Главная страница
Навигация по странице:

  • 2)Основные подходы по изучению истории. Периодизация истории Беларуси.

  • Др евнее

  • 4) Индоевропейский период этнической истории Беларуси (бронзовый и железный век). Балты и славяне

  • 5. Языческое вероисповедание древних предков белорусов

  • 6. Зарождение государственности у восточных славян. Киевская русь. Полоцкое и Туровское княжества – первые раннефеодальные государственные

  • Ответы по истории. 1 Предмет, значение и цели курса Истории Белоруссии. Источники изучения курса


    Скачать 205.91 Kb.
    Название1 Предмет, значение и цели курса Истории Белоруссии. Источники изучения курса
    АнкорОтветы по истории.docx
    Дата11.03.2017
    Размер205.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы по истории.docx
    ТипДокументы
    #3649
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1)Предмет, значение и цели курса «Истории Белоруссии». Источники изучения курса.

    В курсе История Беларуси изучается прошлое и современность бел. народа. Наша задача- дать объективный анализ историческим фактам. История Беларуси насчитывает не одно тысячелетие, она представляет собой важную составную часть слав., европ. и мир.цивилизаций. Бел народ в общ-культ. развитии сыграл значительную роль в мире. У него всегда существовала своя промышленность, государственность, культура и т.д. Прошлое бел народа - его неотъемлемое богатство, обязательный фактор нац. отличительности, способствующий росту нац. самосознания. Мы будем пользоваться цивилизационной периодизацией. Под цивилизацией мы будем понимать устойчивый тип соц организации одного или нескольких обществ когда они связаны примерно одинаковыми полит,экономич,правовыми и т.д. традициями, которые могут передаваться от одного этносу к другому. Поэтому история того или иного общества имеет общечеловеческие ценности. Источники по истории Беларуси состоят из 6 основных групп:

    1. археологические,2)этнографические,3)лингвистические,4)устные,5)письменные,6)кино-фото- фонодокументы. История каждого народа излагается в форме статей, монографий посвященных обычно узким темам. Подготовка обобщающих трудов велась на протяжении всего XX века. Работа над обобщ трудом по ист Бел проведена в нач XX века Вацлавом Ластовским. В 1910 г. он издал «Короткую историю Беларуси» - первая популярная книга в которой отражен взгляд белоруса на прошлое Родины. Продолжил его дело Всеволод Игнатовский, М.Довнар-Запольский. В1954-58 Институт истории академии наук БССР издал «Историю БССР» в 2-х томах, оценка событиям давалась в соответствии с официальными взглядами. Конец 80-х-90-х - в связи с большими общ-полит изменениями в общ-ве создались условия для написания обобщ. труда по истории Бел: «Энциклопедия истории БССР», «История БССР» - 6 томов и др.


    2)Основные подходы по изучению истории. Периодизация истории Беларуси.

    К. Маркс выработал формационный подход к истории, синтезировав рационалистическую логику философии истории Гегеля и натуралистические концепции истории. Он видел в историческом процессе эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. Маркс выделял несколько этапов развития общества, и, соответственно, несколько типов общества, от наименее развитого до совершенного — несколько общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Формационный метод позволяет вывести общий закон исторического развития человеческого сообщества и отметить общие черты общественных укладов разных стран и разных народов, находящихся на одной исторической ступени, живущих при одном общественном строе. Однако с помощью формационного метода нельзя объяснить те исторические события, в которых решающее значение имели субъективные факторы, сознательные действия людей. Формационный метод не раскрывает особенностей культур и исторических путей народов и других социальных общностей. Этот метод по сути применим только к обществам Древнего Востока, Европейской Античности, Западноевропейского Средневековья и Западноевропейского и Американского Нового времени. В других обществах рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства либо имели резко отличные черты, либо вообще не существовали. Это означает, что всемирная история не укладывается в одномерное, линейное, поэтапное, ступенчатое развитие, в единый коридор смены формаций.

    Цивилизационная концепция - анализ общественного развития, когда история народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций. В отличие от теории общественно-экономической формации, цивилизационный подход применим к истории любой страны, народа, группы стран и т. д. Уже давно обнаружились слабые стороны цивилизационного подхода. Во-первых, не удалось выявить объективных критериев, по которым выделяются цивилизации. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов, и возможны различные спекуляции (вплоть до сведения любого народа к особой цивилизации). Во-вторых, не верно отождествление цивилизаций с живыми организмами. Время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, причины генезиса и упадка разных цивилизаций различны.

    Познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. В науке слово «история» часто употребляют в значении «процесс движения во времени и процесс познания во времени». Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Белорусского государства на различных этапах.

    Практически-политическая функция заключается в том, что история как наука, раскрывая на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

    Мировоззренческая функция состоит в том, что историческая наука дает документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их понимание формирует взгляд на мир, общество, закономерности его развития. Мировоззрение является научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии это исторические факты.

    Воспитательная функция заключается в том, что изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.
    Периодизация истории Беларуси.

    Согласно формационному принципу, в истории Беларуси выделяются следующие периоды:

    1-й Первобытнообщинный строй (100– 40 тыс. лет до н . э . – VIII ст . н . э .);

    2-й Феодальное общество (IX ст . – 1861 г .);

    3-й Период капитализма (1861– 1917 гг.);

    4-й Эпоха социализма (с 1917 г .).

    В соответствии с цивилизационным подходом, в истории человеческого общества на территории Беларуси выделяются следующие периоды:

    I Древнее об-во(100-40тыс лет до н.э.-сер I тыс.н.э.)

    а) каменный век(40 тыс до н э -3 тыс лет до н э)

    б) бронзовый век(2 тыс до н э-нач I тыс до н э)

    в) железный век(нач I тыс до н э-сер I тыс.н.э.)

    II Средневековье (конец V-ХV в н э)

    а)нач перехода к классовому общ-ву и возникн roc-ва на Бел(VI-пер пол XIII)

    б)развитие феодальной системы (сер XIII-XV)

    III Новое время (XVI-начХХ в)

    а)оформление феод системы и назревание ее кризиса(ХVI-кон XVIII)

    б)генезис и укрепление капитализма(конХVIII-1917)

    IV Новейшее время (1918-наши дни)
    3) Первоначальное заселение белорусских земель. Доиндоевропейский период этнической истории Белоруссии (каменный век).

    Первые люди, которые появились на территории Беларуси в мустьерскую эпоху 150-35 тыс. лет назад, были неандертальцами. В период позднего палеолита 35-10 тыс. лет назад на территории Беларуси появился человек современного физического типа — неоантроп, или кроманьонец. В мезолите 9-5 тыс. лет до н. э. человек проник на территорию северной Беларуси. Заселение территории Беларуси происходило в двух основных направлениях: а с юго-востока — Восточного Полесья и Верхнего Поднепровья: б с юго-запада — Западного Полесья и Понеманья. Подвинье было заселено как с юга, так и с запада. В середине мезолита на территории Беларуси были заселены долины крупных рек. На территории Беларуси значительно увеличилось количество населения. Оно проживало в основном на территории Полесья, Понеманья и Посожья. В 3-м тыс. до н.э. на территории Подвинья и Посожья появились финно-угры. Об этом свидетельствуют следующие факты:

    1) основным занятием населения были охота и рыболовство;

    2) древнейшие географические названия в этой местности были финно- угорские — названия рек и озер северной Беларуси Двина, Свирь, Мордва и др.;

    3) во внешнем облике местного населения сохранились некоторые монголоидные черты, что характерно для финно-угров. В начале бронзового века рубеж 3-2 тыс. до н.э. на территорию Беларуси начинают проникать племена индоевропейцев.. В 4-м тыс. до н.э. индоевропейцы имели уже достаточно развитое хозяйство и патриархальный строй. Они занимались животноводством, умели обрабатывать землю, первыми начали использовать колесо. Увеличение количества населения и стад заставило племена искать новые места обитания.
    4) Индоевропейский период этнической истории Беларуси (бронзовый и железный век). Балты и славяне

    Этнос (от греч. ethnos - племя, народ) - устойчивое сообщество людей, которая сложилась исторически на определенной территории, имеющие общий язык, культуру, быт, психологические черты и самосознание. Индоевропейский период этнической истории Беларуси начался в бронзового века из времени расселения на ее территории индоевропейских племён. Примерно 3-2 тыс. гг. до н.э. произошел демографический взрыв, началось "большое переселение народов". Есть несколько концепций прародины индоевропейцев- концепция европейской локализации, балканская концепция прародины индоевропейцев и др. Наиболее обоснованной является концепция переднеазиатской прародины индоевропейцев. В соответствия с ней началась миграция индоевропейцев со своей прародины. Этот могучий миграционный поток был источником расселения индоевропейцев в Европе, в том числе и в Беларуси. При встрече с местным населением индоевропейцы, которые находились на более высокой степени социально-экономичного развития побеждали его и ассимилировали. В итоге ассимиляции местного неолитического населения индоевропейцами сформировался новый этнос - балты. Балты жили на территории современной Беларуси до прихода сюда славян. Каменный век уступил место бронзового века (3-2 тыс. гг. к н.э. -1 тыс. гг. к н.э.). Общее количество населения в бронзовом веке могло быть от 50 до 75 тыс. человек. Бронзовый век уступил место железному веку (1 тыс. пг. к н.э. - iV-V вв. н.э.). Местные племена освоили железообработку. Есть несколько концепций прародины славян. Но наиболее учено обоснованной и распространенной является концепция центральноевропейской локализации славян, согласно какой прародиной славян надо считать территорию где сегодня находятся Германия, Чехия, Словакия, Польша, самые западные районы Беларуси. В IV-VII вв. произошло второе "большое переселение народов". Со своей прародины часть славян начала массовое движение на юг. Сегодня это - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы и др. Вторая часть славян со своей прародины двигалась на восток. Они ассимилировали местное балтское, финно- угорское и тюркское население. Восточные славяне сегодня - это белорусы, русские и украинцы. В Vi-Vii вв. славяне начинают проникать в балтский ареал. В VIII-IX вв. начинается массовое расселение славян на территории современной Беларуси. В итоге славяно-балтского взаимодействия возникли кривичи, дреговичи, радимичи - не непосредственные предки белорусов, а этнические сообщества на территории современной Беларуси в IX - первой половине ХП ст.
    5. Языческое вероисповедание древних предков белорусов
    Древние славяне - это язычники, обожествлявшие силы природы. Их основными богами являлись: Бог рот - бог неба и земли; Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия; Волос или Велес - бог богатства и скотоводства; Дажь бог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Очень важны были божества, связанные с теми силами природы, влияющими на земледелие. Так же древние славяне очень почитали души предков, думая что они находятся где-то в среднем небе «аере» - «Ирье» и очевидно, содействуют всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшимся потомкам. Когда в дни поминовения предков их приглашали на праздничную трапезу, то «деды» представлялись летающими по воздуху. Готовые же продукты - каша и хлеб испокон веков были ритуальной пищей и обязательной частью жертвоприношения таким божествам плодородия, как рожаницы. Существовали специальные виды каши, имевшие только ритуальное назначение: «кутья», «коливо» (из пшеничных зерен). Варилась кутья в горшке и в горшке же или в миске подавалась на праздничный стол или относилась на кладбище в «домовину» при поминовении умерших. Имелись дома мертвых, как место общения с благожелательными предками. В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом. Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера». Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. 
    Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Созданный при Владимире Святославовиче языческий пантеон – собрание основных языческих богов – также нельзя назвать общеславянским, в основном он состоял из южнорусских божеств, причем их подбор не столько отражал действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям.

    6. Зарождение государственности у восточных славян. Киевская русь. Полоцкое и Туровское княжества – первые раннефеодальные государственные образование на территории Беларуси
    Восточнославянские союзы племен чувствовали родство между собой, они были близки по языку, культуре, обычаям, имели много общих внешних интересов. Все это создавало условия для политического объединения восточных славян, что и произошло во второй половине IX в. Во главе этого объединения стала династия Рюриковичей, а главным городом - Киев. Однако империя Рюриковичей не была централизованным государственным образованием. Она представляла собой политические объединения феодалов вокруг великого князя с целью отпора постоянным набегам внешних врагов и сбора дани с собственного населения. Территория современной Беларуси находилась на западной окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева. Одним из первых начал обособляться Полоцк. Полоцк впервые упоминается в источниках под 862г. В последней четверти X в. шла упорная борьба за великокняжеский престол между сыновьями Киевского князя Святослава и Киевским князем Ярополком, Новгородским князем Владимиром. Каждый из них стремился иметь Полоцкое княжество своим союзником. С этой целью Владимир решил жениться на дочери Полоцкого князя Рогволода Рогнеде , но встретил с ее стороны решительный отказ. Тогда Владимир захватил Полоцк, убил Рогволода, силой взял себе в жены Рогнеду и стал Великим Киевским князем. В крупнейшие города в качестве своих наместников Владимир направил своих сыновей. Его сын от Рогнеды Изяслав получил Полоцк. После смерти Изяслава в Полоцке княжили его сыновья и внуки. Наивысшего расцвета Полоцкое княжество достигло при князе Брячиславе (1001-1044гг.) и Всеславе (Чародее) (1044-1101 гг.). В это время расширились границы княжества. Оно занимало территорию теперешней Витебской области, северную часть Минской и несколько соседних районов. В вассальной зависимости от княжества были земли, которые простирались по нижнему течению Западной Двины, где находились города Кукенойс и Герцике. Полочане контролировали торговый путь «из варяг в греки», собирали дань с балтских племен. Между Полоцком и Киевом велась борьба, которая продолжалась с перерывами более 100 лет. Полоцкие князья дважды занимали Новгород, вели борьбу за Псков и Смоленск. В 1067г. произошла битва на реке Немига, шла война с Владимиром Мономахом. В 1127г. сын Мономаха Великий князь Киевский Изяслав организовал большой поход коалиции южно-русских князей против Полоцка. Затем полоцкая земля распалась на удельные княжества: Полоцкое, Минское, Друцкое, Изяславское, Логойское и др. Во второй половине XII в. в восточную Прибалтику стали проникать крестоносцы. Предки латышей и эстонцев к этому времени не имели своей государственности и были язычниками. Северная опасность со стороны немецких крестовых орденов была замаскирована миссионерской деятельностью. В 1186г. полоцкий князь Владимир разрешил немцу Мейнарду вести христианскую работу среди подчиненных Полоцку ливов. Крестоносцев интересовало не столько миссионерство, сколько завоевание новых земель в Прибалтике. В 1201 г. при епископе Асберте (с разрешения полоцкого князя) была построена крепость Рига. В 1202 г. здесь был создан при помощи римского папы орден меченосцев, который в 1237 г. стал называться Ливонским. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г. дружина Полоцкого князя Владимира Всеславича осадила немецкие крепости Икскюль и Гольм. Но этот поход был неудачным. В 1208 г. крестоносцы захватили Кукенойс, в 1209 г. разграбили и сожгли Герцике. Чтобы противостоять опасности, Полоцк и Витебск установили связь с Новгородской землей, что позволило им нанести поражение шведам на Неве в 1240 г., и 5 апреля 1242 г. разбить немецких крестоносцев на Чудском озере. В 1260 г. литовцы вместе с русскими и белорусскими войсками нанесли поражение крестоносцам на озере Дурбе. Таким образом, коалиции всех сил северной части Европы удалось отстоять свою независимость.


    Туровское княжество образовалось на территории южной Беларуси в бассейне Припяти и ее притоков. Столица княжества - город Туров упоминается в летописи под 980 г. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который вел борьбу за самостоятельность княжества. С 1054 г. по 1119 г. Туровским княжеством владели князь Изяслав (сын Ярослава Мудрого) и его сыновья. С 1113 г. княжество перешло к наследникам В. Мономаха. В 50-е годы XII ст. Туровским княжеством завладел Юрий Ярославович, который вернул княжество династии князя Изяслава. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта