Главная страница

Шпаргалки к гос. экзамену по теории государства и права. ШПАРГАЛКИ_ПО_ТГП_. 1. Предмет и методология тгп


Скачать 0.7 Mb.
Название1. Предмет и методология тгп
АнкорШпаргалки к гос. экзамену по теории государства и права
Дата27.11.2022
Размер0.7 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШПАРГАЛКИ_ПО_ТГП_.doc
ТипЗакон
#815502
страница4 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Общественная организация — неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Термин имеет юридический смысл — в статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится:

«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан». Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

При демократическом политическом режиме государство и общественные объединения относительно независимы друг от друга. Государство регламентирует лишь общее начало функционирования общественных объединений с целью обеспечить право на объединение, а самим общественным объединениям равноправие. При этом государство не вмешивается во внутреннюю жизнь самих общественных объединений если только их деятельность не противоречит законодательству. Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений цели и действия которых направлены на насильственные изменения основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание национальной, социальной, расовой и религиозной розни. С другой стороны общественные объединения не могут оказывать непосредственного влияния на государство и его органы. Свою политику они проводят через своих сторонников, избранных на государственные посты. По иному складывается взаимоотношение между государством и общественными объединениями в странах с не демократическим политическим режимом, где гражданское общество подавляется государством. Социальные различия нивелируются, деятельность общественных объединений носит декларативный характер: оппозиция отсутствует, правящая партия является единственной, по сути сливается с государством и утрачивает черты партии как таковой.
Конституция РФ закрепляет основные параметры демократическо-политической системы: принцип политического многообразия и многопартийности, равноправие общественных объединений, право каждого на объединение, включая право создавать новые объединения, вступать в уже существующие, свободно из них выходить.
32.ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ПРАВА.

Пра­во - это сис­те­ма 1)об­ще­обя­за­тель­ных пра­вил (норм) по­ве­де­ния лю­дей, 2)ус­та­нов­лен­ных или санк­цио­ни­ро­ван­ных гос-вом и 3)ох­ра­няе­мых его при­ну­ди­тель­ной си­лой. Пра­во как ре­гу­ля­тор воз­ни­ка­ет толь­ко в том об­ще­ст­ве, ко­то­рое име­ет гос-ую ор­га­ни­за­цию. Оно пред­став­ля­ет со­бой ре­зуль­тат об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия и на­ря­ду с дру­ги­ми со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми (обы­чая­ми, тра­ди­ция­ми, ре­ли­ги­оз­ны­ми нор­ма­ми) ре­гу­ли­ру­ет об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния. Од­на­ко, по обя­за­тель­но­сти ис­пол­не­ния людь­ми пра­во­вых норм, по кру­гу лиц, ко­то­рые долж­ны со­блю­дать нор­мы пра­ва, и по дей­ст­вию пра­ва в про­стран­ст­ве оно за­ни­ма­ет гла­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние сре­ди со­ци­аль­ных норм.

Признаки правовых норм, отличающие их от других социальных норм:1.Пра­во­вые нор­мы ус­та­нав­ли­ва­ют­ся толь­ко ком­пе­тент­ны­ми государствен­ны­ми ор­га­на­ми в фор­ме офи­ци­аль­ных пра­во­вых ак­тов. Все ос­таль­ные со­ци­аль­ные нор­мы воз­ни­ка­ют или ус­та­нав­ли­ва­ют­ся не­гос-вен­ны­ми струк­ту­ра­ми или са­ми­ми со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми об­ще­ст­ва. 2.Ис­пол­не­ние пра­ва га­ран­ти­ру­ет­ся в не­об­хо­ди­мых слу­ча­ях при­ну­ди­тель­ной си­лой гос-ва, а за на­ру­ше­ние пра­во­вых норм на­ру­ши­тель не­сет юри­ди­че­скую отв-ть. 3.Пра­во, в от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных норм, об­ще­обя­за­тель­но для ис­пол­не­ния для все­го на­се­ле­ния стра­ны. 4.Пра­во вы­ра­жа­ет об­щую во­лю гра­ж­дан и гос-ва. Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без ис­ключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъек­ты права, это значит, что за ними стоит авторитет обще­ства и гос-ва и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав чело­век свободен в своих действиях, общество в лице гос-ва стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посяга­тельств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Бла­годаря праву добро становится нормой, жизни, зло — нару­шением этой нормы.
33. ПОНЯТИЕ ПРАВА В ОБЪЕКТИВНОМ И СУБЪЕКТИВНОМ СМЫСЛЕ.

В юриспруденции слово «право» используется для обозначения двух взаи­мосвязанных, но разных явлений: одно из них именуется объективным пра­вом, другое - субъективным юридическим правом.

Объективное право - это разновидность социальных норм, социальный регулятор, то есть как бы «право вообще». Характерно, что в этом смысле о праве невозможно говорить во множественном числе: если речь идет о «пра­вах», значит имеются в виду права субъективные. Субъективное юридическое право есть право, принадле­жащее субъекту. Поэтому его даже проще было бы именовать не «субъектив­ным», а «субъектным» правом.

Субъективное юридическое право - это предоставленная субъекту права юридическими нормами в целях удовлетворения его интересов мера возмож­ного (дозволенного) поведения в правоотношении, обеспеченная корреспон­дирующей обязанностью другого субъекта правоотношения и гарантирован­ная государством.

Данное определение базируется на следующих признаках:

1. Речь идет о возможности определенного поведения.

2. Эта возможность предоставляется не кому-либо, а именно субъекту права (лицу правоспособному).

3. Предоставлено субъекту права в целях удовлетворения его интересов.

4. Существует в правоотношении.

5. Имеет свои границы, будучи мерой поведения. Нарушение этой меры есть злоупотребление правом.

6. Субъективное юридическое право не может существовать вне связи с со­ответствующей юридической обязанностью, без реализации которой не мо­жет быть реализовано и само право.

7. Реализация гарантируется возможностью государственного принуж­дения по отношению к носителю корреспондирующей (соответствующей) юридической обязанности или иными способами правовой защиты.

8. Имеет юридическую природу, которая проявляется в том, что:

а) возможность определенного поведения предоставляется юридическими нормами;

б) осуществление этой возможности гарантируется государством.

Характеризуя субъективное право, возникающее на основе юридических норм, не следует исключать из его термина - «субъективное юридическое право» - слово «юридическое». Хотя зачастую говорят таким образом: «субъ­ективные права и юридические обязанности». При этом упуская из вида, что субъективные права могут быть и неюридическими. Ведь право - не единст­венный социальный регулятор. Сколько существует видов социальных норм, столько же существует и видов субъективных прав: на основе норм морали возникают субъективные моральные права, на основе корпоративных норм -субъективные права членов общественных организаций и т.д. Принципиальный механизм действия социальных норм един: норма — фактические условия — субъективные права и обязанности.

Диалектической противоположностью субъективного юридического пра­ва является субъективная юридическая обязанность. Они неразрывно связа­ны и не могут существовать друг без друга. Право одного субъекта не может быть реализовано вне реализации соответствующей обязанности другого субъекта. Существование же обязанности вне связи с субъективным правом лишено смысла. Поэтому известный тезис о том, что «не может быть прав без обязанностей», не только отражает общие начала социальной справедливос­ти, но и выступает проявлением сугубо правовой закономерности в механиз­ме действия юридических норм.

Субъективная юридическая обязанность - это возложенная на субъекта права юридическими нормами в целях удовлетворения интересов управомоченного субъекта мера должного поведения в правоотношении, реализация которой обеспечена возможностью государственного принуждения.

И право, и обязанность вытекают из юридических норм и гарантируются государством. Право — это мера возможного поведения, а обязанность - мера поведения должного. Суть этого различия состоит в том, что реализация права зависит от воли управомоченного, а воля обязанного лица в этом отношении детерминирована жестко: оно должно реализовать свою обязанность.

Различие права и обязанности также в том, что если первое содержит бла­го для своего обладателя, то вторая осуществляется не в интересах своего но­сителя, а в интересах другого лица — управомоченного.

В заключение можно заметить, что в целом субъективные обязанности так же, как и субъективные права, могут быть неюридическими: субъективные моральные обязанности, субъективные обязанности членов общественных организаций и т. д.
34. ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ.

Естественное право основано на идее существова­ния у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных самой его человеческой природой, таких как право на жизнь, свободу, равенство, пра­во на счастье, на справедливое отношение к человеку и др.

Основной смысл идеи естественного права с самого начала ее зарождения состоял в том, что естественные права человека выдвигались в качестве некоего ори­ентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (пи­саного права). Еще знаменитый оратор и государственный деятель Древне­го Рима Марк Туллий Цицерон говорил: «Несправедливый закон не создает право».

Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII вв., став идеологическим оружием буржуазии против феодально-абсолютистских по­рядков. Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций (1583-1645 гг.). В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. - Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся Александр Николаевич Радищев.

Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естествен­ные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда установлен­ные человеческой природой.

В XX в. естественные права стали уже связываться с природой человека как существа социального, субъекта социальных связей и получили свое дальнейшее выражение в форме социально-экономических и политических прав. Немецким теоретиком права и философом Рудольфом Штаммлером (1856-1938 гг.) была выдвинута идея «естественного права с меняющимся содержанием». С этого момента теория естественного права развивалась по двум основ­ным направлениям:

1) неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового уче­ния Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники - Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер);

2) «светская» доктрина, которая исходит из различения права и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической первоос­новы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости.

Итак, среди моментов, характеризующих содержание и развитие доктри­ны естественного права, можно назвать:

а) утверждение о существовании естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменных прав человека, обусловленных самой его природой;

б) различение права и закона;

в) идею «естественного права с изменяющимся содержанием», учитываю­щую реальные процессы развития прав человека вместе с развитием общества;

г) существование различных направлений развития естественно-правовой теории.


35. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА.

Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в. в Герма­нии. Ее основателями были видные немецкие юристы - Гуго, Пухта, Савиньи, которые находились в оппозиции к естественно-правовой доктрине и разработали свою теорию в противовес ей. Основоположники исторической шко­лы представляли процесс образования и развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной деятельности го­сударства, так же как формирование духа народа и его языка. При этом глав­ным источником права считался обычай, а законным то, что ранее установи­лось и существует. В соответствии с этим законы производны от обычного права, которое проистекает из недр национального духа.
36. НОРМАТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА.

Правовое учение нормативизма имеет свои корни в формально-догмати­ческой юриспруденции XIX в. и сложилось на основе методологии, вырабо­танной в юридическом позитивизме. Родоначальником нормативистской школы является австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973 гг). Он называл разработанное им учение «чистая теория права».

Нормативизм развивает тезис позитивизма о том, что право следует по­знавать лишь из самого права, и подкрепляет его ссылкой на постулат канти­анской философии, согласно которому «должное» - это особая, доопытная сфера, создаваемая человеческим разумом и независимая от «сущего» (то есть природы и общества). Поскольку право представляет систему правил долж­ного поведения, оно лежит в сфере «должного» и, следовательно, независимо от «сущего».

По мнению Кельзена, «право определяется только правом» и «сила права только в нем самом. То есть юридическая доктрина должна заниматься не установлением различных оснований права, а изучать его специфическое содержание, «понимать его из самого себя». В этой связи Кельзен являлся противником и теории естественного права.

Чтобы найти основание внутри самого права, Кельзен выдвигает идею «основной нормы», из которой как из исходного начала вытекают, разверты­ваются все другие элементы системы права, образуя ступенчатую конструк­цию в виде пирамиды. (В дальнейшем тезис об «основной норме» Кельзен признал как слабое место своей теории.)

