Главная страница
Навигация по странице:

  • Стратиграфия

  • Археологические раскопки

  • 1. Предмет и задачи археологии. 1 Основные этапы развития зарубежной археологии. 2


    Скачать 68.43 Kb.
    Название1. Предмет и задачи археологии. 1 Основные этапы развития зарубежной археологии. 2
    Дата05.06.2021
    Размер68.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_k_zachyotu_po_arkheologii.docx
    ТипДокументы
    #214077
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Культурный слой: однослойный и многослойный памятник.


    Слои, на которые делятся культурные напластования, нельзя связывать с понятием об однослойных и многослойных памятниках. Однослойным называют поселение, заселенное однажды, а многослойным — заселенное несколько раз. В последнем случае оно покидалось населением, а затем вновь заселялось теми же или — чаще — другими коллективами. Каждый слой копают отдельно.

    Слои, образованные разными коллективами на многослойном памятнике, часто разделены стерильными («бесплодными») прослойками, образовавшимися в результате наноса ветром песка, зарастания поселения травами или кустарником и т. п. Таким образом, наличие стерильной прослойки говорит о том, что в момент ее образования все поселение (или его данная часть) было покинуто людьми. При повторных заселениях вновь начиналось образование культурного слоя. В стерильной прослойке не встречаются следы деятельности человека. При этом надо иметь в виду, что некоторые строительные остатки, например прослойка песка, привезенного на городище для ремонта валов, могут с первого взгляда показаться стерильными, хотя они таковыми не являются.
    1. Стратиграфия, способы фиксации культурных слоёв.


    Стратиграфия – это взаимное расположение культурных слоев относительно друг друга и перекрывающих их природных пород. Установление этого расположения имеет критическую важность для датирования находок (стратиграфический метод датирования, планиграфия).

    Археологические раскопки – занятие строго научное, не терпящее суеты и небрежности. Культурный слой нужно разбирать аккуратно, стараясь оставить на своем месте каждую находку, каждый камень или элемент построек. Все это требуется для того, чтобы специалист, чертежники и фотографы смогли зафиксировать каждый значимый объект на своем месте прежде чем его уничтожат для раскрытия более древних слоев. Однако объектов на памятнике могут быть тысячи, площади его огромны, и раскопками могут заниматься десятки человек долгие годы.

    Вообще, разметка площади будущего раскопа – это, пожалуй, первое, что обязательно делают все археологи, начиная полевые работы. Территорию поселений принято делить на квадраты, чаще всего со стороной два или четыре метра. Эта сетка является простейшей системой координат, традиционно с буквенно-цифровым обозначением, как на шахматной доске. Для того чтобы эта воображаемая сетка на месте раскопа была у всех на виду, строго вдоль прямых линий с нужным шагом прямо в землю забиваются колышки. С этого момента на будущем раскопе воцаряется закон и порядок: начальник расставляет фигуры для, например, раздерновки квадратов А1-А8, выкорчевывания куста на квадрате Б5 и так далее, а сами фигуры, то есть археологи прекрасно понимают, с точностью до двух метров, куда их направили.

    По мере продвижения работ вглубь слоя разметка сохраняется, а к буквенно-цифровым координатам добавляется глубина. Это позволяет чертежнику наносить на чертеж раскопа все необходимые объекты, замеряя их координаты по квадратам с обычной рулеткой и глубину с помощью длинной рейки с делениями и специального прибора – нивелира.

    Правда, сейчас все больше экспедиций обзаводятся современными электронными устройствами – тахеометрами, которые с помощью отраженного лазерного луча определяют трехмерные координаты любого объекта в выбранной системе координат.

    Во многих экспедициях индивидуально фиксируются координаты только части находок, более редких и более важных для реконструкций. Наиболее массовые и однообразные находки, такие как осколки керамической посуды или косточки животных, употреблявшихся в пищу, не маркируют поштучно. Чаще всего такие находки собирают отдельно для каждого квадрата и каждого слоя, чтобы потом статистически сравнивать различные слои и части поселения.

    Но фиксация на чертеже, бумажном или электронном, это лишь один из необходимых видов графической фиксации. Она отражает только то, что посчитает нужным зафиксировать начальник раскопа или чертежник. Чаще всего это принципиальные вещи, по которым можно реконструировать, к примеру, распределение находок или конструкцию сооружений. Но не менее важно сохранить объективное свидетельство о раскопанных древностях, которое может предоставить фотография.

    Для фотографа важно максимально детально, четко и разборчиво передать контраст между слоями, положение находок, остатков построек. И здесь результат зависит не только от самого фотографа, но и от тщательности археологов, зачищающих слой начисто от рыхлого грунта, срезающих корешки, щеточкой сметающих пыль с камней и находок. «Зачистка под фотографию» — одна из самых кропотливых задач, которую к тому же нужно выполнить, не останавливая надолго ход остальной работы.

    В последнее время и в фотофиксации появились новые технологии. Так, уже не является большой редкостью фотосъемка с квадрокоптеров или получение цифровых фотореалистичных трехмерных моделей раскопа.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта