Главная страница
Навигация по странице:

  • 16. Учение Платона о государстве

  • 17. Учение Аристотеля (метафизика и теория познания)

  • 18. Средневековая философия. Основные характеристики средневекового мышления

  • 19. Средневековая философия: патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский)

  • 20. Эпоха Возрождения. Основные представители и идеи Эпоха Возрождения

  • 2. Антропоцентризм

  • 4. Гелеоценризм

  • Ответы. Философия. 1. Предмет философии. Основной вопрос философии. Философия


    Скачать 264.37 Kb.
    Название1. Предмет философии. Основной вопрос философии. Философия
    Дата17.11.2022
    Размер264.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы. Философия.docx
    ТипДокументы
    #794057
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    15. Учение Платона об идеях

    Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру. Платон говорит: «Мир - это не просто телесный космос, и отдельные предметы, и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с человеческим». По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени вещей, их слабые копии. Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергичностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находится в человеческом теле, как узник в темнице. Платон противопоставляет идеализм материализму древних философов, которые «смотрят на землю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей», душу же они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты утверждают, что «первоначало есть душа, а не огонь, и не воздух»; «душа правит всем, что есть на земле и на небе с помощью своих собственных движений, названия которым следующие: желание, усмотрение, забота, совет, правильное и ложное мнение, радость и страдание, отвага и страх, любовь и ненависть». Идеи являются причинами движения и существования вещей.

    16. Учение Платона о государстве

    Утопия – место, которого не существует. В своих трудах Платон описывал то идеальное государство, которого быть не может. Государство Платона — это большой космос, где все находится в порядке, оно объединяет людей в одно целое. Во главе этого государства философы – носители истин. Философы пишут законы, в которых роль человека ничтожна мала, в них преобладает роль государства в целом. Даже судьба семьи в этом государстве решается философами. Они решают кто на ком женится. После рождения ребенка, его отделяют от семьи, и воспитывают отдельно, в результате чего ребенок считает своей семьей государство. Существует 3 класса людей: философы, воины и крестьяне (ремесленники). Каждый класс людей обладает своими качествами: философы – разумом (их дело состоит в том, чтобы писать законы); воины – благородством (служить государству и охранять его от внешних и внутренних врагов); крестьяне (ремесленники) – обладают материальными потребностями. Только этому классу позволено иметь золото или серебро, так как деньги развращают человека, а в случае крестьян, они являются стимулом работы. Остальные же классы находятся на государственном обеспечении. Все расписано в этом государстве, даже догу жителе. Запрещается слушать музыку пессимистического характера. В свободное время люди должны водить хороводы распевая веселые песни, славящие государство.

    17. Учение Аристотеля (метафизика и теория познания)

