Документ Microsoft Word. 1. Предмет культурологии Культурология как наука
Скачать 25.16 Kb.
|
Культурология как наука Содержание 1. Предмет культурологии 2. Культурология как наука 3. Статус культурологии и ее место среди других наук 4. Связь культурологии с другими науками Предмет культурологии В широком смысле культурология представляет собой комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры. Культурологические науки занимаются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию. С этой точки зрения предмет культурологии образует совокупность различных дисциплин, к которым относятся история, философия, социология культуры и комплекс антропологических знаний. Помимо этого в предметное поле культурологии в широком смысле должны быть включены: история культурологии, экология культуры, психология культуры, этнология (этнография), богословие (теология) культуры. Однако при таком широком подходе предмет культурологии предстает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру, и может отождествляться с предметом философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии и других теорий среднего уровня. В таком случае культурология лишается своею собственного предмета исследования и становится составной частью отмеченных дисциплин. Более взвешенным представляется подход, понимающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, какими являются теория художественной культуры, история культуры и другие частные науки о культуре. Таким образом, предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества. Сам термин «культурология» (для обозначения науки о культуре) введен в российские исследования о культуре в начале 90-х гг. XX в. Он включает в себя концептуальные проблемы теории и истории культуры, а также специальных наук о различных тинах, формах, видах и явлениях культуры и культурной жизнедеятельности человека. В мировой пауке не существует однозначного признания культурологии в качестве целостной, единой науки о культуре как общественном явлении. С 1871 г., когда было дано «первое научное определение культуры английским этнографом Э. Б. Тайлором, в исследовании культуры сосуществуют три ведущих направления: философия культуры как часть философии; блок наук о культуре: этнология, этнография, культурология, антропология и другие; культурология как единая наука, включающая теорию и историю культуры. В последнем значении культурология начинает широко развиваться в нашей стране с 1991 г. Предметом культурологии является изучение культуры как конкретно-исторической системы создания, сохранения, распределения, обмена и потребления материальных и духовных ценностей». Задачи и цели культурологии При таком понимании предмета культурологии основными ее задачами являются: наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций; изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре; определение места и роли человека в культурных процессах; разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры; взаимодействие с другими науками, изучающими культуру; изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры; исследование развития отдельных культур. Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которой формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать: факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов; связи между элементами культуры; динамику культурных систем; способы производства и усвоения культурных феноменов; типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды); культурные коды и коммуникации между ними. Цели и задачи культурологии определяют и функции этой науки. Функции культурологии Функции культурологии можно объединить в несколько основных групп по реализуемым задачам: познавательная функция — изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, се структуры и функций, ее типологизации, дифференциации на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры; концептуально-описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов; оценочная функция — осуществление адекватной оценки влияния целостного феномена культуры, ее различных типов, отраслей, видов и форм на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом; объясняющая функция — научное объяснение особенностей культурных комплексов, явлений и событий, механизмов функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов; мировоззренческая функция — реализация общественно-политических идеалов в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей; образовательная (обучающая) функция — распространение культурологических знаний и оценок, что помогает студентам, специалистам, а также тем, кто интересуется проблемами культуры, узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества. Предмет культурологии, ее задачи, цели и функции определяют общие контуры культурологии как науки. Каждый из них в свою очередь требует углубленного изучения. Культурология как наука Исторический путь, пройденный человечеством от древности до настоящего времени, был сложен и противоречив. На этом пути зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления, стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. При этом во всех ситуациях главную роль в жизни людей всегда играла культура, которая помогала человеку приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни, найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке. В силу этого человек всегда интересовался этой сферой окружающею мира, следствием чего стало появление особой отрасли человеческого знания — культурологии и соответствующей учебной дисциплины, изучающей культуру. Культурология — это прежде всего наука о культуре. Этот специфический предмет отличает ее от других социальных, гуманитарных дисциплин и объясняет необходимость се существования как особой отрасли знания. Становление культурологии как науки В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Среди множества научных категорий и терминов вряд ли найдется другое понятие, которое имело бы столько смысловых оттенков и использовалось в столь разных контекстах. Такая ситуация не случайна, поскольку культура выступает предметом исследования многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свои аспекты изучения культуры и дает свое понимание и определение культуры. При этом сама культура полифункциональна, поэтому каждая наука выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сторон или частей, подходит к изучению со своими методами и способами, формулируя в итоге свое понимание и определение культуры. Попытки дать научное объяснение феномену культуры имеют недолгую историю. Первая такая попытка была предпринята в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуффенлорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях — естественном (природном), которое является низшей ступенью его развития, поскольку творчески пассивно, и культурном, которое рассматривалось ими как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно. Учение о культуре получило развитие на рубеже XVIII-XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера, который рассматривал культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, но ею мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура является раскрытием сущностных сил человека, которые у разных народов значительно различаются, поэтому в реальной жизни наблюдаются различные стадии и эпохи в развитии культуры. В то же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляют духовная жизнь человека, его духовные способности. Такое положение сохранялось довольно долго. В конце XIX — начале XX в. стати появляться работы, в которых анализ проблем культуры был основной задачей, а не второстепенной, как это было до сих пор. Во многом эти труды были связаны с осознанием кризиса европейской культуры, поиском его причин и путей выхода из него. В результате философы и ученые осознали необходимость интегративной науки о культуре. Не менее важно было сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории культуры разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства. Это и послужило основой для возникновения самостоятельной науки о культуре. Примерно тогда же появился термин «культурология». Впервые его использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1915 г. в своей книге «Система наук», но тогда этот термин не получил широкого распространения. Это произошло позже и связано с именем американского культурного антрополога Л.А. Уайта, который в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную науку, заложил ее общетеоретические основы, предпринял попытку вычленить ее предмет исследования, отграничив его от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология исследует закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он предсказывал культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира. Именно поэтому термин «культурология» связывается с именем Уайта. Несмотря на то что культурология постепенно занимает все более твердое положение среди других социальных и гуманитарных наук, споры осе научном статусе не прекращаются. На Западе данный термин был принят не сразу и культура там продолжала изучаться такими дисциплинами, как социальная и культурная антропология, социология, психология, лингвистика и др. Данная ситуация свидетельствует о том, что процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины пока не завершен. Сегодня культурологическая наука находится в процессе становления, ее содержание и структура еше не обрели четких научных границ, исследования в ней разноречивы, существует много методологических подходов к ее предмету. Все это говорит о том, что данное направление научного знания находится в процессе становления и творческого поиска. Таким образом, культурология — молодая наука, находящаяся в стадии становления. Самым большим препятствием для ее дальнейшего развития является отсутствие точки зрения на предмет се исследования, с которой были бы согласны большинство исследователей. Выявление предмета культурологии происходит на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения. Статус культурологии и ее место среди других наук Один из основных вопросов выявления специфики культурологического знания и предмета его исследования состоит в осмыслении взаимосвязи культурологии с другими родственными или близкими ей областями научного знания. Если определить культуру как все, что создано человеком и человечеством (такое определение весьма распространено), станет понятно, почему определение статуса культурологии вызывает затруднения. Тогда получается, что в мире, в котором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле человека, и мир природы, возникший без влияния людей. Соответственно все существующие сегодня науки делятся на две группы — науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры — социальные и гуманитарные науки. Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре — знанием о видах, формах и результатах человеческой деятельности. При этом не понятно, где среди этих наук место культурологии и что она должна изучать. Чтобы ответить на эти вопросы, можно поделить социальные и гуманитарные науки на две неравные группы: 1. науки о специализированных видах человеческой деятельности, выделяемые по предмету этой деятельности, а именно: науки о формах социальной организации и регуляции — юридические, политические, военные, экономические; науки о формах социальной коммуникации и трансляции опыта — филологические, педагогические, искусствоведческие науки и религиоведение; науки о видах материально преобразующей деятельности человека-технические и сельскохозяйственные; 2. науки об общих аспектах человеческой деятельности безотносительно к ее предмету, а именно: исторические науки, изучающие возникновение и развитие человеческой деятельности в любой сфере безотносительно к ее предмету; психологические науки, исследующие закономерности психической деятельности, индивидуального и группового поведения; социологические науки, открывающие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной жизнедеятельности; культурологические науки, анализирующие нормы, ценности, знаки и символы как условия образования и функционирования народов (культу р), показывающие сущность человека. Можно сказать, что присутствие культурологии в системе научного знания обнаруживается в двух аспектах. Во-первых, как специфический культурологический метод и уровень обобщения любого анализируемого материала в рамках любой социальной или гуманитарной науки, т.е. как составная часть любой науки. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вообще и каковы границы ее существования, а то, как она адаптируется к меняющимся условиям, как она сама себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упорядоченности. В рамках каждой науки можно выделить такое поле исследований, которое касается механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой. Во-вторых, как самостоятельная область социального и гуманитарного познания общества и его культуры. В этом аспекте культурология может рассматриваться как отдельная группа наук, так и в качестве отдельной, самостоятельной науки. Иными словами, культурология может рассматриваться в узком смысле и широком. В зависимости от этого будут выделяться предмет культурологии и ее структура, а также связь ее с другими науками. Связь культурологии с другими науками Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др., следовательно, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Ее междисциплинарный характер соответствует обшей тенденции современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Применительно к культурологии развитие научного познания ведет к синтезу кулыуроведческих наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной системе. При этом каждая из наук, с которой контактирует культурология, углубляет представление о культуре, дополняя его собственными исследованиями и знаниями. Наиболее тесно с культурологией связаны философия культуры, философская, социальная и культурная антропология, история культуры и социология. Культурология и философия культуры Как отрасль знания, выделившаяся из философии, культурология сохранила свою связь с философией культуры, которая выступает как органическая составная часть философии, как одна из относительно автономных се теорий. Философии как таковая стремится выработать системное и целостное представление о мире, пытается ответить на вопрос, познаваем ли мир, каковы возможности и границы познания, его цели, уровни, формы и методы, а философии культуры должна показать, какое место занимает культура в этой обшей картине бытия, стремится определить своеобразие и методологию познания культурных явлений, представляя высший, наиболее абстрактный уровень исследования культуры. Выступая в качестве методологической основы культурологии, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований, объясняет сущность культуры и ставит перед ней проблемы, значимые для жизни человека, например о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений и др. Философия культуры и культурология различаются по тем установкам, с которыми они подходят к исследованию культуры. Культурология рассматривает культуру в ее внутренних связях как самостоятельную систему, а философия культуры анализирует культуру в соответствии с предметом и функциями философии в контексте философских категорий, таких, как бытие, сознание, познание, личность, общество. Философия рассматривает культуру в се конкретных формах, тогда как в культурологии акцент делается на объяснение различных форм культуры с помощью философских теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет создать целостную картину человеческого мира с учетом многоликости и разнообразия происходящих в нем процессов. Культурология и история культуры История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно изменяются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому история культуры выделяет исторические типы культур, сопоставляет их, выявляет обще культурные закономерности исторического процесса, на основе которых можно описать и объяснить конкретные исторические особенности развития культуры. Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система локальных культур, находящихся в развитии и сменяющих друг друга. Можно сказать, что исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческим факторами и поэтому представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий се существования. Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В этом контексте исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы се исторического развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру. Именно таким путем формируется история культуры, которая изучает развитие культуры отдельных стран, регионов, народов. Культурология и социология Культура является продуктом общественной жизни человека и невозможна вне человеческого общества. Представляя собой социальное явление, она развивается по собственным законам. В этом значении культура является предметом изучения для социологии. Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни социальных групп. В социальной структуре общества выделяются группы разного уровня — макрогруппы, слои, сословия, нации, этносы, каждая из которых отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни, и множество микрогрупп, образующие различные субкульту ры. Такие группы формируются по разным основаниям — половозрастным, профессиональным, религиозным и т.д. Множественность групповых культур создает «мозаичную» картину культурной жизни. Социология культуры в своих исследованиях опирается на многие специальные социологические теории, близкие по объекту исследования и существенно дополняющие представления о культурных процессах, устанавливая междисциплинарные связи с разными отраслями социологического знания — социологией искусства, социологией морали, социологией религии, социологией науки, социологией права, этносоциологией, социологией возрастных и социальных групп, социологией преступности и отклоняющегося поведения, социологией досуга, социологией города и др. Каждая из них не в состоянии создать целостного представления о культурной реальности. Так, социология искусства даст богатую информацию о художественной жизни общества, а социология досуга показывает, как различные группы населения используют свое свободное время. Это очень важные, но частичные сведения. Очевидно, что требуется более высокий уровень обобщения культуроведческих знаний, и эту задачу выполняет социология культуры. Культурология и антропология Антропология — область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. В этой области сегодня выделяется несколько направлений: физическая антропология, основной предмет которой составляет человек как биологический вид, а также современные и ископаемые человекообразные приматы; социальная и культурная антропология, основным предметом которых является сравнительное изучение человеческих обществ; философская и религиозная антропологии, представляющие собой не эмпирические науки, а совокупность соответственно философских и теологических учений о природе человека. Культурная антропология занимается изучением человека как субъекта культуры, даст описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д., изучает конкретные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные или личностные формы. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, описывая их культурные феномены, систематизируя их и сравнивая. По сути дела она исследует человека в аспекте выражения его внутреннего мира в фактах культурной деятельности. В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культу рной среде, становления духовного мира личности, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах. Культурная антропология выявляет «узловые» моменты социализации, аккультурации и инкультурации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние культурной среды, систем образования и воспитания и адаптацию к ним; роль семьи, сверстников, поколения, особое внимание уделяя психологическому обоснованию таких универсальных явлений, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины. |