Главная страница

1. Предмет и значение курса. Классификация римского права. 1


Скачать 262.75 Kb.
Название1. Предмет и значение курса. Классификация римского права. 1
Дата27.05.2021
Размер262.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаRimskoe_pravo_zachyot_voprosy_1-20.docx
ТипЗакон
#210623
страница7 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

12. Правовое положение рабов.


Раб (servus) находился вне политического общества и не являлся субъектом права. По римскому праву он считался вещью. Специфика этой вещи состоит в том, что она не бывает ничейной.

Рабы переходили в собственность граждан двумя способами: по цивильному праву и по праву народа.

Цивильные способы перехода в рабство:

– пленение на войне «врага Рима», т. е. человека, принадлежавшего враждебному для римского народа государству;

– обращение в рабство иностранцев, находившихся на территории Рима;

– продажа в рабство в порядке ответственности по обязательствам;

– самопродажа ради получения части выкупной цены;

– осуждение на смерть или каторжные работы;

– уклонение от военной службы;

– непрохождение периодического имущественного ценза.

По праву народов рабами считались плененные или рожденные от рабынь. Рабыней становилась также свободная женщина, уличенная в интимной связи с рабом и продолжавшая ее, несмотря на предупреждение.

На раннем этапе истории Рима рабство было домашним, патриархальным и раб, хотя и не мог иметь ни своего имущества, ни своей семьи, все же еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые права человеческой личности. Они выражались в том, что могила раба находилась под защитой сакрального права, как и могила свободного; кровнородственные отношения рабов являлись препятствием к браку между ними; при отчуждении рабов запрещалось разделять близких родственников.

В имущественной сфере раб выступал как «говорящее орудие». Возможность раба совершать юридические действия (но только в пользу хозяина) выводилась из правоспособности последнего, т. е. как если бы такие действия совершал сам рабовладелец. Но раб является вещью своеобразной, наделённой разумом и аолею, сущ-ние которых рабовладельцу не столько невозможно, сколько невыгодно было отрицать. Поэтому невозможно было безоговорочно применять к рабу правовые нормы о материальных вещах, и ряд особых норм составлял в совокупности то, что называется личным и имущественным положением раба в рчп. Не будучи субъектом прав, рабы с т.з. права не имели семьи. Связь раба с женщиной не признается браком.

В сфере имущественных отношений раб может быть объектом права соб-ти индивидуальной и общей, узурфрукта, залога. Может быть предметом сделок: купли – продажи, имущественного найма и т.д. Если рабу причинено телесное повреждение, над ним учинено насилие, то соответствующий иск предъявляется не рабом, а господином, так же, как и в случаях, когда повреждение причинено животному. Отказ господина от своих прав не даёт рабу свободу. После отказа господина от своих прав одно лишь изменяется в положении раба: до этого отказа он был рабом такого – то, а после отказа он – «ничей раб», но все же раб, которого так же, как и брошенную вещь, может присвоить любое лицо.

Однако по обязательствам рабов господин никакой ответственности не нес.

Начиная с I в. юристы признали в некоторых случаях за рабами возможность действовать от своего имени. Отражая потребности экономического развития и защищая интересы контрагентов рабов, они, несмотря на отсутствие у них правоспособности, санкционировали заключаемые ими договоры и вытекающие из них обязательства.

Другая новелла состояла в признании ответственности рабовладельцев по обязательствам рабов, возникающим в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности по поручению своих хозяев.

Более широких хозяйственных и правовых возможностей требовали отношения, возникавшие на базе пекулия – обособленного имущества, выделенного рабу господином для самостоятельного управления, с внесением последнему определенной части дохода. Поскольку хозяйственная деятельность велась рабом по своей инициативе и в собственных интересах, а пекулий юридически принадлежал господину, то по обязательствам раба он отвечал в пределах пекулия.

С введением когниционного процесса рабы, не имевшие права предъявлять иски в обычных судах, получили возможность обращаться с жалобой к чиновникам (префекту), которые могли принудить соответствующее лицо исполнить обязательство.

Освобождение рабов должно было носить правовую форму – manumissio. Оно носило только личный характер. Господин мог сделать распоряжение об освобождении раба собственным решением в завещании либо посредством фиктивного судебного процесса об отчуждении имущества. Но во второй половине республики развиваются новые неформальные способы освобождения из рабства: путём заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей, путём составления господином отпускного письма. Но по цивильному праву он не становился свободным, претор обеспечивал ему должную защиту Начиная со времени принципата появляется и ряд случаев освобождения из рабства в силу закона: так, освобождаются из рабства рабы, открывшие убийцу господина; раб, в течение 20 лет живший как свободный человек – своеобразное освобождение по давности и др., больной раб, брошенный господином. В 4 в.н.э. возникает церковная форма освобождения рабов путём соответствующего заявления господина в церкви. Но в то же время освобождение рабов затрудняется рядом условий, которым подчиняются направленные на освобождение действия по существу. Подтверждение закон lex Aelia Sentia устанавливает условия: 1) освобождение раба, не достигшего 30 лет, или господином, не достигшего 20 лет требует, требует предварительной проверки особой комиссии уважительности оснований освобождения. 2) рабы, подвергнувшиеся к клеймению, относятся после освобождения к числу peregrine deditcii и высылаются из Рима.3) Ничтожно освобождение, совершенное во вред кредиторам, в предвидении обращения взыскания на имущества лица, произведшего освобождение рабов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта