Главная страница
Навигация по странице:

  • 63. Свобода и ответственность личности. Свобода

  • Во-первых

  • 64. Исторические и социальные типы личности.

  • 65. Проблема и определение культуры в отечественной и зарубежной литературе.

  • Описательные определения

  • Исторические определения

  • Нормативные определения

  • Психологические определения

  • Идеологические определения

  • Символические определения: культура

  • 66. Цивилизация как социально-философская категория.

  • 67. Мир человеческих ценностей. Проблема классификации ценностей.

  • Философия. 1. Предмет философии. Определение философии. Её место в системе других наук. Философия любовь к мудрости.


    Скачать 218.57 Kb.
    Название1. Предмет философии. Определение философии. Её место в системе других наук. Философия любовь к мудрости.
    АнкорФилософия
    Дата20.11.2022
    Размер218.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Dallakyan.docx
    ТипДокументы
    #801558
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Психологическая структура личности




    В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента К. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.Структура личности по Фрейду. Понятие «индивидуальность» подчёркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чём он отличен от других, а также в определённой степени указывает на выраженность этого отличия. Индивидуальность - дает возможность характеризовать отличие человека от других людей, подразумевая не только его внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Личность - это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, т.е как носитель каких-нибудь особых свойств.



    63. Свобода и ответственность личности.

    Свобода – это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения.

    Философия свободы человека была предметом размышления многих философов и ученых, таких как, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Ясперс, Бердяев, Соловьев и др.Например, французский экзистенциалист Ж. П. Сартр не делал различия между бытием человека и его свободой. “Быть свободным, - писал он, - значит быть проклятым для бытия – свободы”. Его же знаменитое выражение: “Мы приговорены к свободе”.Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её атрибутов.

    Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой..

    Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, когда человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой “мир”, чтобы там обрести способ свободной самореализации.

    В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме

    Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека . Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.
    Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

    Ответственность – категория, отражающая социальное и морально - правовое

    отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего

    нравственного долга и правовых норм - то есть способность человека сознательно выполнять определенные требования и

    осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор;

    достигать определенного результата, а так же связанные с этим вопросы правоты

    или виновности, возможности одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания.
    Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором поведения является совесть.

    Выделяют следующие виды ответственности:
    — историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
    — индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

    Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

    По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

    Грани свободы:

    1.      Соотношение внутренней и внешней свободы.

    2.      Соответствие природного, социального и антропологического детерминизма.

    3.      Совпадение векторов социального и личностного развития.

    4.      Безграничность человеческой свободы и ее самоограничения.

    5.      Соотношение развитости общества и человеческого самосознания.

    6.      Соответствие гарантий свободы и реалий.

    7.      Соотношение выражения индивидом воли общества и обществом воли индивида.

    64. Исторические и социальные типы личности.

    Личность в философии рассматривается как индивидуальное выражение общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей.

    Типы личности: исторический и социальный

    выделяют несколько крупных социальных типов личности:

    Первый тип – «деятели». К ним относятся: рыболовы, охотники, ремесленники, воины, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги, менеджеры и т.д. Для них главное - активное действие, изменение мира и других людей, а также самого себя. Они живут работой, находя в этом высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны. Потребность в таких личностях была всегда - эти люди активны, знают себе цену, обладают чувством собственного достоинства, осознают меру своей ответственности за себя, за свою семью, за свой народ.

    Второй тип - мыслители. Эти люди, по словам Пифагора, приходят в мир не для того чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций , Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами.

    Третий тип - люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, например, что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, итд.

    Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, Они сделали делом своей жизни милосердие. Напр.Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их последователей в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, происхождения, вероисповедания и других признаков.

    Каждый знает, что Иисус Христос, не знал всех людей, но знал, что они веруют, был распят во имя человечества, жертвуя собой.

    65. Проблема и определение культуры в отечественной и зарубежной литературе.

    Явления культуры изучают множество конкретных наук - археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия.

    Термин «культура» восходит к латинскому cultura, которое означало возделывание почвы, ее культивирование,

    В настоящее время и в отечественной, и в зарубежной литературе по проблемам культуры насчитывается более 400! определений культуры

    Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировав эти определения сгруппировали их следующим образом:

    1. Описательные определения основоположника культурной антропологии Э. Тайлора.

    Культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

    2. Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. Культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

    3. Нормативные определения :Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

    4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, регулирующая поведение людей, определяющая нормы и роли их поведения.

    5. Психологические определения: культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям.

    6. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

    7. Структурные определения: культура –это система . материальных и нематериальных культурных признаков, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

    8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду. с помощью слов или подражаний. Культуру можно рассматривать и как процесс творчества. В процессе творчества человек совершенствуется как идейно-духовный субъект культуры.

    9. Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

    Культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, т. е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально

    Сейчас, в связи с информационными процессами в обществе, встает вопрос об информационной культуре общества и личности, о включении интеллектуальных систем в различные сферы жизни общества, а это уже требует и другие подходы к анализу культуры

    культура выступает, как способ организации, регуляции самой жизнедеятельности общественного человека, повышения уровня его общественной активности. Культура и будет "направлять", регулировать эту самую деятельность, являясь своего рода технологией

    66. Цивилизация как социально-философская категория.

    Ц.- др. цив. Египет, китай от слова-город-масштабная общность людей,объединяющая многие страниы и народы и хар-ся след признакми: 1) народы имеют примерно одинаковую культуру+общий биотип, обусловленная одинак. Климат.условиями. Ц. начинается с крупных каменных городов для хранения и передачи культурных наследий. В 19 веке представление о цивилизации разрабатывалось и с научно-материалистических позиций. В рамках этого направления цивилизация рассматривалась как общество, преодолевшее зависимость от природы, достигшее более высокого уровня жизни но сравнению с периодом дикости, характеризующееся производительным типом хозяйства, духовной культурой, возникшей на профессиональной основе, и обладающей определенной системной организованностью. Наиболее видным представителем такого подхода являлись К. Маркс и Ф. Энгельс, которые изучали общество как стадиональное развивающееся образование в связи с типом технологии и социальным фактором. Основоположники марксистской философии рассматривали цивилизацию как результат достижений материальной и духовной культуры, типы которой определяются содержанием общественно-экономических формаций. Говоря о ступенях развития мировой цивилизации, они подчеркивают её конкретно-исторический характер, обусловленный уровнем развития общественного производства, обосновали необходимость перехода к новому коммунистическому типу цивилизации.

    67. Мир человеческих ценностей. Проблема классификации ценностей.

    Традиционные - ориентированы на сохранение и воспроизводство сложившихся норм и целей жизни. Современные - возникают под влиянием изменений в общественной жизни.

    2. Базовые - характеризуют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными и второстепенные.

    3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном общества средства достижения целей).

    4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.

    За традиционной классификацией ценности разделяют на материальные (ценности, которые существуют в форме вещей -- одежда, продукты питания, техника, храм, картина) и духовные -- моральные, религиозные, художественные, политические и др. Но кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, выделяют психические и социальные ценности, которые удовлетворяют соответствующие нужды. Так, переживание радости, счастье, душевного комфорта, к которым человек хочет и которые ценит, не принадлежат ни к духовной, ни к материальной сферам. Они являются душевными, а не духовными, ценностями. Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями -- такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п. Их также нельзя однозначно квалифицировать как материальные или духовные ценности. Однако на бытовом уровне целиком достаточным есть деление ценностей на материальные и духовные. При этом материальными ценностями (их иногда называют благами) считают экономические, технические и приветственные ( состояние здоровья, экологии) ценности, которые удовлетворяют телесное бытие человека, а духовными -- религиозные (святость), моральные (добро), эстетичные (прекрасное), правовые (справедливость), философские (истина), политические (благо общества) ценности, которые делают бытие человека людским, гарантируют ее существования как духовного существа.

    68. Техника как общественный феномен: сущность, виды, социальная роль.


    Техника – совокупность искусственно созданных средств охватывающая все сферы человеческой деятельности.

    Постепенно в работах о технике определились два направления:

    1. инженерная философия техники

    2. гуманитарная философия техники



      1. рассматривает развитие техн. изнутри – анализирует природу технич. творчества, сущность техники, тенденции ее развития – техника как способ бытия человека в этом мире представляет Ф. Десауэр, который рассматривал техн. Творчество как сопричастное божественному творению и продолжает его.

    «Критика технического разума» т. к. Канту т.к. именно в нем и происходит переход от явлений к «вещам в себе»

      1. анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние техники на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника подвергается критике.

    Техническая революция – когда не просто увеличивается производства труда ,она изменяет человека а процессе производства.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта