, осуществляющегося с помощью речи, может являться силлогизм.
    53. Глобальные проблемы современности.

    угроза ядерной войны(3 мироавая)- значителньость снизилась послепоявления теории ядерной зиы. )1880г Кракатау общая t упала на -1.5). – 50 в течении 50 лет. 2) проблема снижения антропогенного влияния на природу(эрозия почвы, парниковый эффект,вырубка лесов,загрязнение акватории океанов. Примером региональных экологических проблем может служить Кузбасс[6] - почти замкнутая горах котловина, заполненная газами коксовых печей и дымами металлургического гиганта, об улавливании которых при строительстве никто не думал, или высыхающее Аральское море с резким ухудшением экологической обстановки на всей его периферии, или высокая радиоактивность почв в районах, прилегающих к Чернобылю.)3)Демографическая проблема. Сейчас примерно 7 млрд.людей.(Индия,Южная Африка) возможности земли 100 млрд. 4) Продовольственная проблема(т.Мальтуса) может проявится. народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической. 4)проблема новых болезней(непредсказуемость гмо, техногенные болезни(Китай))5) ликвидация негрмотности.Повышение уровня образования(Индия,Южная африка)

    54. Специфика философского рассмотрения и понимания общества.

    Первоначальное значение понятия «общество» - общность, союз, сотрудничество (латинский глагол «социо» означает соединить, затевать совместный труд). Сократ обратился к поиску регуляторов социального единения людей в деятельности. Аристотель называл человека «политиче­ским животным», имея в виду, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться в общество. Рассматривая общество как государство с его отношениями «господства-подчинения», Аристотель выделил собственно социальную связь, возникающую между независимыми (частными) индивидами как гражданами, реализующими свое естественное право. Таким образом, у Аристотеля наметилась тенденция гуманно-демократической трактовки общества. Напротив, в концепции Платона отношения людей в государстве жестко регламентированы, отвергается что-либо частное, то есть Платон заложил тенденцию тоталитарной трактовки общественного устройства. Для средневековья характерны теологические концепции общественного развития (Августин Блаженный, Фома Аквинский) в новое время Д. Вико выдвинул принцип историзма в объединении человеческого мира, отличал социальное бытие от природного. Он приблизился к пониманию взаимосвязи общественного бытия и сознания.
    Философы пытались выявить закономерности, движущие силы общественных изменений в самых различных факторах: корыстных интересах и ненасытных желаниях человеческой природы; воздействии географической среды; совершенствовании знаний. Т. Гоббс, Д. Локк, П. Гассенди, Б. Спиноза, Ж. Ж. Руссо, А. Радищев, Т. Джефферсон развивали теорию общественного договора. Возникновение государства объяснялось соглашением людей перейти от естественного состояния (при наличии полной свободы и отсутствии защищенности) к гражданскому, где государство призвано защищать право каждого на личную жизнь и собственность. Впрочем, Руссо частную собственность считал состоянием вражды и угнетения и утверждал идею законности социальных революций для восстановления равенства индивидов.

    55. Особенности общества как формы бытия и саморазвивающийся системы.

    Общество — это не конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей. Это целостная, развивающаяся система, на которую оказывают влияние множество факторов: природный, демографический, экономический, политический, религиозный, национальный и др. В зависимости от своей мировоззренческой позиции философы при анализе общества отдавали предпочтение одному или нескольким факторам или считали их все одинаково важными. С точки зрения К. Маркса, развитие общественного организма определяется способом производства материальных благ. Исходя из этого он разработал учение об общественно-экономической формации, под которой понималось неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на данном этапе его развития. Смена общественно-экономических формаций, отличающихся прежде всего типами собственности, составляет содержание исторического процесса. Существуют и иные точки зрения на понимание общества и детерминанты его развития. В частности, выделяют следующие детерминанты:

    • конкретные природные условия (Монтескье, Мальтус, Кьелен);

    • технику, технологию и науку (Белл, Ростоу, Тоффлер);

    • особенности культуры и мировоззрения (Сорокин);

    • культурно-исторические особенности, связанные с собственным переживанием жизни (Данилевский, Шпенглер);

    • степень свободы личности в обществе (Мертон, Фромм).

    Существуют теории, отрицающие единую основу развития общества (Вебер).Некоторые философы полагают, что формационный подход к изучению общества должен быть заменен информационным подходом, поскольку необходимо преодолеть европоцентристское понимание общественного прогресса, преувеличение роли экономического фактора и недооценку фактора человеческого. Действительно, со времен К. Маркса мир сильно изменился. В условиях активного развития науки и техники возникают новые технологии, связанные с производством и потреблением информации. Возникает «информационное общество», основанное на особой информационной структуре, включающее «индустрию знаний», коммуникационно-вычислительные сети, национальные и межнациональные базы данных. Однако следует заметить, что дело не в том, чтобы отказаться от одного подхода в пользу другого. На основе критического анализа этих взаимодополняющих друг друга способов видения социальной действительности необходимо разработать более общую теоретическую модель развития социума, которая должна быть многомерной, учитывающей в той или иной степени такие составляющие, как:

    • формационная (тип социально-экономических отношений);

    • технократическая (уровень развития науки и технологий);

    • социоестественная (мера зависимости от природы и характер взаимодействия общества и природы);

    • культурно-историческая (способы материальной и духовной деятельности);

    • социоличностная (степень свободы личности).

    позволит рассматривать общество как целостный организм, включающий такие взаимосвязанные компоненты, как производственно-экономический, социальный, политико-управленческий и духовный. При всем этом общество является целостной системой, обладающей материальной основой. В нем складываются различные отношения, которые тесно переплетены друг с другом и оказывают друг на друга то или иное воздействие. Общество развивается благодаря взаимодействию объективного и субъективного факторов. Объективные факторы не зависят от воли и желаний людей; субъективные представляют собой сознательную, целенаправленную их деятельность, так как в истории ничего не делается без сознательно поставленной цели. Но объективная цепь событий складывается в конечном счете независимо от этих целей. При столкновении миллионов желаний и волеизъявлений людей с разными интересами образуется средняя равнодействующая — историческое событие (Ф. Энгельс). Вот почему в большинстве случаев поставленные цели осуществляются не так, как это представлялось в сознании людей. Однако это не означает того, что люди не воздействуют на ход истории.

    56. Значение природной среды в существовании и развитии общества.

    Природа дает средства к существованию. Она дает материалы и энергию, необходимые для жизнедеятельности людей. Общество находит в природе пресную воду для жизни, потребностей сельского хозяйства и промышленности, воздух - для дыхания и горения.

    · Природа влияет на размещение производительных сил общества и специализацию экономики. Например, не случайно население Исландии и Норвегии в своем абсолютном большинстве традиционно занималось рыбным промыслом, а население Египта - выращиванием хлопка.

    · Природа ускоряет или замедляет развитие производительных сил. Влияние этого фактора было особенно значительным на ранних стадиях общества, хотя он важен и поныне. Со временем, с развитием производительных сил и увеличением власти человека над природой, значение его будет неуклонно снижаться.

    · Природа может уничтожать результаты человеческой деятельности. Такие явления, как засуха, наводнение, извержение вулканов, землетрясение, способны затормозить развитие общества.

    · Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания. Например, с открытием теории относительности существенно изменились взгляды на пространственно - временную организацию объектов природы.

    Основные направления влияния общества на природу:

    · Общество расширяет объем и пределы использования природной среды. Современная наука утверждает, что человек разумный возник в некоторых отдельных районах нашей планеты и постепенно расселился по всему миру.

    · Общество изучает и осваивает природу «вглубь». Это проявляется, с одной стороны, в изучении уже известных естественных явлений на уровне микропроцессов, а с другой - в открытии и промышленном использовании неизвестных раньше свойств и законов природы.

    · Общество усиливает интенсивность использования природных ресурсов путем:

    a) Увеличением объема использования природных ресурсов;

    b) Вовлечение в производственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались (энергия приливов, геотермальных источников, естественные свойства вечной мерзлоты);

    · Общество влияет на структуру окружающей природной среды. Под влиянием производственной деятельности не только существенно меняется ландшафт, но происходят также изменения в тепловом и энергетическом балансе среды, меняется состав веществ, которые участвуют в геологических и особенно биологических круговоротах, а также сам характер этих круговоротов;

    · Общество направляет свои усилия на воссоздание природы. Это вызвано так называемыми социально - экологическими проблемами, к которым относятся: проблема достаточности природных ресурсов; проблема опасного для здоровья людей загрязнения окружающей среды; проблема роста народонаселения планеты.

    Природа – необходимая среда и источник ресурсов существования общества. Процесс взаимодействия общества и природы характеризуется, прежде всего, понятием «материальное производство», суть которого мы как раз и понимаем, как преобразование людьми вещества и энергии природы с целью удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей, контролируемый и регулируемый обмен веществ между обществом и природой. Основа этого процесса – труд, т.е. уникальный тип связи человека с окружающим миром, в результате которого этот мир осознанно и целенаправленно преобразуется с помощью специально, систематически создаваемых и совершенствующихся орудий труда. Принципиально выделяет человека из животного мира как раз то, что отмечалось еще Ф. Энгельсом: «… животные в лучшем случае собирают, тогда как люди – производят»; человек приспосабливает окружающую среду к своим возможностям и потребностям. Таким образом, человек существует в искусственной среде, которую создает сам, изменяя природную среду, целенаправленно и осознанно с помощью созданных им орудий труда, которые к настоящему моменту преобразовались в сложный искусственный мир разнообразной техники и технологий. Традиционно, начиная с Демокрита, измененная осознанной и разумной деятельностью человека среда называется «второй природой».

    57. Развитие общества. Источники, движущие силы и субъекты общественно-исторического процесса.

    Общество — это не конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей. Это целостная, развивающаяся система, на которую оказывают влияние множество факторов: природный, демографический, экономический, политический, религиозный, национальный и др. В зависимости от своей мировоззренческой позиции философы при анализе общества отдавали предпочтение одному или нескольким факторам или считали их все одинаково важными. С точки зрения К. Маркса, развитие общественного организма определяется способом производства материальных благ. Исходя из этого он разработал учение об общественно-экономической формации, под которой понималось неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на данном этапе его развития. Смена общественно-экономических формаций, отличающихся прежде всего типами собственности, составляет содержание исторического процесса. Существуют и иные точки зрения на понимание общества и детерминанты его развития. В частности, выделяют следующие детерминанты:

    • конкретные природные условия (Монтескье, Мальтус, Кьелен);

    • технику, технологию и науку (Белл, Ростоу, Тоффлер);

    • особенности культуры и мировоззрения (Сорокин);

    • культурно-исторические особенности, связанные с собственным переживанием жизни (Данилевский, Шпенглер);

    • степень свободы личности в обществе (Мертон, Фромм).

    Существуют теории, отрицающие единую основу развития общества (Вебер).Некоторые философы полагают, что формационный подход к изучению общества должен быть заменен информационным подходом, поскольку необходимо преодолеть европоцентристское понимание общественного прогресса, преувеличение роли экономического фактора и недооценку фактора человеческого. Действительно, со времен К. Маркса мир сильно изменился. В условиях активного развития науки и техники возникают новые технологии, связанные с производством и потреблением информации. Возникает «информационное общество», основанное на особой информационной структуре, включающее «индустрию знаний», коммуникационно-вычислительные сети, национальные и межнациональные базы данных. Однако следует заметить, что дело не в том, чтобы отказаться от одного подхода в пользу другого. На основе критического анализа этих взаимодополняющих друг друга способов видения социальной действительности необходимо разработать более общую теоретическую модель развития социума, которая должна быть многомерной, учитывающей в той или иной степени такие составляющие, как:

    • формационная (тип социально-экономических отношений);

    • технократическая (уровень развития науки и технологий);

    • социоестественная (мера зависимости от природы и характер взаимодействия общества и природы);

    • культурно-историческая (способы материальной и духовной деятельности);

    • социоличностная (степень свободы личности).

    позволит рассматривать общество как целостный организм, включающий такие взаимосвязанные компоненты, как производственно-экономический, социальный, политико-управленческий и духовный. При всем этом общество является целостной системой, обладающей материальной основой. В нем складываются различные отношения, которые тесно переплетены друг с другом и оказывают друг на друга то или иное воздействие. Общество развивается благодаря взаимодействию объективного и субъективного факторов. Объективные факторы не зависят от воли и желаний людей; субъективные представляют собой сознательную, целенаправленную их деятельность, так как в истории ничего не делается без сознательно поставленной цели. Но объективная цепь событий складывается в конечном счете независимо от этих целей. При столкновении миллионов желаний и волеизъявлений людей с разными интересами образуется средняя равнодействующая — историческое событие (Ф. Энгельс). Вот почему в большинстве случаев поставленные цели осуществляются не так, как это представлялось в сознании людей. Однако это не означает того, что люди не воздействуют на ход истории.

    58. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

    В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от "золотого века" к "серебряному веку" и от него - к "железному". В библейской традиции эта точка зрения проявилась в трактовке Всемирного потопа, как Божьего наказания. Интересно, что в обыденно-практическом сознании подобная позиция, когда прошлое вспоминается в радужных тонах, имеет весьма широкое хождение..В античности появилась и другая трактовка исторического процесса, основы которой заложил Гераклит. Его идея "пульсации" истории как вечного огня, то угасающего, то раз- горающегося с новой силой, фактически стала исторически пер- вой из так называемых "теорий круговорота". Авторами теорий круговорота были Аристотель, Д.Вико, Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, П.А.Сорокин, Х.Ортега-и-Гассет, А.Тойнби.Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как поступательное развитие, переход общества от низших к более совершенным формам жизни (Кондорсе, Тюрго, И.Кант, Гегель, К.Маркс).

    Отделить человеческую историю от истории божественной, земную от небесной, попытался итальянский мыслитель Д.Вико. Он связывал смысл истории с естественной необходимостью, то есть с постоянно повторяющимся порядком причин и следствий. Все народы проходят единый путь, включающий три эпохи: божественную, героическую, человеческую, которые со- ответствуют детству, юности и зрелости человечества. (Д.Вико считал, что такие этапы в своем развитии проходят культура, язык и все, что связано с жизнедеятельностью человека и человечества). Пройдя положенный круг, страны и народы начинают круг новый - те же три названные выше эпохи. При этом Д.Вико не отрицал роли Божественного провидения, которое обуздывает человеческие страсти.эпохи Просвещения. Смысл истории при этом связывался с прогрессом человеческого разума, а история человечества, таким образом, становилась движением по ступеням этого прогресса. Так, французский фи- лософ Кондоре обосновал точку зрения, гласящую, что прогресс общества состоит в движении к истине и счастью. Определенный вклад в развитие этой идеи внесли великие немецкие философы И.Г.Гердер и И.Кант. Историцизм Гегеля включает в себя два основополагающих принципа:1) признание субстанциальности истории, наличие в ней в качестве основополагающей субстанции разума, который обладает бесконечной мощью,2) утверждение целостности исторического процесса и его целесообразности; конечной целью всемирной истории выступает сознание духом его свободы.Принцип историцизма был воспринят марксистской философией, однако его понимание претерпело значительные изменения, которые коснулись прежде всего переориентации на материалистическое понимание истории и общества. В марксизме термин "историцизм" также был изменен и получил название "историзма". Историзм основывался на подходе к действительности как изменяющейся во времени, развивающийся. Очень четко этот принцип был сформулирован В.И.Лениным: "...Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь. Но следует отметить: историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей, то есть в любом случае, общество, на какой бы ступени развития оно не находилось, должно уделять значительное внимание материальному произ- водству. Это производство осуществляется на определенном уровне развития производительных сил, который достался "в наследство" от предшествующих поколений, иначе говоря, объективно. Объективность исторического процесса связана, таким образом, с наличием определенных материальных основ жизнеде- ятельности людей, с интересами, которые они преследуют, и потребностями, которые они должны удовлетворить.

    59. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.

    Соотношение между сознательной деятельностью людей и обстоятельствами, в которых они действуют, характеризуют категории "объективные условия" и "субъективный фактор", "свобода" и "необходимость". Рассматриваемые понятия надо использовать конкретно. Если взять общество в целом, то субъективным фактором будет деятельность людей с их сознанием, волей, а объективным фактором - материальные условия их жизни. В данном случае общественное сознание входит в субъективный фактор. Объективные условия не сводятся к материальным факторам. Одни из их компонентов выступают как материальные факторы, другие - как идеальные, а третьи - как идеологические отношения. Все они в совокупности раскрывают содержание категории "объективные условия". Так же неправомерно ограничивать субъективный фактор сознанием: при анализе субъективного фактора всегда следует исходить из реальных субъектов и их деятельности,  принимать  во  внимание  организационно-практические действия этих субъектов, социальных групп, слоев общества.

    Объективный и субъективный факторы - необходимые стороны исторического процесса, находящиеся в тесном взаимодействии. Объективные факторы определяют направление и результаты деятельности субъективного фактора. Субъективный же фактор обычно реализует назревшие потребности объективного развития общества.

    Более высокую форму соотношения между объективными законами общества и деятельностью людей выражают категории "необходимость" и "свобода". Необходимость означает объективную обусловленность человеческой деятельности. Объективные условия детерминируют эту деятельность и носят характер всеобщности, объективности и закономерности, так как социальные законы действуют во всех сферах жизни общества. Во всех этих сферах проявляется историческая необходимость: необходимость развития экономики, науки, культуры и т.д.Поскольку жизнедеятельность людей определяется необходимостью, возникает вопрос, совместима ли свобода с необходимостью? Сторонники фатализма отвечают на этот вопрос отрицательно, утверждая, что в мире существует только необходимость, которая с неизбежностью определяет поведение людей. При этом необходимость может выступать как сверхъестественная и божественная воля или как изначальный социальный порядок, как естественное устройство мира с господством природной необходимости.Свобода есть прежде всего осознанная необходимость. Конкретно-исторический анализ понятия свободы включает три аспекта: овладение законами развития природы и гармоническое взаимодействие с ней, господство над общественными отношениями, личную свободу. Люди, конечно, не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают известной свободой выбора и несут ответственность за результаты этого выбора. Они более или менее свободны также в выборе средств достижения цели. Реализуя на практике требования объективных законов, люди тем самым прокладывают путь к свободе. Мера свободы, которой в каждую историческую эпоху располагают они, зависит в конечном счете от уровня развития производства, от социальных отношений, политического строя общества, культурного менталитета, традиций, национальных особенностей и других факторов.

    60. Сущность и особенности "информационного общества".

    Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. Главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Отличительные черты:увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет;создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков. У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

    • Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

    • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

    • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

    • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

    • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

    При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

    Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

    Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

    • структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;

    • растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

    • широкое распространение компьютеров и информационной технологии;

    • развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;

    • поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

    • широкое распространение — компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.

    1. 61. до нтр были научные революции и технические по отдельности.(открытие электричеств,ДВС и т.д.). в сер 20 в. Происходит слияние в нтр. НТР- качественный и количественный скачок производственных сил общества на основе научных открытий и тех-их изобретений. Например, 1940 ядерная бомба, 50 г- ЭВМ и информатика, 60- лазерная техника, генная инженерия(клоны,новые сорта растений, информатика). Главная черта НТР:несет собой не только прогресс, но и угрозу (непресказуемость клонов, некотрые болезни эпидемии.) Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности

    2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление

    3. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоемкости производства

    4. Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировкиЭ. Тоффлер выделяет три "волны" в развитии общества:

    • аграрная при переходе к земледелию,

    • индустриальная во время промышленной революции

    • информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

    Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

    • изобретние паровой машины в XVIII веке

    • научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке

    • создание компьютеров в XX веке

    61. Проблема сущности научно- технической революции.

    Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

    В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.

    А.И. Ракитов выделяет пять информационных революций в истории человечества:

    появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка.

    изобретение письменности

    изобретение книгопечатания.

    изобретение телеграфа и телефона

    изобретение компьютеров и появление Интернета.

    Э. Тоффлер выделяет три "волны" в развитии общества:

    аграрная при переходе к земледелию,

    индустриальная во время промышленной революции

    информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

    Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

    изобретние паровой машины в XVIII веке

    научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке

    создание компьютеров в XX веке

    Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

    Черты НТР

    Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности

    Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление

    Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоемкости производства

    Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки

    Составные части НТР

    Наука: увеличение наукоемкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования

    Техника/Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная

    Производство:

    электронизация

    комплексная автоматизация

    перестройка энергетического хозяйства

    производство новых материалов

    ускоренное развитие биотехнологии

    космизация

    Управление: информатизация и кибернетический подход

    Эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

    Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале XXI вв.

    62. Проблема личности и её структуры.

    Понятие "личность" гораздо шире, чем такие понятия, как "индивид", "индивидуальность". Если индивид - это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта