Главная страница
Навигация по странице:

  • Системно-структурный м-д

  • Гос-й строй в странах Древнего Востока.

  • 5.Общая хар-ка осн. Прав. институтов в Законах Ману

  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАСТОВОГО СТРОЯ В ЗАКОНАХ МАНУ.

  • 3.Общественный строй в странах Древнего Востока.

  • 4. Общая хар-ка осн-х институтов права в Законах Хаммурапи

  • Верховным

  • 7.Общест. строй вдр.Афинах. Реформы Тезея, Солона

  • 8.Гос. и общест. Строй др. Спарты

  • Народное собрание (апелла)

  • 9.Общ. хар-ка осн. пав.институтов по древнегреч. праву.

  • Обязательственные правоотношения

  • Виды преступлений

  • 1. Предмет и методы дисциплины игпзс, её значение для юр образования. Предметом курса


    Скачать 222.8 Kb.
    Название1. Предмет и методы дисциплины игпзс, её значение для юр образования. Предметом курса
    Дата13.06.2022
    Размер222.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла5.IGPZS_Otvety.docx
    ТипЗакон
    #587391
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    1. Предмет и методы дисциплины «ИГПЗС», её значение для юр. образования.

    Предметом курса является процесс становления и эволюции прав-х и гос. структур, выявление их специфики и своеобразия, с одной стор., и общих закономерностей развития - с др. Важно не только выявить тенденции развития права и гос. строя мира, но и грамотно аргум-ть их. Т. о., курс изучает два важнейших явления соц. истории: гос-во и право в их взаимосвязи.

    Под гос-вом в историко-правовой науке понимается совок-ть учрежд-й, принципов, установлений и форм реализации полит. власти. Опр-е права отличается большей пестротой и многообразием. Мы будем исходить из того, что право - это совок-ть правил и норм, санкционированных стереотипами общественного сознания (как, например, обычное право) или гос-вом (например, закон или норм. акт), а также институтов и струк-х обр-ний, в рамках которых реал-ся те или иные прав. нормы и осущ-ся правосудие.

    Осн. методами изучения ИГПЗС явл-ся:

    • Структурно-аналит-й, кот. предполагает изучение отдельных эл-в права и гос-ва, выявление их статуса и своеобразия. Применение этого общенаучного метода позволяет выявить взаимосвязи институтов права и гос-ва с др. соц. явлениями.

    • Разновидностью структурного метода является структурно-функцион-й. Его задача закл-ся в том, чтобы помочь исследователю уяснить, каким образом функц-ет та или иная с-ма, каковы осн-е механизмы ее развития. В целом структурно-аналит-й метод позволяет изучить соц. структуру общ-ва, иерархию его соц-х и полит-х институтов, а также отд. Эл-ты и их функции.

    • Культуролог-й м-д предполагает обособленное изучение права и закона. Право в этом случае рассматривается как важнейший эл-т соц. и духовной культуры общ-ва, как императив цивилизационного типа, кот. отражается в морали и религии.

    • Сравнит-но-истор-й м-д основан на том, что выявленные истор. факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией др. сходных фактов.

    • Системно-структурный м-д эффективен при исследовании самоуправ­ляющихся с-м, сост-х из множ-ва взаимод-х эл-в. Их анализ предусматривает: изучение структуры эл-в; их внутр. и внешн. связи; выявление системообразующих эл-в. Вышеназванными методами осущ-ся исслед-я качествен­ных сторон истор. процесса.

    • Формально-юрид. м-д, предпол-й изучение событий и фактов, треб-х объяснения с пом. юр-х терминов, логики и прав-х конструкций. Этот м-д означает владение техникой обработки законод-х предписаний и др. источников права.

    2. Гос-й строй в странах Древнего Востока.

    Специфика общественного строя изучаемых стран определила возникновение и развитие в них особой государственной формы, которая получила наименование древневосточной деспотии. Концепция этой формы стала складываться в исторической литературе еще со времен Геродота (V в. до н. э).

    Характерными чертами древневосточной деспотии как формы государства являлись:

    1) сосредоточение всей полноты государственной власти в руках наследственного верховного правителя (деспота), личность которого обожествлена;

    2) строгая централизация и бюрократизация громоздкого и разветвленного государственного аппарата, полностью подчиненного верховной власти деспота;

    3) жесткий тоталитарный режим, воплощавшийся во всеохватывающем надзоре за подданными, полностью лишенными гражданских и политических свобод.

    В древневосточной деспотии особого развития достигли три главные отрасли управления: финансовое ведомство, военное ведомство и ведомство общественных работ.

    В отдельных странах Востока существовали такие специфические особенности их государственной организации, которые свидетельствуют о значительной многовариантности институтов, составлявших сущность древневосточной деспотии. Можно даже отметить, что в ряде древневосточных обществ монархическая форма правления вообще не являлась единственно возможной. Так, в состав древнеиндийской империи Маурьев входил целый ряд полуавтономных образований («дана» и «сангха»), характеризовавшихся республиканскими принципами их государственной организации. В Месопотамии и Финикии также встречались элементы республиканских форм, порожденные традициями первобытно-племенной демократии. Однако многообразие специфических черт, свойственных отдельным древневосточным государствам на определенных этапах их развития, не исключает однородных проявлений их исторического бытия, вызванных к жизни общими закономерностями их социально-экономического происхождения.

    5.Общая хар-ка осн. Прав. институтов в Законах Ману

    В Др. Индии понятие “право” было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем прав. нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, опр-е поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиб. известная дхармашастра – з-ны Ману (Ману - мифический Бог). Эти з-ны появ-сь в п-д 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э. З-ны Ману сост. из 2685 статей, напис-х в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосред-е прав. сод-е (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в зак-х Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно опис-ся происх-е , согласно религ-му учению варн, указ-ся на наследственно-профес-й хар-р варн, опр-ся назн-е каждой варны , привилегии высших варн. Особ-тью зак-в Ману явл-ся религиозная окраска всех его положений.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАСТОВОГО СТРОЯ В ЗАКОНАХ МАНУ.

    Кастовый хар-р права усматр-ся в с-ме преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответ-ть за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр, людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки.

    В п-д создания з-в Ману в И. хорошо понимали разницу м/д собст-тью и владением и охране частной соб-ти уделялось больш. вним-е. Было 7 способов возник-я права собс-ти - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ “давность владения” - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превр-ся в собст-ка. Если у доброс-го приобретателя обнаруж-сь украд. вещь, то она возвр-сь зак-му владельцу. Осн. вид собс-ти - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собс-ком всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиб. важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохоз-й). Община стремилась огран-ть частное землевладение.

    3.Общественный строй в странах Древнего Востока.

    В развитых гос-вах Др. В. Сущ-ло нес-ко форм собс-ти: гос., общинная и частная.

    Процесс соц. Дифф-ции в странах Др. В. происходил под влиянием процессов, кот. могут быть сведены в три основных комплекса:

    1) процессы, протекавшие внутри этнически однородного общества;

    2) пр-сы, вытек-е из принципа неравного прав. статуса «своих» и «чужих»;

    3) пр-сы, порожденные фактом имущ-го расслоения, произошедшего как в гомогенных, так и гетерогенных структурах.

    В состав господ-х верхов входили след. Осн. прослойки: придворная и служилая аристократия, жречество, военная знать, верхушечные слои землед-х общин. Господ-е верхи осущ. высшую полит. власть, обладая правами верховного собственника. Рабы в странах Др. В. никогда не составляли большинства населения, — в колич-м отн-и они значит. уступали массе своб. мелких произв-й. На ранних этапах развития древневосточных гос-в единственным источ-м рабства служило пленение иноплеменников-чужаков. Своб. мелкие произв-ли занимали промежуточное полож-е в соц. структуре древневосточного общ-ва. Их кардинальное отличие от господ-х верхов сост. в том, что они не являлись эксплуататорами и добывали средства к сущ-ю собст. трудом. С др. стороны, от рабов их отличал статус личной свободы. Мелкие своб. Произв-ли подразд-сь на сельское население общин и гор. Ремесл. население. Гор. ремесленники, особенно редких профессий (оружейники, ткачи, ювелиры), были своб. людьми. Они трудились в гос. мастерских, сдавая в виде налога часть своей продукции.

    Отлич. Особ-ть общест. структуры древневосточных гос-в состояла еще и в том, что соц. (классовое) деление общ-ва здесь органически дополнялось сословным делением. При этом, как правило, сословно-правовой статус индивида не совпадал с его социально-экономическим положением.

    4. Общая хар-ка осн-х институтов права в Законах Хаммурапи

    Соц. состав очень сложен. Особенно трудно его определить внутри 2-х групп - авилум и мушкенум. Общ-во состояло из 2-х осн. классов - рабовладельцев и рабов (пленные о долговые рабы (до 3-х лет). Господствующий класс - царь, его приближенные, жрецы, военачальники, старосты. Авилум “сын мужа” - это полноправный человек. Ему посвящена большая часть законника.

    Угнетенный класс - это рабы, рядовые общинники, мушкенум. Мушкенум - свободный человек, но он имел своб. права. пока нах-ся на гос. службе и вып-л свои обяз-ти. По срав. с авилумом у него приниженное полож-е (это прояв-сь в ответ-ти за преступления). Вардум (рабы) - занимали самое низкое полож-е. Их было несколько видов - царские, общинные и частновладельческие. Раб имел небольшое имущ-во (кот. после него переходило к его хозяину),раб мог стать своб-м, мог оспорить свое рабство. Долговое рабство было огранич. 3 годами. Рабов исп-ли для уплаты долга. Кража и укрывательство рабов,а также снимание “рабского знака” и подстрекат-во к этому каралось оч. жестоко.

    Древневав. правители создали отлаженный механизм упр-я. Достигнуто это путем личного вним-я ко всем делам своего гос. Поэтому в гос. ценились умелые и опытные чиновники. Все упр - сосредоточено в царском дворце. Дворцовая сист упр отлич тем, что лица, управл царским хоз-ом, занимали высшие должн в гос.; четкого разгранич ф-й м/д ними не было. Среди высших сановников гос. - визирь, дворецкий, нач-ик финансов, кравчий, главный военачальник. высоко ценились писцы. В системе гос. органов различ-сь центр и мест органы упр-ия. Бол городами упр наместники царя. На местах сохран органы общинного самоупр-я, но у них были огранич-е ф-и. Суд. ф-и вып-ли чиновники, назнач. царем. Высшей суд инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды пост теряли свое значение. В Вавилоне сущ пост армия .

