60 ответов на вопросы кандидатского экзамена по философии науки. 1. Предмет, задачи и особенности философии науки
Скачать 0.92 Mb.
|
29. Современный экологический кризис как кризис цивилизации: истоки и тенденции. В процессе становления и развития современных форм цивилизации (начиная с промышленной революции XVIII в., а особенно к началу XX в.), человек становится силой «планетарного масштаба», по выражению В.И. Вернадского. Производственно-хозяйственная и социокультурная деятельность человечества оказывает существенное и все более негативное воздействие на биосферу. 30-50 лет назад начался современный, или шестой, экологический кризис. Мы называем его глобальным, поскольку он затронул всю планету, все сферы деятельности человека. Этот кризис многогранен и состоит из множества компонентов, решение каждого из которых немаловажно для будущего человечества. Он сложился из всего того комплекса глобальных проблем, которые захватили нас в последние десятилетия: 1) изменение климата Земли; 2) общее ослабление озонового слоя; 3) загрязнение океана, захоронение в нем ядовитых и радиоактивных веществ; 4) загрязнение атмосферы и образование кислых осадков; 5) радиоактивное загрязнение отдельных регионов; 6) накопление на поверхности суши твердого неразложимого мусора; 7) ухудшение среды жизни в городах из-за загрязнения и стрессов; 8) сокращение площади тропических и северных лесов, которое ведет к дисбалансу кислорода; 9) угроза исчезновения 10 тысяч видов животных и растений; 10) опустынивание планеты; 11) освобождение экологических ниш и заполнение их вредными и опасными организмами. Решение данного кризиса заключается в устранении каждой из этих проблем. Последний выделенный Н.Ф.Реймерсом восьмой кризис - кризис снижения надежности экологических систем (говоря иначе, природных сообществ). Экосистемы станут слишком простыми и начнут саморазрушаться. Единственный путь преодоления этой возможной ситуации - революция экологического планирования. Вопрос вопросов нашего времени - соотношение между цивилизацией и культурой. Функционирование биосферы обеспечивается тем, что живое вещество включается в биотический круговорот, не нарушая основных принципов его организации. И лишь в процессе появления и развития человека начинают постепенно нарушаться исторически сложившиеся природные циклы, подрывая тем самым биологические основы существования живого. В процессе «неолитической революции» - переходе от «присваивающего» к «производящему» хозяйству, когда «первочеловек» не только собирал дары природы, но и вел примитивное земледелие и скотоводство, фиксируются первые очаги экологической напряженности. Появление огня и первых форм деятельности позволило активизировать роль человека в природе. Очевидно, однако, что соответствующие негативные экологические процессы носили локальный характер. Деградация и гибель древних цивилизаций (например, шумерской), вызванные в основном экологическими причинами (засоление почв, заиливание каналов и т.п.), — исторически сравнительно редкий феномен. В процессе становления и развития современных форм цивилизации (начиная с промышленной революции XVIII в., а особенно к началу XX в.), человек становится силой «планетарного масштаба», по выражению В.И. Вернадского. Производственно-хозяйственная и социокультурная деятельность человечества оказывает существенное и все более негативное воздействие на биосферу. Основными причинами экологического кризиса с социальной точки зрения являются: классовая дифференциация общества, обострение социальных противоречий, отчуждение человека от природы, поскольку природа при капитализме становится лишь предметом для человека, всего лишь полезной вещью. Пифагорейцы соблюдали вегетарианство и запрет на убийство живого существа, считалось принципиально важным не совершать никакого насилия и сохранять помыслы человека чистыми. Платон проповедовал согласие с природой и следование природе. Цицерон говорил о том, что всякий, желающий жить в согласии с природой, должен брать за исходное все мироздание. Диоген Лаэртский учил, что чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам. Киники в основу своей философии поставили принцип: желать только того, что тебе в самом деле нужно. Эпикур осуществил первую, известную нам, классификацию желаний: желания бывают естественные необходимые, естественные не необходимые и неестественные. В средние века философское осмысление проблемы экологии не выходило за рамки христианского отношения к природе. В эпоху Возрождения философия стремилась стать самостоятельной отраслью общественного сознания. В Новое время возобладала ориентация на господство над природой. Современный экологический кризис – результат такой ориентации. Но и в прошлые времена были приверженцы ненасильственного отношения к природе. Так, английские, немецкие и американские романтики ХIX века выступали против господства над природой. Задачи экологической философии Основные задачи экологической философии: 1) решение экологической проблемы; 2) возвращение к целостному бытию. Основной принцип экологической философии – гармония человека и природы. В Древней Греции вся природа рассматривалась как организованное целое, Вселенная как макрокосмос, а человек – микрокосмос. Современные экологи считают, что между человеком и природой находится сфера взаимодействия, превращающая их в единое целое. Экологическая философия утверждает, что опасно слишком отделяться от природы и превозноситься над ней. Это касается как человечества в целом, так и каждого человека в отдельности. 30. Основные модели экоразвития человечества (антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм). Логика развития техногенной цивилизации приводит к отчуждению человека, к выдавливанию из его сознания духовности, национально окрашенной культурной традиции. Принцип экоразвития базируется на антропогенном подходе к эволюционному процессу, который в свою очередь опирается на понимание роли человека, органично включенного в мир природы. Миропонимание по содержанию становится экологическим, т.е. включающим в себя человеческую деятельность. Понятие экоразвития намного шире по своему содержанию, чем проблематика сохранения природы. Речь идет о сбережении человеческого внутри и вне человека, то есть, о безопасности человека перед угрозой технизации всех сторон его жизни. Кроме экологии природы, злободневными становятся экология культуры, экология человека, экология духа. Экоразвитие - форма социально-экономического развития общества, учитывающая экологические ограничения для данного исторического момента и направленная на сохранение естественных и антропогенных условий и ресурсов среды жизни. Существенным моментом концепции экоразвития является обнаружение связи устойчивого развития и становления ноосферы. Ноосферное развитие и устойчивое развитие, по сути дела, выступают как очень близкие понятия, хотя последнее понятие, - это лишь начало ноосферного движения. Устойчивое развитие - это такое развитие (в частности, экономический рост), которое не уничтожает свою природную среду, не дегуманизирует социальные связи, не разрушает человеческую самость. В концепциях экоразвития и устойчивости социальных систем особое место занимает проблема гуманизации общества. Принципы экоразвития предполагают достижение единства человека и биосферы. Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики, и некоторые философы нового времени. Согласно американскому медиевисту Линну Уайту антропоцентризм возник как результат двух исторических образований: модели современного Западного демократического государства, сложившейся посредством завоеваний и колонизации того, что сейчас называется развивающимся миром; иудейско-христианской традиции, согласно которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле. Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу. К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника, сместившая фокус с человека на Солнце и эволюционная теория Чарльза Дарвина, спустившая человека с вершины цепи бытия. Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни. В то же время, история слова гораздо древнее. Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространён антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек — вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его — наибольшие. В этом смысле христианство — антропоцентрическая религия, так как строится вокруг человека. Сегодняшнее наполнение термина — светское, такой антропоцентризм называют также секуляризованным антропоцентризмом. Техноцентризм - научное направление, основанное на вере во всесилие техники. Идеология нового времени. Биоцентризм — идеология или научный подход в природоохранном деле, ставящие превыше всего интересы живой природы в том виде, в каком они представляются человеку. Биоцентризм противопоставляется антропоцентризму в том его наполнении, которое получило широкое распространение в XX веке и согласно которому человек — это хозяин природы, имеющий права изменять и использовать окружающий мир. Биоцентризм является одним из ответвлений экоцентризма — течения биоэтики, исходящего из представлений о заведомом приоритете сохранности экологической сферы планеты (включая и её неживые элементы) над удовлетворением текущих нужд человека (причём в этом также оппонирующего антропоцентризму), и рассматривающего как самостоятельную ценность экосферу в целом. Ряд сторонников идеологии биоцентризма в борьбе за свои идеи осуществляют на практике противоправную деятельность, расцениваемую в США как экологический терроризм. Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Наиболее распространен теоцентризм был в Средние века. Космоцентризм — система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место. Стержневой идеей др.греч. философии являлся космоцентризм - восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях. Страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса, прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира. Экоцентризм — идеология охраны окружающей среды, рассматривающая сохранность дикой природы, как самостоятельную ценность, вне зависимости от любых человеческих критериев пользы, и предполагающая приоритет этой ценности над целями и потребностями человечества. Природа, экологическое равновесие воспринимаются как имеющие внутреннюю ценность. Сторонникам экоцентризма свойственно преклонение перед природой, близкое к религиозному, и восприятие природы как субъекта действия, имеющего собственные цели и обладающего моральными правами. В рамках экоцентризма защита дикой природы проводится не для достижения каких-либо целей, имеющих ценность с точки зрения человечества, а ради самой природы. Таким образом, создание охраняемых природных территорий предполагает отсутствие научного, рекреационного или какого-либо другого контроля и использования этих территорий и предоставления природным процессам полной свободы. |