    Метафизика выдающегося мыслителя Древней Греции Аристотеля (родился в 348 г. до н.э.) интересовали эмпирические науки. Любимый ученик Платона, он хорошо усвоил его философию, но, тем не менее, подверг её критике. Слово «метафизика» вошло в обиход с подачи Андроника Родосского, собиравшего работы Аристотеля. Метафизика Аристотеля описывает четыре высшие причины бытия (они же первоначала). Взамен тройственной платоновской структуры (мир вещей, мир идей и материя) он предложил двойственную, включающую лишь материю и форму. Метафизика Аристотеля выглядит так: материя, или всё то, что существует объективно – независимо от наблюдателя. Материя неуничтожима и вечна, пассивна и инертна, содержит в себе потенциал для возникновения разнообразия вещей. Первичная материя проявлена в виде пяти первоэлементов, они же стихии – воздух, огонь, вода, земля и небесная субстанция - эфир. Форма. Из однообразной материи Высший Разум создаёт разнообразные формы. Бытие вещи представляет собой единство формы и материи, причём форма представляет собой начало активное и творческое. Перводвигатель всех форм, вершина и причина мирозданья, нематериальный и вечный Бог. Отражает момент, с которого начинается существование вещи. Цель, или «то, ради чего». Существование каждой вещи оправдано какой-либо целью; высшей целью является благо. Как следует из вышеизложенного, одной из центральных категорий философии на всём протяжении её истории от Античности до дня сегодняшнего стало понятие, начало которому положил Аристотель. Физика изучает объективные явления, метафизика же исследует то, что находится за пределами физических явлений и служит им причиной. Учение о познании. Аристотель не предполагает какого-либо предсуществования души телу. Следовательно, он не предполагает какого-либо знания, предшествующего опыту восприятия вещей. (никакого «припоминания»). Единственным (и достаточным) источником нашего знания о мире, если следовать Аристотелю, является чувственный опыт (зрение, осязание, слух). Человеческому разуму достаточно информации, доставляемой органами чувств, чтобы проникнуть в сущность вещи, уяснить себе ее «форму» («морфе»). Таким образом, Аристотель, в отличие от Платона, не противопоставляет столь радикально чувственно воспринимаемое и умопостигаемое (в вещи и в познании соединены тот и другой моменты): разум, основываясь на чувствах, познает интеллигибельную (идеальную) форму вещи. При этом Аристотель нисколько не сомневается, что разум, основывающийся на чувствах способен схватить объективную сущность вещи (путем обобщения и сравнения информации данной на опыте). Такая установка в теории познания (противоположная платоновской) позднее получит название эмпиризм. Аристотель эмпирик, то есть тот, кто полагает, что все наше знание о мире основано на опыте. Он сформулировал логические законы: закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений, закон противоречия — «не противоречь сам себе», закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».Логика делится на несколько существенных разделов: 1. Законы логики: 4 закона, из них три придумал Аристотель: закон тождества, противоречия или непротиворечия, исключенного третьего. 2. Формы суждения: понятие, суждение и умозаключение, которое делится на дедуктивное и индуктивное; Аристотель занимался дедуктивным умозаключением, то есть движением от общего к частному. Аристотелю удалось создать правила суждения. Индукция и дедукция взаимосвязаны.

    18. Средневековая философия. Основные характеристики средневекового мышления

    Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в. в.). Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки. Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно. Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Основные принципы средневековой философии (отражают принципы средневекового мышления): принцип абсолютной личности — наиболее фундаментальная идея философского значения. Теоцентризм — принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений; конкретизирует принцип абсолютной личности. Монотеизм — Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален. Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное. Символизм — понимание земного как инобытия, мира Бога. Средневековый антропоцентризм: человек — не просто микрокосмос (малый мир), а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии (и религии) — не Космос, а человек. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется "дух» (духовность) — причастность к божественному посредством веры. Высочайшая добродетель — не разум, не интеллект, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Вслед за Богом человек причастен к добру. Суть человека — вера, надежда, любовь, "но любовь из них больше» (апостол Павел). Быть человеком — значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди. Общество как "Град земной", как символ и подготовка к "Граду Божьего". Средневековая герменевтика — искусство интерпретации текстов. Концепция линейного времени и множественности времен. Идея историзма. Истолкование природы универсалий. (общих философских понятий).

    19. Средневековая философия: патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский)

    При всей внутренней цельности средневековой философии в ней чётко выделяются этапы патристики (I -VI вв.) и схоластики (XI - XV вв.). На этапе патристики происходит интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, в которой философские элементы платонизма играют определяющую роль. Вершиной патристики является учение Августина Блаженного (254 – 430 гг.) который сыграл огромную роль в развитии средневековой философии Европы вплоть до XIII века. Согласно ему, высшая форма в мироздании – Бог, который наделён высшей мудростью и является источником вечных истин. Воля является главнее разума, а высший акт воли – вера. Размышления Августина о творении мира Богом привели его к проблеме вечности и времени. Он пришёл к выводу, что мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Время и пространство существуют только в мире и с миром. Поэтому время есть мера движения и изменения. Стремясь установить соотношение настоящего, прошедшего и будущего, пришёл к выводу, что ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования, а реально существует только настоящее. Рассматривая вопрос добра и зла, Августин попытался снять с Бога ответственность за зло в мире, показывая, что как тишина есть отсутствие шума, темнота есть отсутствие света, так и зло есть отсутствие добра. Само по себе зло не существует. Сам же человек собственными нравственными усилиями не может спасти себя, а только благодаря божественной воле. Внимание к внутренней душевной жизни порождает у человека обострённое чувство своего «Я». Это приводит к открытию самосознания как особой реальности - субъективной. Именно через своё «Я» человек получает знание о собственном существовании. Рассматривая общество, Августин резко противопоставляет государство и церковь. Царство бога - церковь, «град божий». Государство должно быть подчинено церкви. На этапе схоластики происходит систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием философского наследия Аристотеля. Догматы церкви приобретают рационально оформленную систему. Вершиной средневековой схоластики является учение Фомы Аквинского (1225-1274) - центральной фигуры средневековой философии позднего периода. Он является основателем томизма - одного из направления схоластики. Исходным принципом в его учении является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать непостигаемую разумом истину. Фома разделяет философию и теологию: предметом первой являются «истины разума», а второй - «истины откровения». В силу того, что источником всякой истины является Бог, то между философией и теологией нет принципиального различия. Однако не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству, поэтому философия находится в услужении у богословия. Цель философии - познание Бога. Опираясь на Аристотеля, Фома Аквинский признаёт наличие мира индивидуальных явлений, как слияния формы и материи. В отличие от Августина Блаженного, который придерживался философии Платона, Фома Аквинский обращается к Аристотелю. Этот переход стал необходим потому, что учение Платона «Об идеях» практически не признаёт природу, материальный мир, а также отрицает личное бессмертие и провозглашает идею переселения душ. Аристотель же признаёт материальность, говоря, что идеи существуют в самих вещах, а истину можно познать, изучая факты на основе логики. В споре реалистов и номиналистов Фома Аквинский отстаивал позиции умеренного реализма, т.е. всеобщее существует трояко: «до вещей» в виде идей, «в вещах», получив конкретное осуществление, и «после вещей» - в мышлении человека в результате его абстрагирования. Начиная с XIV в. и поныне учение Фомы Аквинского признаётся католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения. Если в философии античности мы говорили о принципах космоцентризма и антропоцентризма, то основной принцип философии средневековья – геоцентризм.

    20. Эпоха Возрождения. Основные представители и идеи
    Эпоха Возрождения – период разложения феодализма и становление буржуазного общества 15-17 в. н.э. В Италии в 14 в. н.э. Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитие материального производства, обусловил развитие техники, естествознания, математики, механики. Все это требовало освобождения разума от схоластики и поворота от логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека. Особенности: 1. Антисхаластический – характерен для эпохи возрождения. Предмет изучения становится реальный мир, природа, общество, чел и земные потребности, а не религиозные учения. 2. Антропоцентризм - в центре внимания был чел. и о чел. Писали – не только богоподобен, но и богоравен. 3. Гуманизм - отношение к человеку. Понимали право каждого чел. на развитие своих способностей и на их применения на благо общ. 4. Гелеоценризм – учение по которому центром солнечной системы является солнце, а не земля. (Кузанский, Коперник, Дж-Бруно). 5. Пантеизм («пант»-всё, «теиз»-Бог) – Бог везде или на земле, в природе (имеет две разновидности: мистический пантеизм; натуралистический. В мистическом – Бог находиться в природе, но он выше природы, природа растворена в Боге (Кузанский), а в натуралистическом, что природа выше Бога и Бог растворен в природе (Дж. Бруно). 6. В эпоху возрождения был разработан новый вариант материализма механистический материализм был разработан (Галилеем). Утверждал, что мир состоит из неделимых частиц. 7. Деизм - учение по которому источником движения в мире является Бог, он даёт первый толчок, а далее от одного предмета к другому по законам механики. 8. По-новому стали понимать сознание, выделяют три ступени (деятельность органов чувств; рассудок; разум). 9. Учение об обществе, были разработаны две новые теории (централизованного светского государства; теория утопического социализма раз). Представители эпохи Н. Кузанский (1401 - 1464) он был пантеист. Отрицал сотворение Богом мира и заявил, что природа так же, как и Бог вечно во времени и в пространстве. Диалектическое учение о совпадении противоположности в бесконечно большой и бесконечно малом. Н. Коперник (15-16 в.) гелиоцентризм. 1 положение: земля не является подвижным центром, она вращается вокруг своей оси.2 положение: земля вертится вокруг солнца. 2 заблуждения (о конечности мира; о солнце как центре вселенной). Дж. Бруно (1548-1600) считал целью фил. познания не бога, и высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он представитель пантеизма, доказал однородность всех звёзд и планет.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта