Главная страница

шпоры по риторике. 1. Предмет риторики


Скачать 91 Kb.
Название1. Предмет риторики
Анкоршпоры по риторике.doc
Дата02.05.2017
Размер91 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлашпоры по риторике.doc
ТипДокументы
#6593
КатегорияЯзыки. Языкознание

1.Предмет риторики

Риторика-теория убеждающей речи, она анализирует не только приемы и способы, но и аудиторию с ее личными приемами и способами. Р-ка диктует законы убеждающей речи, ее приемы и средства. в современность главное внимание уделяется аудитории, поэтому рассматривается риторика как наука о разнообразных формах языкового воздействия на аудиторию и целей воздействия на нее, наука о способах создания речевого поступка(понятие шире риторики и ораторского искусства).
2.Что такое риторика: наука или искусство? для кого она предназначена?

Две различные традиции и порождают два основных понимания риторики. Первое связано с риторикой как наукой об убеждении, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Второе понимание опирается на риторику как искусство красноречия: красивость выражения становится высшим мерилом, а позднее и самоцелью риторической практики.

Традиционно риторика относилась к числу наук философского цикла, была тесно связана с иными науками - логикой, теорией аргументации, риторикой. Но с течением времени риторика «переместилась» в цикл наук лингвистических. Такое перемещение, точнее, смещение акцентов, представляется не совсем исторически справедливым. И если уж риторика перестала носить ярко выраженный философский характер, то справедливей не относить ее полностью к наук философского цикла, была тесно связана с иными науками - логикой, теорией аргументации, риторикой. Но с течением времени риторика «переместилась» в цикл наук лингвистических. Такое перемещение, точнее, смещение акцентов, представляется не совсем исторически справедливым. И если уж риторика перестала носить ярко выраженный философский характер, то справедливей не относить ее полностью к 3.Основные категории риторики

3 категории риторики:

этос - нравственная основа речи, исходит из таких требований к челу и речи, как ответственность, компитентность, честность, доброжелательность, предусмотрительность, уважение

логос- интеллектуальная составляющая речи, связано с пониманием аудиторией того, что говорит оратор. При использовании терминов нужно их объяснять

пафос- эмоциональная составляющая речи, не тождественна состоянию самого говорящего; внешняя беспристрастность при определенном контексте оказывает наибольшее влияние на аудиторию; в пафосе проявляется натура личности

Общая и частная

Общая – путь от мысли к слову, кот. Оценивается как риторический канон – совокупность правил и приемов, служащих образцом для создания убеждающей речи.

5 этапов канона: нахождение или изобретение речи- иныенция; диспозиция- структура или композиция речи; эпокуция- украшение речи, создание яркой образной речи; меморрио; акцио- сам этап произношения речи.

Частная- в деятельности любого чел-а есть особые области повышенной речевой ответственности

4 вида частной риторики: судебная, педагогическая, деловая, гомилетика

4.данные каких наук использует риторика?что нужно,чтобы стать хорошим оратором?

Философия, логика, психология,социология, теория коммуникации, лингвистика, этнолингвистика, филология, журналистика, физиология, акустика, орфоэпия-правильное ударение, чценическое искусство.

Оратор – человек,умеющий хорошо выступать на публике.
7.Риторический идеал софистов

Софисты допускали использование эристики т.е. любых средств для достижения своих целей,для победыв споре.Однако эристика подверглась запрету дажесо стороны греческих софистов в некоторых риторических ситуациях (запрещена ложная молва, запрещались слухи, интриги, ересь)

Софистическая норма допускает и такеи приемы ,как чрезмерное восхваление одних лиц и охаивание других, необыкновенный подбор фактов, гипноз прославленных имен, расчет на некомпетентность, на их неспособность следить за речью высококвалифицированного противника

Наиболее известные софистические приемы - это уловки (софизмы). не следует думать, что это ложь. Софизмы содержали какую либо малозаметную логическую ошибку, приводящую к ложному выводу, иногда к абсурду.
8. Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля

Сократ был учеником софистов, однако в то время как софисты строили расчеты на психологическое воздействие, Сократ во главу угла ставил логическое доказательство. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние. В отличие от странствующих софистов Сократ все время жил в Афинах, где у него сформировался круг учеников. Это была своеобразная школа риторики, в которой получил развитие жанр сократического диалога. Этот диалог принимал форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал особенные этические отношения между людьми, которые собрались вместе.

Учеником Сократа был Платон.Платон (греч. широкоплечий - прозвище, настоящее имя - Аристокл) познакомился с Сократом в своем родном городе Афинах и как ревностный ученик посещал собеседования с великим учителем в течение восьми лет. Позже, основав свою школу Академию Платон (в то время ему было 30 лет) продолжает развивать идеи Сократа, становится величайшим мастером диалога и полемики. Платон оставил разнообразное литературное наследство: письма, эпиграммы, философские трактаты и диалоги. Жанр диалога Платон довел до совершенства. Содержанием многочисленных диалогов являлись философская беседа или философский спор. Для риторики наибольший интерес представляют диалоги : Горгий, Федр, Пир. диалоге Горгий представлена критика существующей риторики (т.е. риторики софистов).
В знаменитом диалоге Федр Платон изложил свою теорию подлинного и убедительного красноречия. Одним из персонажей этого диалога является философ Сократ. Именно он объясняет юноше Федру, каким должно быть истинное красноречие:чтобы речь вышла хорошей, оратор должен постичь истину о том предмете, о котором собирается говорить;сила речи заключается в воздействии на душу, поэтому оратор должен быть хорошим психологом, чтобы понять, какого человека какими речами удастся убедить;необходимо правильно построить речь (вступление, изложение, свидетельства, доказательства, выводы) и т.д.Суждения об этике, выраженные Платоном в диалогах Федр, Горгий, сохранили свое значение до наших дней. Так, например, Платон утверждал: Если кто решил овладеть красноречием по-настоящему, он должен быть человеком справедливым и сведущим в делах справедливости.

Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены итеоретически обоснованы Аристотелем. По мнению Аристотеля, дело риторики не убеждать, а в каждом данном случает находить способы убеждения. Знаменитый аристотелевский трактат Риторика, созданный в IV в. до н.э., послужил основой большинства позднейших риторических руководств античных, а впоследствии европейских, в том числе и русских. В 17 лет Аристотель прибыл в Афины, чтобы получить там образование. Он поступил в Академию Платона. Аристотель преклонялся перед своим учителем. Долгие годы из связывала дружба, которая, тем не менее, не мешала им критиковать друг друга (Платон мне друг, но истина дороже)После смерти Платона Аристотель в Афинах открыл свою школу так называемый Ликей .
В Риторике Аристотеля нашли свое дальнейшее развитие мысли Платона об ораторском искусстве. В первой части Аристотель определял риторику следующим образом: Риторика искусство убеждать. Все речи Аристотель делил на три вида: совещательные, судебные, торжественные (эпидейктические).Дело речей совещательных склонять или отклонять, - считал Аристотель; судебных обвинять или оправдывать, хвалебных хвалить или порицать. Наиболее важным в те времена был вид совещательных речей, характерных для политического красноречия Тематика совещательных речей относилась к финансам, войне и миру, защите страны, вывозу и ввозу продуктов и товаров, законодательству. В торжественных (эпидейктических) речах содержание часто уступало место форме. К таким речам относились поздравительные речи, панегирики, надгробные речи. Во второй части Риторики Аристотель объяснил, при соблюдении каких условий оратор сможет убедить слушателей. В этой части подробно рассказано о психологии общения. Оратор должен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателей. Третья часть Риторики посвящена вопросам стиля, его особенностям и достоинствам. Аристотель подробно рассказывает о тех качествах речи, которые обусловливают ее достоинства. Речь должна быть: правильной ,благозвучной, ясной ,связной, выразительной , уместной и т.д. Аристотель первый заговорил о необходимости использовать разные стилистические средства в зависимости от того, с какой целью произносится речь, с какой аудиторией оратор имеет дело.
10.Основные идеи «риторики» Аристотеля

Аристотель значительно расширил область риторики, сравнительно с обыденным в то время воззрением на неё. Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подавании совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудь одной определенной областью она обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу; она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно. Понимая риторику таким образом, Аристотель определяет ее как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чем-либо. Сообразно с этим, он разделил свой трактат на три части: первая из них посвящена анализу тех принципов, на основами которых оратор (то есть всякий говорящий о чемнибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чегонибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной, технической, так сказать, стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи, и о построении речи. Благодаря множеству тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и среды, благодаря прекрасному анализу силы доказательств, употребляемых в речи, труд Аристотеля не утратил своего значения и для нашего времени и оказал сильнейшее влияние на все последующее развитие европейской риторики: в сущности некоторые из поставленных Аристотелем вопросов могли бы и теперь быть предметом научного исследования, причем, конечно, должен применяться тот же эмпирический метод, которым пользовался Аристотель.
12.риторический идеал Цицерона

Ораторский идеал Цицерона - "обилие", сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля - высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Цицерон стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка.
13. Риторический идеал Квинтилиана и его отличия от идеала Цицерона.Знания Квинтилиана в области риторики были так обширны, что друзья и ученики настаивали на том, чтобы он написал о правилах красноречия. Знаменитый ритор долгое время не соглашался, ссылаясь на уже написанные по риторике труды в греческой и римской литературе. Но впоследствии он все-таки написал трактат, известный под названием Образование оратора (на русский язык переведен в 1834 г. А.С. Никольским). Трактат представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.

