Главная страница
Навигация по странице:

  • СРО по дисциплине”Модуль социально-политических знаний(культурология” Выполнил Студент РдиГб 21-22 Типо-Пронченко Вадим СОДЕРЖАНИЕ

  • 2. ОТ ОБЫДЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ

  • 3. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУКИ

  • 4. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  • СРО культурология. Модуль социальнополитических знаний культурология


    Скачать 46.83 Kb.
    НазваниеМодуль социальнополитических знаний культурология
    Дата04.02.2022
    Размер46.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРО культурология.docx
    ТипДокументы
    #351931




    ОА «Алматинский технологический университет»

    Факультет Экономики и Бизнеса



    СРО по дисциплине”Модуль социально-политических знаний(культурология”

    Выполнил Студент РдиГб 21-22 Типо-Пронченко Вадим

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
    Слово "культура" знакомо каждому, но мало кто возьмется объяснить, что такое "культура" с теоретической и научной точки зрения. Дело в том, что между обыденным и научным представлением о культуре «дистанция огромного размера». У большинства людей "культура" ассоциируется с "воспитанностью", "образованностью", "интеллигентностью". В популярной литературе можно встретить выражения "культура чувств", "культура речи", "культура поведения" и т.п. Мы с легкостью рассуждаем о культурной политике разных государств, подразумевая их заботу о музеях, театрах, библиотеках, системе образования. Мы употребляем это слово очень часто. И, тем не менее, смысл слова "культура" в обычном языке размыт, и большинство полагается в этом вопросе на интуицию. Другое дело - наука, которая должна пользоваться не расплывчатыми интуитивными представлениями, а ясными научными понятиями. А теоретическое понятие, в отличие от житейского представления, указывает не на внешние признаки, а на внутреннюю причину, которая породила данное явление. Из этого следует, что в понятии "культура" должен содержаться ответ на вопрос, каким образом человек становится культурным существом, и это касается как человечества в целом, так и отдельного индивида, каждого из нас.

    В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:

    1 Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э. Тайлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т. п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

    2 Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

    3 Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

    4 Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

    5 Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.

    6 Определения на базе теорий обучения : культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

    7 Структурные определения, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром культуры.

    8 Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.

    9 Символические определения: культура – это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

    Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, т. е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами.

    Говоря и размышляя о культуре, мы представляем себе не только продукты человеческой деятельности, но и саму эту деятельность: каменщиков, возводящих пирамиды или строящих Акрополь, современное автоматизированное производство с его высокой технической культурой. Понятно, что деятельность, осуществляемая с помощью каменного молотка или обычной пилы, существенно отличается от деятельности рабочего, налаживающего автоматическую линию, включающую в себя станки с программным управлением.

    В соответствии со сказанным мы будем рассматривать культуру как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также созданных материальных и духовных ценностях. Под ценностями понимаются материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо потребности человека, класса, общества, служить их интересам и целям.

    Какая же связь между культурой и обществом? В узком смысле общество как большая социальная группа, и культура как способ регулирования поведения людей – это двуединые стороны, два неразрывно связанных, хотя и особых аспекта социального взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Нет человеческого общества вне культуры, точно так же как не может сложиться, существовать и развиваться культура вне общественной жизни, вне общества как единого целого, ибо и то и другое - атрибуты социального взаимодействия людей. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится социальная структура общества, а благодаря обществу, его обособленности и целостности, культура формируется, защищается, уберегается от размывания под воздействием внешних факторов. Социум в указанном смысле слова и культура – это две теснейшим образом взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры социальных взаимодействий людей и их коллективов, а другая содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий (значения, ценности, нормы, идеалы).


    2. ОТ ОБЫДЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ
    О том, что без культуры люди по большому счету не отличались бы от животных, догадывались уже мыслители древности. Именно у древних римлян появилось слово "cultura", которое означало "возделывание", "обработку", "уход". Отправной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу "Тускуланские беседы", принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону. Именно здесь Цицерон не просто описывает ряд явлений, но пытается понять, в чем суть культуры, что и отличает теорию от обыденных представлений.

    Тускулан - это предместье города Рима, и в своих "Тускуланских беседах" Цицерон впервые характеризует философию как "возделывание души". Он пишет: "Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души - это и есть философия; она выпалывает в душе пороки, приготовляет душу к принятию посева и вверяет ей – сеет только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай". Это высказывание Цицерона проясняет античное противопоставление культуры и варварства. Ведь уже греки гордились своим государственным устройством, гордились тем, что проявляют гражданские доблести, почитают олимпийских богов, изучают философию, увлекаются пластическими искусствами. Именно здесь, по мнению древних греков, и пролегла граница между ними и варварскими народами, не знавшими серьёзных культурных достижений.

    Еще ясней осознавали разницу между культурой и варварством граждане Древнего Рима. Даже в своей собственной среде Цицерон и его современники видели почву для противопоставления "cultus" и "vulgus". К первым Цицерон относил своё аристократическое окружение, которое непрестанно совершенствовало ум и душу, подчас нарочито демонстрируя свою духовную сложность и необычайную изысканность. Ко вторым Цицерон относил "грубую и беспорядочную толпу", или "чернь", с ее примитивными нравами - увлечением цирковыми представлениями и боями гладиаторов.

    По большому счету разница между "cultus" и "vulgus" - это разница между патрициатом и плебсом в римском обществе. Культура, согласно Цицерону, - это совершенствование души главным образом при помощи философии и красноречия. И все же, если культурным человека делают духовные занятия, то культура становится привилегией высших слоев общества. Ведь только эти люди имели в античном обществе время для духовного развития.

    Средневековая культура – это культура христианская. Она сохранила основные достижения античной культуры. В средневековой культуре человек постоянно стремился к самосовершенствованию. Однако здесь обнаруживаются радикальные изменения в понимании культуры: средневековый человек узнает через логику книжное знание, опирающееся на Библию и её толкование, появляется интерес к учености и начитанности, как основному показателю культуры. Культура предстала перед человеком как необходимость возделывания собственных способностей и разума. Перед человеком открылось новое: Бог единосущ, он создал человека и его душу. Культура начинает осознаваться как культивирование, постоянное духовное совершенствование.

    Эпоха Возрождения вернулась к античным представлениям о человеке и его месте в мире. Но в истории человечества ничто не возвращается в первозданном виде. Точно так же мыслители Возрождения вернулись к античному идеалу человека, соединив их с христианскими воззрениями в духе новых задач и устремлений.

    Возрождение - эпоха формирования буржуазных отношений. Это время, когда в европейских городах возвышается слой купцов и хозяев мануфактур, использующих наемный труд. Европейцы начинают осваивать земли на других континентах. Это время развития городского самоуправления, когда городской люд бросает вызов своим бывшим опекунам - сеньорам. И на этом историческом фоне смещаются акценты в соотношении культа и культуры в пользу последней. Изменяется представление о том, как должно формировать достойного человека. Возвышение человека теперь оказывается не столько следствием Божьей Благодати, сколько продуктом личной воли и усилий индивида. Человек приходит в этот мир, доказывают гуманисты эпохи Возрождения, в качестве творца, возможности которого сопоставимы с творческой энергией Всевышнего. Оставаясь христианами, идеологи Возрождения не прочь бросить вызов Всевышнему. Богоборческие мотивы явно и неявно представлены в их творчестве.

    Классическая модель культуры сформировалась в эпоху Просвещения. Здесь возникает новый вид деятельности, который называется производственно-экономический, благодаря чему человек приобретает возможность перемещения из одного слоя общества в другой, путешествовать по миру, менять тип деятельности. Все это дает человеку осознать, что он имеет право на свой собственный духовный мир.


    3. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУКИ
    Любая наука - это исследование природы, стремящееся выявить ее объективные законы. Но наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI века, выстраивала объективную картину мира не так, как это было в древности.

    Во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы. Во-вторых, она активно "выпытывала" тайны природы при помощи опытов и экспериментов. В-третьих, она ориентировалась на практическое использование полученных результатов.

    Наука Нового времени неуклонно становилась "производительной силой общества". И этим она отличалась от науки древнего мира, где научный поиск был фрагментарен и только косвенно был связан с запросами практики. Широко известны достижения греков в геометрии, успехи римлян в юриспруденции и естественной истории, изобретение алгебры арабами. Но только наука Нового времени превратилась в социальный институт, влияющий на жизнь всего общества.

    В Новое время нормы и методы естествознания были спроецированы на всю науку, включая социальное и гуманитарное знание. Такого рода подход к социальным и гуманитарным проблемам принято называть позитивно-научным. Данный термин происходит от слова "позитивный", что в переводе с латыни означает "положительный". "Позитивными" науками в Новое время называли именно естественные науки. Соответственно, позитивизм - это применение методов исследования природы к исследованию общества и жизни человека, а значит к культуре. При позитивно-научном подходе ставку делают на точные методы, прежде всего математические, поскольку математика всегда считалась "королевой наук". Соответственно, позитивно-научный подход предполагает строгость и однозначность выводов. И объективным законом в этом случае считается только тот закон, который действует всегда и везде.

    Формироваться культурология в сфере социального знания стала в XX веке, хотя в XIX веке Тайлор выдвинул идею о создании особой науки о культуре. Термин культурология впервые предложил немецкий ученый Оствальд в 1909 году. Широко использоваться стал этот термин благодаря американскому ученому Уайту в 1939г.

    Выделяют два ряда причин становления культурологии: внутренние и внешние причины. Внутренние – определяемые логикой развития научного знания и постепенным выделением из философии новых дисциплин. Внешние причины – понимание ведущей роли и самостоятельности сферы культуры, кризис культуры и его связь с экологическим и социально-политическим кризисом. кризисами и др. угрозы уничтожения человечества)


    4. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре, выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценные сферы бытия.

    Культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни, взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Культурология может изучать любой предмет при условии, что он несет в себе некий смысл, значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Проблемы современной культурологии связаны, прежде всего, с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру, смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.

    Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин и состоит из двух уровней:

    – Эмпиристический, целью которого является обобщение, систематизация знаний о культуре как уникальном феномене;

    – Теоретический. Его цель – создание законов и теорий.

    Так как культурология - молодая наука, она находится на эмпиристическом уровне.

    Предметом культурологии является объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, явления и события материальной и духовной жизни людей. Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей. Культурология исследует их участие в создании, преумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Культурология изучает культурную жизнь разных обществ, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.

    В настоящее время культурология отчетливо разделяется на два направления, различающиеся по своим целям, содержанию и методологии. С одной стороны существует гуманитарное культуроведение, основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных представительных вариантах: литература, искусство, язык мифология, религия идеология, мораль наука. Социальная культурология предлагает другую модель отношения к культуре. Она основана на объективном и аналитическом, не погруженном, а отстраненном отношении к культурной жизни общества. Предметом исследования здесь являются движущие мотивы реального поведения индивидов и групп, а так же принципов духовной регуляции различных сфер человеческого бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесении с другими сферами социальной жизнедеятельности, например экономикой, социальными отношениями и политикой.

    Культурология является самостоятельной наукой, вышедшей из философии. Она использует все методы философского социогуманитарного познания. Их конкретный выбор определяется целями исследования, трактовкой понятия культура, его содержанием.

    К основными методами культурологии являются:

    – Диалектический метод – культура рассматривается как разви-вающееся, внутренне противоречивое многостороннее явление, требующее конкретного изучения.

    – Системный методкультура рассматривается как система, элементы которой взаимодействуют, обеспечивая тем самым своё единство и целостность всей системы, где каждый элемент имеет смысл.

    – Структурно-функциональный метод — применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, и роль каждого элемента в функционировании.

    – Аналитический метод – позволяет рассматривать культуру в чистом виде.

    – Компаративный – сравнение культур по какому-либо признаку.

    – Типологический метод — применяется, если сравнение имеет целью обобщить характеристики культурных элементов.

    Кроме этих методов могут дополнительно применяться особенные методы в зависимости от конкретной трактовки культуры, например:

    – Культурно-антропологический метод — культура – совокупность форм культурной деятельности, механизмов передачи культурных навыков от человека к человеку.

    – Семантический метод – культура - форма общения людей посредством языка.

    – Герменевтический метод – знаковая концепция культуры.

    – Биографический метод — культура - характеристика человека, мера человеческого в человеке.

    Существуют так же общенаучные методы:

    Исторический метод — анализ предпосылок процесса возникнове-ния, этапов развития изучаемого целого.

    В процессе культурологического анализа используются частные методы конкретных дисциплин, составляющие эмпирическую базу для культурологии, например:

    – Методы полевой этнографии – описание, классификация, наблюдение.

    – Методы психологии, социологии — открытые интервью.

    – Методы исторических наук - сравнительный исторический анализ текста.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей. При этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, найти возможности ее дальнейшей активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно обнаружить новые неистощимые импульсы, способные оказать воздействие на исторический процесс, обращать его во благо людям.

    Это объясняет появление обостренного интереса современной науки и философии к культуре как к фактору социального развития. Ведь именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного общества, региона мира накладывают заметный отпечаток на социально- историческую динамику. Не случайно многие ученые связывают судьбу мира с постижением всей современной культуры каждой страны, каждого конкретного народа.

    Вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящего в нашу эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто чуждое его собственным устремлениям, стихийным субъективным порывам. Возникает разрыв между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества. Человек пытается понять, откуда, вообще говоря, возникают традиции, не имеющие авторства, почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций, каков конечный результат современного цивилизационного развития человечества, каковы его место и роль в этом процессе.

    Необходимость изучения феноменов культуры диктуется и разрушением экологической среды. Истощение озонного слоя над Землей, гибель лесных покровов планеты, загрязнение океанов и рек - эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики. И здесь возникают вопросы : " Не враждебна ли культура природе ? Есть ли возможность гармонизовать их отношения ?"

    В 1983 г. в Монреале состоялся ХVIII Всемирный философский конгресс, который в известной мере закрепил современную проблематику философии культуры и культурологии. В ходе обсуждения наметилась определенная последовательность проблем, которые в совокупности отражали спектр дисциплины. Что такое культура? Это основной диапазон проблем. Следующая группа вопросов: почему культура, будучи уникальным и относительно целостным феноменом, существует сегодня в столь значительном многообразии? Последующее размышление подводило к вопросу: как должен вести себя человек в этой ситуации разнообразия культур? Должен ли он обрести собственную нишу или обязан выйти в беспредельный космос культурных миров?

    В современную эпоху наметились важные тенденции к взаимопониманию культур. Культуры давно перестали быть герметически закрытыми ареалами. Но культурологам еще многое предстоит обсудить в познании исторических судеб культур и внести немалый вклад в изучение культурологии, как сложной и многоплановой науки.


    написать администратору сайта