    6.Гос. строй в др. Афинах. Реформы Клисфена, Эфиальта и Перикла

    Гос. Уст-во Афин можно охар-ть как полит.организацию своб. граждан, обеспеч. защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демок­рат. республику, в которой афинские граждане-мужчины пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Осн. органами власти и управления Афин. Гос-ва являлись: народное собрание; Совет пятисот; гелиэя; коллегия стратегов; коллегия архонтов. Верховным органом властибыло народное собрание – эклессия. Эклессия принимала з-ы, решала вопросы войны и мира, избирала долж-хлиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сро­ков полномочий, решала дела по продов-му снабжению го­рода, обсуждала и утверждала бюджет, осущ-ла контроль за воспитанием юношей.Полис- это полит. Объед-ие, граждане кот. Уч-т в законод. и суд. власти. Полнопр. член такого полиса считал себя ответ-м за все дела гражд- общины, был соц. активным патриотом своего города-гос-ва. Предпол-т, что Эфиальт был представителем высших слоев общ-ва, о чем говорит в частности его избрание на должность стратега. Сущность реформы Эфиальта закл-сь в том, что он, организовав суд. процесс над его коррумп-ми членами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народ. собрания и передал его народ. суду (гелиэе) в (462 г. до н.э.). После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл. Реформы: была введена плата судьям, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чья мать и отец были афинянами, принцип свободы слова.Тер-но вся Аттика была разбита на навкарии. Назревал конфликт между демосом и аристократией. В 594г. Солон был избран архонтом и првел реформы Солона. Отменялась долговая кабала, ликвид-ь все прежние долги, полит.равенство, по имущ-цензу все были разбиты на 4 разряда - пентакосимедимны, всадники, зевгиты и феты. Создан совет 400 (булэ) и расширены ф-ции народного собрания - они оттеснили от власти ареопаг и архонтов. Клисфен своими реформами продолжил дело Солона. Разделил Аттику на 3 зоны и вместо 4 племенных фил ввел 10 территориальных. Совет 400 стал советом 500 (по 50 ч. От каждой филы). Создана коллегия стратегов (1 ч. От филы), ввел остракизм и суд “черпаков”. Реформы Клисфена завершили формирование афинского полиса.

    7.Общест. строй вдр.Афинах. Реформы Тезея, Солона

    Полнопр-ми аф-ми гр-ми являлись те лица, у которых и мать, и отец были гр-ми Афин. Гр-ая правоспособность наступала у мужчин с 18 лет и предполагала наличие у гр-на оп­р-ных прав и об-тей. Сов-ть гражд. прав составляла честь гражданина. За пре­ступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах. Богатые граждане несли также повинность в пользу гос-ва - литур­гию, отчасти ограничивавшую безраздельность их частной соб-ти. К метэкам (не гражданам) относились чужеземцы, постоянно проживавшие в Афинах. У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правит-ми учр-ми. С метэков взималась осо­бая подать, они привлекались к военной службе, несли и другие повин­ности. В Афинах оч. широко исп-ся раб. труд - в домашних работах, в сельс. Хоз-ве, строит-ве и т. п. Ставший вольноотпущенником раб приравнивался по своему положению к метэкам.К органам исполн-й власти (магистратам)относились коллегия десяти стратегов и кол­легия девяти архонтов. Осн. Ф-ми коллегии стратегов были верховное рук-во и командование всеми вооруженными силами Афин. Высшим суд. органомбыла гелиэя (суд присяжных), действовавшая под рук-вом коллегии архонтов.

    Реформы архонта Солона ( 594 г. до н.э.)

    1. Прощение долгов; запрет обращать в рабство за долги. 2. Все мужчины - уроженцы Аттики - приобрели статус граждан аф-го гос-ва. 3. Разделение граждан на 4 разряда по имущественному признаку и обязат. несение воен. службы. 4. Регулярный созыв Народ. собранияром участвовали все аф. Гр-не (там решались все важнейшие вопросы и выб-сь должност­ные лица: 9 архонтов, 6000 судей (членов гелиэйи) и др. 5. Судьи (гелиасты) должны были выб-ся из всех афинян старше 30-ти лет независимо от их бо­гатства и знатности.

    Реформы Тесея: При нем произошло слияние 12 ранее обособ.племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. Все свободные граждане Афин были разделены на 3 группы - евпатриды (знать), геоморы (земледельцы), демиурги (ремесленники). Эвпатриды быстро стали брать власть в свои руки. Они создали ареопаг, коллегии архонтов - как высшие органы власти, упразднив при этом базилей и совет старейшин. Афины стали аристократической республикой.

    8.Гос. и общест. Строй др. Спарты

    Спартанское гос-о возникло в IX веке до н. э. в рез-е завоевания обширной тер- Леконики, где проживали архейские племена, дорийцами. Установление общест- порядков и госу.строя Спарты связывается с именем Ликурга. Общест- строй С. схранял пережитки первобытнообщинного строя и был построен на военной орг-. Законы Спарты были направлены на недопущения обр-ярезкой имущественной дифференциации среди “спартанцев”. Было три слоя населения: спартиатами, периеками и илотами. Спартиаты пользовались полит.равами, были обеспечены земельными наделами. Пэриеки могли иметь соб-ь, в отношениях обладали правоспособностью, были ограничены лишь в полит.правах. Илоты же имели статус гос.рабов, они не обладали правоспособностью, но могли иметь право соб-и на свои орудия пр-а и свое хозяйство, 50% доходов они обязаны были уплачивать спартиатам. Илоты представляли собой побежденные племена. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Основным органом в Спарте была герусия – совет старейшин, возгл-й все гос.управление. Герусия состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, и двух царей. Состоящие в данном органе лица именовались геронтами. Геронтов избирали из наиб.известных граждан, достигших 60-ти лет, пожизненно народным собранием, кот.они были бесподконтрольны. Герусия готовила внешнеполит.решения и руководила деят-ью должностных лиц. Она обсуждала предварительно дела, кот.должны были рассм-я в народном собрании. Герусия располагала неогранич.компетенцией, она заседала ежедневно и рук-ла всеми делами. Она же была судебным органом. Судебной власти герусии подлежали даже цари. Сама герусия считалась неответственной за свои решения. Народное собрание (апелла) решающую роль в полит.жизни страны не играло. Созывалось оно от случая к случаю. Учас-ли в собрании все спартиаты, достигшие 30 лет, прошедшие указанное законом воспитание и сохранившие свои наделы. Собрание было только пассивным властным органом. К ведению народ.собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народ.собрание участвовало в законод-е, решало вопросы войны и мира. Во главе гос-ва стояли два царя, которые выполняли ф-ю военных вождей, были верховными жрецами, осущ-ли суд-ю власть. С теч-м времени важнейшим институтом упр-я стала коллегия эфоров. Они занимали исключ-е пол-е в гос-ве. Их было пятеро. Первый из них эфор-эпоним – председательствовал в общих собраниях апеллы и герусии; Эфоры сост-ли единую коллегию и выносили решения по больш-ву голосов. В их руках целиком находились внеш. сношения, внутр. Упр-е страной. Они осущ-ли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контр-ли деят-ть всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров нах-сь гражданская юрисдикция. Одной из ф-й эфоров был контроль за деят-тью царей с целью не допустить усиления их власти. Эфоры имели право привлекать царей к суду герусии. В своей деят-ти эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения к судебной ответ-ти породила злоупотребление ими своей властью.

    9.Общ. хар-ка осн. пав.институтов по древнегреч. праву.

    Право др. Греции следует рассмотреть на примере Др. Афин, имевших наиб. развитую по сравнению с др. полисами прав. с-му. Гл-м источником права в Др. Афинах первоначально был неписаный правовой обычай, а в 621 г. до н.э. появилось писаное право - - З-ны Драконта, запись действовавших обычно-правовых норм.Для Аф-го права соб-ти хар-но деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности). Среди вещных прав сущ-т собственность и владение. Личная соб-ть считалась производной от гос.. Пред­ставления о правах соб-кав Др. Греции еще не сложилось. Обязательственные правоотношения могли возникать как из письменного до­говора, так и из устного соглашения, а также из деликта. Брак в Афинах представлял собой договор, котю заключался главой семьи. Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. При наследовании по законувыделяли наследников первой очереди -сыновей. При отсутствии сыновей наследство умершего отца могли по­лучить дочери.

    Виды преступлений, известные афинскому уголовному праву: Гос. преступления; Прест-я против семьи; преступления против личности; преступления против собственности.

    Наказания существовали в виде: смертной казни; продажи в рабство; штрафа; конфискации имущества; бесчестья, то есть лишения гражданских прав. В Афинах суд. процесс нач-ся обычно лишь после получения должностным лицом жалобы. Подать ее могли только полноправные афинские граж­дане. Прав. воззрения др. греков, учения об этике Антифона, Аристотеля, Демосфена оказали большое влияние на процесс становления римского права.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта