Главная страница
Навигация по странице:

  • 8)Принятие и распространение христианства. Культура белорусских земель в IX - XIII вв.

  • 9) Образование Великого Княжества Литовского, Руского и Жамоицкого. Статуты ВКЛ.

  • 10)Государственный и общественный строй великого княжества литовского русского и жемайтского. Статуты ВКЛ. (

  • 11) Социально-экономическое развитие белорусских земель в составе Великого княжества Литовского во второй половине Xlll

  • 12) Основные направления внутренней и внешней политики Великого княжества Литовского, Русского и Жемоитского во второй половине Xlll

  • 13) Истоки белорусского этноса. Концепции происхождения названия "Белая Русь". Культура белорусских земель во второй половине XIII - первой половине XVI вв.

  • Брестская церковная уния

  • Ответы по истории. 1 Предмет, значение и цели курса Истории Белоруссии. Источники изучения курса


    Скачать 205.91 Kb.
    Название1 Предмет, значение и цели курса Истории Белоруссии. Источники изучения курса
    АнкорОтветы по истории.docx
    Дата11.03.2017
    Размер205.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы по истории.docx
    ТипДокументы
    #3649
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    7) Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX-XIII вв.

    В IX - XII вв. у восточных славян складывается Феодальный уклад (в связи с возникновением частной собственности и имущественного неравенства). Земля, бывшая прежде во владении сельской общины, переходит в частную собственность отдельных общинников (старейшин, вождей...). Из них формируется класс феодалов. А ранее свободные крестьяне общинники («люди») попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу землевладельцев различные повинности. Существовали такие группы зависимых крестьян: челядь(служили при дворе феодала), смерды (полусвободные крестьяне), холопы (почти рабы, полностью потеряли личную свободу), закупы (попадали в зависимость за долги), рядовичи (попадали в зависимость по договору).Феодалы, захватывая общинные земли, обращали их в свою собственность - Феод, который мог даваться дружинникам на время службы. Феодал-князь вместе со своей дружиной собирал с подвластного населения дань - полюдье (натуральный налог продуктами). Помимо этого крестьяне платили сбор в пользу церкви - «десятину». Феодалу принадлежали деревни, которые он мог подарить, обменять, завещать. Дружинники феодала-князя (позже их стали называть боярами, а мелких дружинников - «дети») могли получить от него право на кормление (право сбора доходов с определенной терр-ии). Они также были феодалами, Но находились в вассальной зависимости от своего князя. Существовали 2 Формы Феодального землевладения:-вотчинное (с правом продажи, раздела, передачи по наследству) поместное (с правом временного пользования за службу у князя) Расслоение об-ва на феодалов и зависимых крестьян свидетельствовало о зарождении у восточных славян раннефеодального гос-ва. Первым таким гос-вом является Киевская Русь, которая сложилась в 2ой половине IX - 1ой половине X в, и просуществовала до начала XII в. В IX - XII вв. на терр- ии Беларуси происходило возникновение городов. Причины: отделение ремесла, требовавшего особых навыков, от земледелия; поселение ремесленников в местах, близких к источникам сырья, необходимого для их занятий; развитие обмена продуктами на товары и торговли. Немаловажную роль в возникновении городов сыграла необходимость защиты от врагов. Поэтому города часто строились на возвышенностях и пригорках. Самым древним белорусским городом считается Полоцк (862г.), затем Витебск (974), Туров (980) согласно «Повести временных лет». Всего в летописи упоминается более 30-35 названий городов, существовавших на терр- ии Беларуси в IX - XIII вв. Конечно же ко времени упоминания о них в летописи они уже существовали значительное время. Город состоял из нескольких частей. Укрепленный валами, рвами, стенами центр города назывался «детинец». Поселения ремесленников и торговцев, которые возникали около укрепленного центра, назывались посадами. Обычно возле детинца на берегу реки располагался рынок или торг. Раннефеодальные города были невелики: от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей.

    Улицы (они назывались «концы») были узкими, отходили в разные стороны от центра.В XII - XIII вв. города превратились в центры ремесленного пр-ва. Наиболее распространенные: кузнечное, гончарное, кожевенное, бондарское, прядение и ткачество. Города являлись также центрами торговли. Через терр-ию Беларуси проходил путь «из варяг в греки». Из Беларуси везли меха, воск, мед. Завозили ткани, стеклянную посуду, специи, украшения, оливковое масло.
    8)Принятие и распространение христианства. Культура белорусских земель в IX - XIII вв.

    В 988г киевский князь Владимир принял христианство, как гос. религию. В связи с этим он отказался от многоженства. Появилось духовенство во главе которого стоял метрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка, но христиане в Полоцке были ещё раньше, в начале 9 века: полоцкие воины, входившие в Византию, Рогнеда, Изяслав и т.д. После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа). В 992 г. в Полоцке (Витебск. Менск, Орша, Заславль, БраславДогойск), в lOOSr - в Турове (Гомел., Брест, Гродн. Области). Стали открывать церкви и монастыри: в 12 век около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Борисоглебский монастырь = 100 культовых зданий. В середине 11 века был построен Софийский Собор в Полоцке Всеславом Чародеем. Итоги распространения христианства:

    - развитие культуры восточных славян, распространение письменности, летописание, -начало каменному зодчеству -развитие ремесел и торговли с др. странами -создание художественных ценностей. Особенности распространения христианства на Бел: переплетение христианства с языческими обрядами — двухверье: православная церковь приспосабливала языческие верования к своим обрядам и праздникам.

    РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДЕЯТЕЛИ: Ефросинья Полоцкая.

    Предслава. Девочкой сбежала в женский монастырь, постриглась в монашки под именем Ефросинья, переписывала церковные книги, основала школу для детей, монастырь, на склоне жизни совершила паломничество в Иерусалим. Во время которого умерла в 1167г. Мощи были в Киево- Печерской Лавре, а 19 Юг перенесли в Полоцкий Спасо-Ефросиневский монастырь. Первая святая, Кирилл Туровский

    Писатель, автор ряда «слов», молитв, повестей, притч. Златоуст. Клементий Смолятич, Авраамий Смоленский. ПИСЬМЕННОСТЬ.

    Известие о письменности у восточных славян относится к 10- началу 11 века. Это была кириллица. Первые памятники письменности на Бел: «Борисовы камни» (4 валуна с надписями) -в русле Зап. Двины (12 век), «Рогволодов камень» - возле Орши, деревянный гребень с буквами алфавита - в Бресте, берестяные грамоты в Витебске и Мсгиславле - 13 век.

    В 1 половине 11 века началось летописание: в начале 12 в создана «Повесть временных лет» монахом Нестером. Самая ранняя рукописная книга - Туровское Евангелие (11век). Книги писали на пергаменте, сворачивали в свитки, писали и переписывали в монастырях, где были и библиотеки. Вершина литературы - «Слово о полку Игореве». КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО. ФРЕСКИ

    К концу Ювека с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений - в середине 11в в Полоцке каменный Софийский Собор (7 куполов, фрески, библиотека, архив, гос. казна; при строительстве использовали плинфу - плоский кирпич).

    В 12 веке Борисоглебская церковь в Гродно (в стенах были голосники - глиняные горшки для акустики); Спасская церковь Ефросиньевского монастыря, церковь в Витебске, Новогрудке, Турове.

    В 13 веке оборонительные сооружения, т. к. угроза со стороны крестоносцев и татар: башня Белая Вежа в Каменце (30 метров).

    Существовали Полоцкая и Гродненская архитектурные школы.

    В 11-13вв - фресковая живопись. Фреска -г- водяные краски по свежей штукатурке. Стены Софийского и Спасского Соборов, Витебской, Благовещенской церкви и др. украшены фресками на сюжеты библейских сказаний и с фигурами святых.

    ИЗО. Шедевр - крест Евфросинии Полоцкой, изготовленный в 1161г мастером Л.Бокша. 51см в длину. Из кипарисового дерева. Украшен 21 золотой пластиной с образами святых. Пропал в годы ВОВ, в 90-ые гг Кузьмич изготовил копию. Находится в Спассо-Ефросиньевском монастыре в Полоцке.

    9) Образование Великого Княжества Литовского, Руского и Жамоицкого. Статуты ВКЛ.
    Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья - Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель - был сложным и длительным по времени. Окончательно территориальные границы Великого княжества установились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смоленщины с запада на восток. Исторические реалии XIII - XIV вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению населения как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этническую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния агрессорам с северо-запада (крестоносцы) и юго-востока (монголо-татары). Известны совместные выступления балто-славянских дружин против крестоносцев и их союзника Конрада Мазовецкого. Чувствительными были и внутренние объединительные тенденции. Двадцать небольших удельных княжеств, которые образовались в результате распада Полоцкого и Туровского княжеств, вели междоусобную борьбу. На балтских землях государственности не было. Здесь возникают племенные союзы, появляются князья (кунигасы), которые имели сильные военные дружины. Они оказывали сопротивление крестоносцам и одновременно сами совершали набеги на земли ослабленной Руси. Внутренняя борьба между племенными союзами возвышала личности некоторых князей. Одним из таких князей был Миндовг. В такой ситуации ряд земель повели этнично-объединительную деятельность. Ее демонстрировали Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Смоленская земли, а также земли балто-восточно-славянские. В середине XIII в. в балто-восточных землях происходит возвышение Новогрудка (совр. Новогрудок). Новогрудок был основан Ярославом Мудрым (1044 г.) и долго находился под влиянием Киева, а затем галицко-волынских князей. Урожайные земли Понеманья, относительно безопасное географическое положение в условиях постоянной внешней угрозы привлекли сюда переселенцев из других районов и обусловили подъем производительных сил. Первым князем - претендентом на роль создателя Литовской державы был литовский князь Миндовг. Летописная Литва располагалась на современных восточнолитовских и северозападных белорусских землях. Во второй половине 40-х гг. XIII в. Миндовг стал князем в Новогрудке, где, согласно Густынской летописи, принял в 1246 г. православную веру. С помощью силы Миндовг в конце 40-х - начале 50-х гг. XIII в. отвоевывает для себя Литву, объединяя ее с Новогрудком. Осознавая, что этот шаг вызовет отрицательную реакцию со стороны галицко-волынских князей, Миндовг вступает в союз с Ливонским орденом, по дипломатическим соображениям принимает католичество и коронуется в Новогрудке. Этим актом весь тогдашний католический мир признал правомочность и независимость Великого княжества Литовского, уравнял его с другими европейскими странами. Крестоносцы оказались ненадежными союзниками, и мощь галицко-волынского войска трижды обрушивалась на Новогрудские земли. Неудачи Миндовга привели к замене его на новогрудском княжеском троне сыном Войшелком. В это время из Жемойтии исходит вторая попытка объединения балтовосточнославянских земель, которую предпринял жмудский князь Тройнята. В 1263 г. людьми Тройняты был убит Миндовг. Войшелк укрылся в Пинске. Полоцк и князь Товтивилл, племянник Миндовга, тоже намеревался воспользоваться ситуацией и присоединить к своему княжеству соседние балтские и «русские» земли. Чтобы устранить конкурента, жмудский князь планировал убить Товтивилла, но в 1264 г. Тройняту убили слуги Миндовга. Великим князем стал Войшалк (1264 - 1267 гг.), который завоевал и присоединил к своим владениям балтские земли Нальшаны и Деволтву, а также объединил Новогрудскую, Пинскую, Полоцкую и Витебскую земли. Таким образом, новогрудский князь Войшалк создал ядро державы. Вхождение балтских и восточнославянских земель в его состав в большинстве случаев было добровольным и осуществлялось через брачные союзы или через заключение договоров. Основой Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского стали соседние балтские и восточнославянские (сегодняшние литовские и белорусские) земли. Эта держава была политерриториальной и полиэтничной. Синтез двух начал был естественным, ибо в политическом объединении было заинтересовано население обеих земель. Феодальные княжества-державы, существовавшие на территории Беларуси еще в X - XII вв. привносили свой опыт государственности, экономики и культуры в новое государство, превращая его в Великое Княжество.
    10)Государственный и общественный строй великого княжества литовского русского и жемайтского. Статуты ВКЛ. (Эвалюцыя дзяржаўна-палітычнага ладу і заканадаўства Вялікага княства Літоўскага.)
    Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское было феодальной монархией, где феодалам было обеспечено право владения зависимым населением - крестьянами. Население княжества делилась на две большие группы - феодалов-помещиков и феодально-зависимое население. Население делилось на сословия - дворянство, мещан, духовенства и крестьян. Феодалы (шляхта) - это наиболее привилегированная часть населения, ее мощь опиралась на исключительное право владения землей. Это сословие не было однородным. Большими богатствами владели бывшие удельные князья (Рюриковичи, Рогволодовичи, Альгердавичы) и некоторые бояре, что возвысились при предыдущих великих князьях. Эти феодалы создали прослойку магнатов - наиболее влиятельных лиц в княжестве, что

    занимали главные государственные должности в княжестве. Остальные феодалы - потомки бояр - в течение XVI в. стали называться шляхтой. Консолидации этого сословия способствовала возвышение роли сейма в государственном управлении, в заседаниях которого принимали участие избранные из шляхты каждого повета и воеводства. Сословие крестьян к середине XVI в. так же было неоднородным. Лично свободные зажиточные крестьяне, исполнявших военную службу (назывались боярами, боярами Пугни, боярами панцирные или боярами слугами) по статусу были наиболее приближены к мелкой шляхты; Но вместе с ними существовали многочисленные категории феодально-зависимого крестьянства. Правовое положение крестьян это полная политическая бесправность, ограниченная гражданская правоспособность, повышенная уголовная ответственность. По сути, крестьяне существовали для обеспечения потребностей феодалов и государства. Мещане - жители городов, делились на три группы согласно имущественному положению. Верхи составляли зажиточные купцы и цэхмайстры, они часто владели земельной собственностью, что приближало городской набилитэт к знати. Среднюю группу составляли мелкие торговцы и ремесленники. Часто они владели недвижимостью в городе и могли участвовать в работе органов городского самоуправления. Ниже группа - чэлядники, ученики, "черные люди" не имели никаких прав. Правовое положение мещан зависело оттого, в каком городе они проживали. Значительными правами пользовались жители Вильнюса, Полоцка, Бреста, Минска и других крупных государственных городов с правом на самоуправление и дарственными льготными грамотами. Меньшими правами обладали жители местечек и городов, что не имели права на самоуправление. Жители частновладельческих городов являлись феодально зависимым населением. Духовенство не смогло образовать единую корпоративную общину. К тому было несколько условий. Источниками пополнения сословия были - феодальное среду, мещанство, зажиточное лично свободное крестьянство. До того, на территории княжества действовали представители нескольких религий - католицизма, православия, униатство (с 1596 г.), протестантских церквей, было еврейское и магометанское духовенства. Часто духовенства признавала власть внешних церковных учреждений, наносила ущерб государственным интересам княжества. Столица государства - это главный город , где располагались органы государственного управления, резиденция главы государства - великого князя. Здесь собирались общегосударственные вальные сеймы. С1323 г. столицей Великого княжества Литовского Гедимин выбрал Вильнюс (кривичское поселение Кривой город) на реке Вилии. С течением времени Вильнюс стала одним из крупнейших город в Восточной Европе. По некоторым сведениям, население Вильнюса в XVI в. было преимущественно белорусским, православным. Герб государства - "Погоня" - летописи упоминают под 1270 - 1290-е гг., Чаще всего связывают с личностью Витовта. Сначала это был личный герб великого князя, позже он стал гербом государства. Устав 1566 юридически закрепил "Погоню" как государственный герб ВКЛ. Воеводствах и уезд должны были иметь печать с "Погоней". Государственный герб имел следующий вид - на щите барочной формы пурпурного цвета в середине размещался белый всадник с мечом и щитом. В течение XIV - XVII ев. белорусский, а точнее, старобелорусский язык выполняла функции государственного языка ВКЛ. На ней были изданы главные законы княжества - Судебник 1468 г., все три Статуты ВКЛ, велась Метрика Великого княжества Литовского. На белорусском языке велось делопроизводство в городских магистратов, земских и замковых судах, она использовалась при проведении ревизий и инвентаризаций не только на территории Беларуси, но и на собственно литовской территории. После заключения Люблинской унии условия для дальнейшего развития белорусского языка как языка государственного, значительно ухудшились. Делопроизводство постепенно переводилось на польский язык. Специальной Сейма постановлением 1696 белорусский язык был запрещен для применения в делопроизводстве на территории Речи Посполитой.

    Статут ВКЛ издавался три раза: в 1529,1566 и 1588 годах; и был написан на старо белорусском языке, на котором говорило население Великого Княжества Литовского в XIV-XVI веках. Кодекс был составлен в Великом княжестве Литовском в XVI веке и продолжал сохранять свою силу в бывших областях этого государства в качестве сборника их гражданских законов почти до половины XIX века. Упоминания о «Статуте Великого Княжества Литовского» или о «Статуте земском» встречаются в источниках ещё в последней четверти XV и первой XVI века, но тогда под этими терминами разумелся не какой-либо кодекс, а вся совокупность земских «устав и ухвал», равно как земских и областных «привилеев», издававшихся литовским господарем с его радой. Необходимость кодификации законов, вытекавшая как из пестроты права, источниками которого служили старые обычаи и новые жалованные грамоты, или «привилеи», великих князей, так и из стремлений усилившейся шляхты высвободиться из-под тяжести великокняжеской власти, повела к изданию в 1529 г. на виленском сейме кодекса законов под именем Статута Великого Княжества Литовского. Большинство исследователей держится того мнения, что этот первый, или «старый», Статут никогда не был напечатан и действовал только в писанной форме. Профессор Ф. И. Леонтович приводил, однако, свидетельство одного акта 1552 г. о «друкованом», или печатном, Статуте. Статут 1529 г. не был особенно благоприятен для шляхты и заключал в себе немало устарелых и весьма суровых постановлений. Поэтому уже на берестейском сейме 1544 г. литовские чины просили короля Сигизмунда I об исправлении Статута, но пересмотр и новое издание последнего осуществились лишь при Сигизмунде Августе на сеймах 1564,1565 и 1566 годов. Окончательно утверждена новая редакция, известная под названием второго Статута, привилеем 1 марта 1566 г. Вскоре поднялся вопрос о новом исправлении Статута. Исправленный на поветовых сеймиках и утвержденный на головном съезде литовских чинов в Волковыске (1504), он был просмотрен на варшавском элекционном сейме 1587 г. и окончательно утвержден на коронационном сейме 1588 г. В том же году этот «третий Статут» был издан на старо русском языке подканцлером Львом Сапегою в Вильне. Это издание и было оригиналом закона; многочисленные польские переводы, начавшиеся с 1616 г., такого значения не имели и носили частный характер.
    11) Социально-экономическое развитие белорусских земель в составе Великого княжества Литовского во второй половине Xlll-первой половине XVI вв. Аграрная реформа Сигизмунда II Августа (валочная помера).

    Социально-экономической основой развития белорусских земель в средневековую эпоху являлось сельское хозяйство. Верховным собственником земли был великий князь. За военную и гражданскую службу князь наделял людей землей во временное или постоянное пользование. Этих людей называли боярами, а с XV в. - шляхтой. Крестьяне собственной земли не имели. Они работали и жили на земле магнатов или шляхтичей. Формой общественной организации являлись соседская сельская община, которая входила в состав более широкой организации - волости. В зависимости от количества земли, которой они пользовались, и характера повинностей, крестьяне делились на тяглых, огородников, бобылей/ коморников, кутников и др. От степени личной зависимости от феодалов выделялась челядь невольная (крестьяне, которые не имели своего хозяйства, жили в имениях феодалов), челядь придворная (прислуга), «похожие» люди (крестьяне с правом перехода из одного имения в другое) и «непохожие» люди (крестьяне, которые были лишены такого права), данники (платили натуральную дань), дольники (отдавали часть собранного урожая), люди тяговые (отрабатывали барщину), осадные (платили оброк), огородники (работали у феодала, не имели своей земли).

    В середине XV в. помещики стали переходить к фольварочной системе хозяйства. Крестьяне за пользование землей должны были отрабатывать определенное количество дней на помещичьей земле своим инвентарем (барщина) или платить деньгами (чинш).

    1447г - Привилей Казимира - феодалы получают право на суд над крестьянами

    1529г. - Статут ВКЛ - вводится 10-тилетний срок поиска беглых крестьян

    1557г. - Устава на волоки - крестьяне закреплялись за определенным земельным наделом, провозгласил её Сигизмунд Август, волока: 19,5 десятины, или в современном исчислении 21,3 га

    1566г. - Второй Статут - подтверждён 10-тилетний срок поиска беглых крестьян

    1588г. - Третий Статут - 20-тилетний срок поиска беглых крестьян. Крестьяне потеряли право перехода от одного феодала к другому. В XIV - первой половине XVI в. производительные силы феодализма обусловили интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, что сопровождалось ростом городов и поселков городского типа местечек. Наиболее крупными городами (свыше 8 тыс. человек) были Витебск, Могилев, Пинск, Полоцк, Слуцк, Гродно, Брест. С конца XIV в. князья начали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право. Первым получил это право Брест (1390 г.). До второй половине XVI в. магдебургское право получили почти все крупнейшие города Беларуси. Главным органом административного руководства городом был магистрат. Он состоял из рады (выборного органа) и лавы (суда). Во главе рады стоял войт, назначаемый великим князем. Местом работы рады были ратуши. Основную массу населения городов составляли ремесленники, купцы, которых называли горожанами. Большинство населения городов занималось ремеслом. В целях защиты своих экономических интересов ремесленники объединялись в союзы по профессиям, которые назывались цехами. Члены его делились на мастеров, товарищей, или челядников, и учеников. Цеха были организацией мастеров. Чтобы добиться этого звания, необходимо было в течение нескольких лет пройти школу ученика и подмастерья. В эти годы быстро развивалась торговля как внутренняя, так и внешняя. Купцы вели торговлю с Ригой и другими западноевропейскими городами. В городах проводились ярмарки по продаже товаров.

    Вывод: усиливалась экономическая зависимость крестьян от феодалов. Центрами культурной жизни, развития ремесла и торговли становились города.
    12) Основные направления внутренней и внешней политики Великого княжества Литовского, Русского и Жемоитского во второй половине Xlll-первой половине XVI вв.

    Особенностью создания Белорусско-литовского является преобладание политических причин над экономическими, необходимость борьбы с внешней опасностью (с запада от немецких рыцарских орденов и с востока от Золотой Орды).

    Князь Миндовг в 1252 году короновался и принял титул в своей резиденции в Новогрудке. Начиная с Миндовга ВКЛ проводить активную внешнюю политику. В 1262 году Миндовг с Александром Невским принял участие в походе против крестоносцев. Крестоносцам тогда не удалось проникнуть в земли среднего течения Западной Двине.

    В 1263 году Миндовг погиб в результате заговора враждебных ему литовских князей. Большим князем провозглашает себя князь Трайден. Он распространил свою власть на Городню и почти на всю Черную Русь.
    В конце XIII ст. великим князем стал Витень. После смерти Витеня трон занял его брат Гедымин. Политика Гедымина была направлена на дальнейшее внутреннее и внешнее укрепление ВКЛ и расширение его территории. В период с XIII до начала XIV в. в состав ВКЛ активно включаются новые территории: Полоцкое i Витебское, Минского княжества, Туровская земля.

    Во время княжения Ольгерда Гедеминовича власть литовских Князев была расширена на Брестскую и Гродненскую землю. Также был присоединен Гомель, Мсциславское княжества. Ольгерд проводил активную Восточную политику. Вместе с тем он успешно боролся с крестоносцами. В 1348 году на реке Стрева полками с Берестия, Витебска, Полоцка, Смоленска были разгромлены крестоносцы.

    После смерти Ольгерда великим князем стал его сын Ягайло (1377). В годы княжения Ягайлы усилилось давление крестоносцев. В результате заключение в 1385 году в замке Крево унии ВКЛ i Польши. Ягайло был избран польским королем.

    С 1392 по 1430 годы князем стал Витовт. При Витовте ВКЛ достигло наибольшего могущества и размеров. Включение в состав ВКЛ Южной Падолн дало выход в Черное море. Уния с Польшей, несмотря на сложные внутренние результаты, укрепило международные позиции княжества. Главным врагом, с которым ВКЛ приходилось вести напряженную борьбу, были Тевтонский и Левонский ордена. В 1409 г. началась «большая война» с Тевтонским орденом. Решающий удар был нанесен крестоносцам в битве под Грюнвальдом (1410 )В XIV-XV вв. продолжались набеги татар на территорию ВКЛ. Значительным событием в борьбе с ними был разгром Ольгердом монголо-татар на р.Синие Воды. На этом набеги Орды на территорию ВКЛ практически остановились.

    Таким образом, внешняя политика ВКЛ была сложной и противоречивой, Приоритеты в ней менялись. В XIV-XV вв в конце XV-XVI ее. - Главным направлением внешнеполитической деятельности ВКЛ стали отношения с московской государством. Потеря 1/4 территории ВКЛ в этой борьбе означало значительное ослабление ВКЛ i необходимости более тесного союза с Польшей.

    13) Истоки белорусского этноса. Концепции происхождения названия "Белая Русь". Культура белорусских земель во второй половине XIII - первой половине XVI вв.

    Истоки белорусского этноса. Концепции происхождения названия «Белая Русь»

    Белорусский этнос - это устойчивая общность людей, которая исторически сложилась на территории современной Беларуси, соседних восточных и северных землях и характеризуется особенностями языка, быта, культуры, черт психики и самосознания, передаваемых из поколения в поколение. Процесс формирования белорусского этноса является длительным по времени, сложным и многогранным. Существуют различные взгляды и ответы на вопросы об истоках, корнях, предках белорусов. Споры исследователей вызывает время завершения процесса составления (этногенеза) белорусского этнического сообщества. Одни утверждают, что белорусы, как этнос, уже существовали в XIII в., а процесс формирования белорусской народности начался еще в VII-VIII вв. Белорусская этническая общность сложилась в XIII-XIV вв. М. Гринблат считает, что формирование белорусов происходило в XIV-XVI вв. Есть и другие мнения.

    Создатели великорусской концепции считают, что белорусский язык - диалект русского языка. Создатели польской конценции считали так же, как и великорусской только для себя. В начале XX в. Е. Карский в фундаментальной работе «Белорусы» убедительно доказал, что белорусский язык является самостоятельным славянским языком, который по своему лексическому составу, синтаксису, фонетике и морфологии входит в группу восточнославянских языков наряду с русским и украинским. Согласно финской концепции (ее автор I. Ласков ), предками белорусского народа были славяне и финны. Побалтской концепции (Седов) предками белорусов были славяне и древние балты. Подобно названиям белорусских рек финского происхождения, они показывают только то, что в прошлом на территории Беларуси жили балты. Но большинство их было ассимилировано раньше, когда белорусы еще не сформировались. Кривичская концепция – ошибочность в том, что кривичи жили в сер. 12 в, когда бел. этнос не сформировался.

    Концепции происхождения названия «Белая Русь»

    1. От белого цвета льняной одежды жителей, а так же «центрального» размещения района в славянском мире

    2. Антрапологические особенности (цвет волос, глаз)

    3. Наличие в регионе большого числа озер и рек

    4. Независимость от монголо-татар

    5. Находится на западе

    6. Белая русь в противопоставление Черной и Красной

    Постепенно формировался и особый белорусский менталитет - склад ума народа, образ его мышления, национальный характер, психология. К лучшим нравственным и духовным качествам белорусов относятся: национальная и религиозная толерантность (терпимость), терпимость, гостеприимство, выносливость, щедрость, сообразительность, честность, доброжелательность, поэтичность души, трудолюбие. К отрицательным сторонам белорусского менталитета можно отнести апатичность, нерешительность, консервативность, недоверчивость, скрытность, покорность. Общими чертами также являются для белорусов молчаливость, домоседство, неагрессивность, склонность к согласию и поисков компромиссов.

    Культура белорусских земель во второй половине XIII - первой половине XVI вв.

    В XV-XVI вв. на Беларуси сложились условия для развития культуры Возрождения и Реформации. В среде горожан и знати распространяются идеи гуманизма, меценатства.

    Литература.Белорусский язык имел тогда статус государственного. На нем были созданы Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг. Своеобразной энциклопедией исторических знаний эпохи Средневековья стали следующие летописи: Летопись великих князей литовских, Хроника ВКЛ, Хроника Быховца. Прекрасными фигурами Возрождения были Григорий, митрополит ВКЛ, который первым внес в белорусский литературу гуманистические идеи; М. Гусовский, который дополнил литературную сокровищницу поэмой «Песнь про зубра»; Ф. Скорина, основатель нового литературного жанра предисловий к читателю. Кроме того, он ввел в Беларуси книгопечатание, перевел и издал 23 книги Библии в 1517-1519 гг. в Праге, а в Вильнюсе - «Малую подорожную книжицу». Деятелем протестантских направлений Реформации был С. Будный, который перевел на белорусский язык «Катехизис» и издал его в 1562 г. в Несвиже для обучения «людей простых», он также искренне боролся за развитие белорусского культуры. Той же позиции борьбы с полонизацией придерживался В. Тяпинский, который на свои средства основал типографию и издал «Евангелие» на белорусском и церковнославянском языках. С XV в. начинают широко распространяться библиотеки при монастырях и иезуитских коллегиума в Гродно, Бресте, Минске, Новогрудке, формируются частные коллекции Гаштольда, Радзивиллов, Сапег.

    Архитектура. В развитии архитектуры на Беларуси соединились национальные и западноевропейские традиции, которые принесли нам романский, готический стили и стиль барокко. В связи с постоянной внешней опасностью было построено много крепостей и замков (Новогрудок, Лида, Брест, Гродно, Койданово, Смоляны, Мир, Гольшаны, Несвиж и т.д.) Лучшими образцами белорусского готики в культовой архитектуры являются православные церкви в Сынковичах, Маломажейскове, Супрасле и Заславле, католический костел в Ишкальди. Главная их особенность - оборонительный характер архитектуры, церковь была одновременно и крепостью.

    Живопись.Расширяется развитие фресковой живописи и иконописи («Одигитрия Иерусалимская» с Пинской Варваринской церкви и «Умиление» из Малориты).В 14-15 вв. в костелах появились деревянные, разукрашенные разными красками скульптуры. Наиболее раний памятник – Распятие(д. Голубичи, 14в.). В XV в. являются впервые произведения светской живописи, что было обусловлено влиянием европейского Возрождения.

    Декоративно-прикладное искусство начиная с 14в. широкое распространение получают изразцы (кафель, кафли). Ими обкладывали стены печей, использовали для облицовки стен строений. Первые изразцы получили название «горшковых», поскольку напоминали обычные горшки цилиндрической формы. В 15в. изразцы преобретают вид четырехлепестковой розетки (распустившегося цветка). Позднее бел. мастера начинают изготавливать коробчатые изразцы в виде коробки, внешняя пластина которых украшается рельефным орнаментом.

    1. Царкоўна-рэлігійныя адносіны ў Вялікім княстве Літоўскім і Рэчы Паспалітай. Становішча праваслаўнай, каталіцкай, пратэстантскай, уніяцкай цэркваў.


    В ХII-ХIII в. Беларусь находилась под монопольным влиянием православия. Католицизм на территории ВКЛ начинает проникать в ХШ в. Кревская уния нарушила монополию православия. В XIV - середине XVI в. в. расширяет свое влияние западное христианство, но по-прежнему в восточных регионах ВКЛ тон задавало в духовной жизни общества православие, несмотря на то, что его позиции все более потеснялись. К середине XVI в. позиции православия и католицизма уравновесились: на западе ВКЛ действовала Виленская каталитическая епархия, приходы, монастыри; на востоке оставалось влиятельной идеологией православие. Среди шляхты удельный вес католиков в первой половине XVI в. был незначительным. Отношения между православием и католицизмом приобрели различные формы: литературная полемика, парламентская и вооруженная борьба. В1432 и 1436 гг. были приняты два привилея, которые уравняли в экономических правах православную и католическую знать. В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, в православии - ересями. Особенность Реформации на Беларуси в том, что в отличие от Европы она не стала народной, а охватила только высшие слои общества. Феодальная знать хотела укрепить свое социально-экономическое положение за счет костелов, монастырей. Крупные магнатские роды - Радзивиллы, Ходкевичи, Сапеги - примкнули к реформаторскому движению из политических соображений: хотели отгородиться от католической Польши и закрепить самостоятельность ВКЛ. Реформация привела к развитию толерантности в княжестве. В1564 г. орден иезуитов появился в ВКЛ. Правящие круги Речи Посполитой способствовали укреплению позиций католической церкви и оказывали ей все возрастающую поддержку. Процесс окатоличивания высших слоев, втянутых ранее в Реформацию, приобрел массовый характер. К середине XVI в. польские короли подчинили себе православную церковь. Брестская церковная уния Наступление католицизма в Речи Посполитой вылилось в заключение в 1596 г. Брестской церковной унии. После заключения Люблинской унии и создания Речи Посполитой верховная власть видела возможность объединения всего населения страны с помощью единой религии - католичества. Католическое руководство надеялось на победу над православием и расширением своего влияния в Восточной Европе. Руководство православной церкви надеялось через.унию вернуть себе ведущее положение. В 1595 г. папа римский в Ватикане торжественно провозгласил унию православной и католической церкви. Предусматривалось признание верховной власти Ватикана и католических догматов при сохранении православной обрядности и богослужения на церковнославянском и родном языках. 6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте на основе белорусско-украинского православия было сформировано новое направление в христианстве - униатство. Оно сохраняло прежнюю обрядность, юлианский календарь, традиционные праздники, но признавало верховенство католического вероучения. На рубеже XVII-XVIII в.в. количество униатов на Беларуси превзошло число православных, а к концу XVIII в. достигло 2/3 населения, в основном крестьян

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта