Главная страница
Навигация по странице:

  • 15. Смутное время в России. Эволюция государственности в XVII в.+

  • Ответы по истории 52 вопроса (1). 1. Предмет и задачи вузовской дисциплины История


    Скачать 0.52 Mb.
    Название1. Предмет и задачи вузовской дисциплины История
    Дата20.01.2018
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы по истории 52 вопроса (1).doc
    ТипДокументы
    #34725
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Часть французских просветителей надеялась на сотрудниче¬ство с властями в решении конкретных проблем управления стра¬ной. Среди них выделялась группа экономистов-физиократов (от греческих слов «физис» — природа и «кратос» — власть), во главе которых стояли Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго.
    Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эво¬люционными путями побудило многих из них примкнуть к неприми¬римой оппозиции. Их протест принимал форму атеизма, резкой кри¬тики религии и церкви, характерных для философов-материалис¬тов — Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.
    Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) в трактате «Об общественному говоре...» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. Он писал: «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно, недействителен. Если Английский народ считает себя свободньм, то он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны — он раб, он ничто. В древних республиках и даже монархиях народ никогда не представителей, само это слово было неизвестно.
    Будучи деистом по своим философским взглядам, он осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Руссо разделял общую веру просветителей на природу как гармоническую систему, частью которой был человек. Но он был убежден, что сам человек разрушил это «естественное состояние» и окружил себя противоречащими закону природы учреждениями. Исчезло равенство, появилась собственность «и обширные леса превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать человеческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с урожаем рабством нищета». Но если нельзя вернуться к «естественному состоянию», то еще можно, устранив неравенство, восстановить утраченные добродетели. Сделать это не просто, потому что на страже неравенства стоит деспотизм. Требуется сила, чтобы его низвергнуть: «Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, - это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных».
    Эта мысль вдохновляла поколение революционеров конца XVIII в., которое разделяло идеи Руссо, а вместе с ним негативное отношение и ко всему строю, основанному на свободе рыночной торгов¬ли. Стремясь возродить утраченные добродетели, он объявлял их ос¬новным носителем народ, трудящиеся низы общества. Так как народ не способен понять, в чем заключаются его истинные интересы, то ему нужен мудрый правитель, соответствующие законы и политика.
    Значительное развитие просветительское движение получило в Англии. Английское просветительство не было однородно по своим устремлениям. «Великие остроумцы» начала XVIII в. отличались друг от друга отношением к современному обществу и государ¬ственному строю. Одни из них — Джозеф Аддисон, Ричард Стиль, Колли Сбор — пытались перевоспитать людей путем моральной проповеди и лишь осторожно и с оговорками отмечали недостатки современного им политического строя Англии.
    Другие, к числу которых относились Джонатан Свифт и Джон Арбетнот, стремились вскрыть недостатки современного им общества представлявшееся им далеко не совершенным. При этом они в значи¬тельной степени учитывали и интересы угнетенного народа.
    На характер английского Просвещения повлияли также его неконфликтные отношения с религией и церковью. Объяснялось это тем, что англиканская церковь не противопоставляла себя католиче¬ской, и в какой-то мере пропагандировали веротерпимость.
    В политической программе английских просветителей нет ра¬дикальных лозунгов и боевых призывов. Причина понята: большин¬ство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале XVIII в.
    В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована еще в XVII веке филосо¬фом-материалистом Джоном Локком (1632-1704) — создателем идейно-политической доктрины либерализма. Взгляды Локка в значительной степени воплотились в политическом строе Анг¬лии: были закреплены основные права и свободы граждан, пред¬ставительное правление, религиозная терпимость, неприкосно¬венность собственности. Все это в основном соответствовало це¬лям просветителей.
    Просветительное движение в Шотландии опиралось на интел¬лектуальный потенциал университетов Эдинбурга, Глазго и Абер¬дина. Один из просветителей — Дэвид Юм (1711-1776) — философ, историк, экономист. Современное ему общество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на разделении труда и различи¬ях в положении людей. По его мнению, не может быть стабильным общество, не уважающее социальных и религиозных различий меж¬ду людьми. В свою очередь гражданин, не признающий, что его бла¬гополучие связано с благополучием всего общества, не может быть добродетельным.
    Большое влияние на европейское Просвещение оказал эконо¬мист Адам Смит (1723-1790). Общество мыслилось ему гигантской мануфактурой, а разделение труда — всеобщей формой сотрудни¬чества людей в интересах «богатства народов». Интерес просветите¬лей к экономической теории отражал общее повышение престижа хозяйственной деятельности. Увидев преимущества рынка, Смит тем не менее выражал опасение, что его экономические законы могут привести к социальной и нравственной деградации наемных рабо¬чих. В такое состояние, — считал он, — должны неизбежно впадать трудящиеся бедняки, если только правительство не приложит уси¬лий для предотвращения этого.
    Просвещение в Германии представляло собой сложное и про¬тиворечивое явление прежде всего в силу политической раздроб¬ленности страны. Один из парадоксов немецкого Просвещения за¬ключался в том, что оно в какой-то мере поощрялось правящими классами, отсюда и его преимущественно умозрительный теорети¬ческий характер.
    Одним из родоначальников немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724-1804), профессор университета в Кенигсбе почетный член Петербургской Академии наук (1794). Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства, назначение которого он видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правления (республика, монархия), а в разделении властей.
    Специфика социально-исторического развития Германии определила своеобразие немецкого Просвещения. Просветительские идеалы свободы и личного достоинства, обличение деспотизма отразились в самой общей и довольно отвлеченной форме. Только в npоизведениях Лессинга и в драмах молодого Шиллера они получил конкретное воплощение. Борьба за национальную самобытность немецкой литературы ведется Лессингом, развивающим идеи Дидро Клопштоком, тяготеющим к сентиментализму, и поколением 1770-годов — Гердером, Гете, писателями «Бури и натиска».
    Многообразие путей, которыми шло Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, повлиявших на мировое развитие в XIX- XX веках.
    XVIII век вошел в историю как век просвещенного абсолютиз¬ма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших фе¬одальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизи¬ции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, от¬мена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и цер¬ковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.
    Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, ли¬шив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему поло¬жению старых земледельческих классов.
    Проведение политики просвещенного абсолютизма в опреде¬ленной мере явилось отражением идей Просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры — земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице бур¬жуазии.
    В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитан¬ском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм — форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается — значит перестает им быть.
    Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия — политические, эконо¬мические, социальные — носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что де¬спотический режим в просвещенной или непросвещенной форме от¬жил свое время, что залог будущего экономического процветания ев¬ропейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.
    XVIII век стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.
    Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще оче¬виден. XIX век позволил европейцам зримо ощутить плоды индуст¬риальной революции, необходимые предпосылки которой были за¬ложены в XVIII веке.
    15. Смутное время в России. Эволюция государственности в XVII в.+
    Во 2-ой половине 16в. особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжелая Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей, потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571г. значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана Грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливала общий разлад и деморализацию.
    В 1584 году умер царь Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит царем в приступе гнева, и на престол взошел средний сын Федор — добрый, но неспособный к управлению человек. Фактически управление государством целиком находилось в руках Бориса Годунова, на чьей сестре был женат Федор. В 1591 году в Угличе при неясных обстоятельствах погиб младший сын ванна Грозного Дмитрий, и со смертью бездетного Федора прекратилась старая династия. Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество. Был созван земской собор из представителей всяких чинов всех городов Московского государства, и собор единодушно избрал на царство Бориса Федоровича Годунова. На какое-то время государство оказалось ничьим, и это привело к кризису, послужившему началом так называемого Смутного Времени.
    В 1601г.случился в России повсеместный неурожай, который повторялся следующие два года. В результате — голод и мор. Многие из богатых людей в это время отпускают на волю свою челядь, чтобы не кормить ее, и это увеличивает толпы бездомных и голодных. Из отпущенных или беглых образовывались шайки разбойников.
    В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол. Московское правительство утверждало, что он был галичским боярским сыном Григорием Отрепьевым, который постригся в монахи и был дьяконом в Чудовом монастыре в Москве, поэтому его в последствии называли Расстригой. Некоторые польские паны согласились помогать ему и в октябре 1604 года Лжедмитрий вошел в Московские пределы; издал воззвание к народу, что Бог спас его, царевича, от злодейских умыслов Бориса Годунова и он призывает население принять его как законного наследника русского престола. Началась борьба безвестного молодого авантюриста с могущественным царем, и в этой борьбе Расстрига оказался победителем.
    В апреле 1605г. царь Борис умер, и тогда его войско перешло на сторону претендента, а затем и Москва в июне 1605г. с торжеством приняла своего законного природного государя царя Дмитрия Ивановича. Новый царь скоро стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей. Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606г. к царю приехала его невеста, Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Шуйский начал агитацию против Лжедмитрия тотчас после его воцарения; он был судим собором из всех чинов людей и приговорен к смертной казни, но царь его помиловал.
    В ночь на 17 мая 1606г бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением их домов. Василий Шуйский стал царём. Воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех. Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания. Появился вождь восстания — бывший холоп Иван Болотников. Болотников с огромным скопищем воровских людей подошел к Москве, но был разбит. Однако участники восстания были готовы продолжать выступления, и вскоре встали под знамена второго Лжедмитрия — выходца из Стародуба. Марина Мнишек, бывшая 8 дней царицею Московскою и спасшаяся во время переворота 17 мая, согласилась стать женою нового Лжедмитрия.
    Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушино отсюда его прозвище: Тушинский вор. Его войска были разбиты с помощью шведов в 1609 г., и сам Лжедмитрий бежал в Калугу, откуда вскорости предпринял еще одну попытку захвата власти.
    В это время польский король Сигизмунд решил использовать смуту в России в интересах Польши и начал наступление на Москву. Царь Василий потерял всякое доверие и авторитет, 17 июля 1610г. он был свергнут с престола, а 19-го насильственно пострижен в монахи. После этого наступило междуцарствие, власть находилась в руках нескольких бояр во главе с князем Мстиславским семибоярщина. Приближение Тушинского вора пугало всех бояр и всех лучших людей. Чтобы избавиться от вора и его притязаний, бояре решили избрать на московский престол польского королевича Владислава.
    Лжедмитрий был прогнан от Москвы и снова бежал в Калугу с Мариной и казачьим атаманом Заруцким. Однако польский король Сигизмунд не соглашался на условия Москвы принятие его сыном православия, переговоры затягивались, и правление поляков в России терпели только как меньшее зло. Но 10 декабря 1610 года Тушинский вор был убит в Калуге, и это стало поворотным событием в ходе Смуты: теперь у русского народа оставался один враг — Сигизмунд, угрожавший православию и национальному русскому государству. Уже в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в стране, поднятое патриархом Гермогеном.
    Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и начало его осаду. Это были, во-первых, дворяне и дети боярские, во главе которых стоял знаменитый в то время рязанский воевода Прокопий Ляпунов, а во-вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские бояре, князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. 30 июня 1611 был составлен приговор о составе и работе нового земского правительства, однако он не устранил разногласия между дворянами и казаками, и Ляпунов был зарублен казаками. Дворяне остались без предводителя, а казаки были недостаточно сильны, чтобы справиться с поляками.
    Скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву, во главе которого встал земский староста Кузьма Минин. Начальником земского ополчения был приглашен стольник и воевода Дмитрий Михайлович Пожарский. Движение началось в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде, в августе 1612 ополчение подошло к Москве, присоединившись к казакам Трубецкого. 22-го октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город, а через несколько дней сдались, обессиленные голодом, поляки, сидевшие в Кремле, и оба ополчения вступили в освобожденную Москву.
    7 февраля 1613 г. выборные люди согласились на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета, и, убедившись в согласии народа, Земский Собор 21-го февраля 1613 г. единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. Перед ним стояла труднейшая задача — ликвидация последствий интервенции. Большую опасность представляли казаки, которые разбрелись по стране и не признавали нового царя. Другую опасность представляли шведы. В 1617 г. был заключен Столбовский мир, по которому России возвращались Новгородские земли. Но удерживалась за собой Балтийское побережье. В 1618 г. был заключен мир с Речью Посполитой, за которой оставались Смоленские и Черниговские земли. Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено.
    Если первая половина века характеризуется резким повышением значения таких органов государственной власти, как Земские соборы и Боярская дума, без совета с которыми царь не мог принять ни одного крупного решения, то со второй половины XVII в. их влияние начинает быстро падать. С 1684 г., например, прекращают созываться Земские соборы. Еще раньше царь начинает игнорировать советы думы, перейдя к практике опоры на ближайших советников Ближняя дума, комната. Напротив, резко возрастает роль исполнительных учреждений — приказов — и бюрократического аппарата приказных начальников, дьяков, подьячих и пр. в государственном управлении. Как раз на XVII в. приходится расцвет приказной системы. Все эти изменения являются несомненным свидетельством укрепления власти российского монарха, все более превращающегося в действительно самодержавного владыку. Их отразило уже Соборное уложение 1649 г., в котором отчетливо прослеживается тенденция к правовому обеспечению неограниченности власти государя. Таким образом, к концу XVII в. в государственной системе России сложились все условия для окончательного оформления абсолютизма.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта