Фарзалиева № 1. 1. Предмет, задачи и функции политологии как науки
Скачать 53.63 Kb.
|
Николай Григорьевич Дебольский (1842―1918) Н. Дебольский. О содержании нравственного закона (Журн. мин нар пр. 1908 – 1909 г.) Вопросы религии и нравственности ныне привлекают к себе всеобщее внимание. Им посвящаются многочисленные рефераты и лекции, они вызывают оживленные дебаты. Путем рефератов и лекций создались в этой области некоторый громкие имена. К сожалению, эти народные ораторы, эти мыслители-публицисты обычно скользят по поверхности предмета и не доходят до его систематического обсуждения. Наряду с ними в области этих же вопросов работают одинокие мыслители, широкой публике неизвестные. Это, по существу, такая область, в которой популярность имени и глубина исследования находятся в непрерывном антагонизме. Народные ораторы, именуемые «нашими пророками» и «современными духовными вождями», сами находятся в «обезьяньих лапах» толпы, в рабстве у ее вкусов. Виртуозность фразы, апокалипсический туман, красивая поза – вот без чего они не могут обойтись. Напротив, методичность мышления, ясное сознание границ познания и пределов поставленной темы, изящная строгость языка, характеризующая вдумчивого мыслителя, делают его непопулярным, и широкая публика систематически удерживается от знакомства с серьезным решением вопросов религии и нравственности. К числу таких одиноких мыслителей принадлежит и Н. Г. Дебольский, автор философских сочинений: Введение в учение о познании (1870), О Диалектическом методе (1872), Философские основы нравственного воспитания (1880), Философия будущего. Соображения о ее начале, предмете, методе и системе (1882), О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности. (1886). В последние дни им напечатан ряд статей в Журн. мин. нар. пр. (дек. 1908, апр., май, июль и авг. 1909) О содержании нравственного закона. Об отношении этих статей к прежним сочинениям он сам так говорил: «Мысли, изложенные в настоящей статье, составляют, в сущности, сокращенное и более популярное повторение тех мыслей, которые были изложены в вышедшем в свет в 1886 году сочинении моем О высшем благе. Со своей стороны можем заметить, что этическая теория автора здесь изложена выпукло, закругленно и изящно. Как бы то ни было, эта статья заслуживает полного внимания всех интересующихся философскими проблемами. Референт имеет в виду ознакомить с ее содержанием читателей Богословского Вестника. Павел Александрович Бакунин (1820―1900) Наряду со многими другими великими соотечественниками Михаил Александрович Бакунин (1814–1876) занимает достойное место в международной истории. Русская национальная культура в его лице выдвинула «одного из самых ярких политических мыслителей Европы второй половины XIX века». Его идеи, по оценке современного автора, «были в известном смысле взлетом мировой политической мысли о свободе». Тем не менее стандартная энциклопедическая характеристика роли М.А. Бакунина в отечественной истории, как правило, исчерпывается присвоенным ему крайне узким статусом «одного из идеологов анархизма и народничества». К тому же пик его «наибольшей активности» хронологически соотносится только с первой половиной 1870-х гг. Хотя на самом деле, выступая в качестве свободного философа и политического мыслителя, Бакунин действовал на общенациональном уровне уже в 1830-е гг. А к концу 1840-х гг. он выдвинулся на авансцену международного демократического движения. Существенно опережая отечественное историческое время, русский политэмигрант принимал самое активное участие в континентальной народной революции 1848–1849 гг. Теоретические достижения выдающегося русского интеллектуала и политика до сих пор недооцениваются в отечественной исторической литературе. «Только будущие историки всего современного движения будут иметь возможность выяснить верно и вполне, — предвидел данную коллизию один из первых отечественных биографов М.А. Бакунина, — личность этого человека, когда никакие соображения осторожности не будут мешать этому ни в одной стране из тех, которых касалась его деятельность». Фундаментальной основой мифической «доктрины» М.А. Бакунина до настоящего времени считается так называемый анархизм, интерпретируемый по сложившейся традиции как недиалектическое отрицание всех атрибутов и институтов государственной властию Чтобы отвлечь внимание научной общественности от его подлинных, аутентичных идеологических позиций, были придуманы уничижительные ярлыки типа «неистовый бунтарь», «апостол анархии», «идеолог международного анархизма» и т.д. Справедливости ради необходимо указать, что и сам М.А. Бакунин способствовал распространению подобных мифов. Когда в свое время политические оппоненты стали все чаще именовать его анархистом, он предпочел не оправдываться. «Мы против этого названия не протестуем, — заявил тогда М.А. Бакунин, — потому что мы, действительно, — враги всякой власти…». В противовес различным идеологическим версиям авторитарного этатизма (по-русски государственничества), он декларировал особый общественный идеал — «Анархию». По собственному определению мыслителя, это «стихийный и жизнедеятельный строй, создать который может только свобода». Весь «анархистский» пафос публицистики М.А. Бакунина 1860–1870-х гг. и обращен главным образом против крайних «государственников». Явно или скрыто, но они всегда выступают как апологеты и охранители социальной несвободы. «Им непременно нужно государство-провидение, государство-руководитель общественной жизни, — констатировал М.А. Бакунин, — податель справедливости и регулятор общественного порядка». Причем оттенки в идеологической аргументации сторонников крайнего этатизма представлялись ему несущественными. «Другими словами, признаются ли они себе в этом или нет, называют ли себя республиканцами, демократами или даже социалистами, — не без оснований замечал мыслитель, — им всегда нужно, чтобы управляемый народ был более или менее управляемым сбродом». Бакунин же являлся, напротив, сторонником свободной социальной самоорганизации, политического суверенитета и самоуправления народа как национально-гражданского сообщества. |