Главная страница

Шпаргалки к гос. экзамену по теории государства и права. ШПАРГАЛКИ_ПО_ТГП_. 1. Предмет и методология тгп


Скачать 0.7 Mb.
Название1. Предмет и методология тгп
АнкорШпаргалки к гос. экзамену по теории государства и права
Дата27.11.2022
Размер0.7 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШПАРГАЛКИ_ПО_ТГП_.doc
ТипЗакон
#815502
страница7 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

Законодательная власть. · В ее руках находится основное средство воздействия - бюджет государства. Именно законодательная власть устанавливает налоги, размеры средств, выделяемых правительству.

· Осуществляет контроль за назначением на высшие должности в правительстве.

· В руках законодательной власти находится смещение с должности президента и привлечение его к уголовной ответственности.

· Парламент во многих государствах (в том числе и Государственная Дума в России) может поставить вопрос об отставке правительства.

· Во многих государствах парламенту принадлежит право ратифицировать международные договоры, подписанные правительством.

Исполнительная власть.

· Обладает правом законодательной инициативы (правом вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа).

· Обладает правом вето (т. е. возможностью наложить запрет на вступление в силу законодательного акта, принятого парламентом). Право вето может быть полным (абсолютным), которое парламент не может преодолеть, и относительным, которое преодолевается квалифицированным большинством парламента при повторном голосовании.

· Обладает правом роспуска парламента.

· Получает особые средства воздействия при существовании практики делегированного законодательства (например, в Германии). Делегированное законодательство - передача органом своих полномочий на издание акта по определенному вопросу другому органу. Например, парламент (законодательная власть) передает некоторые вопросы на рассмотрение правительства (исполнительной власти), делегируя тем самым право на издание актов по этому вопросу правительству.

Судебная власть.

· Осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов.

· Рассматривает конфликты между органами государства (в частности, между органами законодательной и исполнительной власти по поводу их компетенции).

· Рассматривает внутрифедеральные конфликты - между субъектами федерации.

Классическое воплощение принцип разделения властей получает в президентской республике, предполагающей сильную исполнительную власть.

С принципом разделения властей тесно связан принцип парламентаризма. Парламентаризм - это система государственного руководства обществом, которая обеспечивает верховенство парламента в системе органов государства.

Суть принципа парламентаризма сводится к тому, что парламент должен выступать в качестве противовеса исполнительной власти. Эти функции парламента выражаются в следующих чертах парламентаризма:

· Парламент осуществляет контроль за расходованием бюджета.

· Парламент осуществляет контроль за кадровым составом правительства (от него зависит утверждение кандидатур высших должностных лиц правительства).

· Парламент устанавливает правовые основы организации и деятельности исполнительной власти (создает законы, определяющие структуру, порядок создания, набор полномочий органов исполнительной власти).

В дополнение к этому принцип парламентаризма выражается в следующих признаках (они не характеризуют парламент как противовес исполнительной власти, но тем не менее являются неотъемлемыми чертами парламентаризма):

· Верховенство парламента в системе органов государства.

· Парламент работает на профессиональной основе.

· Неприкосновенность депутата парламента.

54. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каж­дый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, рас­положении результатами своего труда. Политический аспект сво­боды индивида как гражданина заключается в его независи­мости от гос-ва, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступаю­щих с критикой существующей гос-ой власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов гос-ой власти и местного самоуправления. Гражданское общество суть открытое социальное об­разование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность и т.д. Гражданское общество — это саморазвивающаяся и са­моуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различ­ные организации, устанавливая между собой разнообраз­ные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целе­направленное развитие общества без вмешательства гос-ва как политической властной силы. Гражданское общество - правовое демократическое об­щество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Гражданское общество — это свободное демокра­тическое правовое общество, ориентированное на конкрет­ного человека, создающего атмосферу уважения к право­вым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предприниматель­ской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью гос-ва. Общество, гражданское общество и гос-во. Понятие и соотношение. Гр общество - сфера, где функционируют свободные автономные лица, и различные их объединения. 2 типа объединения людей: 1.Условные соц группы-объединения людей в зависимости от места в производстве и распределении.(наемные работники, крестьяне, предприниматели.) 2.Общественные объединения- объединения групп лиц с общими интересами. (партии, профсоюзы).

Механизмы саморегуляции гражданского общества:

1.Свободный рынок. Каждый человек предлагает произведенный им товар и хочет что-то за это получить.(эквивалентно). На определенном этапе развития общества этого становится не достаточно.,тк возникают монополии, и на смену приходит социальное гос-во или тоталитарный режим.

а)Проводятся меры по демонополизации производства. Для наемных рабочих - принцип свободного договора. Гос-во устанавливает определенные стандарты (уравнение зарплаты ,длины рабочего дня). б)Перераспределение национальных доходов или изменение системы налогообложения.

в)Государственное финансирование программ развития.(образования).

2.Парламентаризм- общество выбирает управляющую структуру.

3.Независимое правосудие.


55. СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ, ИХ ОСОБЕННОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ.

Социальные нормы это общие правила рег­ламентации формы социального взаимодействия людей, возни­кающие в процессе исторического развития и функциони­рования общ-ва.

Наиболее распространенным способом классификации социальных норм яв­ляется их систематизация 1)по сферам действия и 2) по механизму (регулятивным особенностям).

Сферы действия = сферы жизни общества, изучаемые в общественных науках. По сферам действия различают нормы а)экономические, б)политические, в)религиозные и др.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять а) мораль, б)право, в)обычаи и г)корпоративные нормы.

Технические нормы это целевые правила общего характера. Регламентируя тем или иным способом поведение людей в сфере их производственно-технической деятельности, в сфере техники, технические нормы и отражают обобщенный производственной опыт, закон природы и свойства вещества природы, лежащие в основе техники созданной человеком. Чтобы стать нормой, техническое правило должно приобрести черты правила общего характера, должно стать мерой поведения не отдельного индивида, а коллектива. К техническим нормам в широком смысле относят нормы: санитарно-гигиенические, научно-технические, экологические, правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья топлива, электроэнергии и т.д.

Граница между ТН и СН проходит главным образом по предмету регулирования. Технические нормы имеют социальный характер. Но в отличие от норм социальных, которые регулируют отношения непосредственно между людьми (человек-человек), технические нормы регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек-техника-человек). Общее у технических и социальных норм, то, что они имеют дело с человеческой деятельностью.


56. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ.

Термины «мораль» и «нравственность» употребляются в основном в одном значении - как слова-синонимы. Тем более они равнозначны в прикладном аспекте (в плане задач юридической науки). Хотя некоторые специалисты в области этики (науки о морали) различия здесь усматривают. Гегель также разделял мораль и нравственность, называя право, мораль и нравственность тремя последовательными ступенями в развитии объективного духа. В то же время латинское «mores» означает не что иное, как «нравы».

В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты:

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор­мативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегичес­кой задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия:

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государствен­ной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой истори­ческий период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе мо­жет действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе су­ществует система общепринятых моральных взглядов (так называемая гос­подствующая мораль).

3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категори­ях этики. (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирова­ния моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как ре­зультат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму об­щественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в от­личие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конеч­но, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Ес­ли их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулиру­ются только правом или только моралью. Специфический предмет морально­го регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудитель­ной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы пра­вового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет тех­нико-юридических норм.

6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная систе­ма, будучи относительно целостным нормативным образованием, не облада­ет такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реа­лизации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможнос­тью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гаранти­руются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлин­но моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Су­ществует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное по­ведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынес­ти справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связа­но, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.
57. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей (классов, наций, народа) к дейст­вующему и желаемому праву.

Будучи субъективной реакцией человека на правовую действительность, правосознание, с одной стороны, представляет форму (вид) общественного сознания (наряду с нравственным, политическим, религиозным, эстетичес­ким и др.), а с другой - важный элемент правовой системы.

Исторически становление правосознания происходит вместе с формиро­ванием государства и права, и дискуссия о том, что возникло ранее — право или правосознание, особой почвы под собой не имеет. Хотя применительно к конкретному типу права, например социалистическому, можно сказать, что правосознание возникло ранее права (в частности, в виде правовых идей, вы­сказанных в трудах теоретиков марксизма).

В социально дифференцированном обществе правовое сознание неодно­родно. Примером может служить общество, разделенное на классы. В таком обществе законодатель в первую очередь учитывает правосознание экономи­чески сильного класса.

В правосознании традиционно выделяют в качестве элементов правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология - это идеи, теории, убеждения, понятия, взгляды, выражающие отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правовая психология - это чувства, эмоции, переживания, которые ис­пытывают люди по поводу тех или иных проявлений права: издания юриди­ческих норм, их реализации, законности и др. Можно сказать, что правовая психология - это своего рода чувство права и законности.

Роль главного и активного элемента в правосознании принадлежит право­вой идеологии как систематизированному, научно обоснованному, теорети-зированному отражению правовой действительности.

Основу правовой идеологии должна составлять принятая в данном обще­стве (общепринятая) система политических и правовых идей - государствен­но-правовая идеология. Особенно актуальна эта проблема для России на со­временном этапе ее развития.

Правовая идеология тесно связана с юридической наукой, которая прида­ет идеологии теоретический, систематизированный характер.

Правовая психология складывается стихийно и носит несистематизиро­ванный, неформальный характер. В то же время в правосознании она имеет как бы первичный характер, поскольку зачастую правовые чувства и эмоции возникают ранее правовых идей. Правовая психология определяет обыден­ную ценностную ориентацию субъектов в правовой сфере.

С точки зрения социального уровня разделяют обыденное правосознание, профессиональное (правосознание юристов) и научное (правоведение).

С точки зрения общности - массовое (классов, наций, народа), групповое (коллективные представления и чувства формальных и неформальных групп), индивидуальное правосознание (конкретного индивида).

Правосознание имеет общее значение для правовой системы и сопровож­дает действие всех ее элементов.

Основными функциями правосознания являются познавательная, оценоч­ная и регулятивная. В литературе называют также функции правового моде­лирования, прогностическую, воспитательную и др.

Регулирующая роль правосознания проявляется в совершении лицом пра­вомерных поступков даже при отсутствии знания тех или иных конкретных правовых предписаний. Категории правосознания дают общую нормативно-правовую ориентацию индивида.

Правосознание тесно связано как с правотворчеством, так и применени­ем права.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15


написать администратору сайта