Основная норма непосредственно связана с конституцией и звучит следу­ющим образом: «Должно вести себя так, как предписывает конституция». Полезно в нормативизме то, что он обращает внимание на такие качества права, как нормативность, формальная определенность, что способствует со­вершенствованию права как системы, его формализации, необходимой для использования в праве ЭВМ, данных кибернетики.
37. МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА.

К основным чертам марксистско-ленинского учения о праве и государстве можно отнести следующие:

1. Обусловленность генезиса и природы государства и права как надстро­ечных явлений экономической сферой общества и прежде всего — характером производственных отношений (экономическим базисом общественно-эконо­мической формации). И если не преувеличивать значение данной закономер­ности, оценивать ее лишь «в конечном счете», то в принципе историко-материалистический подход марксизма к государству и праву является верным.

2. Объяснение происхождения и сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. По Марксу, природа государства и права не могут быть поняты вне контекста борьбы классов. Государст­во — это прежде всего «машина» классового подавления.

3. Идея о применении мер насилия в целях ликвидации «старой организа­ции общества». Эта идея в теории и практике большевизма, как известно, бы­ла доведена до крайних форм.

4. Отрицание принципа разделения властей. Идея соединения в одном ор­гане как законодательной, так и исполнительной власти, - один из теорети­ческих постулатов, положенных в основу создания Советского государства.

5. Идея отмирания государства - одна из наиболее важных в марксизме-ленинизме: государство должно исчезнуть вместе с делением общества на классы. При этом праву предстоит отмереть вместе с государством.

6. В целом для марксизма характерны недооценка роли права, тезис об от­сутствии у него исторических перспектив, скептическое отношение к идее правового государства. В этой связи многие западные авторы относят марк­систское учение о праве даже к числу юридико-нигилистических.
38. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА.
Эта теория создана в начале XX в. российским ученым Львом Иосифови­чем Петражицким (1867-1931 гг.). Наиболее полно она изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В числе по­следователей этой теории можно назвать А. Росса (скандинавская или упсальская школа права), Г. Гурвича (французская школа микросоциологии права), М.А. Рейснера. Нужно отметить, психологическая теория вообще оказала большое влияние на пути дальнейших правовых исследований, в том числе и на современную американскую теорию праваПо существу, Л.И. Петражицкий полагал, что специфическая природа явлений права коренится в области эмоционального, импульсивно­го, в области переживаний, а не в области разума.

Такое право он называл интуитивным и противопоставлял его праву по­зитивному (нормам, велениям, запретам, обращенным к лицам, подчинен­ным праву и правоотношениям). Интуитивное право определяется психоло­гическим отношением адресата к праву объективному, официальному (позитивному). Таким образом, Л.И. Петражицкий признавал существование и позитивного права, хотя придавал ему весьма ограниченное значение. Ав­тор теории подчеркивал, что интуитивное право является чисто психологиче­ским явлением, явлением индивидуальной психики и не может быть представлено как объективная реальность. Реальным в правовом регулировании Л.И. Петражицкий считал только индивидуальное правосознание, субъек­тивное переживание индивидом сознания двусторонней, императивно-атри­бутивной связанности воли.

Согласно теории Л.И. Петражицкого, роль государства в отношении пра­ва незначительна, практически ничтожна. Он полагал, что реально правом оказывается не только многое такое, что не пользуется официальным государственным признанием и покровительством, но и многое такое, что со стороны государства встречает прямо враждебное отношение, подвер­гается преследованию и искоренению, как нечто противоположное и проти­воречащее праву в официально-государственном смысле.

Достоинством теории Л.И. Петражицкого является то, что она обращает внимание на психологическую сторону действия права, тесно связана с про­блемой психологического механизма формирования правомерного поведе­ния. Другое дело, что нельзя весь сложный механизм формирования правомер­ного поведения сводить исключительно к психологической, эмоциональной сфере индивида и объяснять все только ей и из нее. Специально-юридические и общесоциальные факторы и механизмы имеют здесь не меньшее значение.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта