Главная страница

Тема Цели и содержание воспитания Ценности как основа содержания воспитания. Базовые национальные ценности российского общества


Скачать 64.27 Kb.
НазваниеТема Цели и содержание воспитания Ценности как основа содержания воспитания. Базовые национальные ценности российского общества
Дата05.10.2022
Размер64.27 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаTema_1_2.docx
ТипДокументы
#716332
страница1 из 3
  1   2   3

Тема 1.2. Цели и содержание воспитания

1.Ценности как основа содержания воспитания. Базовые национальные ценности российского общества.

Ценности – общественно-значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм.

Проблема целей и содержания воспитания всегда связана с приоритетными ценностями, утверждаемыми в обществе, в государстве. Ценности фиксирует то, что сложилось в жизни, в менталитете народа или провозглашено как норма. Меняются ценности – меняются нормы – меняются цели воспитания. Как считает Н.Д. Никандров, цели воспитания третичны по отношению к ценностям. Он видит три модели соотношения ценностей и целей воспитания:

  • ценности сменились, а их изменения, в системе образования не произошли; (современная ситуация в России)

  • декларируемые ценности провозглашались как желательные образцы поведения, а в жизни общества утверждаются другие ценности; (в тоталитарном государстве)

  • теоретическое осмысление отстает от жизни, соответственно, нет четкости в формулировке целей воспитания и школа не получает необходимые технологии.

Б.Т. Лихачев вводит понятие воспитательных ценностей и утверждает, что в переходный период нашего общества от одного политического и социально-экономического состояния к другому проблема разработки теоретико-исторических основ воспитательных ценностей становится первостепенной.

Традиционно, понятие ценность характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного создания: значимость, целесообразность, нормативность, полезность, необходимость. Возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями и их свойствами, способными удовлетворять потребности общества, человека. С другой – ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом. Следовате6льно, ценность – это форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом ценностного отношения.

Ценности не вырабатываются, не навязываются, они выбираются индивидуально. Для каждого человека существует свой, неповторимый «набор» ценностей.

От индивида к индивиду этот мир отличается значительно. Но вместе с тем существует некий «набор» ценностей, который принимается большинством людей. Это общечеловеческие ценности. В них отражены в определенной степени единое понимание добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого.

Основной вопрос, возникающий при определении целей и содержания воспитания – это выбор системы ценностей. Существует неисчислимое количество ценностей. Традиционно выделяются три ценности, выраженные в категориях Добра, Истины, Красоты.

Для ориентации школьников в учебно-воспитательном процессе В.А. Караковский предлагает выделять семь приоритетных ценностей: семья, труд, знание, культура, отечество, земля, мир. Несколько иной набор ценностей в рамках базового содержания выделяют авторы «прогностической концепции цели и содержания образования»: стремление к истине, социальное благополучие общества, социальная справедливость; нравственные гуманистические нормы; приобретение знаний; уважение к умельцам и талантам, порядочность; собственное достоинство; ценность личности; здоровье свое и окружающих; сохранность природы; социальная активность; нравственное здоровье коллектива и народов; ценность других народов, их специфики и культуры; доброжелательность во взаимоотношениях и взаимопомощь; гуманистическая направленность научно-технического прогресса

Самый сильный фактор становления ценностного отношения – свершающийся на глазах у школьника ценностный выбор « духовное – материальное», «высокое – низкое», когда взрослые, стоящие перед альтернативой, избирают высшие ценности. В таких условиях воспитанник приобретает опыт ориентации на высшие ценности в той или иной мере, в зависимости от индивидуальных жизненных обстоятельств.

Вторым фактором является непосредственное проживание с детьми этих отношений во взаимодействии с реальной окружающей действительностью.

Третий фактор становления и развития ценностного отношения – осмысление самим субъектом содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека.

На основе ценностных ориентаций личность определяет свое место, назначение и роль в системе ценностей. Это и есть ценностное самоопределение личности.

Таким образом, главнейшая функция воспитателя – открывать и совершенствовать человеческое в человеке через освоение ценностей и познание многообразия связей реального мира в их соотношении с человеческими ценностями.
Ценностный подход к воспитанию предполагает поиск не количественных (многознание), а качественных подходов к освоению культуры, в Законе Российской Федерации « Об образовании» (глава 1 ст. 2:«Принципы государственной политики в области образования»), отражается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития человека. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Названные ценности служат ориентиром воспитательной деятельности школ и других образовательных учреждений.

Базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

В тексте документа отмечается:

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно.нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско.юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

2.Понятие о содержании воспитания. Подходы к определению содержания воспитания.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум. Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития. Воспитания может быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами:

  1. нравственные понятия о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник;

  2. привычки, приобретенные в ходе различных видов деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в обществе;

  3. нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к тем или иным сторонам окружающей действительности, миру людей и себе самому.

В связи с разнообразием воспитательных концепций и множественностью соответствующих им целей и задач в современной педагогической теории и практике сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания. На сегодняшний день наиболее распространены четыре подхода к определению этого понятия.

Первый подход связан с пониманием воспитания как процесса управления развитием ребенка, направленного на позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях (И. С. Марьенко). В рамках данного подхода выделяются воспитательные задачи, ориентированные на формирование:

  • личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи {патриотическое воспитание);

  • интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания {умственное воспитание);

  • духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе {нравственное воспитание);

  • потребности в освоении воспитанником проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне {эстетическое воспитание);

  • потребности в здоровом образе жизни {физическое воспитание)

Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры (О. С. Газман, А. В. Иванов). Согласно этому подходу воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которая понимается как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической.

Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах. В соответствии с этим основу в определении содержания воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений (семьянин; член детского, подросткового, молодежного сообщества; ученик; патриот своего города; россиянин; человек мира; человек-творец).

Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова). С позиций данного подхода содержанием воспитания выступает деятельность, в ходе которой школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить его. Основными ценностными ориентирами этого подхода являются:

  • педагогический взгляд на воспитание с позиций общечеловеческой культуры;

  • педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как об освоении, усвоении и о присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры;

  • определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром;

  • максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка;

  • поступенчатое разворачивание жизненных проблем в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни;

  • философско-педагогическое представление о содержании жизни достойного человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем

Рассмотренные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание с разных сторон. Знание этих подходов поможет воспитателю всесторонне оценить содержание воспитательного процесса и выбрать свой вариант работы с коллективом. Кроме того, проблема содержания воспитания находит практическое выражение и реально возникает при составлении программы воспитательной работы со школьниками.

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы

Личностно-ориентированный подход к воспитанию ориентирован на принцип воспитания, конечной целью которого является формирование идеальной модели личности. В рамках данного подхода основные компоненты воспитательной системы подбираются с учетом заданного ожидаемого результата. Личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.

Личностно-ориентированный подход был заложен в систему воспитания таких школ как Вальдорфская школа, школа М. Монтессори, школа С. Френе и ряд иных школ, являющихся их последователями не только в России, но и во всем мире.

Деятельностный (или личностно-деятельностный) подход основан на том, что развитие личности осуществляется в рамках выполнения определенной деятельности.

Деятельность рассматривается через систему следующих компонентов: мотивы, потребности, условия, действия, операции и результаты.

В педагогической практике компоненты и аспекты деятельностного подхода к процессу воспитания, реализуются через мотивации и потребности личности, содержание сторон ее деятельности. Именно поэтому данный подход рассматривается как один из наиболее эффективных средств развития педагогической теории.

Ценностный и культурологический подход

Культурологический подход – подход, в основе которого заложена культура и национальные традиции.

Процесс воспитания полноценной и всесторонне развитой личности не возможен без учета ее этнического склада, психологических особенностей конкретной национальности, традиций, обычаев и т.д. Фундаментом, на который необходимо опираться педагогу при решении задач воспитания, являются духовно-нравственные ценности народа, его сознание, исторические ценности, религиозность и эмоционально-чувственное отношение к жизни.

Культурологический подход в настоящее время становится все более актуальным и востребованным. Именно этот подход является стержнем этнопедагогики как науки. Невозможно воспитать полноценного человека и гражданина без опоры на:

  • Народную мудрость,

  • Фольклор,

  • Традиции и т.д.

Ценностный подход воспитания – это подход, основанный на ценностях, которые для современного поколения детей и подростков являются ведущими.

К таким ценностям относят: справедливость, честность, достоинство, здоровье, доброжелательность, гуманность, уважение к старшему поколению, готовность прийти на помощь к ближнему и т.д.

В настоящее время понимание и принятие подрастающим поколением общечеловеческих ценностей является актуальной проблемой воспитания. Это связано с тем, что в рамках существующих рыночных отношений, происходит их повсеместное обесценивание, вызванное:

  • Гипертрофией представлений о роли денег и вещей в жизни человека, переориентация на материальное благополучие, а не на душевное;

  • Пренебрежение национальными ценностями, историей и культурой родного края и народа; Бездумное преклонение и почитание всего зарубежного и иностранного, предпочтение его отечественному;

  • Недооценка значения окружающей природы в жизни каждого человека, потребительское отношение к ней;

  • Нетерпимость к инакомыслию, недооценка значимости совестливости, доброты, милосердия и т.д. в жизни человека.

Гуманистический и человекоцентрированный подходы

Современный процесс воспитания достаточно сложно представить без гуманистического подхода, который ориентирован на личность человека, уважение его достоинства, создание оптимальных условий для свободного развития.

Гуманистический подход к воспитанию рассматривался еще мыслителями Древней Греции, гуманистами эпохи Возрождения и рядом отечественных современных педагогов.

Гуманистический подход к воспитанию – это система взглядов на воспитание человека, в соответствии с которыми, воспитуемый представляет наивысшую ценность, имеющую конкретные права и свободы, которые необходимо уважать.

В основе гуманной педагогики лежат права и свободы каждого ребенка, его творческое и свободное развитие и саморазвитие. Взаимоотношения между воспитанником и педагогом осуществляются на основании взаимного уважения, любви и справедливости.

Таким образом, гуманистический подход к воспитанию опирается на гуманистические воззрения ученых-педагогов, и направлено на их формирование у каждого воспитанника.

Человекоцентрированный подход к воспитанию – это относительно современный подход, разработанный в начале XXI в., который рассматривает человека как основное действующее лицо в процессе воспитания.

Человекоцентрированный подход в воспитании рассматривает Человека как индивидуальный мир, который необходимо развивать и воспитывать, с учетом его природных способностей и врожденных умений. Данный подход, ставит в центр всего Человека, его интересы, потребности и возможности. Соответственно и развитие мира осуществляется через развитие Человека. В том случае, если воспитать действительно достойного Человека, то можно сказать, что создан один из множества полноценный и качественный элемент мира.

В настоящее время существует несколько подходов к содержанию воспитания. Е.В. Бондаревская, рассматривая воспитание школьников как процесс формирования гражданина, человека культуры и нравственности, предлагает следующие компоненты содержания воспитания личности человека как носителя культуры.

Направления

воспитательного процесса

Содержа ние

Воспитание свободной личности

Высокий уровень самосознания. Гражданственность. Чувство собственного достоинства, самоуважение.

Самодисциплина. Честность.

Ориентирование в духовных ценностях жизни.

Свободный выбор содержания жизнедеятельности.

Воспитание гуманной  личности

Милосердие, доброта. Способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм

. Терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь

близким и дальним

. Стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни.

Воспитание духовной личности

Потребность в познании и самопознании. Потребность в красоте. Рефлексия.

Потребность в общении.

Поиск смысла жизни. Автономия и цельность внутреннего мира.

Воспитание творческой личности

Развитые природные способности. Потребность в преобразующей деятельности.

Знания, умения, навыки. Развитый интеллект. Интуиция. Жизнетворчество.

Воспитание практической личности

Знание основ экономики. Трудолюбие, хозяйственность. Компьютерная грамотность.

Владение языками. Знание народных и религиозных обычаев.

Здоровый образ жизни, физическая закалка. Эстетический вкус, хорошие манеры.

Обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи.
  1   2   3


написать администратору сайта