Труд Квинтилиана состоит из 12 книг.   В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, потому что считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора. Цицерон, по мнению Квинтилиана, лучший, талантливейший оратор, ироничный и остроумный, легко убеждающий и прекрасно излагающий свои доводы.
Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия. Так, например, для Цицерона философия по отношению к риторике первична, она составляет ее основу. Квинтилиан считает философию и все другие науки вторичными, они лишь подготовка к риторике. Значительно подробнее, чем Цицерон, разрабатывает Квинтилиан вопрос о технике красноречия: о манере поведения оратора перед слушателями, о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений, о постановке дыхания и голоса. Направление в ораторском искусстве, возглавляемое Квинтилианом, было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и римское классическое красноречие. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме.
14.Идеал древнерусской риторики.Риторика Древней Руси (XI XVII в.в.)Красноречие Древней Руси начиналось на площадях старинных русских городов. На главной городской площади на сходах решали вместе вопросы войны и мира, гражданского согласия и торговли. Самая знаменитая из речей, отраженных в летописи, - это обращение к варягам. Киевской Руси расцветало дидактическое красноречие. Произведения дидактического, наставительного характера обычно назывались терминами: поучение, беседа, слово. Они писались для молодежи, для учеников и произносились вслух чаще всего на разговорном обиходном древнерусском языке, но всегда содержали и элементы церковно-славянского языка. К дидактическому красноречию следует отнести такие произведения, как Поучение Владимира Мономаха (нач. XII в.), Житие Сергия Радонежского (1418 г.), Житие протопопа Аввакума (1673 г.).В храмах звучал церковно-славянский язык, приобщая людей не только к христианской морали, но и к высокому стилю речи, к сложившейся в Европе общечеловеческой культуре. Кирилл Туровский один из выдающихся древнерусских ораторов (достопамятный вития наш 12-го века, воссиявший паче всех на Руси), оставил богатейшее наследие образцов ораторского искусства своего времени в виде поучений и проповедей, обращенных к прихожанам. Просвещенность, образованность, знание тонкостей ораторского искусства и психологии слушателей вот качества, благодаря которым его имя осталось в истории русского красноречия.В XI в. на Руси уже были известны имена многих знаменитых церковных ораторов. Среди них, например, имя Иоанна Златоуста (в старославянском переводе насчитывалось более 200 его речей). У него и у многих других античных, византийских мастеров учились древнерусские ораторы. Однако учебники риторики отсутствуют на Руси до XVII века. Риторические понятия обозначены множеством терминов: ветийство/витийство, риторикия (риторика только в XVII в.), благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрославие, златоустие, сладкоречие, красноречие, хитроречие и др. Первый русский учебник риторики известен под названием Риторика Макария. Он датирован 1620 г. (Перевод лат. "Риторики" Филиппа Меланхтона - нем. гуманиста (издан в 1577 г. во Франкфурте). Автор перевода неизвестен. Авторство приписывают новгородскому митрополиту Макарию). В русской истории это окончание Смутного времени, начало царствования династии Романовых, установление новой государственности.Такое время не может не требовать реорганизации и в области образования. Однако настоящий перелом в содержании риторики смог произойти только с началом петровских преобразований.

16. Петровский период (конец XVII в. I пол. XVIII в. В это время появляются такие известные труды, как Риторика М.И. Усачева, риторическое сочинение Ф. Прокоповича. Риторика М.И. Усачева была издана в 1699 году. В начале XVIII в. сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем было создано риторическое сочинение (на латинском языке), которое представляло собой запись лекционного курса, прочитанного Ф. Прокоповичем в 1706-1707 г.г. в Киево-Могилянской академии.

17.Теория красноречия Ломоносова.Считается, что именно М.В. Ломоносов положил начало научной русской риторики, написав Краткое руководство к красноречию (1748 г.).Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей: О изобретении, О украшении, О расположении. Риторика есть учение о красноречии вообще В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит , и посему разделяется Риторика на три части на изобретение, украшение и расположение.
 Основные теоретические положения риторики в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных. В Кратком руководстве Ломоносов дает следующее определение риторики:Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об иной мнению.Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения.
       Именно М.В. Ломоносов утвердил в употреблении термин красноречие, выбрав его из длинного ряда синонимов (см. выше).Интересно, что М.В. Ломоносов различал термины: риторика наука, учение, правила, красноречие искусство, умение красно говорить, а также тексты словесности. для красноречия, по Ломоносову, необходимы прежде всего дарования душевные (острый ум и память), телесные (громкий голос, долгое дыхание, приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В Риторике Ломоносова (так для краткости принято называть эту книгу) предлагается строить речь из четырех частей: вступление, пояснение
утверждение, заключение. Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать нравы человеческие, учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют возбуждению страстей образность речи, выразительность стиля ,убежденность оратора.

18. Правила высшего красноречия Сперанского.Рукописный курс М.М. Сперанского (1777-1839) (работа была опубликована после смерти автора только в 1844 г.) расходился во множестве списков и обладал несомненным влиянием благодаря оригинальному стилю. В этой работе детально рассмотрены вопросы:структуры публичного выступления,аргументации,композиции,выразительности речи.Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели.Сперанский считал, что основание красноречия суть страсти, т.е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, - это склонить ум, тронуть сердце1.М.М. Сперанский исходил из триединой задачи оратора: изобретение,расположение,изложение речи Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Для этого расположение мыслей в речи должно подчиняться двум правилам:все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой; это позволит сосредоточить внимание слушателей, а также легко переходить от одного предмета к другому;все мысли должны быть подчинены главной, доминирующей.
21.Какие требования выполняет логика в ораторской речи

Чем логичнее речь и стройнее логика доказательства, тем лу4ше доходит до сознания содержание сказанного. Это естественно, так как законы логики, то есть правильного мышления, отражают объективную истину, многовековую человеческую практику. Большая или меньшая логичность есть свойство нашего сознания. Когда человек в процессе воспитания и обучения вырабатывает способность мыслить и говорить, возникает определенный логический настрой. И если логика оратора соответствует этим логическим моделям, звучит в лад с нашим логическим настроением, мы соглашаемся с оратором, признаем истинность и обоснованность его суждений. Более того, стройная логика сама по себе может вызвать положительную эмоцию, удовлетворение, восхищение. Нарушение в речи логических законов и норм гораздо опаснее, чем нарушение норм произношения или ударения. Аудитория может простить оратору поговорки, но никогда не простит нелогичности, бессвязности, противоречия излагаемых мыслей. Цель логики-рассуждения – поиск нового знания, выведение одних знаний из других. Здесь логика выступает как орудие познания. Цель логики – доведение известной истины до конкретной аудитории, убеждение или побуждении ее к определенному действию. Логика выполняет в ораторской речи несколько функция: логико- композиционное разделение и развертывание речи в соответствии с требованиями логических законов, логическая операция доказательства, логические закономерности публичного спора.
29.Риторические фигуры и их значение для речи.
Риторическими, или стилистическими, фигурами называют обороты речи, выработанные опытом конструкции, используемые для усиления выразительности высказывания. Иногда их назы­вают фигурами речи. Они опираются на психологию восприятия речи, возбуждают интерес, привлекают внимание к главному, учитывают законы логики, правила индук­ции и дедукции, умозаключения и доказательства; в них "работают" закономерности языка — внутритекстовые свя­зи, конструкции сложного и простого предложений. Использо­вание фигур в устной и письменной речи обогащает и разнообразит текст. Нередко речи ораторов, а иногда и письменные сочинения включают в себя риторические обращения к слушателям (чита­телям) Существуют так же вопросы ,которые не требуют ответа.Это риторические вопросы. Ответ на такой вопрос не нужен, вопрос передает раз­думья автора. Различные восклицания тоже повышают эмоциональный уро­вень речи, приближают ее к диалогической форме. Эти фигуры речи можно назвать риторическими вос­клицаниями. Параллелизмом называется одинаковое построение соседних предложений или их частей; используется в афоризмах, Посло­вицах анафора, или единоначатие(в начале предложения), Эпифора (концовка) — повторение слов или их сочетаний в конце конструкции, Антитеза построена на противопоставлении картин, характе­ров, предметов, признаков, действий; в ее основе обычно лежат антонимы. Оксюморон, как и антитеза, строится на противоположностях, но они не противопоставлены, а слиты и отражают противоре­чивость явлений жизни, они парадоксальны: "Смех сквозь слезы", Градация представляет собой "лесенку" близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием производимого ими впечатления, Инверсия — изменение обычного порядка слов в целях уси­ления выразительности, введения дополнительных оттенков смысла, Эллипсис — пропуск слов или фактов, они подсказываются контекстом (неполные предложения).
30. Тропы и их значение .Примеры

Троп — поэтический оборот, употребление слов, их сочетаний и фраз в переносном, образном смысле. Фигуры же, описанные выше, несмотря на различия, имеют общее свойство: в них глав­ное — структура, построение. Замысел автора, его эмоции, смы­словые оттенки в фигуре определяются ее построением. Тропы же всегда имеют второй, скрытый план, он и создает образ. Ха­рактер переноса смысла в разных тропах неодинаков, как неоди­накова и "степень" иносказания: от простого сравнения — до аллегории.Перифраз — прием замены названия какого-то явления, пред­мета другим названием, описательным оборотом. Например, вместо Гоголь автор "Мертвых душ", Аллюзия — употребление в речи широко известного, ходового (в определенной культурной сфере) выражения в качестве намека на столь же известный факт, Метафора — это такой вид тропа, в котором отдельные слова и выражения сближаются по сходству. Явление обозначено в изобразительных целях другими словами: так создаются образы, картины. Метафора — самый распространенный вид тропов.Аллегория — иносказательное изображение отвлеченных по­нятий при помощи жизненных образов (в сказках, баснях, по­словицах, былинах). Носителями свойств людей оказываются животные, фантастические сказочные персонажи, мифологичес­кие образы. Олицетворение — это перенесение свойств и способностей человека на неживые предметы, на зверей: они наделяются способностью разговаривать, проявлять человеческие чувства, совершать поступки. Ирония — тонкая насмешка, сатирический намек; употребле­ние слова или оборота речи в противоположном смысле, Высшая степень горькой иронии — сарказм.Гипербола — преувеличение в выразительных целях, Литота, в противоположность гиперболе, — преуменьшение, Эпитет — художественное определение предмета, т. е. такое, которое не просто указывает на какое-либо его качество, но со­здает картину, образ на основе переноса смысла. Каламбур, игра слов на основе их многозначности или омо­нимии, обычно — шутливая: "Мой дорогой, очень дорогой порт­ной", Парадокс, неожиданный, резко расходящийся с логикой предшествующего текста или с привычным мнением вывод, на­пример: "Тише едешь — дальше будешь", Реплика — краткое, предельно лаконичное и остроумное вставное выступление, замечание, возражение в ходе беседы, по­лемики, Повтор одной и той же мысли в разных вариантах словесного выражения, оправданный целями выразительности: Работа в ар­хивах как-то незаметна со стороны и отнюдь не героична; ис­торические факты, события далекого прошлого, плоды архив­ных бдений — вот награда исследователю, Цитата — введение в авторский текст дословных отрывков из произведений других, как правило, высокоавторитетных ав­торов. В ораторской речи цитаты не должны быть велики по объему. Подобно афоризмам, они укрепляют доказательность речи. Но использование цитат, — чужих мыслей, — должно быть умеренным.Стилизация — воспроизведение стиля другой эпохи или дру­гого автора. Евфелизм -замена грубого выражения более мягким ,дисфелизм- замена мягкого выражения на более грубое, паузы – приемы создания выразительной речи( начальная пауза, логическая, люфтпауза, эмоциональная пауза, пауза, когда забыли, что сказать)
36.Стилистика ораторской речи

бывает:

функциональная (научная - отсутствие эмоций, использование абстрактной лексики, почти не присутствуют образные средства языка, техническая - присутствует абстракция, повествовательные предложения, отсутствует образность и эмоции, официально – деловая – компактность изложения, использование целого ряда характеристик для данной ситуации, выражений, отсутствие эмоций и выразительных средств, газетно – публицистическая – авторское мнение, восклицательные и вопросительные предложения, эмоциональный текст, использование большого количества выражений, разговорно – обиходный – свободный порядок слов, эмоциональность), художественной речи, мастеров литературы, практическая(выбор различных средств языка, которые должны использоваться в той или иной ситуации, и объяснять почему)

Деметрий выделял несколько видов стилей: простой или скудный, величественный или торжественный, изящный или гладкий, мощный или сильный. Кроме простого и величественного остальные могут смешиваться.
39.Топика и ее значение

Наука о так наз. «общих местах» в речах, соединяющая указания риторики и логики по развитию темы, применению фигур и разных способов аргументации, доказательства и убеждения слушателя.


написать администратору сайта