Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. сер. 6в- сер. 3 в. до н.э. -древнейший (становление цивильного, или квиритского права)

  • 2. сер. 3 в. до н.э. – 1 в. до н.э. – предклассический этап (появление преторского права и права народов)

  • 3. 1 в. до н.э. – сер. 3 в. н.э. классический этап (сложились осн. институты права)

  • 4. 4-6 вв н.э. – постклассический (эпоха кодификаций)

  • Первоначально свод состоял из 3 частей: Институций

  • Дигесты

  • Кодекса Юстиниана – свод императорских указов от Адриана до Юстиниана.

  • 1. Предмет и значение курса. Классификация римского права. 1


    Скачать 262.75 Kb.
    Название1. Предмет и значение курса. Классификация римского права. 1
    Дата27.05.2021
    Размер262.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаRimskoe_pravo_zachyot_voprosy_1-20.docx
    ТипЗакон
    #210623
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    2. Периодизация истории римского права. Источники римского права.


    Самой распространенной периодизацией является деление эволюции частного римского права на следующие периоды.

    1. сер. 6в- сер. 3 в. до н.э. -древнейший (становление цивильного, или квиритского права) В этот период основным источником права выступают Законы XII таблиц, закрепившие основные институты правовой системы Рима.

    2. сер. 3 в. до н.э. – 1 в. до н.э. – предклассический этап (появление преторского права и права народов) Издаются законы, развивается наследственное право, создаются такие способы создания правовых норм, как формулы претора. Изменяется форма судебного процесса (с легисакционного на формулярный).

    3. 1 в. до н.э. – сер. 3 в. н.э. классический этап (сложились осн. институты права) Появляются сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Появляется экстраординарный процесс.

    4. 4-6 вв н.э. – постклассический (эпоха кодификаций) В конце периода возникает Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis).

    Источники римского права – это формы правообразования, в которых объективируются и получают обязательную силу нормы права.

    На протяжении римской истории имели значение следующие виды источников права:

    1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов; 4) деятельность римских юристов; 5) кодексы римского права.

    1. Обычное право – это древнейшая форма образования римского права. Обычное право – неписаное право, восходящее к обычаям первобытного общества.

    2. С развитием цивилизации возникает писаное право в такой его форме как закон, например, «Законы XII таблиц» (Vв. до н.э.). Законами были некоторые постановления народного собрания («Закон Петелия» и т.д.). К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановления носили название «конституции» и были четырех видов:

    а) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению (основная форма з-на);

    б) рескрипты – ответы на поступавшие к императорам вопросы;

    в) мандаты – инструкции императоров своим чиновникам;

    г) декреты – решения по судебным делам.

    Одним из видов источников права являлись эдикты магистратов.

    Эдикты (программные объявления) преторов, курульных эдилов и других должностных лиц (магистратов) содержали правила деятельности этих должностных лиц. Действовали в течение года, но постепенно начинает наблюдаться преемственность в эдиктах. З-н Корнелия (67 г . до н..э.) запретил преторам отступать от положений, заявленных в эдикте. Во 2 в н.э. юристом Юлианом по распоряжению императора Адриана был издан вечный эдикт, в к-рый могли вносить изменения только императоры.

    3. Источником права была и разнообразная деятельность римских юристов. Первыми юристами в сфере частн. права были понтифики. Юрист- лицо, к-рое имеет разрешение от императора заниматься частной практикой. Благодаря своему авторитету и глубокому пониманию римского права, профессиональные юристы (Лабеон, Прокул, Сабин и др.) оказывали серьезное влияние на развитие римского права.

    – консультации граждан, обратившихся за юридической помощью (respondere);

    – даче образцов и редактированию договоров и судебных исков (cavere);

    – руководству юридическими действиями сторон без их защиты в суде (agere).

    5 самых известных римских юристов: Павел, Гай, Папиниан, Ульпиан, Модест (Модестин)

    4. Важнейшим источником права являлись кодексы римского права, особенно кодекс византийского императора Юстиниана «Corpus inris civilis» (30-е годы Viв. н.э.). До нас дошло второе издание кодекса в 12 книгах, кроме того, до нас дошли так называемые «Новеллы» – постановления, принятые при жизни Юстиниана. Кодификация Юстиниана представляла собой систематизацию правового материала, с устранением из него устаревших положений в духе тре-бований эпохи. 

    3. Свод законов Юстиниана.


    528 г.- созывается первая комиссия по изучению трудов римских юристов. Задача – привести правовой материал в систему. Резуальтат - «Corpus iuris civilis»

    «Corpus iuris civilis» — современное название свода римского гражданского права, составленного в 529—534 при византийском императоре Юстиниане Великом. Известен также под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодификация Юстиниана».

    Для «Corpus juris civilis» характерно стремление соединить разнообразные ветви римского права и придать новое содержание отдельным старым правовым понятиям и институтам и таким образом сохранить их жизненность. В XII веке свод получил название «Corpus juris civilis». Впервые издан в XVI веке Дионисием Готофредом.

    Кодификация юридической литературы была возложена 15 декабря 530 г. на комиссию из семнадцати членов под председательством Трибониана с участием Теофила и беритского профессора Дорофея. Закон о цитировании не связывал комиссии, и она могла привлекать всех iuris auctores. Компиляторы должны были из громадной массы правовой литературы выбирать самое необходимое (непрактичное исключать или переделать, не допускать повторений и противоречий) и обработать для свода законов. Сокращения, добавления и изменения старых текстов были прямо предписаны, с предоставлением компиляторам свободы действий в этом отношении. Этим правом весьма часто пользовались, и множество текстов было "улучшено", как

    хвастливо уверяет император. Изменения, или, как их называли, "улучшения", касались не только отдельных технических выражений, относящихся к устаревшим правоотношениям и заменявшихся терминами действующего права (вместо mancipatio ставилась traditio, вместо fiducia - pignus и т. д.), но и целые фразы и части фраз вычеркивались, другие переделывались и вводились новые. Многие из этих изменений открыты и стали известны под названием interpolationes с XVI в. Работа по обнаружению интерполяций ведется и до настоящего времени. От интерполяций следует отличать глоссы, т. е. объяснения непонятных слов и терминов переписчиками и читателями, попадавшие в самые тексты в рукописях и до компиляторов.
    Первоначально свод состоял из 3 частей:

    1. Институций (4 тома, представляющие собой учебник для начинающих юристов).

    В основу текста были положены «Институции» Гая, написанные во II веке, однако авторы также использовали «Институции» Ульпиана, Марциана и Флорентина. Институции являлись учебником для студентов первого курса, изучавших римское право, но при этом (в отличие от учебника Гая) им была придана непосредственная юридическая сила.

    1. Дигесты или Пандекты, основная часть компиляции Юстиниана I состоящая из 50 книг. Дигесты или Пандекты содержат в себе высказывания (мнения) ведущих римских юристов классической, позднеклассической и послеклассической эпох около 96-533 года новой эры по самым разным вопросам частного, уголовного и международного права. Именно Дигесты послужили исходным пунктом для начала рецепции римского права на Западе.

    2. Кодекса Юстиниана – свод императорских указов от Адриана до Юстиниана. Необходимость в подготовке Кодекса была связана с большим числом старых предписаний, потерявших всякую практическую цену. 7 апреля 529 г. Кодекс был обнародован.

    Кодекс состоит из 12 книг, книги, в свою очередь, состоят из титулов, титулы разделяются на отдельные императорские постановления (лат. leges или constitutiones), которые делятся на параграфы.

    Cодержит в себе императорские конституции, вошедшие в кодексы Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана

    4. После смерти Юстиниана издаются так называемые Новеллы (novellae), т. е. конституции самого Юстиниана, составленные позже Кодекса и Дигест. Юстиниан намеревался собрать эти Новеллы в единый сборник. Но, очевидно, не успел этого сделать. До нас дошли только три частных сборника Новелл, по большей части на греческом языке. Самый большой из упомянутых сборников состоит из 168 новелл. Новеллы относятся главным образом к публичному и церковному праву, но есть и нормы частного права — они толкуют о браке и наследовании.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта