Главная страница
Навигация по странице:

  • 11. Основные концепции организованности и целостности живых систем (А.А.Богданов, В.И. Вернадский, Л. фон Берталанфи). 12. Философские проблемы генетики и наследственности.

  • 13. Эволюционная этика и альтруизм в живой природе. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА

  • 14. Самоорганизация в живой природе.

  • 60 ответов на вопросы кандидатского экзамена по философии науки. 1. Предмет, задачи и особенности философии науки


    Скачать 0.92 Mb.
    Название1. Предмет, задачи и особенности философии науки
    Дата06.12.2022
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла60 ответов на вопросы кандидатского экзамена по философии науки .doc
    ТипЗакон
    #830416
    страница13 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

    10. Особенности и этапы формирования эволюционной эпистемологии.
    Эволюционная эпистемология — теория познания, являющаяся разделом эпистемологии и рассматривающая рост знания как продукт биологической эволюции.

    Эволюционная эпистемология основывается на положении, что эволюция человеческого знания, подобно естественной эволюции в животном и растительном мире — результат постепенного движения по направлению к всё более и более лучшим теориям.

    ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — направление в современной эпистемологии, которое своим возникновением обязано прежде всего дарвинизму и последующим успехам эволюционной биологии, генетики человека и когнитивной науки.

    Следует различать два значения эволюционной эпистемологаи. Во-первых, попытку объяснения развития средств, форм и методов познания (органов познания) с привлечением эволюционной схемы. Во-вторых, стремление к эволюционному объяснению самого содержания знания (появления информации). Значение приобретают известные понятия изменчивости, отбора и закрепления.

    Истоки основных идей Э. э. можно обнаружить в трудах классического дарвинизма и прежде всего в поздних работах самого Ч. Дарвина «Происхождение человека» (1871) и «Выражение эмоций у людей и животных» (1872 ), где возникновение когнитивных способностей людей, их самосознания, языка, морали и т.д. связывалось с механизмами естественного отбора, с процессами выживания и воспроизводства. Но только после создания в 1920—1930-х гг. синтетической теории эволюции, подтвердившей универсальное значение принципов естественного отбора, открылась возможность применения хромосомной теории наследственности и популяционной генетики к исследованию эпистемологических проблем. Начало этому процессу положила опубликованная в 1941 статья известного австр. этолога К. Лоренца «Кантовская концепция априори в свете современной биологии», где приводился ряд убедительных аргументов в пользу существования у животных и человека врожденного знания, материальным базисом которого выступает организация центральной нервной системы. Это врожденное знание не есть нечто безотносительное к реальности, а суть фенотипический признак, подверженный действию механизмов естественного отбора.

    Впервые термин «Э. э.» появился лишь в 1974 в статье амер. психолога и философа Д. Кэмпбелла, посвященной философии К. Поппера. Развивая эпистемологический подход Лоренца, Кэмпбелл предложил рассматривать знание не как фенотипический признак, а как формирующий этот признак процесс. Познание ведет к более релевантному поведению и увеличивает приспособленность живого организма к окружающей среде (в т.ч. и к социокультурной, если речь идет о человеке). Несколько позднее этот новый эволюционный взгляд на познание удалось интегрировать с теоретико-информационными моделями. Тем самым открылась возможность связать биологическую эволюцию с эволюцией когнитивной системы живых организмов, с эволюцией их способностей извлекать, обрабатывать и хранить когнитивную информацию.

    В 1980-х гг. в Э. э., по-видимому, окончательно сформировались две различные исследовательские программы. Первая программа — изучение эволюции когнитивных механизмов — исходит из предположения, что для эпистемологии исключительный интерес представляет исследование когнитивной системы живых существ и в особенности человеческих познавательных способностей, которые эволюционируют путем естественного отбора. Эта программа (иногда ее называют биоэпистемологией) распространяет биологическую теорию эволюции на физические субстраты когнитивной активности и изучает познание как биологическую адаптацию, которая обеспечивает увеличение репродуктивной приспособленности (Лоренц, Кэмпбелл, Р. Ридль, Г. Фоллмер и др.). Вторая программа — изучение эволюции научных теорий — пытается создать общую теорию развития, которая охватывала бы биологическую эволюцию, индивидуальное научение, культурные изменения и научный прогресс в качестве специальных случаев. Эта программа широко использует метафоры, аналогии и модели из эволюционной биологии и исследует знание как основной продукт эволюции (Поппер, С. Тулмин, Д. Халл и др.). В последние десятилетия 20 в. Э. э. быстро превращается в область междисциплинарных исследований, где все большее применение находят не только эволюционная биология, но и теории генно-культурной коэволюции, когнитивная наука, компьютерное моделирование и т.д.

    11. Основные концепции организованности и целостности живых систем (А.А.Богданов, В.И. Вернадский, Л. фон Берталанфи).

    12. Философские проблемы генетики и наследственности.
    Бурное развитие биологии, начавшееся с появления эволюционного учения, а затем генетики и молекулярной биологии поставило нас перед совершенно новой проблемой переосмысления роли и природы человека. В этом контексте большое внимание уделяется философским проблемам, связанным с возникновением генной инженерии и возможности влиять на геном человека. Человек в одночасье стал не только неотделимой частью биологического мира, но и предметом исследования и, более того, коренного изменения. Биология разрушила основополагающую догму «догенетического» мировоззрения – главенствующее положение человека по отношению к природе.

    Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. В зависимости от объекта исследования различают генетику микроорганизмов, растений, животных и человека, а от уровня исследования – молекулярную генетику, цитогенетику и др. Основы современной генетики заложены Г. Менделем, открывшим законы дискретной наследственности (1865), и школой Т. Х. Моргана, обосновавшей хромосомную теорию наследственности (1910-е гг.).

    Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа (растения, грибы, или бактерии) сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей их генетической информации. Носителями наследственной информации у организмов являются гены.

    Нас интересует философский аспект проблемы клонирования и возможность решить её в рамках философии биологии.

    Клон – совокупность клеток или организмов, генетически идентичных одной родоначальной клетке. Клонирование – метод создания клонов путем переноса генетического материала из одной (донорской) клетки в другую клетку (энуклеированную яйцеклетку).

    Прежде всего, следует отметить, что клоны существуют в природе. Они образуются при бесполовом размножении (партеногенезе) микроорганизмов, вегетативном размножении растений. В генетике растений клонирование давно освоено и выяснено, что клоны значительно отличаются по многим признакам; более того, иногда эти различия даже больше, чем в генетически разных популяциях.

    Общеизвестный пример естественного клонирования – однояйцовые близнецы. Но и однояйцовые близнецы, хотя и очень похожи друг на друга, далеко не идентичны.

    Нынешний клональный бум связан с ответом на вопрос, можно ли не из половой, а из соматической клетки воссоздать организм?

    В XX в. было проведено немало удачных экспериментов по клонированию животных (амфибий, некоторых видов млекопитающих), но все они были выполнены с помощью переноса ядер эмбриональных (недифференцированных или частично дифференцированных) клеток. При этом считалось, что получить клон с использованием ядра соматической (полностью дифференцированной) клетки взрослого организма невозможно. Однако в 1997 г. британские ученые объявили об успешном сенсационном эксперименте: получении живого потомства (овца Долли) после переноса ядра, взятого из соматической клетки взрослого животного (донорской клетке более 8 лет). Недавно в США (Университет Гонолулу) были проведены успешные эксперименты по клонированию на мышах. Таким образом, современная биология доказала, что получение клонов млекопитающих в лабораторных условиях принципиально возможно.

    От применения технологии клонирования в научных исследованиях ожидается углубление понимания и решение проблем онкологии, учения об онтогенезе, молекулярной генетики, эмбриологии и др. Появление овцы Долли заставило по-новому взглянуть и на проблемы старения.

    Особо острые дискуссии развиваются вокруг проблемы клонирования человека. Пока технически это трудно осуществимо, однако, принципиально клонирование человека выглядит вполне выполнимым проектом. И здесь возникает множество уже не только научных и технологических проблем, но и этических, юридических, философских, религиозных.

    Тут возникает основная причина для споров и протестов – люди не хотят, чтобы их копировали, но в этом заключён главный парадокс ситуации, потому что копировать никого биология не может, более того, это невозможно даже гипотетически. Клон не является копией клонированного организма. Во-первых, генетически он похож на «родителя» только в той степени, в которой ДНК, взятая для эксперимента, была похожа на ДНК в среднем всех клеток «родителя» – поскольку в процессе онтогенеза происходит много точечных мутаций, различия могут быть значительными. Во-вторых, вопреки расхожему мнению, ни психологически похожим, ни обладать «воспоминаниями» «родителя» клон не будет – память не отражается в геноме. В-третьих, особенность биологически значимых моментов биографии «родителя» (столкновения с канцерогенами, онкогенами, травмы) воспроизвести не возможно. Значит, человеческие клоны никогда не будут идентичны своим «родителям» в биологическом смысле. Как при этом можно говорить об идентичности в морально-этическом, религиозном или юридическом смысле?

    Что же такое «человеческий» клон? С одной стороны, он может быть назван ребенком своего «родителя». С другой стороны, он же одновременно является и чем-то вроде однояйцового генетического близнеца.

    В этом смысле все проблемы (кроме чисто технических) к философии биологии отношения не имеют, здесь мы наблюдаем инертность социально-гуманитарного знания, которое пытается в новой реальности жить по старым законам. То же касается в частности религий – они приняли астрономию, физику, следовательно, примут и генную инженерию – только бы поменьше народу сожгли на этом пути.

    Процесс познания мира не остановить. Очевидно, что исследования в области эмбриологии и клонирования человека очень важны для медицины, понимания путей достижения здоровья человека. Поэтому они должны проводиться. Непосредственное же клонирование человека (вплоть до обстоятельного уточнения правовых, этических, религиозных и других аспектов этой проблемы) будет сталкиваться с большими сложностями, не имеющими отношения к биологии. Рано или поздно настанет время, когда генно-инженерные технологии в области принципов клонирования людей войдут в повседневную жизнь.

    13. Эволюционная этика и альтруизм в живой природе.
    ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА – разновидность этической теории, согласно которой мораль коренится в природе человека и морально положительным является такое поведение, которое способствует «наибольшей продолжительности, широте и полноте жизни» (Г.Спенсер). Эволюционный подход в этике сформулировал Спенсер, однако основные идеи эволюционной этики были предложены Ч.Дарвином, который по сути дела попытался с естественно-научной точки зрения обосновать принципы, воспринятые из философского эмпиризма и сентиментализма этического. Основные идеи Дарвина, развитые эволюционной этикой, заключаются в следующем: а) общество существует благодаря социальным инстинктам, которые человек (как и социальные животные) удовлетворяет в обществе себе подобных; отсюда вытекают и симпатия, и услуги, которые оказываются ближним; б) социальный инстинкт преобразуется в нравственность благодаря высокому развитию душевных способностей; в) у человека сильнейшим фактором поведения стала речь, благодаря которой оказалось возможным формулировать требования общественного мнения (требования общины); г) социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой.

    В видоизмененной форме современные биологистские теории морали принимают все эти постулаты, главный из которых заключается в том, что человечество проходило в своем становлении групповой отбор на моральность, в частности на альтруизм. В 20 в. благодаря достижениям эволюционной генетики и этологии был высказан ряд идей и концепций, которые как будто позволяют показать биологическую обусловленность, эволюционную предзаданность человеческого поведения, в частности морального.

    Эволюционная этика - тип этической теории, согласно которой мораль является моментом развития природной (биологической) эволюции, коренится в природе человека, а морально положительным является такое поведение, которое способствует "наибольшей продолжительности, широте и полноте жизни" (Г.Спенсер). Эволюционный подход в этике сформулировал Спенсер (см. "Основания этики"), однако ее основные принципы были предложены Ч.Дарвином, который по сути дела попытался естественнонаучно обосновать идеи, воспринятые из философского эмпиризма и сентиментализма этического (в частности, Д.Юма, А.Смита). Основные идеи Дарвина относительно условий развития и существования морали, развитые Э.э., заключаются в следующем: а) общество существует благодаря социальным инстинктам, которые человек (как и любые социальные животные) удовлетворяет в обществе себе подобных; отсюда вытекают и симпатия, и услуги, которые оказываются ближним; б) социальный инстинкт преобразуется в нравственность благодаря высокому развитию душевных способностей; в) у человека сильнейшим фактором поведения стала речь, благодаря которой оказалось возможным формулировать требования общественного мнения (требования общины); г) социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой.

    Тема альтруистического взаимодействия, все больше в последнее время, привлекает к себе внимание. Альтруизм со стороны окружающих воспринимается терпимо, однако, отношение к нему неоднозначное. Зачастую явный эгоизм вызывает большую симпатию. В жизни нередко приходится делать выбор в ту или иную сторону, и некоторые примеры заставляют задуматься о природе данного явления.

    Различные наблюдения показывают примеры альтруистического взаимодействия в поведении живой природы на разных уровнях ее организации – от бактерий до млекопитающих. Если взглянуть шире, то можно увидеть, что именно в сочетании эгоизма с альтруизмом существует жизнь. Например, живые клетки, в едином организме, существуют на альтруистических принципах. Каждая из них отменяет свои интересы перед другими ради целостности организма. В противном случае клетка становится раковой.

    Подобные примеры есть в человеческом обществе. Мы знаем из опыта, как зачастую кто-либо, в том числе и мы сами, отказывается от своих претензий. Однако существует разница в причинах и цели такого действия. Обобщив, можно выделить несколько типов самоотмены, проявляющейся во взаимодействии сторон:

    1. Одна из сторон вынужденно отказывается от собственных претензий под давлением обстоятельств.

    2. Одна из сторон совершает действия ради второй стороны, основываясь на собственном желании.

    3. Одна из сторон включает интересы второй как часть своих и совершает действия ради взаимодействия на более высоком уровне.

    Таким образом, только третий из перечисленных типов взаимодействия можно назвать альтруистическим. Именно в нем раскрываются новые качества и возможности целостной системы.

    Рассмотрев альтруистический тип взаимодействия, находим, что он основан на равенстве сторон. Равенство проявляется в том, что каждая из взаимодействующих сторон способна инициировать изменение взаимодействия. Изменение взаимодействия направлено к одной общей цели, существующей выше личных интересов каждой из сторон.

    При таком типе взаимоотношений становится очевидной зависимость сторон друг от друга и успеха взаимодействия от уровня конечной цели. При этом, если на основе такого взаимодействия достигается единство сторон, то открывающиеся перспективы тем шире, чем сильнее перед этим были противоречия между сторонами. Такой неожиданный вывод на фоне противоречий современной цивилизации вселяет некоторый оптимизм относительно пути ее дальнейшего развития.

    14. Самоорганизация в живой природе.
    Самоорганизация — процесс упорядочения в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия. В зависимости от подхода к описанию самоорганизации в определение включают характеристики системы, тип внутреннего фактора, особенности процесса.

    Самоорганизация, процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы Самоорганизация могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Свойства Самоорганизация обнаруживают объекты самой различной природы: живая клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т. д. Процессы Самоорганизация происходят за счёт перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов Самоорганизация - их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от неё.

    Различают 3 типа процессов Самоорганизация. Первый - это самозарождение организации, т. е. возникновение из некоторой совокупности целостных объектов определенного уровня новой целостной системы со своими специфическими закономерностями (например, генезис многоклеточных организмов из одноклеточных). Второй тип - процессы, благодаря которым система поддерживает определенный уровень организации при изменении внешних и внутренних условий её функционирования здесь исследуются главным образом гомеостатические механизмы, в частности механизмы, действующие по принципу отрицательной обратной связи. Третий тип процессов Самоорганизация связан с совершенствованием и с саморазвитием таких систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.

    Наш мир, все, что доступно в нем наблюдению претерпевают непрерывные изменения – мы наблюдаем его непрекращающуюся эволюцию. Все подобные изменения происходят за счет сил внутреннего взаимодействия, во всяком случае, никаких внешних по отношению к нему сил мы не наблюдаем. Согласно принципу Бора, существующим мы имеем право считать лишь то, что наблюдаемо или может быть сделано таковым. Следовательно, подобных сил не существует. Таким образом, все, что происходит вокруг нас, мы можем считать процессом самоорганизации, то есть процессом, идущим за счёт внутренних стимулов, не требующих вмешательства внешних факторов, не принадлежащих системе. К числу таких процессов относится также и становление и действие Разума, ибо он родился в системе в результате её эволюции. Итак, весь процесс эволюции системы – процесс самоорганизации. Мир всё время меняется. Мы не можем утверждать, что процесс самоорганизации направлен на достижение состояния равновесия (под которым понимается абсолютный хаос), у нас нет для этого оснований, гораздо больше данных для утверждения обратного - мир непрерывно развивается, и в этом изменении просматривается определённая направленность, отличная от стремления к равновесию.

    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта