Главная страница

1. Предмет и метод курса. Предмет изучение исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций в ходе эволюции человеческого общества


Скачать 58.01 Kb.
Название1. Предмет и метод курса. Предмет изучение исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций в ходе эволюции человеческого общества
Дата21.05.2018
Размер58.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаj.docx
ТипДокументы
#44444
страница1 из 2
  1   2

1.Предмет и метод курса. Предмет – изучение исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций в ходе эволюции человеческого общества.

Проблема: с какого этапа исследовать предмет: семнадцатый век или Древняя Греция, Древний Египет, Древняя Индия.

Методы: диалектический метод, исторический, системно-структурный, сравнительный, аналогия, экстраполяция, экономико-статистический, математический.

2. Древний Египет. Фараон Сазихис. Законы, регламент, долговые обязательства, имущество в залог.

Восьмой век до н. э. Кодекс фараона Бокхориса. Система обязательства, договор купли-продажи в присутствии жреца, продавец дает клятву в качестве товара. Имя покупателя в Поземельной книге.

Соглашение по цене – хлопок по рукам. Можно нанимать рабов и брать в аренду имущество. Если в аренде земля – обязан обрабатывать. Иначе – изымалась.

Аристократам позволено самоубийство при больших долгах и имущественных проблемах. За преступления – отдавали в рабство на срок.

Смертная казнь – за убийство кошки, совы, других священных животных, выброс нечистот в Нил, чародейство, нарушение прав торговли. Применялся принцип Толиона.

3. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи (1792-1750 годы до н.э.) созданы в 1760 году до н.э. Столб из эбонита с высеченными законами, увенчанный Солнцем, обнаружен в 1901 году.

Устройство: кланы жрецов, землевладельцев, чиновников. Царь – глава бюрократического аппарата. Царь давал привилегии определенным племенам Вавилонии с помощью куддаурру- камня, разграничивающего земли между племенами с его правами.

Царские чиновники: шакканакум – сборщик налогов (если племя не платило налог – созывал ополчение); раббианум – глава общины (миротворец). Собственность на землю – царь, храм, община.

Царскую и храмовую землю можно передавать во владение воинам, земледельцам, жрецам без права передачи по наследству. Общинную землю можно продавать, закладывать, сдавать в аренду.

Передавать по наследству в пределах данной общины. Договорная система. Договор займа – ограниченное долговое рабство за не возврат долга. За долги в рабство можно отдать жену или детей на три года, после чего долг прощается.

Размеры стоимости услуг зависят от положения клиента. Царь и жрец обслуживались бесплатно. Авилум – свободный гражданин. За любую услугу 10 сиклей серебра (1 сикль равен 9 граммам серебра). Мушкенум – 5 сиклей. Раб – 2 сикля.

Защищалась частная собственность. Покушение на частную собственность каралось смертной казнью. У семьи – с момента брака. Брак – договор между женихом и отцом невесты. Многоженство. При бездетности жены – много наложниц.

Если жена не нравится мужу – возврат отцу с выкупом и приданным. Неверной жене вешали камень на шею и бросали в реку. Выплывет – верная, не выплывет – изменяла.

4. Древняя Индия. Основной источник «Арктхашастра». Написана между четвертым и третим веками до нашей эры. Составитель – Каутильо Вишнугупте, советник

царя Чандрагупты I. Включает в себя пятнадцать книг, делящихся на три части. Первая часть «Арктха»: учение об арктхе – материальной выгоде.

Имели право читать только брахманы. Вторая часть «Дхарма». Учение о духе и религиозном духе. Имели право читать брахманы и кшатрии.

Третья часть «Кама» - учение о любви и наслаждении. Имели право читать все. Описана система укрепления рабовладельческого строя (как пополнить казну, следить за казнокрадами, устраивать благотворительные акции),

система учета труда (длительность работ).

Разработана социальная программа (пострадавшие от военных действий освобождаются от налогов, освобождаются вдовы и семьи погибших).

Вознаграждение за труд – по его результатам. Впервые определены понятия цены и стоимости товара. Отрицательное отношение к купцам (прибыль включается в цену товара в качестве издержек).

Призывалось к развитию производительных сил общества

5.Древний Китай. Два основных течения: Конфуций (Кун-цзы) 551-479 гг. до н. э. и коллективный трактат «Гуань-цзы» (написан в четвертом-третьем веках до нашей эры).

Состоял из 150 книг, уцелела одна, посвященная экономике. Конфуций разработал теорию естественного права: социальная, нравственная и юридическая философия.

По ней Бог является Первопричиной мира и Он не вмешивается в явления хозяйственной и общественной жизни. Все законы экономики естественны. Контролируются разумом человека.

Все законы человеческого общества охраняются гражданскими законами, создаваемыми людьми. Рабовладельческий строй не противоречит нарождающемуся феодализму.

Выступал на стороне аристократии. Поддерживал служилых рабовладельцев. Выступал за социальное равновесие, социальное равенство, выступал за сохранение рабства.

Впервые попытался выделить несколько форм собственности: великая общность (собственность крестьянской общины), частное владение (собственно рабовладельцы), Божественное начало – природные факторы.

Источник богатства – труд. Богатство царя основывается на богатстве народа. Одновременно призывал народ больше работать и меньше потреблять, не роптать.

Государь должен вести себя высоконравственно, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Народ должен быть доволен.

6.Коллективный трактат «Гуань-цзы». Отражал изменения в хозяйственной жизни, развитие рабства, ремесла торговли.

Изменения объяснялись сменой урожайных и неурожайных лет. Это от Высшего Начала, Дао. Обмен должен быть эквивалентен.

Обмен возможен между мастерами и земледельцами, чтобы выгода у одних была больше, чем у других. Трудиться одинаково.

Уравнительное распределение. Золото выполняет функцию меры богатства государства. Может выполнять функцию средства обращения.

Народ создает богатство для знатных и прибыль для торговцев. Знатными все быть не могут. Предлагается изменить систему налогов: заменить прямые налоги на железо и соль на косвенные.

Регулировать цены на хлеб. Предлагалось создать государственные фонды хлеба. В неурожайный год – безвозмездный кредит.

Если и будет кредит – то дешевый. В этих случаях будет спокойствие.

7.Экономическая мысль Древней Греции. Гомеровский период – одиннадцатый – десятый века до нашей эры.

Государственное правление предполагало наличие социальных реформ.

Все население делилось на группы: эвпатриды – родовая аристократия и военная знать (из них выходили цари),

геоморы – земледельцы, общинники; демиурги – ремесленники, корабельщики, чернорабочие, ученые; метеки – иностранцы (не могли вступать в брак, разрешены мелкие сделки), рабы (классические), плебеи.

8.Реформы Тезея. Ликвидировал должность базилевса и ввел должность архонта. Архонт избирался на народном собрании.

Первый архонт занимался экономикой внутренними делами, второй – религией, третий – военным делом.

Кроме этих было еще шесть архонтов (судьи). Племенной совет старейшин назывался ареопаг. В ареопаг входили богатые афиняне по имущественному цензу.

Административное деления – наукрарии –округа (48), каждая из которых ежегодно снаряжала корабль.

9.В архаичный период – указы Солона: отмена долгового рабства. Рабы были выпущены за государственный счет, проведены социальные реформы. Все население Афин было поделено на несколько социальных групп: афиняне, годовой доход которых составлял 500 медимнов (1 медимн – 52,5 л) зерна или сыпучих продуктов – пентокосиомедимны, афиняне с доходом не менее 300 медимнов – всадники (гиппеи) – обязаны содержать всадников, доход до 200 медимнов – зевгиты, содержали тяжелую пехоту, менее 200 медимнов – феты, содержали легкую пехоту.

Люди из первой группы могли быть только архонтами, остальные могли участвовать в народном собрании.

Дальнейшее развитие связано с работами трех исследователей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

10.Ксенофонт (430 – 356 годы до н. э.). Трактат «О домашнем хозяйстве».

Устройство хозяйствования в Древней Греции. Впервые определяет товар и дается разделение стоимости на меновую стоимость и просто стоимость.

Идиллизировал аграрную Спарту. Самый знаменитый трактат «Домострой». Почеркивает значимость земледельцев и осуждает ремесло и торговлю.

Описывает идеальное хозяйство – замкнутое, автаркическое, натуральное хозяйство. Рабство – естественное состояние.

Труд естественно делится на умственный и физический. Деньги в виде серебра – специфический товар. Две функции денег: средство обращения и накопления сокровищ.

Отрицательно относился к ростовщикам.

11.Платон (428-347 гг. до н. э.). Самые известные труды «Государство», «Законы». Идеи справедливости. Пытался описать идеальное общество. Выделял три сословия: философы; стражи; земледельцы.

Ремесленники, торговцы.

Два первых сословия не должны иметь частной собственности, золота и серебра. Это унижает человека.

У них должна быть общность жен и детей. Частную собственность могут иметь лица не способные к политической деятельности.

Третье сословие должно прокормить два первых. В «Законах» выделяет четыре класса по материальной обеспеченности.

Собственность – государственная, и каждый из классов получает по жребию дом и земельный надел.

Граждане могут пользоваться домом и участком, но не могут передать их по наследству.

Стоимость надела определяла предел бедности. Всякий человек. Наживая имущество, может превысить предел в четыре раза. Нельзя иметь золото и серебро и становиться ростовщиком.

Распределение поровну. Три функции денег: мера стоимости и две аналогичные Ксенофонту. Цены устанавливаются и регулируются государственной властью. Государство должно ориентироваться на умеренную прибыль

12.Аристотель (384-322 гг. до н. э.).

Умер на острове Эвбея, где жил с женой и приемным сыном.

Ученик Платона. Воспитывал Александра Македонского.

В 336 г. до н. э. был убит царь Филипп Македонский и Аристотель в возрасте 48 лет оказался не нужен. В 335 г. до н. э.

Основывает школу в Афинах – Ликей. Основывает движение перепатетиков. Создал основы политэкономии. Выделял две сферы: экономию и хрематистику.

Изучение естественного и противоестественного богатства. Первый учебник «Ойкономия». Два вида богатства: совокупность потребительских стоимостей и накопление денег.

Первое – результат земледелия и ремесел (естественное богатство). Второй – противоестественно, возникает из обращения. Самая важная деятельность – экономическая

. Богатство в виде денег не ограничено. Деньги выступают средством, поэтому их нельзя ссужать. «Монета не должна рождать монету».

Источник богатства – труд. Всякий человек не может жить вне государства, поэтому государство важнее семьи и личности. Бесплатное государственное образование всех, кроме рабов.

13. Экономическая мысль Древнего Рима.

Представители: Катон Страший (234-143 годы до н. э.) («О земледелии»), Варрон (116-27 годы до н. э.), Коллумелла (4-70). Первый век нашей эры.

Описывались преимущества сельского хозяйства. Продавались излишки. Виллы (садоводство, виноградарство) и латифундии (зерно). Применялся рабский труд и сдольщина.

Перспектива отдавалась колонату. Хотели заменить рабов и колонов.

14.Экономическая мысль Средневековья. Средние века. Европа – канонизм, Арабский мир – источник Коран. Учение ибн-Хальдуна (1332-1407), Тунис.

В Западной Европе – «Салическая правда» (V-VI века). Начало шестого века. О французском королевстве, о натуральном хозяйстве, «Капитулярий о виллах» (796). Идеи Августина (354 -430) и Фомы Аквинского (1225-1274).

В России. «Русская Правда» Ярослава Мудрого, работы Ивана Пересветова (конец пятнадцатого века, начало шестнадцатого), труды Ермолая Еразма, протоиерея Сильвестра («Домострой»).

15.-

16.Экономические воззрения Т. Мора. Томас Мор (1478-1535). Слово «утопия» - от греческого «место, которого нет».

Занимал должность лорд-канцлера. Был педантичен, выступал за порядок. Выступал против бунтов и против Реформации англиканской церкви.

Тезис его жизни: «Закон и порядок – превыше всего». Поставил под сомнение власть короля. Считал, что закон выше короля.

Был казнен (отрубили голову).

Он нашел свой вариант идеального общества.

Который описал в книге «Утопия» (1516). Главный персонаж книги – Гитглазей – вымышленный персонаж, посетивший остров Утопия. Первая часть книги посвящена описанию Англии того времени.

Описывается явление огораживания: крестьян сгоняли с мест их проживания, чтобы там выпасать овец. Приходит к выводу, что «овцы поедают людей». Главным видом ресурсов считал человеческие.

Придерживался принципа рационализма.

Во второй части книги описывается идеальное общество. Должно быть равенство меры труда и меры потребления. Планомерное ведение хозяйства.

Всеобщий труд в зависимости от способностей каждого.

Отношение к золоту – негативное. Оно используется для отделки отхожих мест, в цепях, в качестве колец для обозначения рабов и преступников.

Рабы выполняют самую грязную работу и появляются из жителей Утопии, вставших на путь преступления. Рабство не передается по наследству (сын раба – свободный человек).

Девиз утопийцев: «Пусть всем будет чуточку хуже, чем хорошо только единицам». Утопийцы выступают против частной собственности. Деньги отсутствуют. Цель утопийцев – духовная свобола.

Строго регламентированный рабочий день – шесть часов. После работы – занятия наукой и искусством.

Мор описывает герб Утопии – символы свободного труда: серп, молот и хлебные колосья.

Варрон. «О сельском хозяйстве». Призывал развивать животноводство.

17.Экономические воззрения Т. Кампанеллы. Таммазо Кампанелла (Джованни Доменико) (1568-1639). Возможно – это его кличка (в переводе «колокол»).

Был неграмотным. Сын сапожника. На улице чистил обувь. Позже, его забрали у отца и поместили в монастырь, где его научили читать. Его лозунг: «Не надо жалеть не трудов не свечей ради знаний».

В монастыре изучает латынь. Неожиданно попадает в гущу борьбы за освобождение Южной Коллабрии от испанцев. Возглавил борьбу. Восстание провалилось. Избежал казни по ходатайству Папы Римского.

Его объявили еретиком. Инквизиция забрала для перевоспитания. Двадцать семь лет находился в карцере.

Там он пишет труд «Город Солнца», передает его на волю, где книгу издают в 1623 году, а автор получает за это деньги.

Находился под влиянием Томаса Мора. Книга написана в форме диалога между гостинчиком и моряком из Генуи, побывавшем в Солярии.

Город разделен на четыре части по различным формам производства. Город управляется первосвященником (метафизик). У него три соправителя: Мощь, Мудроость и Любовь. Ниже их должностные лица сменяются по воле народа.

Все государство представляет собой общину. Нет частной собственности, классов, рабов. Главная проблема: как изжить частную собственность, которая является следствием бациллы эгоизма.

Все должно быть общим: дети, мужья, жены. Прирост населения осуществляется за счет селекции пар для деторождения. Слабых детей предлагалось убивать. Деньги отсутствуют, но существуют – выдаются послам и разведчикам.

Основные занятия населения – ремесло и сельское хозяйство. Трудятся все. Нетрудоспособных предлагается уничтожать. Рабочий день – не более четырех часов работы, но при прогрессе науки и техники.

Все жители должны иметь всеобщее, бесплатное, образование, которое должно быть наглядным и веселым (уличным), и не быть чисто абстрактным.

18.Меркантилизм зародился в период разложения феодализма и первичного накопления капитала.

Основные черты меркантилизма: богатство – в деньгах; производство – предпосылка создания богатства, но не его суть; источник богатства – в обращении, в обмене; богатство одной страны возможно за счет обнищания другой.

Выделяют два периода развития меркантилизма:

1) Ранний (монетаризм). Основные представители: Уильям Стаффорд, Генри Мален (Англия), Даванзажи (Флоренция), Скаруффи (Италия).

Возник до Великих Географических Открытий. Исчерпал себя, в силу редкости и ограниченности золота и серебра. Распространился в Испании, Португалии, Англии, Франции.

С началом Великих Географических Открытий происходят революция цен, разорение феодалов.

Разработана теория денежного баланса, согласно которой государство должно больше привлекать денег. Запрещался вывоз денег за границу.

Вводилась государственная монополия на торговлю валютой. Выручку от продажи товаров иностранцы должны были потратить на местном рынке.

Распространилась политика порчи монет (полноценные иностранные монеты признавались порченными и переливались в национальные).

В середине шестнадцатого века происходит рост цен.

19.2) Поздний меркантилизм. Вторая половина шестнадцатого – семнадцатый века. Основные представители. Томас Мэн (Ман) (1571-1641). Его отец возглавлял Ост-Индскую компанию, дядя – Вест-Индскую компанию. Антонио Серра (Италия).

Антуан Монкретьен (1576-1621) (Франция). Разработали теорию торгового баланса. Государство тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров.

Положительно сальдо торгового баланса достигается за счет вывоза готовых изделий и запрета на вывоз сырья. 1630 год. Книга «Богатство Англии во внешней торговле».

Миссельден пишет труд «Круг торговли» (1623). Запрет на ввоз предметов роскоши. Необходимо развитие посреднической торговли. Англия должна дешевле покупать в одной стране и дороже продавать в другой стране.

Внешние рынки захвачены Англией. Иностранный товары облагались высокими пошлинами.

Поощрялся вывоз товаров. Премии тем предприятиям, продукция которых реализовывалась на внешних рынках.

Поздний меркантилизм имел свои особенности в разных странах. Во Франции сложился кольберизм – Жан Батист Кольбер (1619-1683).

В России меркантилизм существовал при Петре I.

20. Экономические воззрения Ж.Б. Кольбера

Ж.Б. Кольбер (1619-1683) - морской министр во Франции, известный политический деятель. Считал, что меркантилизм связан с финансами.

Уменьшил прямой налог с крестьян (талья) и увеличил косвенные, зависящие ото цены. Аннулировал некоторые займы. Стремился уменьшить государственный долг.

В 1661 году учредил особую Судебную палату для разбора финансовых дел. ввел систему штрафных санкций и конфискаций имущества.

К 1665 году баланс казны был увеличен на 100 миллионов ливров. Развивал новые отрасли и крупные мануфактуры (суконные, стекольные, ковровые).

За счет государственных субсидий привлекались иностранные специалисты. Запретил вывоз сырья из страны. Для улучшения торговли вел политику протекционизма на границах Франции.

Финасировал строительство дорог для улучшения внутренней

торговли. В 1664 году упразднил внутренние таможни между северными и южными районами Франции. Нашел новый способ инвестирования государственных средств – строительство каналов.

21.-

22. Петти Уильям (1623-1687 гг.) – английский экономист, ученый и философ. Он стал известным, когда служил Оливеру Кромвелю и Английской республике. Ученый разработал эффективные методы для обследования земель, предназначенных для конфискации. После Кромвеля он служил при Чарльзе II и Джеймсе II. Несколько лет он заседал в английском парламенте. Однако больше всего известны экономические взгляды Уильяма Петти. Именно ему приписывают отстаивание принципа laissez-faire в государственной политике.Уильям Петти: биографияБудущий известный экономист досмитовской эры родился в семье портных. Он рос любознательным и умным ребенком и в 1637 году устроился юнгой на корабль. Однако вскоре он сломал ногу и был высажен на берег в Нормандии. После этого год Петти Уильям занимался изучением латыни и подрабатывал учителем английского для местного населения. Затем он вернулся в Англию. К этому времени будущий экономист уже хорошо разбирался в латыни, греческом, французском, математике и астрономии. После непродолжительного периода службы во флоте он уехал в Голландию, где заинтересовался анатомией. В Амстердаме Уильям подрабатывал личным секретарем Гоббса, что позволило ему познакомиться с Декартом, Гассенди и Мерсенне. В 1646 году он вернулся в Англию и занялся изучением медицины в Оксфордском университете. Ему удалось изобрести и запатентовать свою собственную копировальную машину, однако наладить ее продажу не получилось. В 1652 г. он взял отпуск и отправился в Ирландию с армией Кромвеля. Он заседал в парламенте, служил при двух королях. После 1660-го года его научный интерес сместился с физических наук к социальным. В 1667 году он женился на Элизабет Воллер. Умер экономист в 1687 г. в Лондоне, куда вернулся из Ирландии незадолго до смерти.

23. 1. Богатство. По мнению У Петти, богатство создается во всех сферах материального производства, а не только в сельском хозяйстве. Он рассмотрел, какие факторы участвуют в производстве продукции, создании богатства и выделил четыре фактора. Первые два являются основными — это земля и труд. Два других — это квалификация, искусство работника и средства труда (орудия труда, запасы и материалы). Они не являются основными, ибо не могут существовать самостоятельно, без первых двух, т. е. труда и земли.

2. Деньги. У. Петти не считал их богатством страны и писал, что надо не накапливать их, а пускать в оборот, указывая, что законы, запрещающие вывоз денег из страны, «противоречат законам природы и, таким образом, неосуществимы». Он ввел понятие денежной массы, необходимой для организации процесса обращения в стране. Также обратил внимание, что увеличение скорости оборота денег уменьшает потребность в них. Чем в большем количестве товарных сделок участвуют деньги, тем меньше их можно выпустить в обращение.

3. Цена и стоимость. У. Петти первым стал различать рыночную цену и стоимость, называя их «ценой политической» и «ценой естественной». Цена определяется стоимостью, а стоимость определяется затратами производства. Также формулирует основы трудовой теории стоимости, утверждая, что равенство товаров означает не что иное, как равенство затрачиваемого на их производство труда. Однако У. Петти добавляет, что стоимость создает не всякий труд, а только тот, который затрачен на производство золота и серебра, а стоимость продуктов труда в других отраслях производства определяется лишь в результате их обмена на благородные металлы.

4. Заработная плата. Она определяется как цена труда. У. Петти считал, что зарплата должна быть законодательно установлена на минимальном уровне. Объяснял это тем, что если работнику платить больше, то он будем меньше работать.

5. Земельная рента. По мнению У Петти, рента выступает как излишек над издержками в сельскохозяйственном производстве (затратами на семена и заработную плату). Таким образом, фактически свел ренту к прибыли. Впервые им введено понятие дифференциальной ренты. Она создается в сельском хозяйстве из-за различий земли по плодородию и местоположению к рынку сбыта. Земельная рента рассматривается У. Петти как излишек, который остается после вычета всех издержек, состоящих из затрат на средства производства и содержание работника.

6. Ссудный процент. Процент У. Петти выводил из величины земельной ренты. Он писал, что процент должен быть равен «ренте с такого-то количества земли, которая может быть куплена на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности». У. Петти обосновывает взимание процента как компенсацию за неудобства, которые, ссужая деньги, кредитор создает для самого себя, поскольку он не может потребовать их обратно до наступления известного срока, как бы сам ни нуждался в них в течение этого времени.

7. Цена земли. Она не укладывалась в схему У. Петти, по которой в основе цены лежит стоимость. Земля не может иметь стоимости, так как она не продукт труда. Поэтому в основу цены земли он кладет ренту, определяемую им как чистый доход с земли, который можно получить с покупаемого участка. Он считал, что землю, как правило, покупают, чтобы иметь стабильный доход в течение совместной жизни трех поколений (дед, отец и сын). На основе статистических данных он определил, что такой срок совместной жизни составляет 21 год.

8. Государственный бюджет. У. Петти выступал за сокращение расходов на содержание государственного аппарата. Вырученные от этого деньги можно направить на развитие науки и образования

24. Во Франции зарождение классической политэкономии связано с именем Пьера Буагильбера (1646-1714). Автор ряда работ ("Розничная торговля Франции", "Трактат о природе возделывания, торговле и пользе зерна", "Рассуждение о природе богатства, денег и налогов"), Буагильбер во времена Людовика XIV занимал высокие судебные и административные должности.

П. Буагильбер выступал с критикой меркантилизма, считая его главным виновником бедственного экономического положения страны, в особенности доведённого до нищеты французского крестьянства. Он отверг концепцию и экономическую доктрину кольбертизма, ратуя прежде всего за улучшение положения сельского населения. Для этого Буагильбер считал необходимым проведение покровительственных мер по отношению к сельскому хозяйству, которые уменьшили бы гнёт крестьянства и облегчили его положение.

По мнению П. Буагильбера, богатство нации заключается не в деньгах, а в полезных вещах, прежде всего в продуктах земледелия. Он рассматривал богатство в противоположность меркантилистам как сумму потребительных стоимостей, а его основу видел в сельском хозяйстве. Деньги, по его мнению, должны находиться в постоянном движении, их роль сводится к средству обмена.

П. Буагильбер уделил большое внимание экономической теории. Независимо от У. Петти он положил начало учению о трудовой стоимости. Буагильбер различал рыночную цену и "истинную стоимость". Если рыночные цены — случайны, то "истинная стоимость" закономерна, определяется трудом, затраченным на производство товара. Её величину Буагильбер определял рабочим временем. Стоимость выступала у него в пропорциях между обмениваемыми товарами, отражающими равные затраты труда.

"Истинную стоимость" Буагильбер принимал за основу пропорционального обмена. Его идеальной формой, обеспечивавшей сохранение пропорциональности, он считал обмен товара на товар. Такой обмен должен был развиваться на основе свободной конкуренции.

Не понимая связи между товарной и денежной формами стоимости, П. Буагильбер выступил против денег, которые он назвал "всеобщим палачом". Они, по его словам, "объявляют войну всему роду человеческому". В деньгах он видит причину нарушения правильных пропорций между обмениваемыми товарами, основное зло и источник бедствий народа.

Будучи основателем классической политической экономии во Франции, П. Буагильбер в своих работах широко отразил специфику экономической мысли страны. Она определялась резким разрывом с меркантилизмом, возросшим вниманием к аграрным проблемам, сочувственным отношением к находившемуся в бедственном поло-жении крестьянству.

25. Франсуа Кенэ родился в 1694г. близ Версаля в семье бедного крестьянина, восьмым из тринадцати детей крестьянина - мелкого торговца, Ф. Кенэ исключительно благодаря своим природным дарованиям достиг профессии врача, которая всегда оставалась для него основной. Оставшись в 13 лет без отца, выполнял тяжелую работу в поле и дома. Поэтому научился грамоте поздно и всю свою жизнь испытывал к чтению подлинную страсть. С 1711 по 1717 г.г. жил в Париже, практиковал в госпитале, одновременно работал гравером в мастерской. В 23 года женился, получил диплом врача и начал работать в г. Манте недалеко от Парижа.

Прожил здесь 17 лет, стал популярнейшим врачом в округе. Выпустил несколько медицинских сочинений. Всемирная история экономической мысли. В 5-т. М., 1987-1995. (стр.31) В 1734 г. популярнейшему к этому времени врачу Ф. Кенэ предложил постоянную работу в качестве медика в своем доме в Париже герцог Виллеруа. В 1749 г. после аналогичной «просьбы» небезызвестной маркизы Помпадур Ф. Кенэ обретает еще более почетную «службу», и, наконец, с 1752 г. он удостаивается положения лейб-медика самого короля Людовика XV. Последний благоволил ему, произвел в дворянство; обращаясь к нему не иначе как «мой мыслитель», слушал советы своего доктора. Следуя одному из них, Людовик XV в качестве полезных для здоровья физических упражнений собственноручно сделал на печатном станке Ф. Кенэ первые оттиски «Экономической таблицы», явившейся, как выяснилось впоследствии, первой попыткой научного анализа общественного воспроизводства. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000-2008. (стр.48) По мере улучшения и упрочения своего материального положения (в парижский период жизни) Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он начинает посвящать философской науке, а затем целиком экономической теории. С 1756 г., будучи немолодым, он дает согласие участвовать в «Энциклопедии», издававшейся Дидро и др.» Аламбером, в которой и были опубликованы его основные экономические произведения (статьи): «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758) и др. На квартире в Версале у него собирались для ученых дискуссий философы, писатели-просветители, сплотившиеся в 50-е гг. вокруг «Энциклопедии»: Дидро, Гельвецкий, Дюкло, Тюрго, Мирабо. Занимаясь философией, общаясь с просветителями-философами, Кенэ не стал материалистом.

Он примыкал к учению Декарта-Мальбранша о двойственной истине. Человеческое общество рассматривалось им как часть мироздания, подчиненная законам природы. Он изучал законы природы и указывал, что не только в природе, но и в обществе обмен развивается по принципу эквивалентности. Эта идея была плодотворно использована в его экономических исследованиях. Как экономист Кенэ сформировался довольно поздно, в 50-х гг. 18в., когда ему было уже под 60 лет.3 К этому времени экономические проблемы Франции привлекли к себе все прогрессивные умы. В 1756г. Дидро привлекает Кенэ к участию в «Энциклопедии». Это событие сыграло очень существенную роль в жизни Кенэ. Будучи выходцем из народа, он хорошо знал его тяготы и нужды, видел бедственное положение французских крестьян и городских тружеников. Живя при королевском дворе, он наблюдал расточительную роскошь, в которой пребывали аристократы. Связи самого Кенэ с аристократами, с дворянством были очень тесными. Эта двойственность отразилась на всей экономической платформе Кенэ и проявилась уже в первых экономических статьях, которые он написал для «Энциклопедии» («Фермеры», «Зерно», «Население», «Налоги») Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000-2008. (стр.48-50)

     Умер Франсуа Кенэ 16 декабря 1774 года в Версале

26. Экономические идеи Кенэ имели большой успех, у него появились ученики, которые приняли имя «экономистов». Однако поскольку позже это название стало термином, имеющим боле широкое значение, школу Кенэ стали называть «физиократы».
  1   2


написать администратору сайта