Главная страница
Навигация по странице:

  • Центр. органами гос. управления

  • 34.Мусульманско

  • Прав. Земел. статусы: 1)

  • 35.Государственный и общественный строй в Древней Руси.

  • 36.«Рус. правда» как памятник рус. права. Суд и процесс в Древней Руси.

  • 37.Государственный и общественный строй Московского государства.

  • 38.Сословно-представ. монархия в России. Реформы Ивана Грозного.

  • 39.Общая хар-ка осн. Прав. институтов по Судебникам 1497 и 1550 гг.

  • 40.Общая хар-ка Соборного Уложения 1649 г. (история создания, источники, структура).

  • 41.Гос. и общественный строй средневековой Болгарии.

  • 42.Правовая система средневековой Болгарии.

  • 43.Государственный и общественный строй средневековой Сербии

  • 1. Предмет и методы дисциплины игпзс, её значение для юр образования. Предметом курса


    Скачать 222.8 Kb.
    Название1. Предмет и методы дисциплины игпзс, её значение для юр образования. Предметом курса
    Дата13.06.2022
    Размер222.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла5.IGPZS_Otvety.docx
    ТипЗакон
    #587391
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Общест. строй в мусульм. империи отличался след. Хар-ми чертами:

    1) доминирующее пол-е гос. Собст-ти на землю; 2)широкое испол-е рабского труда в гос-м хозяйстве; 3)гос. эксплуатация крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки; 4)религиозно-гос. регламентация всех сфер общест-й жизни; 5)отсутствие четко выраженных сослов. групп, особого статуса у го-

    родов, каких-либо свобод и привилегий. Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (немусульмане).

    Главой нового исламского гос-ва стал Мухаммед, совместивший в

    своем лице ф-и религиоз. и полит. лидера: светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, а та абсолютная религиозная прерогатива, которой его

    наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника. После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников, кот. к тому времени консолидировались в привилег. группу, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принад-ла высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират),неделимая и неограниченная. Гос-во приобрело форму централиз. теократической монархии. Гл. советником и высшим долж-м лицом при халифе был еезир (визирь). В раннем Халифате везиры имели огранич. полно-

    мочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками

    они стали позже, при Омейядах.Центр. органами гос. управления в мусул. империи были спец. ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали наз-ся диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре,

    правившем в 634 - 644 гг., слово "диван" означало список распределения доходов гос-ми, а также место хранения этих списков). К этим

    правит-м канцеляриям относились: 1)воен. диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; 2)диван внутр. дел - диван-ал-харадж, налогово-фин. ведомство; 3)диван почтовой службы - диван-ал-барид, кот., кроме своих осн. Ф-й (доставка почты, строит-во и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также ф-и тайной полиции. Местное упр-е осущ-сь через эмиров (по-арабски "повелитель", "князь"), наместников, управлявших провинциями, на кот. делилась тер-я Х-та. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруж. силы, а также местный админист.-фин. и полицейский аппарат. Эмиры имели заместителей - наибов. Мелкие админист. Подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти ф-и возлагались на рук-й местных мусул. религиозных общин - старейшин (шейхов).




    34.Мусульманское право и его основные источники.

    Гл. источником права у мусульман с возникновения Х-та и до сих пор считается шариат - свод религиозно-этических и прав. предписаний ислама. Он вкл. нормы гос., гражд.,угол. и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму.Коран – гл. священная книга мусульман, собрание проповедей,обрядовых и юрид. установлений, молитв, назидательных рас-

    сказов и притч. Сод-ся в нем предписания носят хар-р религиозно-моральных направляющих установок.Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значит. своей части содержат предписания отн-но семейно-наслед. и судеб-

    ного права. Иджма - согласное мнение авторитетных мусул. правоведов,

    знатоков шариата по отд. религиозно-прав. и бытовым вопросам, решение кот. не может быть основано на Коране и Сунне.Кроме того, в мусул странах по каждому важному вопросу общест. жизни обязательным было получение фетвы – юр. заключения высших религ. авторитетов (муфтия, шейх-

    уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Ко-

    рану и шариату. В мусул. праве были закреплены след. Прав. Земел. статусы: 1)хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в наст. время - провинция в Саудовской Аравии), гос. собст-ть. Для них был установлен особый прав. режим; с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;2)вакуф, или вакф, - пожертвования, земли, переданные мечетям, школам и др. орг-м на религ. и благотвор. цели.Они освобож-сь от налогов и считались неотчуждаемыми;3)икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. мульк - частная зем. Собст-ть. В отличие от икта мульк не был обусловлен несением гос. службы, он мог быть про-

    дан, подарен или передан по наследству. Шариат рассматривает брак как религ. Обяз-ть мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом. Развод в мусул. праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно опр. поводам, и без

    повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго опр. основаниям. Наслед. право признавало два порядка наследования: по закону

    и по завещанию.При наследовании по закону из имущ-ва умершего сначала покрывались расходы, связ. с его погребением,затем выплачивались его

    долги. Оставшееся имущ-во переходило к закон. наследникам. Хар-ми чертами наследования по завещанию были след.:1)завещание не могло сост-ся в пользу закон. наследников;2)завещание не могло затрагивать более трети имущ-ва завещателя;3)составление завещания требовало присутствия двух свидетелей. Все преступления классиф-сь мусул. правом на три

    группы:1) преступления, направл. против основ религии и гос-ва. К этой

    группе относились в первую очередь отступничество от ислама, бунт,

    сопр-е властям, а затем кражи, употр-е спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказ-сь смертной казнью;2)преступления против отдельных лиц. Ответ-ть за совершение пре-

    ступлений данной группы была основана на принципах кровной мести

    и возмездия;3)правонарушения, наказания по кот. строго не установлены. Право выбора наказания было предоставлено суду. В качестве мер наказания предусм-сь: смертная казнь в различных видах; членовредительские и телесные наказания; лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть); имущ. санкции (конфискации, штрафы);ссылка.

    Суд. процесс носил обвинит. Хар-р. Осн. Чертами судопроизводства были: непрерывность суд. процесса, единоличное решение суд. споров, отсутствие различий в процедуре рассмотрения гражд. и угол. дел.Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не гос. органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, -против основ религии и гос-ва). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось.Осн. док-ми были признания сторон, показания свидетелей, клятвы.

    35.Государственный и общественный строй в Древней Руси.

    Историч., письм. и археолог. источники свидетел-т о том, что в эконом. жизни осн. занятием у восточ. славян преобладало земледелие. Разв-сь как подсечное (в лесных районах), так и пашенное (паровое) земледелие. В X-XII вв. наблюдается значит. рост городов с ремесленным и торговым населением. В XII веке на Руси уже около 200 городов.В древнерус. Гос-ве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значит. часть общинников попадает в завис-ть к собственнику земли. Постепенно форм-ся феод. Отн-я. Становление феод. Отнош. в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей. Феод. Общест. строй на Руси утвердился в IX веке. В рез-те соц. дифференциации населения сформ-сь соц. структура общ-ва. По занимаемому положению в общ-ве их можно назвать классами или соц. группами. К ним относятся:1)феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри); 2)свободные общинники (сельские и городские "люди" и "людины"); 3)смерды (крестьяне-общинники); 4)закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабат-й "купу"); 5)изгои (человек, вышедший из общины или освобод-ся от холопства выкупом); 6)челядь и холопы (придворные рабы); 7)городское население (городская аристократия и городские низы).Господ-й класс феодалов сформ-ся в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Гос. и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не гос-ву, а князю как феодалу. Формой княжес. земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при кот. земля переходила по наследству. К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, кот. после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.

    Гос. Строй. По форме правления древнерус. Гос-во являлось раннефеод. монархией с достаточно сильной монархич. властью.Осн. хар-ми древнерус. Раннефеод. монархии можно считать:1)эконом. и полит. влияние боярства на центр. и местную власть; 2)большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов; 3)наличие дворцово-вотчинной с-мы упр-я в центре; 4)наличие с-мы кормления на местах. Киевская Русь не была централиз. Гос-вом. Это был конгломерат феод. владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или "старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений.Высшими органами власти в Древнерус. Гос-ве были великий князь, совет при князе, феод. съезды, вече. Княжескую власть осущ-ли на местах посадник, волостели и тиуны. Князь изданием законов закреплял новые формы феод. эксплуатации, устан-л прав. нормы.Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу "старшинства" (старшему брату), а затем по принципу "отчины" (старшему сыну). Совет при князе не имел отд. от князя ф-й. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влият. дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Это был совещат. орган при князе для решения важнейших гос-ных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финн. вопросов, судебных дел. Центр. органами упр-я были должностные лица княжеского двора. Феод. съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внеш. и внутр. политики. Они могли быть общегос-ми или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феод. съезды созывались и удельные князья.Ф-и съезда составляли:1)принятие новых законов; 2)распределение земель (ленов); 3)решение вопросов войны и мира; 4)охрана границ и торговых путей. Местным органам упр-я вначале были местные князья, кот. впоследствии заменялись сыновьям киевского князя. В некот. менее важных городах назн-сь посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его окружения.Местная адм-ция сод-сь за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели назывались "кормленщиками", а с-ма упр-я – с-мой "кормления". Высшей суд. инстанцией был великий князь. Он судил дружинников и бояр, рассм-л жалобы на местных судей. Разбор сложных дел князь проводил на совете или вече. Отд. дела могли быть порученным боярину или тиуну.На местах суд осущ-ли посадник и волостели.Кроме того, сущ-ли вотчинные суды - суды землевладельцев над завис. Насел-м, на основе иммунитета.В общинах существовал общинный суд, кот. с развитием феодализма заменялся судом админции.Ф-и церк. суда осущ-ли епископы, архиепископы, митрополиты.

    36.«Рус. правда» как памятник рус. права. Суд и процесс в Древней Руси.

    "Рус. Правда" явл-ся древнейш. памятником рус. права. В ней наиболее полно и верно отразилась частная юр. жизнь Др. Руси. В "Рус. Правде" содержится ряд норм, опред-х прав. положение отд. групп населения. Два критерия, особо выдел-е правящий слой и остальное население в составе общ-ва, - нормы о повышенной угол. Ответ-ти за убийство представителя привилег. слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителей этого слоя. Эти юр. привилегии распр-сь на князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов и огнищан.Осн. масса населения разд-сь на своб. и зависимых людей. Юр. и экон. Незав-ми группами были посадские люди и смерды-общинники. Своб. смерд-общинник обладает опр. имуществом, кот. он может завещать детям: он мог передавать дочерям только движимое имущ-во (инвентарь), а уч-к земли и двор сыновьям. При отсутствии наследников его им-во переходит общине. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он несет личную и имущ. Ответ-ть. В "Рус. правде" сод-ся нормы гражд. права. "Правда" тонко различает и точно определяет имущ. Отн-ния. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. Угол. право как совокупность норм, представ-х собой обособившуюся отрасль права, сформ-сь на стадии позднего феодализма и продолжало развиваться в буржуазный п-д. Поэтому для более раннего времени правильнее говорить об угол. Законод-ве, в центре кот. стоят две категории - преступление и наказание. В 10-15 вв. понятия вины, соучастия, подготовки к совершению преступления находились в зачаточном состоянии, на протяжении 16-17 вв. формировались, и лишь в Уложении 1649 г. они находят более или менее полное отражение. Имущ. преступления по "Русской Правде" вкл. разбой (еще не отличимый от грабежа), кражу ("татьбу"), уничтожение чужого имущ-ва, угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство, злостную неуплату долга и проч. Наиболее подробно регламент-сь понятие "татьба". Известны такие ее виды, как кража из закрытых помещений, конокрадство, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов и прочее. Закон допускал безнаказанное убийство вора, что толковалось как необходимая оборона. С-ма наказаний по "Рус. Правде" достаточно проста. Высшая мера наказания - это поток и разграбление, кот. назначаются только в трех случаях: за убийство в разбое. След. по тяжести видом наказания была вира - штраф, кот. назначался только за убийство - поступала в княжескую казну, а вознаграждение в пользу родственников убитого называлось головничеством. Древнейшей формой суд. процесса был суд общины. Процесс носил ярко выраженный состязат-й хар-р. Ему присущи такие отличит. черты, как относит. равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик. Одновременно в 10-11 вв. укрепляется процесс, где ведущую роль играли князь и его администрация: они возбуждали процесс, сами собирали сведения и выносили приговор, часто сопряженный со смертным исходом.




    37.Государственный и общественный строй Московского государства.

    В конце 15в. Моск. князь Иван III ведет борьбу с самой крупной силой, остав-ся независ. от его власти — Новгородской республикой. Эта борьба завер-сь окончат-м присоединением Вел. Новгорода к Москве в 1478 г. В 1485 г. сдалась Тверь, в 1489 г. в состав Моск. Гос-ва вошли вятские земли. 15 в. в истории России ознаменован окончат. Освобожд-м от монголо-татарского ига. Последнее столкновение моск. и золотоордынских войск произошло в 1480 г. Оно вошло в историю как Великое стояние на реке Угре. Одним из объед-х Рус. земли факторов стало интенс. развитие с-мы поместных отн-й, что вело к изменению соц. структуры, т.е. общест-го строя. Господ-м классом оставались феодалы, вкл. такие группы, как служилые князья, бояре, слуги вольные, дети боярские, «слуги под дворским». Однако в их положении произошли изменения. Форм-е гос. аппарата осущ-сь по принципу местничества, осн-му на критериях знатности происхождения. В этот истор. П-д великие князья начали создавать себе соц. опору в новой группе феод. класса — дворянстве. Самую многочисл. группу населения в Р. составляли крестьяне, подразд-ся на две категории: чернотяглые (черносошные) и владельческие. Их различие опр-сь проживанием крестьян. Владельческие крестьяне жили на надельных землях в си-ме феод. вотчины, собственниками кот. были помещики и вотчинники. За пользование землей они отрабатывали барщину или платили оброк. Чернотяглые крестьяне проживали общинами в селах на землях, счит-ся принадлежащими непоср-но князю, т.е. в домениальных владениях великих князей и удельных князей; они выплачивали гос-ву подать за землю. Города сохраняли в 15в. Завис-ть от феод. Гос-ва или частных феодалов. Город делился на две части: собственно город — место, огороженное стеной, крепость (детинец), где проживали в осн. представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов; торгово-ремесл. посад, распол-й вокруг город. стен. Централизация моск. Гос-ва обусловила создание централиз-го гос. аппарата упр-я и новой структуры власти. Моск. Гос-во оставалось в 15в. Раннефеод. монархией. Великий князь являлся главой гос-ва; имел широкий круг прав — законодат. (издавал законы), исполнит. (осущ-л гос. Рук-во), судебных. Первоначально свои законодат., администрат. и суд. полномочия великий князь осущ-л только в границах собств. домена. С падением значимости удельных князей великий князь на Руси стал подлинным властителем всей тер-и гос-ва. Возглавляли отд. Админ. единицы представители центра — должностные лица. Уезды возглавляли наместники, волости — волостели. Сод-е этих долж-х лиц осущ-сь за счет местного населения, получения от него «корма». Церковь была крупнейшим феодалом, обладавшим огром. Имущ-вом. Помимо десятины, устан-й в пользу церкви при крещении Руси, в Моск. Гос-ве она получила новые и значит. источники доходов. Церковь обладала своей юрисдикцией и суд. органами, имела собств. Воен. Формир-я. Все это давало ей независ-ть от гос-ва, и церковь даже стремилась к приоритету над ним. Однако к концу 15в. князьям удалось в обмен на сохранение в неприкос-ти зем. Имущ-в церкви добиться признания верховенства светской власти. Организац. структура церкви была сложной. Органы церковного упр-я включали: епископаты, епархии, приходы. Во главе церкви стоял митрополит.В качестве осн. Законодат. акта действовала Рус. Правда, но с целью приспосабливания древнерус. права к изменившимся усл-м была создана новая ее редакция. В целях все большего подчинения мест власти моск. князя наместничьим упр-м издавались такие прав. документы, как уставные грамоты, в кот. Реглам-сь деят-ть кормленщиков. Выдающимся памятником права 15в. был Судебник 1497 г., кот. внес единообразие в суд. практику рос. Гос-ва, ограничения в суд. Деят-ть кормленщиков, положил начало закрепощению крестьян в общегос. масштабе.В 15в. Суд. С-ма вкл. несколько инстанций: суд наместников (волостелей, воевод); суд Боярской думы, или вел. князя; приказной суд. Боярская дума и приказной суд выдел-сь в кач-ве самостоят. Суд. инстанции в конце 15в. Кроме того, действовали церковные и вотчинные суды, а также смешанные, состоявшие из представителей центра и мест. Суд. аппарат не был отделен от административного, управленческого.

    38.Сословно-представ. монархия в России. Реформы Ивана Грозного.

    Сущ-е сословно-представит. монархии в Рос. охватывает п-д, продолжавшийся свыше 100 лет и насыщ. важными событиями. Активная внеш. политика принесла Рос. новые тер-и. Удалось разгромить старых врагов - Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В рез-те Нижнее и Среднее Поволжье, а также Сибирь вошли в состав Рос. Началось освоение этих тер-й. Эконом. основа общ-ва в этот п-д оставалась прежней – феод. Отн-я, кот. достигли теперь полного развития. Заверш-сь закрепощение крестьян, получила развитие барщинная с-ма хоз-ва. Кроме барщины крестьяне выполняли ряд других повинностей.Опричнина подорвала эконом. мощь бывших удельных князей, увелич-сь зем. владения царя, постепенно стало возрастать значение поместного землевладения. К наиб. крупным феодалам отн-сь боярско-княжеская аристократия. Она состояла из двух осн. групп. Первую группу составляли бывшие удельные князья, потерявшие свои прежние полит. привилегии, но сохранившие до введения опричнины прежнее свое эконом. значение, затем они слились с осн. массой боярства. Во вторую группу феодалов входили крупные и средние бояре. Интересы этих двух групп были различны по некот. вопросам. Единую линию они проводили лишь по отношению к эксплуатируемому населению. В п-д сословно-представ. монархии в Рос. сохранялся сложившийся еще раннее принцип замещения гос. должностей в соответствии с родовитостью, знатностью, а не по личным деловым качествам (местничество). Наиб. важные посты в гос-ве нах-сь в руках бывших удельных князей и бояр. В состав господ-го класса входило и духовенство, явл-ся крупным феодалом. Церковь имела огромные зем. владения. Большое кол-во крестьян работало на землях, принадл-х монастырям и др. церковным орг-м. Во втор. Пол. XVI в. и в XVII в. продолжается рост городов, ремесла, торговли. Знач-но увел-ся числ-ть посадского нас-я, кот. прикрепляется к посадам. Верхушку посада составляли крупные купцы - гости и люди гостиной и суконной сотен. Осн. же масса посада сост. из мелких торговцев и ремесленников, несших разного рода повинности. Кроме того, в городах нах-сь дворы и целые слободы монастырей и светских феодалов. Реформы Ивана Грозного. 1549 - созыв Земского собора. Создание единой с-мы гос. Упр. - приказов, во главе кот. стояли приказные судьи — бояре и дьяки. Полномочия приказов были четко разграничены. 1550 — принятие нового «Судебника», устан-го размеры суд. пошлин, вводящего контроль за деят-тью суд. властей. Впервые взяточничество признано преступлением. 1551 - о инициативе паря созван церк. собор для улучшения церк. порядка и благочиния. Царь представил собору список недостатков и непорядков в церк. жизни, изложив его в ста главах, поэтому он вошел в историю как «Стоглав». На церк. соборе принят единый общерус. пантеон святых. Церк. земли передавались под контроль царя, был введен церк. суд, монастырям запрещено ссужать деньги в рост. 1555 — р-ма местного самоупр-я (отмена «кормлений»). Прежде в уезд на небольшой срок назначался наместник, обычно из числа родовитых бояр. Население платило в его пользу налоги и пошлины («кормило» его), а он правил суд. 1566 — принято новое «Уложение о службе», определявшее порядок военной службы дворян. Служить можно было с 15 лет, служба передавалась по наследству. «Уложение» определяло размер предоставляемых за нее поместий и количество ратников, которых должны были приводить с собой помеши-ки. Появилось на Руси и регулярное стрелецкое войско общей численностью 12 тыс. человек

    39.Общая хар-ка осн. Прав. институтов по Судебникам 1497 и 1550 гг. Гл. содержанием политики моск. князей, начиная со втор.

    Пол. XV в. были объединение рус. земель, создание и укрепление основ единого гос-ва. Политика гос. централизации определяла и

    тенденции развития рус. права. Необходима была не только систематизация законод-ва, речь шла о создании единого общерус. документа.

    Поэтому в конце XV в., когда все области северо-восточной Руси

    собрались вокруг Москвы, ликвидация удельных княжеств и военные победы позволили Ивану III заняться укреплением полит., правовых и идеолог. основ единого Рус. Гос-ва. Итогом этой работы стало принятие Судебника 1497 г. Суд-к 1497 года - свод законов Рус. Гос-ва; нормативно-правовой акт, созданный в целях системат-и сущ-х норм права. С-ку известны три типа суда: суд великого князя и его детей, суд бояр и окольничих, суд наместников и волостелей. Решение первого носили окончат. Хар-р как суда высшей инстанции. Впервые введен принцип опроса представителей местного населения в случае, когда против подозреваемого не было бесспорных улик. Впредь свидетели (послухи) должны были быть очевидцами событий, а не давать показания, основываясь на слухах. Показание под присягой 5-6 детей боярских или "добрых христиан" решало судьбу обвиняемого (голоса феодалов и крестьян пока еще равноценны). Норма обязат. участия местного населения (дворянского, старосты, зажиточных (лучших) людей) и целовальников в наместничьем суде теперь распространены на всю Рос.. Ограничение произвола наместников предполагало контроль не только сверху, но и снизу, со стороны населения. В 1550 г. был издан новый Суд-к (краткий свод законов). Его хар-й чертой явл-ся стремление улучшить отправление правосудия и поставить его под контроль представителей местного населения. Суд-к подтверждает старый обычай, чтобы в суде назначаемых царем наместников и волостелей присут-ли старосты и «судные мужи» или «лучшие мужи» из местного населения: теперь они называются «целовальниками» (т. е. присяжными, поцеловавшими крест) и являются, таким образом, не случайными свидетелями судебного разбирательства, но его постоянными и официальными участниками. Суд-к приказывает «без старосты и без целовальников суда не судити» и предписывает повсеместное распрост-е этого института.Суд. протоколы должны писать, помимо наместничьих, земские дьяки, а староста и целовальники должны подписывать эти протоколы. Наместники и их тиуны не имеют права арестовать никого из местных людей, не предъявив («не явя») их старостам и целовальникам, которым они должны объяснить причины ареста. Суд-к 1550 г. так же, как и Суд-к 1497 г., придавал большое значение следственному процессу, указывая, что розыскной процесс начинается с задержания преступника с поличным.

    К моменту принятия Суд-ка 1497 г. далеко не все отношения регул-сь централизованно. Учреждая свои судебные инстанции московская власть некоторое время была вынуждена идти на компромиссы: наряду с центральными судебными учреждениями и разъездными судами создавались смешанные ("слиеные") суды, состоявшие из представителей центра и мест. Если Русская Правда была сводом обычных норм и судебных прецедентов, то Судебник стал прежде всего инструкцией для организации судебного процесса.





    40.Общая хар-ка Соборного Уложения 1649 г. (история создания, источники, структура).

    Соб. Ул-е 1649 года было первым печатным памятником рус. права, само будучи кодексом, исторически и логически оно служит продолжением предшест-х кодексов права - Правды Рус. и судебников. Как кодекс права Ул. 1649 г. во многих отн-х отразило тенденции дальнейшего процесса в развитии феод. Общ-ва. Нач. 17-го столетия хар-ся полит. и эконом. упадком Рос.. В значит. мере этому способствовали войны со Швецией и Польшей, закон-ся поражением России в 1617 году. После подписания мирного договора в 1617 году со Швецией Рос. потеряла часть своих тер-й - побережье Финского залива, Карельский перешеек, течение Невы и города на её побережье. Выход России к Балтийскому морю был закрыт. 1 июня 1648 года вспыхнуло восстание в Москве (так наз. “соляной бунт”). Восставшие в теч. нескольких дней удерживали город в своих руках, разоряли дома бояр и купцов. Если непоср-й причиной создания Соб. Ул. 1649 г. послужило восстание в 1648 г. в Москве и обострение класс. и сосл. противоречий, то глубинные причины лежали в эволюции соц. и полит. строя Рос., и процессах консолидации основных классов - сословий того времени - крестьян, холопов, посадских людей и дворян - и начавшемся переходе от сословно-представ. монархии к абсолютизму. Главнейшая причина принятия Соб. Ул. Закл-сь в обострении класс. борьбы. Царь и верхушка господ-го класса, напуганные восстанием посадских, стремились в целях успокоения народ. масс создать видимость облегч-я пол-я тяглового посадского населения. Источники Ул.: Судебник царский и Указные приказов; греко-римские взяты из кормчей; Литовский статут 3-й редакции (1588 г.). В Соб. Ул. Опр-ся статус главы гос-ва — царя, самодержавного и наследного монарха. Утверж-е (избрание) его на Земском соборе не колебало устан-х принципов, напротив, обосновывало, легитимировало их. Преступный умысел (не говоря о действиях), напр-й против персоны монарха, жестоко наказывался.Ул. содержало комплекс норм, регул-х важнейшие отрасли гос. управления. Эти нормы можно условно отнести к админ-м. С-ма преступлений охват-ла разнообраз. стороны жизни общ-ва, касалась как простого люда, так и зажиточных слоёв населения, гос. служащих. В с-ме наказаний по Соб. Ул. 1649 года осн. упор делался на физ. устрашение (начиная от битья кнутом до отсечения рук и четвертования при смертной казни). Заключение преступника в тюрьму было второстеп. задачей и являлось доп. наказанием. В развитии феод. Судопр-ва и процесс. права для первой пол. XVII в. Хар-но сосущ-е состязательного (обвинительного) и розыскного (следственного) процессов при явном преобладании второго над первым. Все суд. органы XVII в. делились на гос., церковные и вотчинные. Гос. Суд. органы состояли из трех инстанций: 1) губные, земские учреждения, воеводы на местах, 2) приказы и 3) суд Боярской думы и царя.

    41.Гос. и общественный строй средневековой Болгарии.

    До конца XII в. Болгария была провинцией Византийской империи. В 1187 гг. в результате нац.-освоб. восстания под рук-вом боляр Петра и Асеня была восстановлена незав-ть и образовано второе Болгарское царство со столицей в Тырново. Новое болгарское гос-во достигло своего рассвета в первой пол. XIII в. в годы правления Ивана Асеня II.Во втором Болг. царстве оконч-но сформ-сь и достигли своего расцвета феод. отношения, выросло крупное церковное и светское землевладение. Были известны два осн. вида феод. земельных владений: баштина (владение, свободно передающееся по наследству) и прония (условное держание на время службы, которым нельзя свободно распоряжаться). Феодалы получали иммунитетные привилегии, кот. оформлялись царскими грамотами – хрисовулами. Среди крестьян выделялись лично свободные (баштинники) и крепостные крестьяне (парики). Рабы получали землю и превращались в зависимых крестьян – отроков. Особое значение в экономике феод. Бол. приобрели такие города, как Тырново, Средец (София), Пловдив. В отличие от городов у западных славян болгарские города не имели значительных прав самоупр-я.Во втором Болг. царстве с-ма упр-я была построена по визант. образцу. Об этом свид-т аналогичные византийским названия должностей и титулов центральных и провинц. чиновников, администр. Устр-во, финн. и налоговое законод-во. Гос-во возглавлял царь. Ключевую роль в управлении играл совет при царе – синклит. Иногда созывались феод. съезды – соборы. Тер-я гос-ва делилась на области, кот. управляли царские наместники. На местах сохранялись органы общинного самоуправления.Осн. источниками права во втором Болг. царстве являлись царские грамоты (хрисовулы, сигилии и др.), в кот. содержались постановления о феод. земельной собст-ти, о привилегиях феодалов и обязанностях зависимых людей. Содержание и формы болгарских царских грамот служат док-вом сильного влияния визант. права. Продолжали исп-ся в качестве источников визант. Законодат. сборники, например, «Синтагма Матвея Властаря».Во второй половине XIV в. болгарское государство, раздираемое внутренними противоречиями, распалось на три части: Тырновское царство, Видинское царство, Добруджанское княжество. Децентрализованная и ослабленная Болгария в 1393 – 1396 г. была завоевана турками и вошла в состав Османской империи.

    42.Правовая система средневековой Болгарии.

    Первая значит. кодификация болг. права получила название "Закона судного людем". Закон был составлен в конце IX в,; до наших дней он дошел только в многочисленных русских списках не старше XIII столетия.«Закон судный людем» — по источникам происх-я и по сод-ю — памятник права весьма сложный. Приняв христианство по греч. обряду, Бол. оказалась под влиянием визант. культуры и права, что сказалось на многих статьях Закона. Особенно сильно повлияла визант. Эклога. Однако по расположению статей, по сравнит. значимости отд. правовых институтов, по мерам наказания болгарский памятник существенно отличается от греческих образцов.Усиленный акцент поставлен феод. Гос-вом на искоренение остатков язычества. Запрещено многоженство — вторую жену, вместе с ее детьми, предписано изгнать из дома, нельзя было вступать в брак с близким родственников, что признавалось вполне допустимым в недавние, дохристианские времена.В области гражданско-прав. отношений З-н реглам-л такие виды договоров как купля-продажа, заем, хранение (поклажа), наем. Причем норма, регулирующая договор трудового найма, была весьма хар-й для феод. Общ-ва: она разрешала лишать всего заработанного того, кто не "допахал до времени", как не выполнившего условия договора найма до конца."Закон судный людем" содержит также нормы, посвященные опеке, поручительству, наследования. При наследовании по завещанию предусм-сь обязательная доля в пользу детей.З-н защищал собст-ть суровыми мерами. Много статей посвящено квалифицированным кражам — похищению оружия или коня во время похода и т.д. Перечисленные и остальные статьи, в которых, в частности, речь шла о разделе военной добычи и т. п., охватывали довольно узкий круг вопросов угол., гражд., процесс. права. Все, что лежало за пределами «Закона судного людем», оставалось сферой действия старого славянского обычая. Хар-р и содержание права собственности нашли свое наиболее четкое выражение в хрисовулах болгарских царей. В этих актах различались два основных вида феодальной собственности: бащтина (частная собственность) и прония (условное, пожизненное владение, сопряженное с обязанностью государственной, главным образом военной службы).




    43.Государственный и общественный строй средневековой Сербии

    Процесс складывания гос-ва у сербов был замедлен обособ-тью различных сербских общин и отсутствием между ними эконом. связей. Для ранней истории сербов хар-но форм-е нескольких очагов гос-ти, кот. поочерёдно становились центрами объединения сербских земель. Расцвет средневек. сербского гос-ва пришёлся на время правления Стефана Душана (1331—1355). Основой экономики среднев. Серб. Гос-ва являлось сельское хоз-во, прежде всего земледелие, а также скотоводство, особенно в гористых районах. Существенно дольше, чем в Болгарии и Хорватии, в Сербии сохраняли значения большие патриарх. семьи — задруги и общинный строй. В крестьян. Хоз-ве продолжала господ-ть коллективная собст-ть на землю. Постепенно, однако, усиливались процессы феодализации поземельных отношений и закрепощения крестьян. Уже в «Законнике Стефана Душана» было юр. закреплено завис. положение крестьянства и отменено право перехода.Среди зависимых категорий крестьян выделялись меропхи, облад. Наследств. правами на свой надел и обязанные феодалу отработочной повинностью (100 дней в году), влахи — скотоводы, уплачивающие натуральную ренту феодалу (главным образом, монастырям), и отроки, являвшиеся личной собст-тью господина. Сколь-либо значительных выступлений крестьян в среднев. Сербии не отмечено. Феод. собственность на землю была двух видов: наследственное безусловное владение — баштина, и условное держание за службу при короле или ином крупном аристократе — прония, причём роль последней неуклонно увеличивалась.Крупнейшим земельным собственником являлась православная церковь. Иммунные права феодалов были ограничены сохранением корол. суда, фискальными и военными обязанностями землевладельцев перед короной. Наиболее широким иммунитетом обладали монастыри, владения кот. фактически превращались в феод. сеньории и которые подчиняли мелких феодалов — войников.


    написать администратору сайта