Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма.

  • 3. Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.

  • 47. Основные категории материалистической диалектики.

  • 48 Общество и основные проблемы социальной философии.

  • 50. Глобальные проблемы современного человечества.

  • Экономические вопросы. 1. Демокрит и происхождения человека. Общества и хозяйственной деятельности.

  • 2. Рабовладельческая экономика и философия. (а. С. Лосев)

  • Ответы. Философия. 1. Предмет философии. Основной вопрос философии. Философия


    Скачать 264.37 Kb.
    Название1. Предмет философии. Основной вопрос философии. Философия
    Дата17.11.2022
    Размер264.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы. Философия.docx
    ТипДокументы
    #794057
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    46. Философия экзистенциализма. 1. Общие понятия экзистенциализма. Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире. Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. 2. Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма. Актуализации и расцвет экзистенциализма в 20-е – 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие причины: нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними; бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий); опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа); усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря); распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность; бессилие человека перед природой техногенным обществом. 3. Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом. Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы – экзистенциалисты: уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»); проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным); проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

    47. Основные категории материалистической диалектики.

    Диалектико-материалистическая философия понимает категории как всеобщие формы познавательно-мировоззренческого отношения человека к природе, обществу и своего собственного бытия. Категории - это результат реально-практического взаимодействия человека и мира. Это отражение объективного в субъективном. Поэтому они объективны по содержанию и субъективны (идеальные) по форме. Они универсальны и необходимы. Это абстракции, наполненные живым, конкретным содержанием, что есть в предметах и явлениях объективного мира и познаются человеком. Категориальный аппарат своей философии Маркс и Энгельс почти полностью заимствовали у Гегеля. Категории выстроены в систематическое единство, согласно логике движения мысли от наиболее общего и абстрактного к конкретному. В начале стоит категория единичного, в конце - категория действительности. Переход от одной категории к другой осуществляется по законам диалектики.
    48 Общество и основные проблемы социальной философии. Проблему общества в аспектах философской проблематики изучает социальная философия. В широком смысле, общество – это система связей между людьми, характеризующаяся отношениями деятельности, общими целями и средствами их достижения (социальность, социальная природа человека). Общество – это способ, каким люди производят свою жизнь, т.е. всю совокупность необходимых благ. В узком смысле, общество – это отдельное историческое образование (российское общество), или этап общественного развития (феодальное, капиталистическое общество). Общество существует обособленно от природы, изменяет природу сообразно целям человека, хотя и не всегда успешно (например, порождая экологический кризис, социальные заболевания и другие источники рисков и опасностей). Следует разделять цели, ради которой люди осуществляют ту или иную деятельность, и намерения, т.е. сознательный результат, который человек получает. Намерение субъективно, и многие результаты человеческой деятельности возникают ненамеренно. Процесс развития общества – это история. Есть два подхода к пониманию закономерностей в развитии общества. Социальный реализм рассматривает общество как сверхиндивидуальную органическую систему. Развитие индивидов в этой системе определяется характером общесоциальных процессов. Социальный атомизм (номинализм) полагает, что общество возникает, меняется и разрушается в ходе и результате взаимодействия индивидов. В XVII веке материалист Т. Гоббс считал, что источник общества и его политической формы – война всех против всех. Люди преодолевают это состояние как разумные и волевые существа. Это еще внеэкономический взгляд, который не отвечает на вопрос, как люди производят и воспроизводят общественные связи. Г. Гегель: в деятельности людей осуществляется сверхиндивидуальная, интегральная закономерность истории. История – шествие духа к сознанию свободы. Отдельные исторические периоды: древний Восток, Персия, Греция и Рим, Средние века, Новое время – это ступени в осознании свободы. Индивиды и народы – это инструменты достижения духом этой цели.

    Маркс: история – это прогресс в развитии индивидуальности. Нет исторического прогресса помимо развития индивидов, условий их жизнедеятельности. Связи возникают на основе производства жизненных благ. Производство изменяет отношения между людьми, формирует сущность человека, производит личность как социальное качество человека. Социальная философия возникла в 20-40 г. г. прошлого века. Огюст Конт ввел понятие социология, рассматривал общество как целостный организм и система. Оно определяет развитие и деятельность составляющих его субъектов разного уровня. Социальная статика для объяснения структуры общества и социальная динамика для объяснения процессов функционирования общества. Его философия позитивна, так как опирается только на научные наблюдения. Общество и история прошли через три стадии. Первая - теологическая, в которой доминирует мифологическое сознание, на основе которого формир мораль, реш обыденные проблемы. Вторая - метафизическая, когда больше оперируется не воображением, а понятиями, метод познания ориентируется на познание реальных явлений. Третья, позитивная стадия есть доминирование научных наблюдений.

    49. Научно-технический прогресс. В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20 века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Хотя в современном обществе существуют и антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры. Престижный статус науки стимулирует развертывание большого многообразия ее развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его возможности и границы. Проблема этих возможностей ставится особо остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине 20 в. в связи с возникновением глобальных кризисов. Выделяют три главных проблемы. Первая из них – это выживание в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения. Второй становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Современная техника позволяет общаться с людьми разных континентов, но при этом люди не знают своих соседей. Такое положение на мой взгляд также можно оправдать. Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину, но вместе с тем вычеркнула естественный фактор удаления из рода человеческого носителей генетических ошибок. Выход иногда видят в перспективах генной инженерии, но она несет не меньшую опасность. Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии. Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм требует приостановить НТП и вернуться к традиционному обществу, но тогда чем кормить людей. Выход в том, чтобы ориентировать НТП на приоритет гуманистических целей. К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся: - предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов. - преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости. - обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии). - преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу. - прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых). - своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности. Эти проблемы порождены не только колоссально возросшими техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хоз. деятельности (ставшими ныне сравнимыми с геологическими и другими планетарными естественными процессами). Они порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, анархией пр-ва при капитализме, наследием колониализма, погоней транснациональными компаниями за прибылью в ущерб долговременным интересам всего общества. Для понимания происхождения, сущности и возможности решения этих проблем необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Глобальные проблемы выступают как специфическое порождение именно современной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития в условиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации. Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

    50. Глобальные проблемы современного человечества. Возникновение глобальных проблем, возрастание опасности их последствий ставят новые задачи перед наукой в прогнозировании и способе их решения. Глобальные проблемы — это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления. К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся: - предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов. - преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости. - обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии). - преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу. - прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых). - своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности. Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность. В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем: - все проблемы могут стать глобальными. - число глобальных проблем необходимо ограничить числом насущных и наиболее опасных (предотвращение войн, экология, народонаселение). - точное определение причин возникновения глобальных проблем, их признаки, содержание и методы быстрейшего разрешения. Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой. Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, — социальный. В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Второй вариант возникновения глобальных проблем — кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества. Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация позволяет установить степень их актуальности, последовательность теоретического анализа, методику и последовательность решения. Наибольшее распространение получил метод классификации, в основе которого стоит задача определения остроты проблемы и последовательность ее решения. В связи с этим подходом можно выделить три глобальные проблемы: - между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка). - экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана. - между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование). Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

    Экономические вопросы.

    1. Демокрит и происхождения человека. Общества и хозяйственной деятельности.

    Демокрит достаточно много говорил о происхождении человека и других живых существ. Он считал, что человек есть микроскоп, он представлял тремя частями: одна из них управляет ( разум ), другая повинуется и управляет, - это сердце. Третья только повинуется - это вожделение. Все живые существа, а не только человек, имеют душу. Животное – это тоже некоторый малый мир, а растения имеют ум и знание.Возникновение жизни рассматривается Демокритом в связи со структурной организацией космоса. Первоначально небо и земля имели единую форму. Затем они отделились друг от друга. Воздух находится в постоянном движении, в результате чего огневидная часть его собралась к верхним местам. Вследствие этого солнце и другие светила были охвачены всеобщим вихрем. Постепенно сжимаясь и скапливаясь, это иловидное вещество из своих жидких частей образовало море, а из более твердых – землю, которая первоначально была влажной и рыхлой. С появлением огня (солнца) земля сперва затвердела, и в ней началось на поверхности брожение. Появились гниющие образования, покрытые тонкими оболочками. Вследствие согревания гниющих образований появилась жизнь. Появившиеся люди, согласно Демокриту, для поддержания своей жизни нуждались в питании. Первым людям пришлось вести тяжелую и опасную жизнь. Но постепенно они научились помогать друг другу благодаря польза, приносившая совместными действиями. У первых люди не было одежда от холода, они голодали, мерзли без теплых жилищ, погибали от животных. Так нужда научила всему богато одаренное от природы живое существо, обладающее годными на все руками, разумом и сметливостью души.

    2. Рабовладельческая экономика и философия. (а. С. Лосев)

    Античная философия зарождалась вместе с рабовладельческой формации. Формация - это общество, находящееся на определенной ступени развития со своеобразным отличительным характером. Обыденно - родовая формация возникает на почве родственных отношений, которые лежат в основе всего производства и распределения труда между членами, обыденным распределением продуктов труда. Рабство возникает как естественный продукт развития обыденной-родовой формации, которая уже не могла обеспечить свое существование только средствами индивидуально и стихийно коллективного производства.

    Рабство привело с собой строгую необходимость различать умственный и физический труд. Одни стали работать, но не заниматься умственным творчеством, другие стали умственно творить, но они занимались физическим трудом. Раб в античности практикуется как вещь, действующая по воле посторонний. Рабовладелец тоже не был сильным человеком. Только в той его стороне, которая делает его погонщиком рабов.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта