Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Что такое риторика: наука или искусство

  • 3. Данные, каких наук использует риторика.

  • 4. Причины упадка риторики и ее возрождение.

  • 5. Цели и задачи изучения риторики. Важность приобретения навыков публичного общения для решения коммуникативных задач.6. Риторический идеал софистов.

  • 7. Риторический идеал Сократа. Сократ

  • 8. Риторический идеал Аристотеля. Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены итеоретически обоснованы Аристотелем

  • 9. Риторический идеал Цицерона.

  • 10. Риторический идеал Квинтиллиана.

  • 11. Риторический идеал Ломоносова.

  • 12. Что изучает общая риторика.

  • 13. Понятие частной риторики.

  • 14. Что такое гомилетика и ораторика. Ораторика

  • 15. Что такое этос, пафос и логос. под эпосом

  • 16. Что такое риторические канон Каковы его этапы.

  • 17. Основные категории общей риторики: речевая ситуация, речевое действие, речевое событие, речевой поступок, речевое поведение.

  • Законы современной общей риторики. Первый закон риторики – закон гармонизирующего диалога.

  • Принципы речевого поведения, помогающие диалогизировать речевое общение.

  • 20. Виды коммуникации. 21. Портрет аудитории.

  • 23. Этапы изобретения речи. 24. Концепция и тема речи.

  • риторика. 1. Предмет риторики


    Скачать 80 Kb.
    Название1. Предмет риторики
    Анкорриторика.doc
    Дата13.05.2018
    Размер80 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлариторика.doc
    ТипДокументы
    #19173
    КатегорияЯзыки. Языкознание

    1. Предмет риторики.

    Наука о теории, мастерстве и законах искусства красноречия.

    Риторика-теория убеждающей речи, она анализирует не только приемы и способы, но и аудиторию с ее личными приемами и способами. Риторика диктует законы убеждающей речи, ее приемы и средства. в современность главное внимание уделяется аудитории, поэтому рассматривается риторика как наука о разнообразных формах языкового воздействия на аудиторию и целей воздействия на нее, наука о способах создания речевого поступка(понятие шире риторики и ораторского искусства).
    2. Что такое риторика: наука или искусство?

    Две различные традиции и порождают два основных понимания риторики. Первое связано с риторикой как наукой об убеждении, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Второе понимание опирается на риторику как искусство красноречия: красивость выражения становится высшим мерилом, а позднее и самоцелью риторической практики.

    Традиционно риторика относилась к числу наук философского цикла, была тесно связана с иными науками - логикой, теорией аргументации, риторикой. Но с течением времени риторика «переместилась» в цикл наук лингвистических. Такое перемещение, точнее, смещение акцентов, представляется не совсем исторически справедливым. И если уж риторика перестала носить ярко выраженный философский характер, то справедливей не относить ее полностью к наукам философского цикла, была тесно связана с иными науками - логикой, теорией аргументации, риторикой. Но с течением времени риторика «переместилась» в цикл наук лингвистических. Такое перемещение, точнее, смещение акцентов, представляется не совсем исторически справедливым. И если уж риторика перестала носить ярко выраженный философский характер, то справедливей относить ее полностью к ни к науке, ни к искусству.
    3. Данные, каких наук использует риторика.

    Философия, логика, психология, социология, теория коммуникации, лингвистика, этнолингвистика, филология, журналистика, физиология, акустика, орфоэпия - правильное ударение.

    4. Причины упадка риторики и ее возрождение.

    На протяжении XIX века риторика быстро теряла общественный престиж и сдавала свои позиции в системе образования. Причин тому много. Одна из главных – чрезмерное увлечение передовых европейских умов историческим методом, доходившее до отрицания того, что в жизни языка и общества может быть что-то неизменное, вечное. В эпоху увлечения идеями прогресса, развития, вэпоху, когда внимание ученых занимала, прежде всего, смена одних жизненных форм другими, мало кто верил в риторику с ее рецептами, основанными на представлении о неизменных свойствах языка и человеческой психологии. Надо признать, что и сама риторика не сумела ответить на вызов времени, продолжая иллюстрировать свои положения античными примерами и довольно вяло приспосабливаясь к культурным задачам национальных словесностей. Другая причина упадка риторики состояла в невиданном расцвете художественного слова и в подмене самого понятия словесности понятием художественной литературы, т.е. словесности изящной. Именно тогда в школе зародилась традиция изучения языка исключительно на материале художественной литературы. Наконец, еще одна причина кризиса риторики состояла в том, что с античных времен практически не разрабатывался вопрос об этике убеждающей речи. И если писатели, продолжая в светской культуре линию церковной проповеди, выступали учителями человечества, то ораторы, высказывавшиеся по частным вопросам и защищавшие частные интересы, сильно уступали им в глазах просвещенных слоев общества.

    Однако во второй половине XX века в судьбе риторики случился еще один перелом: началось ее бурное возрождение. У этого феномена также имеются свои причины, главные из которых могут быть обозначены как «информационное общество» и «массовое общество». Риторика была востребована содержанием всех составляющих нового информационного взгляда на мир. Во-первых, чрезмерное увлечение историзмом отошло в прошлое. На смену динамическим моделям мира пришли информационные, описывающие те или иные стороны жизни не как эволюцию, а как систему с неизменными инвариантами, с витальностью (выживаемостью) и колебаниями вокруг точки равновесия. Во-вторых, информация стала осознаваться как ресурс, полезный запас, а не как пустые «слова», противостоящие «делу». Представление о том, что слова – это простое сотрясение воздуха, в информационный век оказались существенно поколеблены. В наше время стала понятна объективная роль речевых технологий и конструктивная роль слова в жизни общества, в поддержании общественных установлений. В-третьих, в информационном обществе люди едва ли не в большей степени живут в мире слов, чем в мире вещей. Не нужно знать, как устроен персональный компьютер, чтобы им пользоваться, можно ничего не знать о подъемной силе крыла и летать на самолете. Но нельзя не уметь заказать авиабилет, не уметь «разговаривать» с компьютером, не ориентироваться в Интернете и т.д., словом, нельзя не владеть кодом большой цивилизации.

    5. Цели и задачи изучения риторики.

    Важность приобретения навыков публичного общения для решения коммуникативных задач.

    6. Риторический идеал софистов.

    Софисты допускали использование эристики т.е. любых средств для достижения своих целей,для победыв споре.Однако эристика подверглась запрету дажесо стороны греческих софистов в некоторых риторических ситуациях (запрещена ложная молва, запрещались слухи, интриги, ересь)

    Софистическая норма допускает и такеи приемы ,как чрезмерное восхваление одних лиц и охаивание других, необыкновенный подбор фактов, гипноз прославленных имен, расчет на некомпетентность, на их неспособность следить за речью высококвалифицированного противника

    Наиболее известные софистические приемы - это уловки (софизмы). не следует думать, что это ложь. Софизмы содержали какую либо малозаметную логическую ошибку, приводящую к ложному выводу, иногда к абсурду.

    7. Риторический идеал Сократа.

    Сократ был учеником софистов, однако в то время как софисты строили расчеты на психологическое воздействие, Сократ во главу угла ставил логическое доказательство. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние. В отличие от странствующих софистов Сократ все время жил в Афинах, где у него сформировался круг учеников. Это была своеобразная школа риторики, в которой получил развитие жанр сократического диалога. Этот диалог принимал форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал особенные этические отношения между людьми, которые собрались вместе.
    8. Риторический идеал Аристотеля.
    Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены итеоретически обоснованы Аристотелем. По мнению Аристотеля, дело риторики не убеждать, а в каждом данном случает находить способы убеждения. Знаменитый аристотелевский трактат Риторика, созданный в IV в. до н.э., послужил основой большинства позднейших риторических руководств античных, а впоследствии европейских, в том числе и русских. В 17 лет Аристотель прибыл в Афины, чтобы получить там образование. Он поступил в Академию Платона. Аристотель преклонялся перед своим учителем. Долгие годы из связывала дружба, которая, тем не менее, не мешала им критиковать друг друга (Платон мне друг, но истина дороже)После смерти Платона Аристотель в Афинах открыл свою школу так называемый Ликей .
    В Риторике Аристотеля нашли свое дальнейшее развитие мысли Платона об ораторском искусстве. В первой части Аристотель определял риторику следующим образом: Риторика искусство убеждать. Все речи Аристотель делил на три вида: совещательные, судебные, торжественные (эпидейктические).Дело речей совещательных склонять или отклонять, - считал Аристотель; судебных обвинять или оправдывать, хвалебных хвалить или порицать. Наиболее важным в те времена был вид совещательных речей, характерных для политического красноречия Тематика совещательных речей относилась к финансам, войне и миру, защите страны, вывозу и ввозу продуктов и товаров, законодательству. В торжественных (эпидейктических) речах содержание часто уступало место форме. К таким речам относились поздравительные речи, панегирики, надгробные речи. Во второй части Риторики Аристотель объяснил, при соблюдении каких условий оратор сможет убедить слушателей. В этой части подробно рассказано о психологии общения. Оратор должен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателей. Третья часть Риторики посвящена вопросам стиля, его особенностям и достоинствам. Аристотель подробно рассказывает о тех качествах речи, которые обусловливают ее достоинства. Речь должна быть: правильной ,благозвучной, ясной ,связной, выразительной , уместной и т.д. Аристотель первый заговорил о необходимости использовать разные стилистические средства в зависимости от того, с какой целью произносится речь, с какой аудиторией оратор имеет дело.

    9. Риторический идеал Цицерона.

    Ораторский идеал Цицерона - "обилие", сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля - высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Цицерон стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка.

    10. Риторический идеал Квинтиллиана.

    Знания Квинтилиана в области риторики были так обширны, что друзья и ученики настаивали на том, чтобы он написал о правилах красноречия. Знаменитый ритор долгое время не соглашался, ссылаясь на уже написанные по риторике труды в греческой и римской литературе. Но впоследствии он все-таки написал трактат, известный под названием Образование оратора (на русский язык переведен в 1834 г. А.С. Никольским). Трактат представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.

    Труд Квинтилиана состоит из 12 книг.   В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, потому что считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора. Цицерон, по мнению Квинтилиана, лучший, талантливейший оратор, ироничный и остроумный, легко убеждающий и прекрасно излагающий свои доводы.
    Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона.

    11. Риторический идеал Ломоносова.

    Наиболее заметный след в развитии теории риторики XVII века оставило “Краткое руководство к красноречию”.Оно предназначалось для нужд просвещения,образования,несколько раз переиздавалось для молодежи жаждущей знаний.Он понимал значение красноречия в языковой культуре народа и связал риторическую систему со стилями речи, разработал теорию трех стилей (возродил античную традицию).Ломоносов соединил риторику с русским языком, русской традицией, русской наукой.

    12. Что изучает общая риторика.

    Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Предметом современной общей риторики являются общие закономерности речевого поведения и практической возможности по созданию эффективной речи. Общая риторика исследует этапы превращения предметов реальной действительности в понятия категории человеческого мышления. Совокупность этих этапов, которые являются иллюстрацией пути от мысли к слову, составляет риторический канон.

    13. Понятие частной риторики.

    Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека.

    14. Что такое гомилетика и ораторика.

    Ораторика – то, что Аристотель называл судебным и совещательным красноречием – решает злободневные задачи, черпая свои темы из актуальной действительности. Ораторика занята отбором представительных фактов и в целом не склонна анализировать жизнь путем домысливания какого-то сложного конструкта, прибегать к «дополнительным построениям» в виде метафор и аналогий. Коротко говоря, в целом она не любит говорить притчами и рассказывать басни. Она оперирует казусами (примерами) и широко пользуется словесными формулами и эмблемами, отражающими мир казусов. Ораторика рассчитана на достижение конкретного результата, на убеждение колеблющихся или даже несогласных. Она достаточно напориста, но она же склонна к диалогу и всегда чутко реагирует на возражения оппонентов. Каждое выступление оратора можно понять как реплику в большом диалоге: на ораторику отвечают ораторикой же.

    Предвыборные выступления кандидатов, например, – это типичная ораторика. Все они имеют вполне конкретную цель – завоевать голоса на выборах, т.е. повлиять на поведение адресата во вполне конкретном случае.

    Гомилетика в узком смысле слова – это теория церковных проповедей. В широком смысле слова гомилетика – то, что Аристотель называл торжественным красноречием. В отличие от ораторики гомилетика не склонна оперировать казусами. Ее излюбленный прием – развернутая метафора, притча. Гомилетика – это всегда истолкование действительности, это обязательно проповедь неких положений или воззрений, которые разворачиваются чаще всего с помощью уподоблений. Гомилетика и ораторика взаимно дополняют друг друга. Гомилету положено воспарять мыслью: оттуда открываются ему какие-то новые ракурсы темы. Вот почему эту стратегию мы называем метафорической.

    15. Что такое этос, пафос и логос.

    под эпосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпы речи.

    под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.

    под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.

    16. Что такое риторические канон? Каковы его этапы.

    Риторический канон представляет собой совокупность правил, приемов и методов, которые являются обязательными при подготовке и реализации публичного выступления.

    Рассмотрим сущность античного риторического канона, ориентируясь прежде всего на "Риторику" Аристотеля. Проанализируем, как в этом каноне представлен путь от мысли к слову: какие этапы этого пути выделяли античные риторы и как они предписывали "проходить", осуществлять эти этапы. Классический риторический образец (канон) отмечает на пути от мысли (а точнее, от ораторской задачи и темы) к речи пять этапов (античный риторический канон пятичленен).
    Перечислим эти этапы:
    1.Инвенция (лат. Inventio), или "нахождение", "изобретение" (invenire quid dicere - "изобрести, что сказать"). Раздел классической риторики, который изучает начало создания публичной речи.
    2.Диспозиция (лат. Dispositio)- "расположение" (inventa disponere - "расположить изобретенное").
    З.Элокуция (лат.. Elocutio) - "словесное оформление мысли", "собственно красноречие" (ornare verbis- "украсить словами"). Раздел классической риторки, который предполагает, что оратор должен использовать в совей речине толко средства прямого выражения мысли, но и широко использоватьсредства фигурального выражения, возможности худ. Средств, а так же стилистические возможности речи.
    4.Запоминание (лат. Memorio). Речи в античности учили наизусть, репетировали; часто автор речи (логограф) писал ее для заказчика, который только заучивал и затем произносил речь. Предполагает, что оратор владеет приемами мнемотехники, техникой ускоренного запоминания текста, которая дает возможность оратору полагаться не только на его оперативную память, но и на специальные приемы запоминания.
    5. Произнесение (лат. Actio hypocriais). Это актерское, театральное исполнение речи (греч. hypocrites - актер) - этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается с соответствующим использованием жеста, мимики, голосовых данных оратора. Оратор должен работать не толко над содержанием речи, но и над ее пластикой.
    17. Основные категории общей риторики: речевая ситуация, речевое действие, речевое событие, речевой поступок, речевое поведение.

    Речевая ситуация - реальная или воображаемая ситуация, провоцирующая речь. В коммуникации с переводом различают:
    - речевую ситуацию, во время которой сообщение принимается переводчиком; и
    - речевую ситуацию при приеме сообщения финальным адресатом. Для речевой ситуации чрезвычайно важным является цель речи (зачем говорится о чем-то в данной ситуации).

    Речевое действие - осуществляется как громкая речь или "внешняя речь про себя", которые различаются по своей функции: сообщение чего-либо другому или себе.
    Речевое событие – это основная единица коммуникации (речевого общения). Оно (речевое событие) представляет собой законченное целое и состоит из двух компонентов:

    1) это то, о чем сообщается, говорится (т.е. словесная речь), и то, чем речь сопровождается, - мимика, жесты, что в целом составляет речевое поведение;

    2) это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение, и сами участники общения, т.е. речевая ситуация.

    Для эффективного речевого взаимодействия важны оба компонента речевого события.

    Безусловно, в реальной жизни, в живом общении могут быть выделены многочисленные другие цели речи и речевые поступки (завоевание расположения слушателя, завоевание сострадания, просьба и т.д.).

    1. Законы современной общей риторики.

    Первый закон риторики – закон гармонизирующего диалога. Речевое общение возможно только при взаимодействии участников речевой ситуации. Диалог в риторике- попытка оратора и аудитории совместными усилиями на основе общих целий, интересов, устремлений, общей деятельности искать и постичь истину.

    Второй закон риторики – закон продвижения и ориентации адресата. Этот закон требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был как бы сориентирован в «пространстве речи», знал бы, каков «маршрут» продвижения от начала речи к ее концу, на каком месте в дороге мы находимся и т.п. Чем лучше адресат представляет себе «карту речи», тем лучше он воспринимает сообщаемое.

    Третий закон риторики – закон эмоциональности речи. Этот закон требует, чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или к чему призывает.

    Четвертый закон риторики – закон удовольствия. Эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным, иными словами – когда речь доставляет удовольствие слушателям. Это не значит, что необходимо развлекать, смешить слушателей. Приятно слушать речь, когда ее легко слушать.

    1. Принципы речевого поведения, помогающие диалогизировать речевое общение.

    Для того, чтобы диалогизировать речевое общение, необходимо использовать некоторые важные принципы. К ним относятся:

    1. Внимание к адресату. Готовясь к речи, необходимо заранее представить себе своего собеседника, свою аудиторию. Каковы особенности аудитории: возраст, интересы, образование, вкусы, темперамент и т.п. Можно сказать, что необходимо составить «портрет», «образ» своих слушателей или слушателя.

    2. Предварительно оценив аудиторию или своего собеседника, нееобходимо продумать тему выступления, какие факты, примеры, доказательства можно использовать, т.е. учитывается риторический принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата речи.

    3. Конкретность, которая помогает зримо воспринимать звучащее слово. Этому правилу подчиняется и отбор слов, которые позволяют наглядно представить именно этот предмет, ситуацию, обстановку, а не что-то общее. Например, это произошло у станции метро «Выхино», а не просто у какой-то станции метро. Ученые установили, что одной из важнейших характеристик текста, определяющих возможности его понимания, является степень его абстрактности, которая часто рассматривается как степень, уровень «непонимания» текста. Речь должна стремиться к конкретности и образности, так ее можно «увидеть» и легче запомнить.

    4. Движение. Речь, как и написанный текст, имеет линейный характер: звучащая речь развернута во времени, а письменная – в пространстве. В обоих случаях речь имеет начало и конец, а между ними лежит путь, «маршрут», по которому говорящий должен «пройти» вместе со слушающим. Отсюда мы можем перейти к следующему закону риторики.
    20. Виды коммуникации.

    21. Портрет аудитории.

    Составление характеристики предполагаемой аудитории - непременный этап разработки замысла речи . Умение точно определить характеристики аудитории позволяет говорящему более точно выбирать нужный жанр в схожих ситуациях Особенности аудитории продиктуют оратору и направление в раскрытии содержания , и композицию , и языковые средства выражения .

    Как же добиться того , чтобы слушатели стали единомышленниками оратора ? Как суметь точно предвидеть реакцию каждой аудитории на ту или иную тему ? Для этого прежде всего необходимо научиться производить точный и полный анализ будущей аудитории , помогающий Все параметры анализа аудитории можно разделить на объективные и субъективные . Объективные параметры не зависят от оратора и его речи , являются неотъемлемым признаком аудитории . К ним относятся :

    1. Демографическая характеристика в свою очередь включает :

    1) естественные черты : пол , возраст , национальность , общий уровень образования и культуры ;

    2) социальное положение (рабочие , крестьяне , интеллигенция.) и должность (чиновники , учителя .), поскольку социальная и экономическая характеристики часто оказывают существенное влияние на взгляды , вкусы и убеждения людей . Сюда же относится выявление ситуативных групп , связанных с состоянием общества , государства (например, беженцы ).

    2 Интеллектуальная характеристика . Сюда относятся параметры , описывающие знания и убеждения аудитории . В зависимости от темы речи и ситуации здесь могут быть актуальны три аспекта :

    1) если выступление посвящено серьезному вопросу , можно определить уровень профессиональной подготовки слушателей , вообще уровень знаний по предмету речи (специалисты – неспециалисты );

    2) если выступление политического характера , определяем преимущественную политическую ориентацию слушателей (например , коммунисты ) или особенности их мировоззрения (например , верующие );

    3) в некоторых случаях можно учесть специфику увлечений аудитории (например , отмечаем , что перед нами футбольные болельщики .)

    3. Количественная характеристика одна из самых важных , пожалуй , характеристик : какое количество слушателей предполагается и в какой мере они знакомы выступающему . По количеству участников общения различают :

    а ) межличностное , б ) групповое , в ) публичное , г ) массовое общение .
    Характеристики , которые мы признали важными , обязательно должны быть учтены в речи .
    22. Портрет оратора.
    От того , в какой степени доверяет , симпатизирует оратору аудитория , в огромной мере зависит эффективность воздействия . Там , где авторитетному , уважаемому человеку бывает достаточно сказать несколько простых фраз , человеку , не известному аудитории , для достижения такого же результата потребуется произнести сложную , точно рассчитанную речь . Одним из важнейших компонентов подготовки речи является оценка оратором своих отношений с предполагаемой аудиторией . Причем чем объективней и самокритичней окажется такая оценка , тем лучше .

    когда речь произносится так , что

    внушает доверие к человеку , ее произносящему , потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим , в тех же случаях , где нет ничего ясного и где есть место колебанию , - и подавно . Оратор предсказуем . Аудитория , познакомившись с ним , уже знает , чего можно от него ожидать . Образ оратора - гарантия устойчивости суждений и реакций на речь . Этой стабильности хочет аудитория . Поэтому оратор ради единства своего образа должен не изменять своим взглядам даже под страхом смерти . Ораторская маска - образ оратора - первый слой содержания , который считывает аудитория . Увидев данного оратора , она уже предполагает общее смысловое направление его речи , тем самым образ оратора есть категория смысла речи для слушающего . Это правильно , если отношение аудитории к оратору вызвано его речами и поступками . Однако бывает , что отношение обусловлено социальным , профессиональным или иным статусом говорящего. В некоторых случаях такой статус работает в пользу. В других случаях статус оратора работает против него (например : женщина -лектор перед мужской аудиторией в Средней Азии , чеченец в русской аудитории ). Таким образом , осмысление образа оратора важно как при анализе чужой речи , так и при подготовке своей . Характеристика оратора в целом проводится по той же схеме , что и анализ аудитории , исключая , разумеется , количественную оценку.

    23. Этапы изобретения речи.

    24. Концепция и тема речи.


    написать администратору сайта