Шпоры по ИГПЗС. 1. Предмет, метод и закономерности науки игпзс и ее место в системе юрид. Наук
Скачать 172.21 Kb.
|
12. Империя Маурьев: гос. строй, характер власти, структура госаппарата: В Империи Маурьев (основатель царь Чандрагупта) царь являлся главой административного аппарата. Артхашастра говорит об обязанностях царя: он должен следить за отчетами о доходах и расходах, наблюдать за делами населения, давать письменные указания собранию своих советников, устраивать смотры армии, получать секретную информацию от шпионов и т.д. Царские чиновники делились на группы центрального и местного управления, все были строго специализированы (одни надзирают за промышленностью, другие — за иностранцами и т.д.) Особое место занимали советники царя (мантрины, махаматры). Из них состоял совещательный орган — мантрипаришад. Царь сам назначал должностных лиц и контролировал их деятельность. Высшие чиновники — главный сборщик налогов, главный казначей, главнокомандующий армии, главный судья — юридический советник царя и советник по делам культа, верховный придворный жрец. Замещение всех высших должностей было привилегией небольшой группы аристократических семей, что, конечно, немало ограничивало царскую власть. Армия была профессиональной и в мирное время распределялась по гарнизонам. Древняя Индия не является восточной деспотией. По форме правления она ближе к ранней рабовладельческой монархии. 13. Специфические черты индийского права (по законам Ману) В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не сложилось. Повседневная жизнь индусов подчинялась правилам, утвержденным нормами, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определявшие повседневное поведение людей (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являлись Законы МануЗаконы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.). Законы Ману (ЗМ) созданы, по всей видимости, одной из брахманских правовых школ. Состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок (двустиший). Стихотворная, или, по крайней мере, ритмизированная форма изложения — характерная особенность многих древневосточных законодательных и, в особенности, религиозно-законодательных сводов и текстов. 14. Основные правовые институты, суд и процесс в Древней Индии (по ЗМ): Право собственности. ЗМ различают право собственности и право владения, значительное внимание уделяется охране частной собственности. ЗМ указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение приношений (только для брахманов-жрецов) Обязательственное право. Обязательственное право состояло из договоров и деликтов. Брачно-семейное право. Характер семейных отношений — патриархальный. Большие семейные кланы, глава семьи обладал неограниченной властью. В Древней Индии в ходу было многоженство, брахман мог иметь 4 жены. Наследование. Имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо отходило старшему сыну. Уголовное право. ЗМ называет 4 самых тяжких преступления: убийство брахмана, осквернение ложа гуру, кража золота брахмана, питье хмельных напитков. Тяжкие преступления: нанесение вреда живым существам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние. Наказания были публичными. Характер наказания зависел от места в обществе Процессуальное право. Характер — обвинительно-состязательный, устный, единый по делам гражданским и уголовным. Начинался с подачи иска и показаний в суде истца и ответчика. Суд был публичным, лжесвидетельство тяжко каралось. Законы Ману и Артхашастра — самые известные и самые комментируемые источники древнеиндийского законодательства и политического искусства, вполне сопоставимые по уровню развития, юридической, политической и социологической конструкций с образцами древнего ближневосточного и античного политического искусства. . 15.Становление и основные этапы развития государства в Китае (государства Инь, Чжоу, Хань): История Древнего Китая обычно делится на периоды, обозначаемые по именам царствующих династий. 1. Период Шан (Инь): XVI—XI вв. до н.э. (1583—1027 гг. до н.э.). 2. Период Чжоу (Срединная империя): XI—III вв. до н.э. (1027—258 гг. до н.э.) 3. Период Цинь: 258—207 гг. до н.э. 4. Период Хань: 206 г. до н.э. — 220 г. н.э. Первые города-государства возникли в долине реки Хуанхэ (длина 3000 миль), где проживали иньские племена, руководимые племенными вождями — ванами. С 1583 г. до н.э. правила династия Шан (ван — царь — победившего племени во главе государства). Основные формы собственности в этот период — царская и общинная. Общинное землевладение было организовано таким образом, чтобы распределять его плоды между разными секторами потребления — царским, общинным и частным.Земли делились на две категории — общественное и частное поле. Частные поля не являлись частной собственностью, и продукция с них шла на обеспечение свободных общинников и тех семей, которые их непосредственно обрабатывали. Общественное поле возделывалось совместно, и весь собранный урожай поступал старосте общины для последующей передачи царю. В 1027 г. до н.э. царство Шан попало под власть правителя царства Чжоу, которые жили вдоль западной границы.. Территория была увеличена, но территориальный контроль был слабый вследствие возвышения местных феодалов — князей, владевших укрепленными городами с прилегавшими землями, население облагалось повинностями. Чжоусская династия закончила правление периодом смуты (эпоха «борющихся 7 царств» — V—III вв. до н.э.) и началом собирания империи из 7 царств. 258 г. до н.э. — начало правления Циньской династии в результате замещения Чжоусского императора наиболее могущественным из феодальных владык.Складывается централизованная империя по типу «восточной деспотии». Империя разделена на провинции. Местные владыки проживали в столицах. На роль управителей провинций царь назначал доверенных лиц. Для защиты границ от набегов варварских народов и племен (например, гуннов) начато строительство Великой китайской стены. 16. Империя Цинь: специфические черты гос. строя:, система управления: 258 г. до н.э. — начало правления Циньской династии в результате замещения Чжоусского императора наиболее могущественным из феодальных владык. Складывается централизованная империя по типу «восточной деспотии». Империя разделена на провинции. Местные владыки проживали в столицах. На роль управителей провинций царь назначал доверенных лиц. Для защиты границ от набегов варварских народов и племен (например, гуннов) начато строительство Великой китайской стены. В период царства Цинь намечаются два пути дальнейшего развития Китая: 1. через победу крупной частной собственности на землю, что означало путь раздробленности; 2. через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства. Второй путь развития утверждается до буржуазных революций 1911—1913 гг. Государственный строй. Во главе государства стоял правитель (ван, «сын Неба»), власть монарха обожествлялась. Существовала дворцово-вотчинная система управления: центром управления в период Чжоу был дворец вана, управитель дворца, глашатай воли вана — цзай. Личные нужды царя, его административные и военные поручения выполняли стольники — шаньфу. Страна делилась на автономные уделы во главе с удельными правителями со своими советниками и помощниками. Судебная система. По уголовным делам в империи Цинь наметилось определенное отделение суда от администрации. Существовало ведомство наказаний (судебное ведомство), которое разбирало наиболее тяжкие уголовные дела. Вторая инстанция — провинциальный судья, он же одновременно и начальник тюрем в округе. Гражданскими делами занималась уездная администрация, губернатор провинции, судебное ведомство. В качестве последней инстанции выступал император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. В Ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью. 17. Реформы Шан Яна: Шан Ян (ок. 390-338 до н.э.) государственный деятель, реформатор в Древнем Китае, один из основоположников философской школы фацзя. Узаконил право частной собственности на землю, лишил аристократию права наследования административных постов. По настоянию аристократии был казнен. Реформа Шан Яна предусматривала введение неограниченной частной собственности на землю и разрешала свободную продажу и куплю земли. Шан Ян поощрял крупное землевладение, видя в нем основу экономики Циньского царства. Он разрешал любому желающему на льготных условиях обрабатывать пустоши и малоплодородные земли. Реформы Шан Яна коснулись и налогообложения. Прежний налог с урожая был заменен налогом на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. Большое значение имела административная реформа Шан Яна. Циньское царство было разделено на несколько десятков округов, которые в свою очередь подразделялись на более мелкие единицы, вплоть до групп из десяти и даже пяти семей, связанных круговой порукой. Царь Сяо-гун назначил Шан Яна главнокомандующим циньской армией. Это позволило последнему провести военную реформу. Он отменил колесницы - основу военной мощи знати, заменив их конницей. Было значительно улучшено снаряжение воинов и введено железное оружие. Новый воинский устав предусматривал строжайшую дисциплину. С учетом имущественного ценза и боевых заслуг Шан Ян ввел двадцать степеней рангов знатности. Так, за уничтожение и захват в плен врага воина повышали в ранге, что давало ему право на получение земли и рабов. При Шан Яне только военно-служилые люди считались полноправными гражданами; их порабощение запрещалось законом. Таким образом, потомственная знать лишилась всех своих привилегий и была отстранена от участия в управлении Циньским государством. Реформаторская деятельность Шан Яна вызвала возмущение аристократов. Через несколько месяцев после смерти царя Сяо-гуна (338 г.) Шан Ян был казнен. 18. Система и основные правовые институты традиционного права Китая: На развитие права оказали влияние конфуцианство и легизм (законность) — сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. Можно выделить 3 этапа в развитии права. 1. Шаньско-иньский и ранний Чжоусский Китай — главную роль играли этические нормы (ли). 2.Чжоусский — усиливается роль права, законов (фа) на основе легизма (V—III вв. до н.э.). 3.Циньско-Ханьский (III в. до н.э. — III в. н.э.) — слияние легизма и конфуцианства в ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих цели сохранения и функционирования древнекитайского общества. Источники. 1. Писаные законы (VI—V вв. до н.э.). 2.«Книга законов царства Вэй» (V—IV вв. до н.э.). 3. Общинное поземельное право. 4.Приказы чиновников и правителей. Сложился такой порядок, когда правовые нормы соседствовали с нормами морали. Уголовное право. Традиционное право развивалось в основном как уголовное, нормы которого носили как бы надотраслевой характер. Они пронизывали сферу и брачно-семейных и гражданских правоотношений и пр.Понятие преступления в Древнем Китае связывали с проявлением преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как «низкий человек». Было известно 500 видов преступлений. Брачно-семейное право. Патриархальный характер. Во главе большой семьи стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи. Цель создания семьи — рождение мужского потомства. Процессуальное право. Вначале характер процессуального права был состязательным, а со временем стал розыскным. Самой развитой областью китайского права стало уголовное право. Когда европейцы впервые стали знакомиться с многотысячными статьями уголовных кодексов древности и последующих веков, они нередко приходили к выводу, что карательная политика и законодательство в Китае находились на более высоком уровне, чем в этот же период в странах Европы. 19. Разложение родового строя и образование Афинского государства: Территорию Аттики в конце 2 тыс. до н.э. населяли четыре племени, во главе у каждого стояли вожди — базилевсы, народное собрание — экклесия, совет старейшин. С развитием производящей экономики происходят изменения в родоплеменной общине. Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы Тесея (легендарного героя) в VIII в. до н.э. В результате племена Аттики объединились в единый афинский народ с единым Советом для управления (синойкизм). Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества. Складывается социальная структура: эвпатриды — благородные (верхушка); геоморы — земледельцы; демиурги — ремесленники; феты — зависимое население, рабы. Ухудшается положение мелких землевладельцев — они закладывают за долги землю. Широкое развитие получает долговая кабала — должник может быть продан в рабство за границу. Постепенно эвпатриды ограничивают власть базилевса. Его функции переходят к выборным из эвпатридов должностным лицам —архонтам. С VII в. до н.э. избирается коллегия из 9 архонтов для руководства всей страной. В VIII в. до н.э. появляется новый орган публичного управления —ареопаг, заменивший совет старейшин. Ареопаг избирал и контролировал архонтов, народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть, в него входили все бывшие и действующие архонты. 20. Реформы Солона и Клисфена: содержание и последствия: К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений приводит к социальному расслоению. В 594 г. до н.э. были проведены реформы архонта Солона. Их цель — смягчить противоречия. Реформы Солона явились важным этапом в образовании, политической революцией. Солон провел сисахфию — долговую реформу, т.е. отменил долговое рабство. Цензовая реформа была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, закрепил деление граждан на 4 разряда по имущественному признаку. Из 1 разряда могли избираться архонты и ареопаг. 1—3 разряды могли занимать другие общественные должности. 4 разряд мог участвовать в заседаниях народного собрания. Был создан новый судебный орган (гелиэя), в который мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Но противоречия не были решены, что привело к установлению тирании Писистрата (560—527 гг. до н.э.) и его сыновей, затем он был свергнут. Следующим шагом в установлении и укреплении государственно-правовых институтов стали реформы Клисфена в 509 г. до н.э. С помощью этих реформ в Афинах ликвидированы последние остатки родового строя. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, которые делились на демы. Новый орган управления — Совет Пятисот — сформировался из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью страны между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Появился новый орган управления (коллегия 10 стратегов), в нее избирали по 1 представителю от каждой филы. При Клисфене в практику народных собраний был введен остракизм (остракон — глиняный черепок). Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики на 10 лет. Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах. 21. Афинское государство в классический период: К Классический период начинается с войны с персами в 500 г. до н.э. Эта война длилась более 20 лет. Греции удалось одержать окончательную победу благодаря Афинам, создавшим морской союз и возглавившим борьбу с персами. 500 до н.э. в большинстве греческих городов-государств утвердилась демократия, осуществлявшаяся в форме высшего суверенитета народного собрания всех свободных и полноправных граждан. Благодаря реформам Солона, жесткому правлению Писистрата и деятельности основоположника демократии Клисфена Афины стремительно развивались. . В период с 431 по 404 гг. до н.э. свою гегемонию над всей Грецией установила Спарта, подчиненная суровым законам литургии (государственной денежной повинности богатых граждан), представляла собой только мощную военную силу. Основные предпосылки для создания империи Александра Македонского были сделаны его отцом Филиппом II, который был мудрым политиком и дальновидным реформатором. На фоне общей нестабильности Македония отличалась высоким уровнем развития экономики, технологии и военного дела. В 337 г. до н.э. Греция была объединена под властью Македонии. После убийства Филиппа II его место занял сын Александр, возглавивший победоносную войну против персов и создавший новую империю в течение 9 лет 22. Общественный строй и организация властных структур в аристократической республике Спарта: По форме правления Спарта была государством военной рабовладельческой демократии. Государство возникло в VIII—VII вв. до н.э. Социальная структура. 1. Спартиаты. Из этой категории выделились гипомейоны — опустившиеся спартиаты без земли. 2. Периэки — жители периферийных горных неплодородных районов Спарты, они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, несли военную обязанность, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц — гармостов. 3. Илоты — порабощенные жители, рабы. Самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, отдавали около половины урожая, обрабатывали землю спартиатов, участвовали в войнах в качестве легковооруженных воинов. Государственный строй. В государственном строе Спарты сочетались элементы военной демократии и родоплеменного строя. Во главе государства стояли два архагета, главы двух племен — дорийского и ахейского. Архагеты обладали наследственной властью, входили в совет старейшин, осуществляли судебные полномочия по некоторым делам. Однако в дальнейшем их полномочия были существенно ограничены, особенно военные. Социальное и политическое устройство Спарты было скреплено договором — ретрой Ликурга. «Ликургов строй» существовал в конце VII—начале VI вв. до н.э., строился на единстве спартиатов с помощью искусственного сдерживания имущественного расслоения и совместного господства над завоеванными землями и племенами. В III в. до н.э. происходит кризис политической системы Спарты. В середине II в. до н.э. Спарта подпадает под власть Рима |