Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Первобытная эпоха человечества +

  • 3. Древний мир: народы и цивилизации на территории современной России. +

  • 4. Природно-климатический и геополитический факторы и их влияние на российский исторический процесс, на формирование менталитета россиян. +

  • 5. Место средневековья во всемирно-историческом процесс +

  • 6. Древнерусское государство образование, политическая и социальная организация +.

  • 7. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами. +

  • 8. Период политической раздробленности Руси XII-XV вв.. +

  • 9. Борьба русского народа с восточными и западными завоевателями. +

  • 10. Культура Древнерусского государства. +

  • 11. Возвышение Москвы и завершение формирования Российского централизованного государства XIV-XVI вв..+

  • 12. Россия в эпоху Ивана Грозного.+

  • 13. Новое время в мировой истории +

  • 14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ В XVIII ВЕКЕ

  • Ответы по истории 52 вопроса (1). 1. Предмет и задачи вузовской дисциплины История


    Скачать 0.52 Mb.
    Название1. Предмет и задачи вузовской дисциплины История
    Дата20.01.2018
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы по истории 52 вопроса (1).doc
    ТипДокументы
    #34726
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    1. Предмет и задачи вузовской дисциплины История +
    Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.
    Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности.
    В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал общества, А это в некоторой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:

    1. знание фактов истории
    2. способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем, будущем
    3. обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории
    4. социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.
    При формировании исторического сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории:

    1. Принцип объективности означает рассмотрение каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности и соответствии исторической реальности, во всей полноте исторической правды. История не может быть плохой или хорошей.

    2. Принцип историзма означает рассмотрение исторических фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой.
    Таким образом, задача курса истории Отечества — это формирование исторического сознания, которое позволяет получать соответствующие знания, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную позицию в оценке и понимании современных процессов. В. О. Ключевский писал: … каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином.
    2. Первобытная эпоха человечества +
    Первобытность — первая эпоха, выделяемая во всемирно-историческом процессе. Она включает период развития человечества с момента выделения человека из животного мира около 2.5 млн лет назад до образования классового общества и первых цивилизаций рубеж 4-3 тысячелетий до н.э. . От последующих эпох первобытность принципиально отличается: а огромной длительностью — более 910 всемирной истории; б двойственностью, так как параллельно шло не только становление человеческого общества социогенез , но и человека как биологического вида антропогенез ; в отсутствием письменности.
    Самое главное событие — это, конечно же, появление самого человека — мыслящего существа, который научился изготовлять орудия труда и пользоваться ними.
    Затем произошло одно из основных событий, а именно, переход к производящему хозяйству или неолитическая революция. До этого человек все готовое брал от природы, но около 10-12 тысяч лет назад отношения человека и природы круто изменились: с тех пор человек стал изменять природу.
    Изменяет он ее до сих пор…
    Огонь и свет, исходящий от него, внесли важнейшие изменения в поведение людей, активность которых больше не ограничивалась дневным временем, а возможность приготовить на огне белковую пищу позволила улучшить питание.
    Кроме того, многие крупные животные и кусающие насекомые избегали огня и дыма.
    Важнейшим приобретением человека стала речь, которая позволила выражать свои мысли и абстрактные понятия.
    Следующее событие, которое произошло во времена первобытного общества, это возникновение религии, а также связанного с ней искусства. Исследования показывают, что самые ранние образцы пещерной живописи, известные сегодня, насчитывают более 30 тысяч лет, а самые поздние — около 12 тысяч лет.
    А далее зародились общественные отношения, произошло разделение общества на властвующих и подчиняющихся, появилась государственность…
    Эпохи первобытности:

    1 Палеолит или древнекаменный век. 2.4 млн — 10000 лет до н.э. Время охотников и собирателей. Начало кремниевых орудий, которые со временем становятся сложнее и специализируются.

    2 Мезолит или среднекаменный век. 10000 — 5000 лет до н.э. Начинается в конце плейстоцена в Европе. Охотники и собиратели овладели изготовлением орудий из камня и кости, научились изготавливать, а также пользоваться дальнобойным оружием — луком и стрелой.
    3 Неолит или новокаменный век. 5000 — 2000 лет до н.э. Начало эпохи неолита связывается с неолитической революцией. В это же время на Дальнем Востоке появляются древнейшие находки керамики возрастом около 12000 лет, а период европейского неолита начинается на Ближнем Востоке докерамическим неолитом. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего хозяйства присваивающего — производящие земледелие и скотоводство, позднее распространяющиеся и в Европу. Поздний неолит нередко переходит в следующий этап, медный век, халколит или энеолит, без разрыва в культурной преемственности. Последний характеризуется второй производственной революцией, основным признаком которой является появление металлических орудий.

    4 Медный век. 5000 — 3500 лет до н.э. Переходный период от каменного века к бронзовому веку.

    Во времена медного века были распространены медные орудия, но преобладали все таки каменные.

    5 Бронзовый век. 3500 — 800 лет до н.э. Характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.

    6 Железный век. с ок. 800 до н. э. Характеризуется повсеместным распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий.

    ё

    Современные исследователи в основном считают, что во времена палеолита и неолита — 50-20 тысяч лет тому назад — социальное положение мужчин и женщин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат. В последствии возникла парная семья — стали образовываться постоянные пары на более или менее продолжительный срок. Она превратилась в моногамную семью — пожизненное единобрачие отдельных пар.
    3. Древний мир: народы и цивилизации на территории современной России. +
    Первые люди на территории России — 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7-5 вв. до н.э. В 5 веке до н.э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н.э.
    Севернее греков жили скифы — кочевники.
    На территории Азербайджана в 4 веке до н.э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами немецкими племенами.
    С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников — сарматов. В 3-7 вв. н.э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее — между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.
    В 5 веке н.э. они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди тюркских племен.
    В 6 веке из пределов Монголии вновь появляются тюркские племена, которые в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги.
    Постепенно почти всё население Восточной Европы степная часть подверглась тюркизации. В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно-угорский. На Центральном Кавказе проживает ираноязычный этнос — аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.
    После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое существовало до первой трети 7 века: распалось под ударами хазаров. После распада часть населения ушла на юго-запад Балканский полуостров, где и было образовано государство Дунайская Болгария. Другая часть ушла на Северный Кавказ современные балкарцы. Еще часть двинулась на северо-восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.
    Башкирия занимала своеобразное географическое положение — между двумя разнородными очагами этнокультур и вообще мировой культуры, на стыке Азии и Европы, на Южном Урале и в его предгорьях. До появления башкир здесь попеременно жили различные племена: сарматы, аланы и др.
    О более древних жителях Башкирии свидетельствуют рисунки Каповой пещеры в Бурзянском районе около 20 тыс., лет до н.э., находки городка Аркаим в 60 км от города Сибая XVIH — XIV вв. до н.э. и раскопки Филипповских курганов на границе Башкирии и Оренбургской области II-IV вв. н.э.. Отдаленные предки башкир, монгольских и тунгусо-маньчжурских народов, составлявших когда-то этнолингвистическую общность, обитали на общей территории в Центральной Азии, в предгорьях Алтая.
    После распада империи гуннов в I в до н.э. произошло разделение тюркского племени и языка на восточную и западную ветви. Из западной ветви выделилась огузо-карлуко-кыпчакская племенно-языковая общность, в составе которой впоследствии и выросли башкирские племена.
    Появление в Приуралье тюрко-башкирских племен связано с движением в середине I тысячелетия н.э. печенегов объединение тюркских и сарматских племен. Восточное крыло печенежского объединения в Приуралье и Прикаспии как раз и составляли племена под общим названием башкорт. В конце IX в. основная масса печенегов проследовала дальше на запад. А башкирские племена осели в предгорьях Южного Урала, на берегах реки Белой и стали решающей основой формирующейся башкирской народности.
    4. Природно-климатический и геополитический факторы и их влияние на российский исторический процесс, на формирование менталитета россиян. +
    В физико-географическом отношении наше Отечество представляет собой сложный комплекс. Страна занимает территорию двух частей света — восточную часть Европы и север Азии. Особенность рельефа — преобладание равнин на западе и северо-западе, а гор — на юге и востоке.
    Важным географическим фактором, определяющим особенности территории страны, являются моря, озера, а также другие водоемы. Водные системы могли способствовать или противодействовать хозяйственному освоению земель, экономическим и политическим связям, в ряде случаев играли важную роль в исторической судьбе отдельных территорий. Россия — обширная, малозаселенная территория, граница России защищена естественными преградами. Также характерна оторванность от морей, густая речная сеть, промежуточное положение между Европой и Азией.
    Огромное разнообразие почв влияло и влияет на хозяйственную деятельность человека.
    Зарождение и становление российской государственности произошло на территории Восточно-европейской или Русской равнины. Ее характерными свойствами являются однообразные поверхности, сравнительная краткость береговой линии и отсутствие внутренних естественных границ в виде гор и горных хребтов.
    Для России всегда были характерными длинная зима и короткое лето, вследствие чего объём совокупного прибавочного продукта был низок. А это обусловило появление крепостничества, деспотической власти.
    Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства, в конечном счете, наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер, на первый взгляд противоречивый: способность к крайнему напряжению сил — отсутствие ярко выраженной привычки к тщательности, аккуратности в работе, извечная тяга к подрайской землице, необыкновенное чувство доброты, коллективизма, готовности к оказанию помощи, вплоть до самопожертвования и др.
    5. Место средневековья во всемирно-историческом процесс +

    Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений — протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

    Все ценности и нормы, которыми обычно наделяют европейское средневековье, были представлены в отдельных регионах Европы по-разному, где-то просто отсутствовали. Классическая средневековая цивилизация — это, в сущности, цивилизация Северной Франции, изучаемая дольше и исследованная лучше других. И, тем не менее, ее основные черты прослеживаются у всех западноевропейских народов.

    Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Хозяйство эпохи Средневековья феодальное хозяйство характеризуется господством частной собственности на землю. Основа экономики — сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции. Иерархическая структура земельной собственности, которая основывалась на вассальных связях, приводила к противоречию между крупной собственностью на землю и мелким крестьянским владением, которое сохранялось. Крестьяне находились в личной, поземельной, судебно-административной и военно-политической зависимости от землевладельцев. Доминировало натуральное хозяйство.

    Место человека в обществе, как правило, определялось не его личными качествами или заслугами, а происхождением: сын сеньора становился сеньором, сын крестьянина — крестьянином, сын ремесленника — ремесленником. В основе средневекового хозяйства лежала собственность феодалов на землю и их неполная собственность на производителей — закрепощенных крестьян.

    Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. В Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.
    Незначительный уровень специализации районов, связанный с натуральным хозяйством, определил развитие главным образом дальней внешней, а не ближний внутренней торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.
    Западноевропейское Средневековье — это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений.
    Основными формами хозяйственной деятельности были: феодальная вотчина французский Сеньории, английский Манор, ремесленный цех, торговая гильдия. В целом экономика была аграрно-ремесленной, что связывало ее с хозяйством древних цивилизаций и дало основание называть цивилизацию, которая существовала до конца XV века, аграрно-ремесленной, а общество — традиционным.

    Средневековье — это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Средневековое общество — сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы. Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.
    6. Древнерусское государство образование, политическая и социальная организация +.
    Вопрос о происхождении древнерусского государства исходит из двух основных теорий: норманнской и антинорманнской славянской.
    Норманнская теория обоснована Миллером и Байером в 18 веке, поддержана Ключевским и Соловьевым. Основанием для этой теории послужило сообщение в Повести временных лет о призвании славянами варягов со своими дружинами княжить на Руси.
    Антинорманнская славянская теория была выдвинута Ломоносовым в 18 веке и наиболее полно была разработана академиком Рыбаковым. По этой теории, происхождение Киевской Руси имеет южное начало. Доказательства: в районе Киевской Руси протекает река Рось, где проживали племена россоланы.
    Предпосылки образования древнерусского государства:

    1. Этническая общность древнерусской народности, говорящих на одном языке.

    2. Стремление объединить силы в борьбе с кочевниками.

    3. Экономические интересы древнерусских князей по речному пути из варяг в греки.
    Объединение древнерусского государства произошло в ходе похода новгородского князя Олега на Киев в конце 9 века.
    Территориальный рост Киевской Руси в основном закончился к началу 11 века при Владимире I.
    В истории Древнерусского государства можно выделить три этапа:

    1. Вторая половина IX — Х в. Основное содержание — объединение всей древнерусской народности в едином государстве, создание аппарата власти и военной организации
    2. конец Х — первая половина XI в. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения, увеличение городских центров, рост численности торгово-ремесленного населения
    3. вторая половина XI — начало XII в. Для него характерны наступление феодальной раздробленности и распад Киевской Руси.
    В Киевской Руси верховным собственником земли являлось государство. С середины XII в., успешно развивается княжеское, боярское и монастырское землевладение. Параллельно этому шел рост феодальной зависимости многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, закупов, рядовичей, изгоев. В X-XI вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни.
    Феодальный уклад существовал вместе с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. При Ярославе Мудром 1019-1054 г.г. Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике и овладеть землями восточнее Днепра. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь достигла международного признания.
    С развитием феодальных отношений, укреплением местных политических центров падало значение Киевского общегосударственного политического центра, усиливались тенденции к обособлению княжеств. По инициативе Владимира Мономаха был созван Любечский съезд князей 1097 г., на котором было решено прекратить усобицы и провозглашен принцип Каждо да держит отчину свою. Владимир Мономах и его старший сын Мстислав еще удерживали власть над всеми древнерусскими землями. Однако после смерти Мстислава феодальные усобицы усилились. В итоге единое Древнерусское государство распалось на ряд суверенных княжеств, и наступил период раздробленности, или удельный период.
    7. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами. +
    Основные задачи внешней политики киевских князей:

    1. Охрана границ, укрепление государства.

    2. Развитие дипломатических, торговых, культурных связей с окружающим миром.

    3. Расширение территории, получение дополнительных ресурсов для развития.
    Основные направления.

    Важное место занимали отношения с Византией, которая являлась источником ресурсов для Руси.
    Первоначально Византия выполняла роль дополнительных источников наживы. После крещения Руси Византия стала восприниматься как духовный центр христианства.
    Византия — источник для восприятия культуры.
    На юго-востоке и востоке Россия сталкивалась с хазарским каганатом и Волжской Булгарией.
    Хазарский каганат образовался в 30е годы 7 века и просуществовал до 10 века. Занимал территорию Междуречья Волги и Дона. Хазары контролировали Волжский торговый путь и выступали в двойной роли: с одной стороны, препятствовали свободным торговым отношениям Руси; с другой — выступали буфером между Русью и кочевниками.
    В 960 году Хазарский каганат был разгромлен Святославом.
    После падения Хазарского каганата Волжская Булгария становится самостоятельным государством. Она возникла в среднем Поволжье в 9 веке. Волжская Булгария была интересна для русских князей как источник плодородных земель.
    Одновременно юго-восточные территории занимали кочевники: иранцы, торки, печенеги, половцы кипчаки.
    Главный неписаный принцип взаимоотношений кочевников и Руси состоял в полном отказе от взаимных территориальных захватов, т.к. оседлый городской земледельческий быт Руси был несовместим с кочевой культурой.
    В начале 11 века при Владимире I во внешней политике обозначилось западное направление — борьба за русско-польское пограничье, позволяющее контролировать торговые пути, ведущие в Польшу, Чехию и Германию.
    8. Период политической раздробленности Руси XII-XV вв.. +
    К середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра. Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства.
    Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный процесс, который имел и свои положительные стороны — культурное и хозяйственное развитие различных земель, появление в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли. Не было утрачено сознание единства русской земли, но снизились возможности противостоять внешней угрозе.
    В начальной стадии древне-русское государство распалось на 3 основные области:
    Северо-Западная Русь.

    Новгородская земля располагалась от Ледовитого океана до верховья Волги и от Прибалтики до Урала. Город находился на перекрестке торговых путей, связывающих его с Западной Европой, а через нее с Востоком и Византией. Новгородом владел тот, кто правил Киевом. Новгород был боярской республикой, т.к. бояре победили князей в борьбе за власть, они владели экономической мощью. Высшим органом власти было вече, на котором избиралось правление, рассматривались вопросы внутренней и внешней политики. Выбирался епископ. На случай военных походов вече приглашало князя, который управлял армией.
    Культура — письменность Кирилла и Мефодия. Школы при церквях. Грамотность населения — найдены берестяные грамоты. Летопись — Повесть временных лет, составленная Нестором, монахом Киево-Печерской лавры в ХП г. Ремесленники — кузнецы славились в Западной Европе, литье колоколов, ювелиры, стеклоделы, производство оружия. Развивалась иконопись, архитектура — Софийский собор в Киеве. Золотые ворота, мозаика. Складывались художественные школы. Складывалась древнерусская народность, для которой характерно: единый язык, политическое единство, общая территория, исторические корни.
    Северо-восточная Русь.

    Владимиро-Суздальское княжество располагалось в междуречье Оки и Волги. Здесь были плодородные почвы. Возникали новые города и развивались старые. В 1221 г был основан Нижний Новгород.
    Экономическому подъему способствовал приток населения в 11-12 вв из северо-западной Новгордской земли в эти края. Причины:

    1. здесь много пригодных для земледелия пахотных земель
    2. северо-восточная Русь почти не знала иноземных нашествий, в первую очередь набегов половцев
    3. экстенсивная система земледелия время от времени создавало перенаселение и появлялось избыточное народонаселение
    4. оседание дружины на землю и создание боярских сел ухудшило положение крестьянства.
    Из-за сурового климата и менее плодородных почв, чем в северо-восточной руси, земледелие здесь было развито слабее, хотя и было основным занятием населения. Новгородцы периодически испытывали недостаток хлеба — это экономически и политически привязывало Новгород к Владимирской земле.
    Были развиты торговые пути. Важнейшим был Волжский торговый путь, связывающий северо-восточную Русь с странами Востока. Столицей был Суздаль, правил 6-й сын Владимира Мономаха — Юрий. За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище Долгорукий. Захватив Киев и став великим киевским князем, Юрий Долгорукий активно влиял на политику Новгорода Великого. В 1147 г. впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы, которую конфисковал у боярина Кучки Юрий Долгорукий.
    Северо-восточной Руси выпала роль объединителя и будущего центра российского государства
    Юго-западная Русь галицско-волынская земля.

    Благодаря плодородной почве здесь рано возникло феодальное землевладение. Для юго-западной Руси характерно мощное боярство. Самыми большими городами были Владимир Волынский и Галич. На рубеже 12-13 веков князь Роман Мстиславович объединил воедино Владимирское и Галицское княжества.
    Политику централизации власти провел его сын Даниил Романович. В юго-западной Руси начались смуты и усобицы. В середине 12 века Литва захватила Волынь, а Польша — Галицию. В течении 13-14 веков основная территория киевского государства попала под власть литовцев. Великий князь литовский не вмешивался во внешнюю жизнь завоеванных княжеств. В литовско-русском государстве преобладала русская культура, и складывалась тенденция в сторону образования нового варианта русской государственности. Однако при великом князе литовском Ягаевом верх взяла прозападная ориентация, и эта область бывшего Киевского государства не смогла стать объединителем восточных славян и создать новую русскую государственность.
    В каждом из удельных княжеств образовалось 3 разряда землевладения.

    1. частные земли князя — обрабатывались холопами
    2. земли духовенства и бояр частная собственность
    3. черные земли — на них работали свободные крестьяне и они подлежали податному обложению.
    9. Борьба русского народа с восточными и западными завоевателями. +
    В период расцвета Древнерусского государства возросли его международная роль и внешние связи. Укреплялись связи с соседними странами, происходили обмены посольствами, устанавливались союзные отношения. Однако, нередко такие отношения сменялись войнами, взаимными набегами. Так, уже в 907 г. Олег предпринял успешный поход на Византию. Борьба за расширение территории, походы против Византии продолжались и прямым наследником Олега — Игорем, затем Ольгой 946-969 гг., Святославом.
    Упрочение международного положения Древнерусского государства привело к освобождению земель восточных славян от набегов хазар, камских булгар и от византийской агрессии

    Во второй половине Х века русские дружины во главе с князем Святославом нанесли сокрушительный удар по хазарскому царству.
    Серьезная угроза раннефеодальным государствам зрела на Востоке. Тогда в 1206 г. ханом Монголии был провозглашен Темучин Чингисхан 1155 — 1227 гг.. Первое столкновение русских дружин с монголами произошло на реке Калке в 1223 г., когда союзное русско-половецкое войско потерпело жестокое поражение. Но тогда монголы дошли до Новгород-Северского и повернули на восток.
    Первой жертвой нашествия на Русь стало Рязанское княжество. В декабре 1237 г. г. Рязань была взят штурмом, и на старом месте больше не возродилась современная Рязань — это новый город, находящийся в 60 км от старой Рязани, раньше он назывался Переяславль Рязанский. Дальше последовало взятие Коломны, Москвы, Владимира. Битвой на р. Сити 4 марта 1238 г., в которой было уничтожено русское войско, Батый завершает захват Северо-Восточной Руси.
    В 1239 г. Батый предпринял новый поход на Русскую землю. Осенью после разгрома аланов и половцев на Черноморском побережье татаро-монголы захватили Чернигов.
    Осенью 1240 г. возобновляется нашествие на Русь. В декабре монгольские войска взяли Киев, вскоре — Владимир-Волынский.
    В результате походов 1236-1238 гг. и 1239-1242 гг. монголами были завоеваны Волжская Булгария, все русские земли за исключением Новгорода. Но и Новгород вскоре должен был признать власть завоевателей. Почти на два с половиной столетия над русскими землями установилось татаро-монгольское иго. Следствием этого явилось отставание России от Запада.
    Одновременно с татаро-монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями, поработившими Прибалтику.
    Основной агрессивной силой стал Ливонский орден, объединившийся в 1237 г. с орденом тевтонов. Вслед за этим начались вторжения немецких рыцарей на Русь. 15 июля 1240 г. на берегах Невы русские войска под командованием князя Александра Невского 1220-1263 гг. разбили шведских захватчиков. 5 апреля 1242 г на берегах Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, остановившее германских феодалов в их натиске на Восток.
    Причины поражения Руси:

    1. политическая раздробленность
    2. превосходство монголов в численности в каждом сражении
    3. высокий уровень дисциплины
    4. применение монголами китайской осадной техники.
    Последствия нашествия:

    1. сократилось население страны
    2. разделение городов, подорвано городское ремесло
    3. разрушены памятники духовенства и материальной культуры
    4. особое последствие нашествия на истории России сказались в том, что оно заложило азиатский способ власти в России.
    10. Культура Древнерусского государства. +
    Вследствие того, что Русь испытывала сильное влияние Византии, её культура складывалась как синтез культур и традиций двух государств. Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии. С принятием христианства, положение радикально изменилось — новая религия стремилась изменить представления людей о красоте, морали, творчестве и т.д. Достаточно продолжительное время на Руси сохранялось двоеверие, что сыграло огромную роль в складывании культурного потенциала, отражавшего в себе некую двойственность.
    Основа любой культуры — письменность. Долгое время считалось, что письмо на Руси появилось с принятием христианства. Но есть доказательства существования письменности задолго до этого: договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X века, имели копии на славянском языке. Христианизация Руси просто дала толчок развитию письменности. Появились переводы греческих богослужебных книг, исторических сочинений, жизнеописаний святых. При церквях открывались школы. С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Ярким свидетельством широкого распространения грамотности являются берестяные грамоты.
    Первая летопись была составлена в конце X века и описывала события от династии Рюрика до Владимира. Но летописям предшествовали отдельные записи, служившие основой для них. Это — истории о Кие и основании Киева, походах на Византию и войнах Святослава, сказания об убийстве Бориса и Глеба и т.д.
    Вторая летопись была составлена при Ярославе Мудром, когда он объединил Русь и заложил храм Софии. Эта летопись вобрала в себя первую. Повесть временных лет — по меньшей мере, пятая летопись XII век. Вся летопись пронизана духом единства Русского государства, что связано с начавшимся политическим распадом Руси.
    Литература развивалась параллельно с правописанием. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове. В начале 40-х годов XI века. Он создал Слово о законе и благодати. Оно посвящено обоснованию государственно-идеологической концепции Руси; показывало роль великокняжеской власти; объясняло смысл крещения Руси. Его основная тема — равноправие Руси среди остальных народов и государств.
    В Слове о полку Игореве — сказитель-певец Боян рассказывает о подвигах русского народа, о главной проблеме — феодальной раздробленности. Песни, былины, сказания — фольклор. Былины — богатыри-защитники, Илья Муромец и т.д. Враги Руси — тугарин — половцы, жидовина — хазары.
    В эпоху язычества искусство — деревянные, каменные скульптуры языческих богов и духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскиза магических масок, которые затем изготавливали ремесленники; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, развлекали племенных вождей и народ.
    В эпоху христианства церковное искусство воспевало бога, подвиги апостолов и т.д. В Византии искусство создавалось по церковным канонам — аскетизм и строгость. Перенесение всего этого на русскую почву столкнулось с радостным культом Природы и т.д. Уже в XI веке аскетическая манера Византийской иконописи превращалась под кистью русских мастеров в портреты, близкие к натуре, хотя, иконы несли в себе все черты иконописного лика.
    11. Возвышение Москвы и завершение формирования Российского централизованного государства XIV-XVI вв..+
    В конце XIII — начале XIV века Русь начала оправляться от разорения. Росло земледелие. Феодальная раздробленность как система государственности начинала вступать в противоречия с социально-экономическим развитием страны. Внешняя угроза ускоряла процесс объединения русских земель.
    Москва занимает географически важное положение: с юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанские княжества, с севера-запада — Тверское княжество и Великий Новгород. Леса вокруг Москвы были непроходимы для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва стала центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным центром сухопутных и водных торговых путей. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону другие княжества и церковь. Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского — Даниил.
    Рост могущества Москвы начался в период княжения Ивана Калиты 1325-1340 гг.. Он добился от золотоордынского хана признания себя великим князем над всей русской землей. Усилению Москвы способствовало и перенесение в нее митрополичьей кафедры.
    Однако к середине XIV века складывается и другой центр объединения русских земель — Великое Литовско-Русское княжество. Борьба за княжение после смерчи Витовта в 1430 г.- национальная и религиозная рознь ослабили это княжество, в то время как Московское княжество продолжало укрепляться при сыновьях Ивана Калиты Симеоне Гордом 1340-1353 гг. и Иване Красном 1353-135У гг..
    К концу 14 в. в состав Московского княжества вошли Муром, Нижний Новгород, земли на окраинах Руси. Территория увеличилась почти в 30 раз по сравнению с началом века. В 1480г. давившее почти 240 лет монголо-татарское иго было свергнуто.
    К середине XV века Московское княжество выросло в могущественный массив. На заключительном этапе объединения русских земель наиболее острой была борьба с Новгородской олигархической республикой. Отстаивавшая свою обособленность местная знать изменила Руси и признала верховною власть литовского князя. В июле 1471 г на берегу реки Шелони войска новгородских феодалов были разбиты. В 1478 г земли великого Новгорода пошли в состав единого государства. В 1485 г. Москва присоединила Тверь. В 1510 г. была ликвидирована обособленность Пскова, а в 1520 г. — Рязани. Этим в основном завершилось политическое объединение русских земель.
    В конце XV в. при поддержке украинского и белорусского народов Россия начала борьбу за возвращение охваченных литовскими феодалами русских земель на левом берегу Днепра, но Десне и на Оке.
    Завершение окончательного объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III, который первым принял титул — государь всея Руси. В это время двуглавый орел стал гербом нашего государства, был возведен из красного кирпича Кремль, был создан первый судебник 1497 г, стали формироваться органы управления, принимал зарубежных послов в Грановитой палате. Иван III ввел термин РОССИЯ.
    При нем были приняты особые знаки великокняжеского достоинства: шапка Мономаха, которая стала символом самодержавия, драгоценные оплечья — бармы и скипетр. Идеологическим обоснованием неограниченной власти великого князя была так называемая теория третьего Рима. Смысл ее заключался в признании великого князя наследником римского и византийского императоров. При Иване III были заложены основы сословно-представительной монархии.
    При Иване III началось формирование центральных органов власти — приказов. Делопроизводство в приказах вели дьяки и подьячие. В начале XVI в. в России насчитывалось до десяти приказов. Так, дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский — внешними сношениями, разрядный — военными делами и т. д.
    Преодоление феодальной раздробленности, образование и укрепление Российского государства привели к постепенному складыванию системы централизованного управления страной. Продолжала функционировать Боярская Дума, выросли центральные правительственные учреждения — приказы, возросла роль дворянства при ограничении прав феодальной аристократии. Но пережитки феодальной раздробленности сохранялись и влияли на внутреннюю политику России.
    12. Россия в эпоху Ивана Грозного.+
    Вторая половина XVI в. в истории России -это эпоха Ивана Грозного. Иван IV вступил на престол в 3-х летнем возрасте. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. После нее не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских и Глинских. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти и вызвало большую волну недовольств и открытых выступлений. Страна нуждалась в реформах по укреплению государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь реформ. В 1549 г. вокруг Молодого Ивана сложился круг близких людей, которые и образовали Избранную раду. Они проводили реформы середины XVI в.
    Во время царствования Ивана IV возник новый орган власти — Земский собор, который занимался решением важнейших государственных дел, вопросами внешней политики, финансами. Они приняли решение составить новый Судебник. Основное отличие его от Судебника 1497 года состояло в установлении более централизованной системы суда и управления. Это достигалось, во-первых, усилием роли центральных органов приказов, во-вторых, редким ограничением власти наместников. Судебник ограничивал и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов, ещё больше усиливал крепостническую зависимость крестьян.
    Было впервые введено наказание за взяточничество государственных служащих. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Для пограничной службы привлекались казаки.
    Важное значение имело Уложение о службе 1556 г., по которому вотчины в отношении ратной службы приравнивались к поместьям. Одновременно была регламентирована сама служба, т. с. устанавливалось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне.

    В середине XVI в. окончательно складывается приказная система — центральный аппарат государственного управления. Число приказов достигало 40.
    В 1555-1556 годах была окончательно ликвидирована система кормлений. Вместо наместников и волостелей на местах учреждается институт земских старост, выбираемых из наиболее зажиточных посадских людей и крестьян. Общий же надзор за местным управлением сосредоточивался теперь в руках губных старост губа — административный округ. Эта реформа позволила дворянству широко использовать в своих интересах новую земскую организацию Особенно выиграло местное купечество.
    По инициативе митрополита Макария была проведена церковная реформа Общерусская канонизация святых должна была как бы символизировать собою объединение русского народа в рамках единого национального государства Был принят ряд мер по унификации служб, церковных обрядов и особенно укреплению нравственного авторитета церкви.
    В 50-х — начале 60-х годов 16 века возникают серьезные противоречия между Иваном Грозным и боярами, требовавшими себе участия во власти. В 1560 году у него произошел прямой разрыв с советниками. В январе 1565 года Иван IV объявил свой гнев на бояр, духовенство, на служилых и приказных, то есть на всех, кроме простых людей, и грозился оставить царство. По молению москвичей он остается у власти при условии, чтобы класть опалу на крамольников, как ему будет угодно. Так начинается опричнина 1564-1572.
    В опричнину царь выделил часть уездов страны и 1000 человек бояр и дворян потом их численность возросла до пяти тысяч человек. Зачисленным в опричнину полагалось иметь земли в опричных уездах. Поэтому вотчины и поместья в опричных уездах забирались и давались взамен другие, в земских. В опричнине действовала своя Боярская дума. были созданы свои особые войска, опричная часть была выделена и в Москве. Начались непрерывные опалы, ссылки и казни заподозренных лиц, насилия опричников над изменниками. Кульминацией опричного террора стали конец 1569-лето 1570 гг., когда Иван I розный разгромил Великий Новгород.
    В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил упоминать это слово.
    Параллельно внутренней ломке с 1558 года у Грозного шла борьба за Балтийский берег. В два года Ливония было разгромлена московскими войсками и распалась. Вначале Грозный имел большой успех в Литве, но в 1576 Литва перешла в наступление. К этому времени вследствие глубокого кризиса внутри страны у Грозного иссякли средства ведения войны , и в 1582 году был заключен мир с Литвой, по которому Грозный уступил свои завоевания в Лифляндии и Литве, а в 1583 году он помирился и со Швецией на том, что уступил ей Эстляндию и сверх того свои земли от Нарвы до Ладожского озера по берегу Финского залива.
    13. Новое время в мировой истории +

    Новое время или новая история — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

    Понятие новая история появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения нового времени, его новизны по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование охота на ведьм.

    Понятие новое время было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, европейского чуда и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

    Начало — английская революция, падение Константинополя, открытие испанцами в 1492 году Нового света или начало Великой Французской революции,

    Конец — Первая мировая война.

    Новое время повлекло за собой многочисленные изменения.

    Политические: рост значения централизованного государственного управления

    Культурные: Великие географические открытия, такие, как прокладывание морского пути в Индию, открытие Америки.
    Наука: Представления евпропейцев о земле претерпели большие изменения, как и представления о место самой земли во вселенной. 1543 год — книга Николая Коперника Об обращениях небесных сфер — отказ от геоцентрической системы Птолемея.
    Техника и производство: книгопечатание. 1440 год — первый печатный станок. Изобретение оказало огромное влияние на скорость тиражирования и распространения информации. На смену ремесленному производству пришел мануфактурный — разделение труда. Возросла производительность труда. Развитие горного дела и металлургии, для отопления и в производстве начал использоваться ископаемый уголь.

    Основные события нового времени:

    1 Вестфальский мир, Английская революция, Война за незасивимость США, Французская революция, Русско-турецкая война 1787-1792, Русско-шведская война 1788-1790, Наполеоновские войны, Греческая революция, Восстание декабристов, Русско-турецкая война 1828-1829 годов, Июльская революция 1830 г., Первая Опиумная война, Революция 1848-1849 гг., Крымская война, Вторая опиумная война, Гражданская война в США, Американо-мексиканская война, Первая мировая война. 1914 — 1918
    14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ В XVIII ВЕКЕ

    Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения
    XV-XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируется мировоззрение гуманизма как основы новогоceкулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII веке.
    XVIII век в жизни народов Европы и Америки — это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохии Нового времени означало цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил названиемодернизации.
    Модернизация — это сложный многогранный процесс, проте¬кавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация озна¬чала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбаниза¬цией — небывалым ростом городов, который привел к преобладаю¬щему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию по¬литических структур, закладывание предпосылок для формирова¬ния гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.
    Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы измени¬ли эмоционально-психологические установки человека, его ментали¬тет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабиль¬ности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божествен¬ным законам. Человек Нового времени считает возможным познать за¬коны природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.
    Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, созна-тельных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового че¬ловека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к измене¬ниям, происходящим в окружающей среде.
    Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также назы¬вают Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и полити¬ке. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепос¬тить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.
    Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и по¬требности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, aктивности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей наcoциальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф.Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй — все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.20. С.16).
    Европа XVIII века в цивилизационном отношении еще представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.
    В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.
    Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро.
    Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе со старой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами.
    Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побы¬вал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Воль¬тер — в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей кни¬ги «Об уме». По цензурным соображениям не раз приостанавлива¬лось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772 гг.
    Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию радикалов. При всем своем радикализме французские просветители проявляли умеренность и осторожность, когда ставился на обсуждение один из основных принципов, на которых базировалась европейская государственность — прин¬цип монархизма.
    Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689 - 1755). Изучая причины возникновения того или иного госу¬дарственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объ¬ективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, рели¬гией, численностью населения, формами хозяйственной деятель¬ности и др.
    Конфликты французских просветителей с католической цер¬ковью объяснялись ее идеологической непримиримостью, догматиз¬мом, и это исключало возможность компромисса.
    Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественно¬го деятеля — ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало на¬звание целому идейному течению европейского масштаба - вольте-рьянству»).
    Большое место в творчестве Вольтера занимают историче¬ские труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759). В трудах Вольтера по¬литическим антагонистом Карла XII выступает Петр Ш — монарх-реформатор и просветитель. Для Вольтера на первый план выдвинулась независимая политика Петра, ограничившего полномочия церкви чисто религиозными делами. В книге «Опыт о нравах и духе народов» Вольтер написал: «Каждого человека формирует его век, очень немногие поднимаются над нравами своего времени». Он, Вольтер, был таким, каким его создал XVIII век, и он же, Вольтер, был в числе тех просветителей, кто поднял¬ся над ним.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта